Аллергенспецифические особенности сенсибилизации к пищевым аллергенам растительного происхождения у больных поллинозом

Республиканский специализированный аллергологический центр, г. Ташкент, Узбекистан

Аллергические заболевания, несмотря на то, что часто протекают в легкой форме и, как правило, не приводят к смерти пациента, широко распространены и влияют на качество жизни многих миллионов людей, что становится огромным бедствием для здравоохранения [1,4,6]. Общепризнано, что в большинстве индустриально развитых стран три основные формы аллергических заболеваний – астма, ринит и атопическая экзема – по отдельности или в различных сочетаниях поражают до 20% населения [2,5]. Распространенность поллиноза определяется совокупностью климато-географических, экологических и генетических факторов [3,10,11].

Распространенность поллиноза составляет от 1,6 до 24% [4,7,8] и определяет общую тенденцию увеличения числа больных [9,12]. В Узбекистане за период 2007-2009 отмечен рост заболеваемости поллинозами, в целом, на 13,5% (с 98,5 до 111,83 на 100 тыс. населения). Выраженный рост показателя заболеваемости отмечен у подростков на 45,5% (с 113,46 до 165,07 на 100 тыс.) и взрослых – на 33,8% (86,3 до 115,49 на 100 тыс.).

Результаты в области молекулярно-генетических исследований выявили гетерогенную и полигенную природу атопии. В связи с этим понятен возросший интерес к аллергическим заболеваниям и, в частности, к поллинозу.

Целью исследования являлось оценка у больных поллинозом характер и степень сенсибилизации к пищевым аллергенам растительного происхождения.

Материал и методы. В исследование включены 60 больных с изолированными клиническими проявлениями риноконьюктивального синдрома, имеющие «пик» клинических проявлений в осенний (24), весенний (12) и весенне-осенний (24) периоды. Средняя длительность заболевания составила до 6 лет (от 4 до 10 лет). 45 пациентов из 60 (75%) имели наследственно отягощенный анамнез по аллергическим заболеваниям.

Аллергологическое обследование проводили методом кожных скарификационных проб со стандартными наборами аллергенов. Оценку скарификационных проб производили по методике Н.В. Адриановой с соавт. [9], по которой различали следующие реакции:

- сомнительная (±) гиперемия без отека (при отсутствии ее в контроле);

- слабоположительная (+) –отек в зоне скарификации, заметный только при натяжении кожи;

- положительная (++) – отек заметный без натяжения кожи;

- резкоположительная (+++) – явный уртикарный отек диаметром до 10 мм с небольшими псевдоподиями;

- очень резкоположительная (++++) - уртикарный отек диаметром более 10 мм с резко выраженными псевдоподиями.

У всех пациентов выявлена пыльцевая сенсибилизация. Доказан IgE – зависимый механизм заболевания.

У 20 пациентов с риноконьюктивальными проявлениями изучена степень сенсибилизации к пищевым аллергенам растительного происхождения. Пищевую сенсибилизацию оценивали по реакциям гиперчувствительности немедленного типа (реакция альтерации лейкоцитов) и гиперчувствительности замедленного типа (лимфоцитотоксический тест) с аллергенами, приготовленными из региональных продуктов растительного происхождения (клубника, семечки, томат, фасоль, дыня) и аллергенов коммерческого происхождения (апельсин и шоколад). Иммуноспецифические исследования проводились в лаборатории Института Иммунологии АН РУз.

Результаты исследования. Оценка региональных особенностей сенсибилизации к пыльцевым аллергенам показала, что подавляющее большинство пациентов с поллинозами имели аллергенную активность к пыльце дикорастущих злаковых и сорных трав: к полыни (65%), тимофеевке (50%), овсяннице луговой (45%), ежи сборной (40%), райграс, костер, подсолнечник (35%) и лебеде (10%).

Таблица 1. Частота и степень сенсибилизации к пыльцевым аллергенам у больных аллергическим ринитом

Таблица 1. Частота и степень сенсибилизации к пыльцевым аллергенам у больных аллергическим ринитом

Как видно из табл. 1, подавляющее большинство больных имели поливалентную сенсибилизацию к нескольким пыльцевым аллергенам. При тестировании с пыльцевыми аллергенами больные поллинозом отмечали очень резкоположительную (++++), резкоположительную (+++) и положительную (++) реакцию на полынь (76,9±6.7% и 15,4±5,8% соответственно), подсолнечник (57,1±11,1% и 28,6±10,1% соответственно), райграс (57,1±11,1%, 28,6±10,1% и 14,3±7,8% соответственно), ежа сборная (37,5±10,1% , 25,0±9,0% и 25,0±9,0% соответственно).

В зависимости от «пика» клинических проявлений было отмечено, что для 80% больных поллинозом характерен осенний (24 больных) и весенне-осенний (24 больных) период заболевания и для 20% больных – весенний период заболевания. Сопоставив особенности клинического течения заболевания и результаты аллергологического обследования было отмечено, что для больных весенним риноконьюктивальным синдромом была характерна высокая частота сенсибилизации к пыльцевым аллергенам дикорастущих злаков и лишь у 25% больных с весенним поллинозом отмечалась слабоположительная реакция (+) на полынь. Для осеннего риноконьюктивального синдрома характерным оказалась крайне высокая частота сенсибилизации к сорным травам: полыни и подсолнечнику и лишь у 12,5% отмечалась очень резкоположительная реакция (++++) к тимофеевке. Для весенне-осеннего периода клинических проявлений отмечен высокий уровень поливалентной сенсибилизации с высокой частотой аллергенной активности к пыльце дикорастущих злаковых и сорных трав (табл. 2).

Таблица 2. Частота и степень сенсибилизации к пыльцевым аллергенам больных поллинозом при сезонных «пиках» клинических проявлений

Таблица 2. Частота и степень сенсибилизации к пыльцевым аллергенам больных поллинозом при сезонных «пиках» клинических проявлений.

Изучение у больных поллинозом перекрестной аллергической сенсибилизации к некоторым пищевым продуктам в тестах гиперчувствительности немедленного и замедленного типа показало высокую частоту полисенсибилизации к пищевым продуктам (рис. 1).

Оценка положительных результатов реакции альтерации лейкоцитов в зависимости от характера пыльцевой сенсибилизации показала, что у больных поллинозом с высокой аллергенной активностью к пыльце сорных трав отмечается более высокий удельный вес сенсибилизации к апельсину (43,5% против 34,1% при сенсибилизации к пыльце дикорастущих злаковых), шоколаду (13%), семечкам (30,4% против 19,5%), дыне (13% против 9,7%), фасоли (47,8% против 29,3% при сенсибилизации к пыльце дикорастущих злаковых). У больных поллинозом с высокой аллергенной активностью к пыльце дикорастущих злаковых отмечается тенденция к повышению частоты сенсибилизации к томату (48,8% против 39,1% при сенсибилизации к пыльце сорных трав) и клубнике (56,1% против 52,2% соответственно).

Рис. 1. Частота положительных реакций альтерации лейкоцитов и лимфоцитотоксического теста у больных поллинозом

Рис. 1. Частота положительных реакций альтерации лейкоцитов и лимфоцитотоксического теста у больных поллинозом

Полученные нами результаты выявили полисенсибилизацию к пыльце растений и пищевым продуктам. Выявленные особенности полисенсибилизации подчеркивают общность антигенов, которые обеспечивают перекрестную реактивность.

Список использованных источников:

1. Астафьева Н.Г., Горячкина Л.А. Поллиноз-пыльцевая аллергия// Аллергология, 1998 - №2 - С. 34-40.

2. European White Book on Allergy (Brussels UCB Institute of Allergy). – 1997.

3. Адо А.Д. Экология и аллергология// Клиническая медицина – 1990. - №9. – С. 3-6.

4. Хаитов Р.М., Лусс Л.В., Арипова Т.У. Распространенность симптомов бронхиальной астмы, аллергического ринита и аллергодерматозов у детей по критериям ISAAC// Аллергия, астма и клиническая иммунология. – 1998. - №9. – С. 58-69.

5. Ганцева Х.Х., Бурашникова Ю.А. Эпидемиология поллиноза// Аллергология. – 1999. - №2.- С. 36-41.

6. Лусс Л.В. Аллергия – болезнь цивилизации; эпидемиология, факторы риска, этиология, классификация, механизмы развития// Consilium Medicum (прилож.). – 2002. – Т 4, №4, с. 3-13.

7. Мошкевич В.С., Назаров А.А. Респираторные аллергозы. – Ташкент; 1989. – 168 с.

8. Ильина Н.И. Аллергический ринит// Аллергия, астма и клиническая иммунология. – 1997. - №4. – С. 20-24.

9. Пыцкий В.И., Адрианова Н.В., Артомасова А.В. Аллергические заболевания.- М.- С. 88-90.

10. Федосеева В.Н., Рахманин Ю.А., Камышева В.А. Экологические аспекты аллергореактивности// Гематология и трансфузиология. – 1993. - №4. – С. 44-46.

11. Jaakkola J.J., Heinonen O.P. Shared Office, space and the risk of the common called// Europ. J. Epidemical., 1995. – vol. 11, №2. – P. 213-216

12. Helmert U., Shea J. Social Inequalities and health status in Western Germany// Publ.Health. – 1994. – Vol. 108. - №5. – P. 941-956.