Ближайшие результаты различных способов эверсионных каротидных эндартерэктомий

Нижегородская государственная медицинская академия

Введение. Острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) остаются современной медико-социальной проблемой. В настоящее время каротидная эндартерэктомия (КЭАЭ) является самым эффективным способом предотвращения ишемического инсульта (ИИ) у больных определенных групп. Эффективность КЭАЭ в профилактике ИИ по сравнению с консервативным лечением доказана несколькими многоцентровыми рандоминизированными исследованиями: NASCET, ECST, ACAS [2,3,4,5]. В настоящее время в мировой ангиохирургической практике лечения атеросклероза сонных артерий (СА) лидирующее место завоевывают методики классической каротидной эндартерэктомии с пластикой заплатой и эверсионной КЭАЭ (ЭКЭАЭ) [8]. По данным некоторых исследователей ЭКЭАЭ является методом реконструкции СА, которая связана с меньшим риском развития рестенозов, окклюзий СА и ИИ послеоперационном периоде [6,7]. Сторонники ЭКЭАЭ указывают на ее преимущества: сохранение ангиоархитектоники СА, адекватная коррекция кровотока без использования инородного материала, снижение риска возникновения турбуленции кровотока, оптимальные условия гемодинамики [3]. В арсенале хирурга имеются несколько способов выполнения данного вида реконструкции: Kieny R., De Bakey М.E., Chevalie J. Способ De Bakey М.E. применим только при очень коротких бляшках ВСА и в настоящее время имеет только историческую ценность. Способ Chevalie J. имеет те же недостатки, что и предыдущий, но используется при лучшей визуализации области бифуркации. Этот способ более трудоемкий и увеличивает время пережатия СА. Недостатками способа Kieny R. является частая необходимость дополнительной эндартерэктомии из общей сонной артерии (ОСА), которая приводит к образованию «порога» и частичному отслоению интимы проксимальнее зоны эндартерэктомии, что является причиной турбуленции кровотока и адгезии тромбоцитов, увеличивает время пережатия СА. А без проведения эндартерэктомии из ОСА повышается риск развития тромбозов и окклюзий внутренней сонной артерии (ВСА) [1]. Основной задачей современной ангиохирургии является разработка способа реконструкции, задачей которого является дальнейшее улучшение результатов данной операции. В настоящее время нами предложен новый модифицированный способ ЭКЭАЭ [1].

Цель. Изучить результаты нового способа реконструкции сонных артерий и показать его безопастность.

Материалы и методы. Проведен ретроспективный анализ историй болезни 142 пациентов, которым была выполнена ЭКЭАЭ по поводу атеросклеторического поражения СА. Оперативные вмешательства выполнены в отделении сосудистой хирургии Городской клинической больницы №13 за период с 2009 по 2014 г. Все больные поступили в отделение в плановом порядке. Показаниями к КЭАЭ в нашем исследовании для симптомных пациентов служила степень стеноза ВСА более 60%, при наличии нестабильной бляшки – более 50%. В случае асимптомного поражения ВСА операцию выполняли при стенозе ВСА на 70% и более. Все больные были разделены на две группы. В первую группу вошли 60 пациентов, которым была выполнена ЭКЭАЭ по оригинальному способу [8].

Этот способ является дальнейшим совершенствованием ЭКЭАЭ. Данный способ выполняется следующим образом. Производится разрез кожи, подкожной клетчатки и m. platysma вдоль m. sternocleidomastoideus. Выделяется бифуркация ОСА, начальный отдел наружной сонной артерией (НСА) с a. thyroidea superior и ВСА. Затем осторожной пальпацией ВСА в области бифуркации устанавливается границы бляшки. Далее скальпелем отсекается ВСА от зоны бифуркации с широким захватом передней и боковых стенок ОСА в пределах неизмененной артерии с оставлением узкой полоски задней стенки ОСА около 3-5 мм в виде мостика (рис. 1).

Рис 1. Отсечение a. carotis interna от a. carotis communis с широким захватом (интраоперационное фото).

Рис 1. Отсечение a. carotis interna от a. carotis communis с широким захватом (интраоперационное фото).

Затем производится эверсия отсеченной ВСА с удалением бляшки (рис. 2). Таким образом, одновременно освобождается от бляшки и ВСА, и ОСА. При необходимости выполнения эндартерэктомии из НСА лопаточкой для эндартерэктомии отслаивается интимальную оболочку по середине «мостика» задней стенки ОСА. В некоторых случаях для увеличения возможности эверсии ВСА рассекается на 5-6 мм в краниальном направлении.

Рис. 2. Эверсия a. carotis interna с отделением бляшки длинной 4,5 см (интраоперационное фото).

Рис. 2. Эверсия a. carotis interna с отделением бляшки длинной 4,5 см (интраоперационное фото).

После тщательной ревизии внутренней поверхности сосуда и удаления флотирующих остатков интимы и бляшки в дальнейшем начинается наложение анастомоза (рис. 3).

Рис. 3. Окончательный вид анастомоза между a. carotis interna и a. carotis communis.

Рис. 3. Окончательный вид анастомоза между a. carotis interna и a. carotis communis.

Предлагаемый способ имеет ряд преимуществ:

  1. Возможность одномоментного удаления бляшки, переходящей на ОСА, без необходимости отдельной эндартерэктомии из ОСА,
  2. Отсутствует «порог», неминуемо возникающий при эндартерэктомии из ОСА. Если выполняется эндартерэктомия из задней стенки ОСА, «порог» нивелируется швами анастомоза вследствие близкого расположения рядов швов медиальной и латеральной губ анастомоза,
  3. Возможность эндартерэктомии при пролонгированной бляшках (>2,5 см, рис. 2),
  4. Формирование широкого анастомоза.

Во вторую группу вошли 82 пациента, которым была выполнена ЭКЭАЭ по способу Kieny R. В группу сравнения была выбран этот способ, так как он в настоящее время является самым распространенным способом реконструкции сонных артерий [1-4].

В предоперационном периоде всем пациентам проводилось стандартное обследование: лабораторное исследование крови и мочи, системы гемостаза, электрокардиографию, рентгенография грудной клетки, УЗДС брахиоцефальных артерий (БЦА), рентгенконтрастная ангиография (РКА) (рис. 4), мультиспиральная компьтерно-томографическая ангиография (МСКТ-ангиография) БЦА. Степень стеноза ВСА рассчитывали согласно рекомендациям NASCET.

Распределение пациентов по полу и возрасту представлено в табл. 1, 2.

Таблица 1. Распределение пациентов по полу

Таблица 1. Распределение пациентов по полу

Таблица 2. Сравнительный анализ распределения пациентов по возрасту в исследуемых группах

Таблица 2. Сравнительный анализ распределения пациентов по возрасту в исследуемых группах

Проводилась оценка сопутствующей патологии, что представлено в табл. 3.

Таблица 3. Оценка сопутствующей патологии

Таблица 3. Оценка сопутствующей патологии

Проводилась оценка неврологической симптоматики пациентов (по Покровскому А.В.), что представлено в табл. 4.

Таблица 4. Сравнительный анализ пациентов по неврологической симптоматике

Таблица 4. Сравнительный анализ пациентов по неврологической симптоматике

Распределение пациентов по степени стеноза ВСА, представлено в табл. 5.

Таблица 5. Распределение пациентов по степени стеноза внутренней сонной артерии

Таблица 5. Распределение пациентов по степени стеноза внутренней сонной артерии

На операции во время пережатия СА с целью защиты головного мозга использовали управляемую артериальную гипертензию, системную гепаринизацию, внутривенное введение глиатилина или церебролизина, фармакологическую депрессию мозга фентанилом и тиопенталом. Уровень мозгового кровотока оценивали церебральной оксиметрией, ТКДГ (транскраниальной допплерографией) и ЭЭГ (электроэнцефалографией). Все пациенты в послеоперационном периоде в течение 24 часов находились на лечении в отделении реанимации и интенсивной терапии. При неосложненном течении послеоперационного периода пациенты переводились для дальнейшего лечения в отделение.

Результаты. Летальность в первой группе составило 1,7% (один пациент умер от геморрагического инсульта). Нелетальный ИИ на стороне операции был зафиксирован у одного пациента (1,7%). Инфаркт миокарда был зарегистрирован у одного пациента (1,7%). Преходящее нарушение мозгового кровообращения по типу ТИА с полным регрессом неврологической симптоматики в течение 24 часов от начала заболевания было зарегистрировано у одного (1,7%) пациента. Повреждение черепно-мозговых нервов (ЧМН) было зафиксировано у одного больного (1,7%). В данном случае произошло повреждение возвратного гортанного нерва (ветвь блуждающего нерва). Послеоперационные гематомы шеи были зафиксированы у трех пациентов (5%), что потребовало проведения повторного оперативного вмешательства. Протяженность эндартерэктомии в данной группе была 3-3,5 см. Койко-день в данной группе пациентов составил от 10 до 43 (в среднем 21,3±5,5).

Госпитальная летальность во второй группе составило 3,7 %- трое пациентов скончались от ИИ на стороне операции. Нелетальный ИИ на стороне операции развился у одного больного (1,2%). Преходящие нарушения мозгового кровообращения по типу ТИА зафиксированы у двоих пациентов (2,4%). Неврологическая симптоматика у них регрессировала в течение 24 часов от начала симптомов. Повреждение ЧМН было диагностировано у троих (3,7%) больных. В одном случае произошло повреждение возвратного гортанного нерва, в двух лицевого нерва. Послеоперационная гематома шеи была зафиксирована у одного пациента (1,2%), что потребовало проведение повторного оперативного вмешательства. Протяженность эндартерэктомии в данной группе была 1,5-2 см. Койко-день в данной группе составил от 9 до 44 (в среднем 20,8±7,4).

Обсуждение. Полученные результаты подвергались статистической обработке. Обработка полученных данных производилась на персональном компьютере на базе операционной системы Windows XP с использованием прикладных программ Statistica 6.0. Для сравнительного анализа клинических показателей в номинативной шкале измерения использовали многофункциональный непараметрический критерий Фишера.

 Одним из самым важных моментов КЭАЭ служит адекватность и полнота эндартерэктомии. Основным преимуществом нашего способа является возможность одномоментного удаления бляшки, переходящей на ОСА, без отдельного проведения эндартерэктомии из ОСА. Ведь нерадикальная эндартерэктомия в послеоперационном периоде может явиться причиной эмболии и ОНМК [2]. Данный способ позволит провести радикальную эндартерэктомию. Также этот способ, возможно, применить при пролонгированных бляшках (> 2,5 см) (рис. 2), что является противопоказанием к другим способам ЭКЭАЭ [2, 3].

По данным некоторых авторов, в послеоперационном периоде одной из причин развития рестеноза является интимальная гиперплазия, которая развивается непосредственно в зоне линии швов и обусловлена реакцией на механическое повреждение и инородный материал [3, 8]. При предложенном нами способе происходит формирование широкого анастомоза, что предотвращает сужение просвета артерий и снижает риск развития окклюзий, тромбозов и рестенозов ВСА.

При новом способе ЭКЭАЭ происходит формирование луковицы ВСА физиологических размеров, тогда как в других способах реконструкции не всегда есть возможность сформировать луковицу прежних размеров (рис. 3). В отдаленном послеоперационном периоде это может стать причиной развития турбуленции кровотока и рестеноза ВСА.

Для оценки качества и эффективности выполнения КЭАЭ Покровский А.В. предлагает использовать суммарный показатель «инсульт + летальность от инсульта», и он в ближайшем послеоперационном периоде не должен превышать 5% [2,3]. Указанный показатель в первой группе составил 3,4%, а во второй группе был близок к «потолку» и составил 4,9% (p>0,05). Летальность в первой группе составила 1,7%, во второй 3,7% (p>0,05). ИИ реже встречался в первой группе - 1,7 % против 4,9% (p>0,05). В отношении преходящих нарушений мозгового кровообращения по типу ТИА: чаще они возникали во второй группе - 2,4% против 1,7% (p>0,05). Таким образом, говоря о результатах ЭКЭАЭ выполненных по оригинальному способу и Kieny R., с позиции статистической достоверности не влияет на непосредственные исходы операций. По результатам в ближайшем послеоперационном периоде эти способы сопоставимы между собой. Следовательно, предложенный нами способ реваскуляризации головного мозга имеет более широкие показания к его применению и является безопастным. Для полной оценки эффективности данного способа реконструкции необходимо изучение его отдаленных результатов. В данном направлении мы проводим наше исследование.

Выводы

  1. Эверсионная каротидная эндартерэктомия, выполненная по оригинальному способу, является безопасной и может быть предложена для широкого использования в сосудистой хирургии.
  2. Данный способ возможно применить при пролонгированных атеросклеротических бляшках длиной более 2,5 см.

Список использованных источников:

  1. Сергеев В.Л., Мухин А.С., Лютиков В.Г. Способы хирургической коррекции стеноза сонной артерии. Патент на изобретение РФ № 2525529, 2014.
  2. Бокерия Л.А., Гудкова Р.Г. Болезни и врожденные аномалии системы кровообращения. М: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН 2012 - 196 с.
  3. Казанчян П.О., Ларьков Р.Н., Есаян А.В., Сотников П.Г., Козорин М.Г. Эффективность реконструкций внутренних сонных артерий у пациентов, перенесших ишемический инсульт// Болезни аорты и ее ветвей 2012. - №3. – с. 48-51.
  4. Babu M.A., Meissner I., Meyer F.B. The durability of carotid endarterectomy: long-term results for restenosis and stroke// Neurosurgery 2013 Vol.72, N.5 P.835-838.
  5. Kamenskiy A.V., Mactaggart J.N., Pipinos I.I. Hemodynamically motivated choice of patch angioplasty for the performance of carotid endarterectomy// Ann Biomed Eng. 2013 Vol.41, N.2 P.263-278.
  6. Cao P., Giordano G., De Rango P., Zannetti S. et al. Eversion versus conventional carotid endarterectomy: late results of a prospective multicenter randomized trial// Journal of Vascular Surgery. 2000. Vol.31, N.1 P.19-30.
  7. Demirel S., Attigah N., Bruijnen H. et al. Multicenter Experience on Eversion Versus Conventional Carotid Endarterectomy in Symptomatic Carotid Artery Stenosis: Observations From the Stent-Protected Angioplasty versus Carotid Endarterectomy (SPACE-1)// Stroke. 2012 Vol.43, N.7 P.1865-1871
  8. Сергеев В.Л., Яриков А.В., Мухин А.С., Лютиков В.Г. Опыт выполнения протезирования сонных артерий в региональном сосудистом центре// Медицинский альманах. 2015. -№3 (38). - с. 65-68.