Коррекция дезадаптации у студентов медицинского вуза

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко

Здоровье студентов высших учебных заведений является важной задачей которая решается многими специалистами из области медицины, экологии человека и социальной сферы. Одним из факторов здоровья является адаптация студентов к учебной нагрузке. В период учебной деятельности у студентов часто развиваются такие заболевания, как, например, артериальная гипертензия, вегетативно-сосудистая дистония, депрессия и многие другие патологические состояния. Активная умственная работа обеспечивает напряженность симпато-адреналовых механизмов, что нередко приводит к переутомлению и развитию нарушения суточных ритмов [1,5].

В то же время некоторые исследователи связывают дестабилизацию суточных биоритмов студентов с социальными сдвигами — ухудшением материальной обеспеченности, необходимостью совмещать учебу с работой, нарушением режима питания. Утомление сопровождается неблагоприятной перестройкой регуляции гемодинамики, что позволяет констатировать десинхронизирующее влияние учебной деятельности на циркадианные ритмы организма. Деформация нормальных суточных ритмов — свидетельство повышения уровня напряжения механизмов регуляторных функций организма, что указывает на снижение общих адаптационных резервов [5].

Одним из препаратов оказывающее влияние на адаптационные возможности организма является Мелаксеном Юнифарм, Инк., США. Данный препарат способствует адаптации организма к перемене климатогеографических зон и часовых поясов, проявляет иммуностимулирующие и антиоксидантные свойства [2]. Адаптогенный препарат, Мелаксен Юнифарм, Инк., США, является химическим аналогом биогенного амина мелатонина, синтезированным из аминокислот растительного происхождения. Его химическая формула N-ацетил-5-метокситриптамин, молекулярная масса 232. Он является синтетическим аналогом гормона эпифиза, который нормализует циркадные ритмы. Регулирует цикл сон-бодрствование, суточные изменения двигательной активности и температуры тела. Способствует нормализации ночного сна: ускоряет засыпание, улучшает качество сна, снижает число ночных пробуждений, улучшает самочувствие после утреннего пробуждения, не вызывает ощущения вялости, разбитости и усталости при пробуждении. Адаптирует организм к быстрой смене часовых поясов, снижает стрессовые реакции [4].

Хронотерапия – это лечение, направленное на восстановление здоровья организма с учётом особенностей изменения его временной структуры и хронофармакологии лекарств, путём снижения разовых, суточных и курсовых доз фармакологических препаратов, уменьшения выраженности побочных явлений [6]. Изучая хронобиологические закономерности, можно осуществлять подбор оптимального времени для проведения лечебных и диагностических манипуляций, поскольку в разные фазы ритма меняются порог и степень чувствительности организма к внешним воздействиям [1]. При хронотерапии не меняются, ни применяемые лекарственные средства, ни их дозировка. Но вместо того чтобы принимать лекарства по стандарту, больной принимает их только в то время, когда имеются наиболее выраженные отклонения значений функций от нормы [3].

Соответственно, если своевременно выявить изменения в адаптационных возможностях организма студента, то можно на начальном этапе блокировать развитие того или иного заболевания путем восстановления их биоритмов и процессов адаптации.

Цель исследования: хронотерапевтическая коррекция сниженных адаптационных возможностей у студентов медицинского вуза.

Объект исследования: 50 студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Все они были разделены на две группы: 1 основная группа получала коррекцию Мелаксеном Юнифарм, Инк., США по 1 таблетке 1 раз в день с учетом индивидуального хроноритма, 2 контрольная группа принимала Мелаксен Юнифарм, Инк., США по 1 таблетке 1 раз в день без учета хроноритма в течении 10 дней. Среди наблюдаемых было 10 юношей и 38 девушек в возрасте от 19 до 23 лет, все дали информированное согласие на участие в исследовании.

У всех обследуемых оценивали показатели функционального состояния организма и определяли суточный хроноритм на основании анализа вариабельности ритма сердца и фрактальной нейродинамики при помощи программно-аппапатного комплекса «Омега-2М». Так же проводилось 2-х кратное тестирование для оценки психо-эмоционнального статуса (до начала коррекции и после прекращения терапии) с помощью следующих методик: исследование быстроты мышления, теста Спилберга – Ханина, личностной шкале проявления тревоги, шкале астенического состояния и оценки эмоционально- деятельной адаптивности.

Результат исследования: в двух изучаемых группах изменялись показатели функционального состояния (индекс вегетативного равновесия уменьшается, вегетативный показатель ритма повысился, показатель адекватности процессов регуляции снизился, индекс напряжения уменьшился) что свидетельствует об активизации процессов адаптации, но в 1-й группе эти изменения наступали на 3 день, а во второй на 4-5 день терапии (табл. 1).

Таблица 1. Значения показателей функционального состояния в основной и контрольной группах студентов до и после терапии

Таблица 1. Значения показателей функционального состояния в основной и контрольной группах студентов до и после терапии

У всех исследуемых на фоне терапии изменялся хроноритм, что дает возможность предположить, что на фоне стрессовой ситуации происходили изменения биологического ритма, а после терапии он возвращался к исходному состоянию. На рис. 1 представлены усредненные хроноритмы обследуемых, на котором видно, что хроноритмы изменились от исходных значений, и изменилась высота и время пиков психоэмоциональной и физиологической активности, причем выше они в группе с использованием хронотерапии, что говорит об более активном восстановлении адаптационных механизмов.

Рис. 1. Сравнение усредненных хроноритмов для обследуемых, зависимость показателя здоровья H (t) от времени суток T

Рис. 1. Сравнение усредненных хроноритмов для обследуемых, зависимость показателя здоровья H (t) от времени суток T

На рис. 2 и 3 представлены изменения пиков в контрольной и основной группах студентов до лечения, во время лечения и после лечения. Кроме того, по результатам тестирования выявлена общая закономерность в обеих группах: снижение уровня личностной и общей тревожности, уменьшение выраженности астенического состояния, увеличение быстроты мышления, что свидетельствует об улучшении адаптационных возможностей организма, в группе с применением хронотерапии эти показатели стали лучше (табл. 2).

Таблица 2. Значения показателей психоэмоционального статуса в основной и контрольной группах студентов до и после терапии

Таблица 2. Значения показателей психоэмоционального статуса в основной и контрольной группах студентов до и после терапии

Таким образом, использование Мелаксена Юнифарм, Инк., США по 1 таблетке 1 раз в день с учетом индивидуального хроноритма у студентов на фоне стрессовых факторов способствует активизации и восстановлению адаптационных процессов и улучшению психо-эмоционального состояния.

Рис. 2. Пики активности в основной группе студентов: вверху – до лечения; в середине – в процессе лечения; внизу – после лечения

Рис. 2. Пики активности в основной группе студентов: вверху – до лечения; в середине – в процессе лечения; внизу – после лечения

Рис. 3. Пики активности в контрольной группе студентов: вверху – до лечения; в середине – в процессе лечения; внизу – после лечения

Рис. 3. Пики активности в контрольной группе студентов: вверху – до лечения; в середине – в процессе лечения; внизу – после лечения

Список использованных источников:

1. Комаров Ф.И., Рапопорт С.И. Хронобиология и хрономедицина. - М.: Триада Х, 2000. 488 с.

2. Михайлов И.Б. Основы фармакотерапии детей и взрослых: руководство для врачей. - М.:АСТ; СПБ.: Сова, 2005. 798 с.

3. Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас. - Л.: Ленинздат, 1991. 156 с.

4. Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. - М.: АстраФармСервис, 2008.- 1696 с.

5. Хетагурова Л.Г., Салбиев К.Д. Хронопатофизиология доклинических нарушений здоровья. - Владикавказ: Проект-Пресс, 2000 - 176 с.

6. Чибисов С.М. Основные аспекты хронофармакологии и хронотерапии// Новая аптека – 2001.- №3.- с. 42-49.