Гендерный и возрастной аспекты развития эмпатии у студентов высшего медицинского учебного заведения

Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко

Воронежский государственный университет

Введение. На современном этапе развития российского высшего медицинского профессионального образования, в условиях глобализации и взаимодействия представителей медицинского сообщества различных стран особое внимание уделяется повышению уровня подготовки специалистов данной сферы.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения одной из приоритетных составляющих профессиональной коммуникативной компетентности специалиста-медика является ее прагматический аспект, обеспечивающий успешность реализации профессиональной коммуникации [1, 2]. Недостаточное владение прагматической компетенцией осложняет взаимоотношения между врачом и пациентом, что негативно сказывается на эффективности медицинской помощи.

Анализ психолого-педагогических исследований [3, 4] показал, что проблемы в общении врача с пациентом связаны в первую очередь с недостатком или отсутствием эмпатии как составной части прагматической компетенции медицинского работника. Под введенным Э. Титченером в психологию термином «эмпатия» понимается способность человека к сопереживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним и в ходе передачи этих эмоций с помощью коммуникативных средств [5]. В качестве составляющих эмпатии рассматриваются эмоциональная идентификация, личностная рефлексия, альтруистические формы поведения и общая положительная установка в общении с людьми.

Способность к эмпатии отчасти является социально обусловленной чертой характера, а отчасти – генетически предопределенной особенностью темперамента. Как правило, эмпатийные способности человека возрастают с увеличением жизненного опыта.

Эмпатийные способности во многих областях деятельности являются профессионально-важным качеством. Определение уровня эмоциональной эмпатии у представителей профессий, связанных с постоянными коммуникациями с людьми, позволяет судить об их профессиональной пригодности [6]. Так исследование А.П. Васильковой показало, что в рамках врачебной деятельности эмпатию следует рассматривать как устойчивое личностное свойство, являющееся одним из ведущих профессиональных качеств врача, оказывающих решающее влияние на социально-перцептивную и коммуникативную сферы в системе межличностных отношений «врач-больной» [7].

По-прежнему актуальны сегодня слова Антуан де Сент-Экзюпери: «Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание», а потому актуальным, представляющим большой теоретический и практический интерес является настоящее исследование гендерных и возрастных аспектов развития эмпатии у студентов высшего медицинского учебного заведения.

Методика эксперимента. Целью работы явилось изучение уровня эмпатии у студентов высшего медицинского учебного заведения, обучающихся по специальности 060101 – Лечебное дело, в зависимости от возраста и половой принадлежности.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить уровень эмпатии у представителей разных полов с помощью эмпирического исследования.
  2. Разработать практические рекомендации по подготовке к профессиональной деятельности и формированию профессиональных компетенций разных возрастных категорий в зависимости от распределения уровней эмпатии у лиц мужского и женского пола.

Критерии включения в исследование:

  1. Добровольное согласие на участие в анкетировании.
  2. Обучение на предвыпускном или выпускном курсе по специальности 060001 – Лечебное дело высшего медицинского учебного заведения.

Критерии исключения:

  1. Несовпадение по любому из критериев включения
  2. Неправильное заполнение ответного листа, исключающее возможность его дальнейшего анализа
  3. Предоставление сведений сомнительной достоверности или заведомо ложных.

Исследование проводилось в период с сентября 2011 г. по май 2012 г. и в нем приняли участие 622 студента ГБОУ ВПО ВГМУ имени Н.Н.Бурденко Минздрава РФ, обучающихся на 5 и 6 курсах (313 и 309 человек соответственно) по специальности 060101 – Лечебное дело. Возраст респондентов колебался в диапазоне от 21 до 28 лет, гендерный состав выборки (мужчины – 154 человека, женщины – 468 человек) закономерно отражает гендерное соотношение студентов в ВУЗе. Результаты исследования получены после предварительной беседы, мотивированной на сотрудничество. Бланки методики были анонимными, указывались только специальность и курс обучения, пол и возраст.

В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: опросник «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale – BEES) А. Мехрабиана и Н. Эпштейна [6] (далее – Опросник 1); опросник «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» (И.М. Юсупов) [8] (далее – Опросник 2). Опросник А. Мехрабиана и Н. Эпштейна состоит из 33 предложений-утверждений и позволяет оценить уровень эмпатических тенденций у индивида. Опросник И.М. Юсупова также направлен на выявление уровня эмпатии и содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, малознакомым и незнакомым людям. Интерпретация результатов исследования эмпатии производилась в соответствии с указаниями авторов методик.

В качестве методов математической обработки применялась описательная статистика, критерий углового преобразования Фишера (φ*), коэффициент корреляции Пирсона (rxy), t-критерий Стьюдента (t) [9].

Обсуждение результатов. Предварительным этапом обработки данных явилось определение достоверности ответов респондентов, что предусмотрено разработчиками опросника «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии».

Таблица 1. Общая характеристика респондентов

Таблица 1. Общая характеристика респондентов

Примечание: ЛД-5 – лечебное дело, курс 5; ЛД-6 – лечебное дело, курс 6.

Как видно из табл. 1, наибольшее (524 / 84,2%) количество участников анкетирования дали достоверные ответы, подлежащие дальнейшему анализу, что свидетельствует о достаточно высокой степени открытости к общению и готовности к сотрудничеству с организаторами исследования. При ранжировании по возрасту была отмечена тенденция к предоставлению недостоверных ответов с увеличением возраста. Наиболее достоверные ответы были даны студентами младших возрастных групп, причем в одинаковой степени, как среди лиц мужского пола, так и женского. Согласно оценке распределения среднего балла лица мужского пола демонстрировали наиболее высокую степень предоставления недостоверных ответов в отличие от лиц женского пола. Анкетные листы с недостоверными ответами и ответами сомнительной достоверности (согласно ключу методики), а также неправильно заполненные листы были исключены из дальнейшей обработки.

Таким образом, анализу по существу подлежали ответы 524 респондентов, обучающихся на 5 и 6 курсах (265 и 259 человек соответственно) по специальности 060101 – Лечебное дело, из них – 127 мужчин, 397 женщин.

Согласно данным, полученным с помощью Опросника 1 (табл. 2), значительная часть респондентов (54,8 %) характеризуется средним уровнем развития эмпатии, 35,3 % испытуемых продемонстрировали низкий уровень эмпатических тенденций, 6,3 % – высокий, 3,6 % – очень низкий.

По данным, полученным с помощью Опросника 2 (табл. 3), большинство респондентов (86,8 %) также характеризуются средним уровнем развития эмпатии. Низкий уровень эмпатии свойственен 11,1 % испытуемых, высокий – 2,1 %.

Таблица 2. Оценка уровня эмпатии по результатам Опросника 1

Таблица 2. Оценка уровня эмпатии по результатам Опросника 1

Таблица 3. Оценка уровня эмпатии по результатам Опросника 2

Таблица 3. Оценка уровня эмпатии по результатам Опросника 2

Таким образом, большинство испытуемых обладают средним (нормальным) уровнем развития эмпатии. В общении они склонны судить о людях по их поступкам, нежели доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под контролем индивида. В общении они внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника могут терять терпение. Респондентов, испытывающих трудности в понимании эмоциональных проявлений и поступков собеседника, установлении межличностных контактов, по данным исследования, выявлено сравнительно немного. Испытуемых с высоким уровнем эмпатических тенденций, которым присущи неподдельный интерес к людям, эмоциональная отзывчивость, общительность, душевность, склонность доверять своим чувствам и интуиции в общении, обнаружено еще меньше. В то же время, можно предположить, что как низкий, так и высокий уровень развития эмпатии могут неблагоприятно сказываться на профессиональной деятельности врача. Низкий уровень эмпатии будет препятствовать установлению контакта с пациентом. Однако и высокий уровень эмпатии может стать помехой в профессиональной врачебной деятельности и даже привести к ускоренному психическому «выгоранию» субъекта. Мы согласимся с предположением Л.Н. Васильевой, что для эффективного профессионального общения важнее всего не постоянное и бурное сопереживание пациенту, а владение «действенной эмпатией», т. е. показатель эмпатии не должен быть слишком высоким для достижения эффективности коммуникации, иначе решение других задач врачебной деятельности (в частности, постановка диагноза, оказание лечебной помощи и др.) будет затруднено, а иногда и невозможно [3].

С помощью коэффициента корреляции Пирсона нами установлено отсутствие связи между возрастом респондентов и уровнем их эмпатийности, что согласуется с данными исследований А.П. Васильковой.

По данным Опросника 1, респондентов с высоким уровнем эмпатии больше среди мужчин (φ*=1,95, α<0,05), тогда как респондентов с низким уровнем эмпатических тенденций больше среди женщин (φ*=2,00, α<0,05). Доли лиц мужского и женского пола со средним уровнем эмпатических тенденций, согласно данной методике, статистически значимо не отличаются. Согласно Опроснику 2, между мужчинами и женщинами наблюдаются различия по соотношению лиц со средним и низким уровнями эмпатийности: среди женщин больше доля испытуемых со средним уровнем эмпатийности (φ*=2,10, α<0,05), среди мужчин – с низким (φ*=2,72, α<0,01). Доли лиц мужского и женского пола с высоким уровнем эмпатийности, согласно данной методике, статистически значимо не отличаются. Корреляционный анализ показал, что ответы испытуемых по Опроснику 1 и Опроснику 2 статистически значимо связаны (rxy=0,34, α<0,01). Вероятно, полученные различия отчасти обусловлены особенностями выделения уровней по выбранным методикам. Кроме того, Опросник 1 содержит отдельные таблицы для оценки уровня эмпатических тенденций для девушек и для юношей, поскольку уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Опросник 2 содержит общую таблицу для обработки результатов представителей обоих полов (отсюда – и более высокие результаты у девушек-медиков).

Таблица 4. Оценка уровня эмпатии по результатам Опросника 2

Таблица 4. Оценка уровня эмпатии по результатам Опросника 2 

Несмотря на то, что данные других исследований говорят об отсутствии связи между уровнем развития эмпатии и этапом профессионального обучения [7], в процессе математико-статистической обработки данных нами были обнаружены некоторые особенности в показателях эмпатии у студентов 5 и 6 курсов.

По результатам применения Опросника 1, среди респондентов женского пола на 5 курсе, по сравнению с 6 курсом, больше девушек с очень низким уровнем эмпатических тенденций (φ*=2,59, α<0,01) и меньше – со средним (φ*=1,90, α<0,05). Выявлены различия между студентами мужского и женского пола 6 курса с высоким уровнем эмпатических тенденций (φ*=2,02, α<0,05, доля лиц с высоким уровнем эмпатийности выше среди мужчин) (на 5 курсе подобное не наблюдается). По данным Опросника 2, при диагностике общего показателя эмпатийности у студентов 6 курса выявлено, что среди мужчин выше доля лиц с низким уровнем эмпатии (φ*=1,84, α<0,05), подобное отмечено и на 5 курсе (φ*=2,00, α<0,05). Также данный опросник показал преобладание у женщин на 5 курсе, по сравнению с мужчинами, доли лиц со средним уровнем общего показателя эмпатии (φ*=1,66, α<0,05). Согласно Опроснику 2, и на 5, и на 6 курсе доля респондентов-мужчин с низким уровнем эмпатических тенденций больше, чем респондентов-женщин (φ*=2,00, α<0,05 и φ*=1,84, α<0,05 соответственно). Мы это объясняем тем, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Исследователи объясняют это влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин [6].

По шкале «Эмпатия с родителями» Опросника 2 (табл. 4) нами выявлено, что у девушек, обучающихся на 5 курсе по специальности «Лечебное дело», выше показатели эмпатии с родителями, чем у представительниц 6 курса (больше испытуемых с высоким уровнем эмпатии, φ*=1,70, α<0,05, и меньше – со средним уровнем, φ*=2,65, α<0,01). Также у девушек, обучающихся на 5 курсе, сильнее выражены различия с представителями мужского пола по уровню эмпатии с родителями (больше испытуемых с высоким и очень высоким уровнем эмпатии, φ*=1,84, α<0,05, и меньше – со средним уровнем, φ*=2,45, α<0,01). У представителей 6 курса различия между результатами девушек и юношей не являются статистически значимыми. Результаты подтверждаются и применением t-критерия Стьюдента: при сопоставлении девушек и юношей 5 курса выявлен более высокий уровень эмпатии с родителями у девушек (t=2,70, α<0,01), у представителей 6 курса различия по уровню эмпатии с родителями статистически не значимы (t=1,60, α>0,05). Выявленные различия могут объясняться большей эмоциональной привязанностью студенток 5 курса к родителям. По мере эмансипации от родителей (начало профессиональной деятельности, выход замуж) эта привязанность может ослабевать. В целом же уровень эмпатии с родителями у девушек, по сравнению с юношами, выше (t=3,00, α<0,01).

По шкале «Эмпатия с животными» Опросника 2 обнаружено, что студентки 6 курса в меньшей степени, нежели представительницы 5 курса, проявляют эмпатию к братьям нашим меньшим (на 6 курсе больше испытуемых-девушек с низким и очень низким уровнем эмпатии, φ*=2,43, α<0,01, и меньше – со средним уровнем, φ*=2,34, α<0,01). У мужчин такой тенденции не выявлено. Нами установлено, что в целом у девушек уровень эмпатии к животным, по сравнению с юношами, выше (t=3,60, α<0,01).

По шкале «Эмпатия со стариками» у испытуемых преобладает средний уровень эмпатических тенденций (94,3 % респондентов). Различий между представителями 5 и 6 курсов, а также между девушками и юношами не выявлено.

По шкале «Эмпатия с детьми» нами обнаружены различия у юношей, обучающихся на 5 и 6 курсах. Представители 6 курса демонстрируют более низкий уровень эмпатии с детьми (на 6 курсе больше испытуемых мужского пола с низким уровнем эмпатии, φ*=2,28, α<0,05, и меньше – со средним уровнем, φ*=2,39, α<0,01). У представительниц женского пола таких различий в ходе исследования не выявлено. Также нами обнаружены различия по уровню эмпатии с детьми между девушками и юношами, обучающимися на 5 курсе: уровень эмпатии к детям у девушек несколько ниже, чем у юношей (среди девушек больше доля испытуемых с низким и очень низким уровнем эмпатии, φ*=2,36, α<0,01, и меньше – со средним уровнем, φ*=2,24, α<0,05). У представителей 6 курса уровень эмпатии с детьми, по данным нашего исследования, примерно одинаковый. По данным Л.И. Михайловой [10] низкий уровень эмпатии свидетельствует о формировании в современном обществе соответствующего типа личности, с низким уровнем эмпатии и высоким уровнем враждебности и агрессии. Проявления агрессивных тенденций во многом обусловлены глубоким имущественным расслоением и усилением в связи с этим антисоциальных процессов. К снижению уровня эмпатии ведет тенденция к индивидуализации общества, в связи в которой усиливаются индивидуалистические, эгоистические проявления личности, блокирующие альтруизм.

При анализе ответов испытуемых по шкале «Эмпатия с героями художественных произведений» нами установлено, что девушки проявляют большую, по сравнению с юношами, эмпатию к героям художественных произведений (t=7,60, α<0,01). И на 5, и на 6 курсах среди девушек, по сравнению с юношами, больше испытуемых со средним уровнем эмпатических тенденций (φ*=3,99, α<0,01 и φ*=4,19, α<0,01 соответственно) и меньше – с низким и очень низким уровнем (φ*=4,08, α<0,01 и φ*=4,19, α<0,01 соответственно). Таким образом, девушки в большей степени склонны сопереживать героям художественных произведений, вживаться в события, описываемые в книгах или фильмах.

По шкале «Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми» различий между представителями 5 и 6 курсов, а также между девушками и юношами в ходе исследования не выявлено. У испытуемых преобладает средний уровень эмпатических тенденций (90,1 % респондентов).

На наш взгляд, наиболее важными в плане диагностики дальнейшей профессиональной деятельности являются результаты по шкалам «Эмпатия со стариками» и «Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми», поскольку будущим медикам предстоит взаимодействовать в рамках своей специальности именно с данным контингентом людей – с незнакомыми людьми и, в частности, с пожилыми людьми. Согласно полученным данным, большинство респондентов в своих ответах демонстрируют средний, «нормальный» уровень эмпатии по соответствующим шкалам, что является благоприятным прогнозом.

Заключение. По результатам исследования, у студентов-медиков, обучающихся на 5 и 6 курсах по специальности «Лечебное дело», преобладает средний уровень эмпатии. Мы предполагаем, что данный уровень эмпатии у будущих врачей соответствует профессиональным особенностям врачебной деятельности, поскольку как низкий, так и высокий уровень развития эмпатии может неблагоприятно сказываться на деятельности врача. В то же время, нами выявлена группа испытуемых с низким уровнем развития эмпатии объединяющая лиц женского и мужского пола, трактовать которую однозначно не представляется возможным: не исключается, что они являются результатом личностных особенностей, либо своеобразной психологической защитой в условиях экспериментального исследования, либо отражением соответствующего типа личности современного общества. Данный аспект ставит задачу перед преподавательским составом в реализации соответствующих программ развития и формирования личности, а также перед самими студентами-медиками по развитию данного личностного свойства, поскольку оно является одним из ведущих профессиональных качеств врача. Либо данной категории респондентов необходимо компенсировать низкий и очень низкий уровень эмпатии развитием других профессиональных навыков и умений.

Наше исследование подтвердило данные о том, что эмпатийность не зависит от возраста субъекта. Однако, нами наблюдалась зависимость от возрастной категории достоверности ответов, а именно наиболее достоверные ответы дали респонденты младшей возрастной категории независимо от половой принадлежности.

У представительниц женского пола уровень эмпатии в целом выше, чем у мужчин. На наш взгляд данное обстоятельство связано с общепринятым мнением о том, что женщины более склонны к эмпатийным проявлениям, нежели мужчины. Здесь играют большую роль особенности воспитания и менталитета, а также социальные стереотипы. Мальчиков с детства учат сдержанности, а девочек – сопереживанию. Возможно, это служит главной причиной того, что женщины способнее в плане проявления эмоций и сопереживания.

Список использованных источников:

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 40 с.
  2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос : интернет-журнал. – 2005. – № 4 (сент.-дек). - http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
  3. Васильева Л.Н. Исследование эмпатии как составляющей коммуникативной компетентности будущего врача // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. – Т. 16, № 1. – С. 165–169.
  4. Терентьев И. А. Личностные особенности проявления эмпатии в деятельности врача курортного лечебного учреждения: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Сочи, 2007. – 22 с.
  5. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест; М.: Издательство АСТ, 2003. – 800 с.
  6. Практическая психология для менеджеров / М.К. Тутушкина и др. – М.: Филинъ, 1996. – 364 с.
  7. Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: дис. … канд. психол. наук. – СПр., 1998. – 166 с.
  8. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 488 с.
  9. Методы математической обработки данных психолого-педагогического исследования / Н.Ю. Зыкова, О.С. Лапкова, Ю.Г. Хлоповских. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. – 84 с.
  10. Михайлова Л.И. Эмпатия и агрессия в современном обществе // Aktualne problemy vowoczesnych nauk – 2013: mater. IX miedzynar. konf. Przemysl Nauka i studia, 2013. – Vol. 24 : Paychologia i sozjologia, Muzka i zusie. – P. 40-44.