Динамика структуры абсолютного брака крови в Казахстане

Научно-производственный центр трансфузиологии, г. Астана, Казахстан

Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова, г. Москва

Введение. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует проводить в жизнь следующую комплексную стратегию снабжения безопасной донорской кровью и продуктами крови для обеспечения безопасного и эффективного переливания крови: создание хорошо организованных служб переливания крови, деятельность которых координируется на национальном уровне и которые могут обеспечить своевременные и достаточные поставки безопасной донорской крови в достаточном объеме для удовлетворения потребностей пациентов в гемотрансфузиях; осуществление забора крови у добровольных безвозмездных доноров крови из групп низкого риска по инфекциям, которые могут передаваться через кровь и продукты крови, постепенный отказ от родственного донорства/ доноров замещения, а также ликвидация платного донорства; скрининг гарантированного качества всей донорской крови на гемотрансмиссивные инфекции, включая вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), гепатит B, гепатит C, бледную трепонему (сифилис) и, когда это целесообразно, на другие инфекции, связанные с риском для безопасности поставок крови, например на Trypanosoma cruzi (болезнь Шагаса) и разновидности Plasmodium (малярию); проведение исследований групп крови и проб на совместимость; рациональное использование крови в целях уменьшения ненужных переливаний и минимизации рисков, связанных с гемотрансфузией; внедрение эффективных систем качества, разработку и внедрение стандартов качества, эффективные системы ведения документации, обучение всего персонала и регулярное проведение оценки качества [1].

Управленческие технологии в Службе крови в настоящее время активно направлены на внешние взаимодействия: рекрутинга донорства и фондовооруженность. Внутренние организационные инструменты направлены приоритетно на иммунологическую и инфекционную безопасность крови - данные мероприятия экономически достаточно затратные. В каждой стране должны быть разработаны индивидуальные стандарты [2]. В Казахстане, существуют ряд проблем, связанных с недостаточным финансированием, и как следствие актуальным является вопрос профилактики экономических потерь микросреды организации. Нами был проведен анализ структуры абсолютного брака крови в Казахстане.

Один из самых важных технологических этапов при производстве крови и(или) ее компонентов носит название «Выбраковка продукции» или «Выпуск продукции из карантина» (иногда еще встречается термин «Управление карантином»). В процессе этой процедуры определяется пригодность компонентов, полученных от донора для применения в лечебных целях, то есть происходит выбраковка – годное, соответствующее заданным параметрам качества отделяется от брака и тех продуктов, качество которых, а, следовательно, и возможность дальнейшего использования, на момент выбраковки, не ясны окончательно.

В Казахстане в скрининг донорской крови входят определение уровня АЛТ. Анти-НВс и аланинаминотрансферазы (АЛТ) тесты были введены в конце 1980-х годов в Соединенных Штатах в качестве косвенных тестов для не-A, не-B гепатит (NANBH).

Исследования, проведенные в конце 1970-х годов показали значительно повышенный риск NANBH среди получателей анти-НВс-положительных единиц крови [3,4]. После открытия вирусного гепатита С (ВГС) в США и Европейском Союзе обязательное обследование донорской крови на активность АЛТ отменено в силу неспецифичности этого маркера и достаточной чувствительности специфических иммунодиагностикумов [5]. Основанием для такого решения послужили в том числе и результаты проспективных рандомизированных исследований [6].

Цель исследования: провести анализ структуры абсолютного брака в Казахстане.

Материалы и методы: аналитический, ранжирование, качественный контент-анализ.

Результаты и обсуждение. Нами, за период 2008-2014 г. изучена динамика структуры абсолютного брака крови в регионах Казахстана. Всего в республике 17 центров крови.

В 2008 г. лидерами по удельному весу брака по ВИЧ стал Актюбинский центр крови, по HBsAg Жамбылская область, по HCV Восточно-Казахстанская, по сифилису Южно-Казахстанская, по другим причинам – Павлодарская область (59,3%). По республике за 2008 год на первом месте в абсолютном браке HBsAg - 32,2%, на втором HCV - 24,0, на третьем другие причины – 19,4.

Таблица 1. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за 2000 г.

Таблица 1. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за 2000 г.

В 2014 г. лидерами по удельному весу брака по ВИЧ представлена Карагандинская, по HBsAg и HCV Республиканский центр крови, по сифилису Актюбинская область, по другим причинам Актюбинская область - 69,9%. По республике за 2014 г. на первом месте в абсолютном браке другие причины - 34,8%, на втором HBsAg - 25,7, на третьем сифилис – 17,1.

Таблица 2. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за 2010 г.

Таблица 2. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за 2010 г.

Таблица 3. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за 2012 г.

Таблица 3. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за 2012 г.

Примечание: ПЦР – полимеразная цепная реакция.

Таблица 4. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за 2014 г.

Таблица 4. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за 2014 г.

Анализируя методом прямого ранжирования, в целом, по удельному весу абсолютного брака по центрам крови в Казахстане, установлен средний динамический рейтинг центров крови за период 2008-2014 г.

Таблица 5. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за период 2008-2014 г. в Казахстане

Таблица 5. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за период 2008-2014 г. в Казахстане

Таким образом, данный динамический анализ за период 2008-2014 г. выявил по республике тенденции увеличения в 1,94 раза удельного веса брака «по другим причинам», что требует дополнительного изучения организационных факторов причинно-следственной связи. Составление динамического рейтинга центров крови по эффективности по уровню удельного веса абсолютного брака, позволит улучшить управленческие технологии в конкретных областях.

Список использованных источников:

  1. Скрининг донорской крови на гемотрансмиссивные инфекции. Рекомендации ВОЗ. - 2010. – С. 1-5.
  2. Heyns A. du P. et al. Prevalence of HIV-1 in blood donations following implementation of a structured blood safety policy in South Africa// Journal of the American Medical Association, 295(5):519–526
  3. Koziol D.E., Holland P.V., Alling D.W., Melpolder J.C., Solomon R.E., Purcell R.H. et al. Antibody to hepatitis B core antigen as a paradoxical marker for non-A, non-B hepatitis agents in donated blood// Ann Intern Med 1986; 104(4):488-495.
  4. Sugg U., Schenzle D., Hess G. Antibodies to hepatitis B core antigen in blood donors screened for alanine aminotransferase level and hepatitis non-A, non-B in recipients// Transfusion 1988; 28(4):386-388.
  5. Филина Н.Г., Отто В.С. К вопросу об отмене обязательного обследования донорской крови на определение активности аланинаминотрансферазы// Новое в трансфузиологии. - 2004.- №36.- С.88-91.
  6. Blajchman M.A., Bull S.B., Feinman S.V. Post-transfusion hepatitis: impact of non-A, non-B hepatitis surrogate tests. Canadian Post-Transfusion Hepatitis Prevention Study Group// Lancet.- 1995.- Vol.345, №8941.- P.21-25.