Введение. В последние годы наблюдается неуклонный рост проявления непсихотических форм психических расстройств, среди которых преобладают невротические нарушения [1, 9, 18]. Также отмечается тенденция к коморбидности депрессивных проявлений с другими группами расстройств, особенно непсихотического уровня, в частности, тенденция к тревожности и депрессии [4, 8, 13, 15]. Нейрофизиологической базой невротических и аффективных расстройств является разбалансировка в вегетативной нервной системе. Знание этих данных необходимо для точечной психофармакотерапии и психотерапии. Клинико-психологические методики могут стать скринингом в плане определения соотношения между парасимпатической и симпатической иннервацией.
Невротические расстройства – это такие расстройства, которые характеризуются эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами [7, 10, 11, 17].
Признаками невротического расстройства являются чрезмерная чувствительность, нервность, чувство тревоги, опасности, беспокойство, напряжение, ухудшение сна, раздражительность, ранимость, склонность живо реагировать на всевозможные неблагоприятные воздействия различными маловыраженными, быстро переходящими и вытекающим из психофизической конституции индивида, невротическими реакциями [2, 5, 9, 12].
Человек с невротическим расстройством, помимо своей «тонкокожести» к определенным раздражителям, нередко обнаруживает отдельные (смягченные, невыраженные, субклинические) невротические явления: склонность к печали, чуткий сон, неровный аппетит и т.д. Выделяют периодическое, приступообразное и непрерывное течение невротических и неврозоподобных расстройств [3, 6, 16].
Периодическое невротическое расстройство характеризуется возникновением невротического нарушения (невротическая реакция – относительно кратковременное аффективное переживание; в очень редких случаях невротическое состояние и практически никогда – невротическое формирование личности), после ликвидации которого в психике человека не остается никаких выраженных последствий: состояние возвращается примерно к тому, каким оно было до возникновения расстройства. Появление невротической реакции зависит от действия неблагоприятных ситуационных факторов [1, 8, 10, 15]. Например, у студентов порой возникают во время каждой сессии астенические, анксиозные и иногда истерические расстройства. Они появляются лишь в определенном промежутке времени (во время сессии, являющейся мощным психогенным фактором) и после окончания сессии прекращаются. Иногда эти расстройства обнаруживаются лишь перед экзаменом и после сдачи экзамена бесследно проходят. Периодическое течение невроза тоже может быть отнесено к невротической реакции, а иногда к невротическому состоянию. Главное здесь не периодичность течения, а отсутствие постприступных изменений личности, т.е. заметной повышенной невротической готовности [3, 4, 18].
На современном этапе развития общества отмечается тенденция к росту невротических расстройств как раз среди студентов. Напряженный ритм жизни располагает к невротическим реакциям, психогенные расстройствам, вызываемым конфликтами, ссорами между людьми, одиночеством, страхом, пережитыми страшными или печальными событиями, а также разнообразными заболеваниями. Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Это одна из самых многочисленных групп населения с повышенным уровнем риска заболеваний [7, 8, 14, 15].
Отсутствие резервов психического и физического здоровья, высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх может привести к развитию у студентов невротических реакций [5, 6, 16, 18, 19].
Материал и методы. Выборка исследования составила 350 человек, включая экспериментальную группу из 200 студентов (90 юношей и 110 девушек) и контрольную группу из 150 студентов (80 юношей и 70 девушек). Все студенты в возрасте 18-20 лет.
Использование цветового теста М. Люшера относится к проективным методикам, он довольно широко используется для диагностики психических состояний личности. Использование проективных методик рекомендовано специалистами для диагностики состояний наркозависимой личности.
Базируясь на концепции М. Люшера о значениях основных четырех цветов, Н.А. Аминов предлагает диагностировать структуру текущих доминирующих мотиваций в психическом состоянии: предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации (доброжелательность-враждебность), предпочтение зеленого – мотив самоутверждения (доминирование-подчинение), предпочтение красного – поиск ощущений (возбуждение-скука), желтого – мотив конструктивного самовыражения (реактивность-заторможенность) [10].
К. Шипош [1, 9] предложил так называемый коэффициент вегетации:
где Кв – коэффициент вегетации, Кр – номер позиции красного цвета (нумерация начинается с наиболее предпочтительного цвета), Ж – позиция желтого, С – синего, З – зеленого.
Значения Кв > 1 трактуются как эрготропное доминирование (преобладание возбуждения симпатической нервной системы), Кв < 1 – как трофотропное доминирование (преобладание возбуждения парасимпатической нервной системы).
На основании АТ-нормы, предложенной Вальнефером [4, 7, 18], А.И. Юрьев и соавт. предложили так называемый коэффициент суммарного отклонения (сумма отклонений позиций цветов от «правильного»), отражающий уровень непродуктивной нервно-психической напряженности [4, 9, 17]. А.И. Юрьевым в [2, 5] предложен метод диагностики праксических состояний, основанный на взаимном расположении пар цветов:
положение зеленого перед красным – означает психическое утомление,
синего перед желтым – тревожность,
коричневого перед фиолетовым – психическое напряжение,
черного перед серым – эмоциональный стресс.
Тест Г. Люшера валиден и дает надежные результаты в отношении изучения эмоционального состояния личности.
Результаты и их обсуждение. Проведен анализ результатов диагностики испытуемых по методике М. Люшера. В табл. 1 представлено распределение частот цветов по позициям в экспериментальной группе.
Аппелируя к интерпретации, предложенной Н.А. Аминовым, на основании предпочтения испытуемыми экспериментальной группы синего цвета, мы можем выделить как доминирующий мотив в структуре личности мотив аффилиации (доброжелательность-враждебность), на втором месте предпочтение зеленого – мотив самоутверждения (доминирование-подчинение). Рассчитаем коэффициент вегетации по экспериментальной группе. Для этого воспользуемся рангами частот по первой позиции (табл.1).
Коэффициент вегетации равен:
Таблица 1. Результаты распределения цветов по позициям методики М. Люшера, экспериментальная группа
Так как в отношении испытуемых экспериментальной группы Кв < 1, то мы можем говорить о трофотропном доминировании (преобладании возбуждения парасимпатической нервной системы).
Предпочтение синего цвета интерпретируется как стремление к душевному равновесию, зеленый цвет указывает на наличие гедонистических тенденций в развитии личности.
Степень отдаленности красного от 1 позиции выбора свидетельствует о высоком психическом утомлении студентов экспериментальной группы.
Далее проведем анализ результатов диагностики эмоционального состояния по методике М. Люшера в контрольной группе (табл. 2).
Таблица 2. Результаты распределения цветов по позициям методики М. Люшера, контрольная группа
В качестве доминирующего мотива поведения испытуемых контрольной группы выделяется поиск ощущений (возбуждение-скука) – предпочтение красного цвета.
Выдвижение на второе место желтого позволяет говорить о сильно выраженном мотиве конструктивного самовыражения (реактивность-заторможенность).
Рассчитаем коэффициент вегетации по контрольной группе. Для этого воспользуемся рангами частот по первой позиции (табл.2).
Коэффициент вегетации равен:
На основании полученного коэффициента вегетации Кв > 1, мы можем говорить о эрготропном доминировании (преобладании возбуждения симпатической нервной системы).
Цветовое предпочтение у студентов контрольной группы свидетельствует об отсутствии каких-либо выраженных психических расстройств.
Красный цвет говорит о стремлении к активной позиции в деятельности, желании доминировать, достигать результатов. Выраженное желтое предпочтение свидетельствует о желании властвовать, стремлении к самоактуализации личности.
Заключение. Таким образом, у студентов экспериментальной группы по результатам цветового предпочтения отмечается преобладание возбуждения парасимпатической нервной системы, в сравнении с контрольной, в которой отмечается возбуждение симпатической нервной системы. Это свидельствует о том, что простые и известные клинико-психопатологические методики могут использоваться в дополнительной диагностике вегетативных расстройств у лиц с невротическими проблемами.