Оценка степени токсичности дополнительного узла трения модульного бедренного компонента при первичном тотальном эндопротезировании тазобедренного сустава

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Городская клиническая больница №12, г. Москва

Заболевания области тазобедренного сустава, чаще выявленные на поздних или диагностируемые на ранних стадиях заболевания заслуживают пристального внимания и требуют хирургического лечения. Нарушение биомеханики походки, стойкие контрактуры, деформации, выраженный болевой синдром приводят к ухудшению качества жизни пациента, ранней инвалидизации и способствуют уменьшению количества активного работоспособного населения. Всё это негативно сказывается на экономических и демографических показателях многонационального государства. С увеличением общей продолжительности жизни населения будет возрастать и частота заболеваемости тазобедренного сустава [1-5].

В отделении ортопедии ГБУЗ ГКБ №12 ДЗМ на базе кафедры травматологии и ортопедии РУДН был проведен анализ клинических и рентгенологических наблюдений 75 операций тотального эндопротезирования тазобедренного сустава, в ходе которых применялись бедренные компоненты бесцементной фиксации с системой модульных шеек фирмы «Wright»: Preserve, Profemur L, Profemur Z, произведенных из сплавов с содержанием кобальта и хрома.

Легирование кобальтом стали повышает её жаропрочность, улучшает механические свойства. Потребность человека в кобальте колеблется от 0,007 до 0,015 мг ежедневно. В теле человека содержится 0,2 мг кобальта на каждый килограмм массы человека. При отсутствии кобальта развивается акобальтоз. Избыток кобальта может привести к склерозу легких, кардиомиопатии, контактному дерматиту, гиперплазии щитовидной железы, невриту слухового нерва, увеличению содержания липидов, количества эритроцитов в крови и повышению артериального давления.

Хром - важный компонент во многих легированных сталях (в частности, нержавеющих), а также в ряде других сплавов. Добавка хрома существенно повышает твердость и коррозийную стойкость сплавов. Хром является одним из биогенных элементов, постоянно входит в состав тканей человека. У человека хром участвует в обмене липидов, белков (входит в состав фермента трипсина), углеводов. Наибольшее количество ионов хрома обнаруживается в костях, волосах и ногтях. Снижение содержания хрома в крови приводит к уменьшению скорости роста, увеличению холестерина в крови. Данный металл вызывает специфическое поражение кожи (дерматит, язвы), изъязвление слизистой оболочки носа с характерной перфорацией хрящей носовой перегородки, гастриты, язву желудка и двенадцатиперстной кишки (неблагоприятно протекающую), хромовый гепатоз, нарушение регуляции сосудистого тонуса и сердечной деятельности. Острое отравление возникает при его поступлении в организм в дозе более 1,5 мг/кг массы тела и связано с его высокими окислительными способностями, которые приводят к гемолизу, острой почечной и печеночной недостаточности. Кроме того, соли хрома способны вызывать аллергические реакции.

Из этого следует, что баланс кобальта и хрома является актуальной проблемой и определение его концентрации у пациентов возможно путем эмиссионного спектрального анализа тканей, масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой и атомно-адсорбционной спектрометрии с электротермической атомизацией.

Последние 20 лет в литературе упоминания о модульных бедренных компонентах эндопротезов тазобедренного сустава были сосредоточены на двух основных возможных проблемах:

1. Накопление дебриса и ионов металлов в организме вследствие нормального износа компонентов эндопротеза и дополнительного узла трения, особенно с парой трения металл-металл. Использование пары трения метал-метал было приостановлено большинством производителей, а импланты отозваны с рынка в связи с негативным воздействием ионов металлов на организм пациентов.

2. Перелом модульной шейки вследствие щелевой и фреттинг-коррозии (рис. 1 а, б) [8] и перелом медиальной стенки ножки в узле сочленения с шейкой (рис.2).

Рис. 1. Перелом модульной шейки вследствие фреттинг-коррозии в месте сочленения с бедренным компонентом, данные Wright C.G. [8].

Рис. 1. Перелом модульной шейки вследствие фреттинг-коррозии в месте сочленения с бедренным компонентом, данные Wright C.G. [8].

Рис. 2. Перелом медиальной стенки ножки в узле сочленения с шейкой, данные Wodecki P. [7].

Рис. 2. Перелом медиальной стенки ножки в узле сочленения с шейкой, данные Wodecki P. [7].

По результатам испытаний рядом авторов во главе с Baleani M. [6] в растворе Рингера было смоделировано 20 миллионов циклов работы эндопротеза тазобедренного сустава с модульной шейкой, что соответствовало 20 годам использования эндопротеза в организме человека. Данных, свидетельствующих о первичной коррозии, не было, были отмечены единичные точечные коррозийные повреждения. Количество дебриса составило менее чем 1 мг/год. С 1995 по 2001 г. Baleani M. было произведено 864 операции по первичному эндопротезированию тазобедренного сустава с использованием систем модульных шеек бедренных компонентов: 458 женщин и 406 мужчин. Средний возраст составил 55 лет (16-81 лет). Выживаемость оценивали по методу Каплана-Мейера. Было получено 3 осложнения: 2 вывиха головки эндопротеза и 1 миграция (проседание в канале) бедренного компонента, что потребовало ревизионных вмешательств. Ни одного случая перелома модульной шейки и конически-эллиптического узла сочленения не выявлено. За 6 лет наблюдений выживаемость бедренного компонента с модульной шейкой составила 99,4%. Модульные бедренные компоненты показали отличные клинические результаты, так как риск развития нестабильности может возникнуть при увеличении количества дебриса до 10 мг/год.

Известно, что факторами асептической нестабильности компонентов эндопротеза являются продукты износа дополнительного узла трения в области сочленения модульной шейки и бедренного компонента, вызывающие резорбцию кости грануляционной тканью. Накопление ионов металлов в тканях организма, вследствие фреттинг-коррозии или износа дополнительного узла трения, принято называть металлозом. Для количественного определения содержания ионов кобальта и хрома в крови у пациентов после тотального эндопротезирования тазобедренного сустава с применением модульной шейки бедренного компонента с целью оценки степени токсичности и износа в области модульного сочленения была проведена атомно-адсорбционная спектрометрия с электротермической атомизацией в сроки наблюдения от 3,5 до 4 лет (рис. 3).

Из всех пациентов была отобрана контрольная группа (15 мужчин и 15 женщин) со схожими антропометрическими показателями, возрастом и степенью физической активности. Средние количественные значения ионов кобальта и хрома в крови у пациентов представлены в табл. 1.

Таблица 1. Средние количественные значения ионов кобальта и хрома в крови у пациентов из 1 группы

Таблица 1. Средние количественные значения ионов кобальта и хрома в крови у пациентов из 1 группы

Анализ результатов атомно-адсорбционной спектрометрии с электротермической атомизацией у пациентов из группы модульного бедренного компонента в отдаленном периоде наблюдения до 4 лет показал, что степень токсичности дополнительного узла трения незначительно превышает референсные значения по количественному содержанию кобальта и хрома в венозной крови, что указывает на умеренную (ожидаемую) степень износа в области модульного сочленения бедренного компонента

Список использованных источников:

  1. Алексеева Л.И. Факторы риска при остеоартрозе// Научно-практическая ревматология. 2000. №2. С. 36-45.
  2. Алексеева Л.И. Эндомиологические основы остеоартроза: методология, распространенность, факторы риска в этнически неоднородных группах населения России и фармакотерапия.: автореф. дис. д-ра мед. наук. 2000.
  3. Миронов С.П. Состояние специализированной амбулаторной травматолого-ортопедической помощи пострадавшим от травм и больным с патологией костно-мышечной системы// Вестн. травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. 2010. №1. С. 3–8.
  4. Рациональное эндопротезирование тазобедренного сустава/ Ал.А. Надеев, А.А. Надеев, С.В. Иванников, Н.А. Шестерня. М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2004. С. 239.
  5. Arden N., Nevitt M.С. Osteoarthritis: epidemiology// Best. Pract. Res. Clin. Rheumatol. 2006. Vol. 20, №1. P. 3–25.
  6. Baleani M., Traina F., Declerico M., Viceconti M., Toni A. Modular neck primary prosthesis: experimental and clinical outcomes// J. Bone Joint Surg. Br 2005 vol. 7-B no. SUPP 61.
  7. Wodecki P., Sabbah D., Kermarrec G., Semaan I. New type of hip arthroplasty failure related to modular femoral components: Breakage at the neck-stem junction// Orthopaedics and Traumatology: Surgery and Research (2013) 99, 741-744. https://clck.ru/Hcpnv
  8. Wright C.G., Sporer S., Urban R., Jacobs J. Fracture of a modular femoral neck after total hip arthroplasty. A case report// J.Bone Joint Surg. (Am) 2010. 92: 1518-1521.