Антибиотики цефалоспориновой группы в городе Ташкенте (маркетинговое исследование)

Ташкентский фармацевтический институт, Узбекистан

Процесс потребления лекарственных средств является сложной многоаспектной проблемой. Приобретение фармацевтических препаратов пациентами – результат совместной работы врача, пациента и фармацевтического работника.

Антибактериальная терапия в медицине, в особенности в педиатрии остается актуальной и сложной задачей. "Вечные" проблемы формирования естественных механизмов защиты организма и его уязвимости действию многообразных инфекционных факторов, рост напряжения экономических и социальных условий жизни дополняются чисто профессиональными для врачей трудностями поиска оптимальной стратегии антибактериальной терапии в неограниченно расширяющемся море новых современных антибиотиков [2, 3].

Целью исследования явилось изучение приоритетных при отпуске антибиотиков для фармацевтов города Ташкента и Ташкентской области, в особенности цефалоспоринов, так как они играют приоритетную роль в назначениях врачами лекарственных средств. Полученная качественно-количественная информация будет актуальна для рационализации лекарственного обеспечения.

Для проведения опроса была разработана анкета, состоящая из 17 вопросов для исследуемой группы. По формуле бесповторного отбора, при коэффициенте доверия-2 и предельной ошибке-5, было отобрано 250 анкет. Анкетирование проводилось с ноября 2012 по февраль 2013 г.

Данные опроса об образовании и о профессиональном стаже работников аптек, мы привели в табл. 1.

Таблица 1. Характеристика работников аптеки, включенных в исследование

Таблица 1. Характеристика работников аптеки, включенных в исследование

Как видно из табл. 1, на одного фармацевта с высшим образованием приходится два помощника со средним образованием. Стаж работы у большинства 36,4% - от 3 до 10 лет.

Опрос фармацевтов показал, что чаще предпочитают покупать группу антибиотиков цефалоспоринового ряда - 66.7%. Также отдается предпочтение пенициллинам- 30.4%, макролидам - 2.9%. Среди цефалоспоринов наибольшим спросом пользуется цефтриаксон - 57.3% кроме того по частоте назначения он также лидируют - 64%. Помимо цефтриаксона часто приобретают цефазолин - 22% и пенициллин 15.8% (рис. 1). 26.2% врачей предпочитают назначать цефазолин и 9.8% другие антибиотики разных групп.

 

Рис. 1. Предпочитаемость антибиотиков цефалоспоринового ряда по отношению к другим антибиотикам.

Рис. 1. Предпочитаемость антибиотиков цефалоспоринового ряда по отношению к другим антибиотикам.

После утверждения Министерством здравоохранения Республики Узбекистан приказа 191 «О порядке назначения лекарственных средств и принятия, хранения и применения лекарственных средств больного в лечебно-профилактических учреждениях, а также отпуска на основании рецептов лекарственных средств населению аптечными учреждениями», стало обязательным выписывание рецептов врачами [1].

Поэтому было очень актуально узнать, как часто антибиотики приобретают по назначению врача, без наличия рецепта. 68% случаях антибиотики приобретают без рецепта, но по назначению врача. И 32% фармацевтов ответили, что очень редко клиенты покупают антибиотики по рецепту.

Также анкетирование показало, что антибиотики чаще покупают родители 50.3%, в 47.7% случаях и 2% родственники или знакомые.

Надо отметить, фармацевтический рынок предоставляет нам большой ассортимент выбора антибактериальных препаратов. Каждый покупатель может подобрать себе препарат, который удовлетворяет его потребности. На сегодняшний день отечественные производители представляют 15,4% от всего зарегистрированного рынка антибактериальных средств в нашей стране. Но несмотря на это, большим спросом пользуются –зарубежные производители - 50.1%, производители стран СНГ - 31.4%, отечественные производители - 14.2%, не зависит от производителя ответили - 4.3% (рис. 2).

 

Рис. 2. Предпочитаемость антибиотиков цефалоспоринового ряда в зависимости от страны производителя.

Рис. 2. Предпочитаемость антибиотиков цефалоспоринового ряда в зависимости от страны производителя.

На вопрос: « удовлетворяет ли стоимость антибиотиков покупателей?» 59.9% фармацевтов ответили: «нормальный», 18,1% - дорогой и 22% - доступный.

Оптимальная стоимость одного флакона антибиотика для 60% населения, если на курс лечения необходимо 10-12 флаконов, составляет меньше 2.5 USD, 20% потребителей готовы платить 2.5-5 USD, для 4,4% потребителей оптимальная стоимость составляет 5.1-10 USD за флакон, 11,11% - 15.1-25 USD, 2,2% готовы платить 25.1-50 USD за 1 флакон антибиотика при условии их высокой эффективности [4].

При составлении анкет, мы задумались, в аптеке также как и везде учитывается мнение покупателя. И бывают ли случаи отказа от приобретения антибиотиков. Мы получили следующий ответы 41.2% случаях - это дороговизна препарата, 23.8% - не устраивает производитель, 19.7% - не подходит действие, 9% - это побочные эффекты лекарства и другие – 6,3%.

Лекарственная форма играет большую роль, когда дело касается детей. Анкетный опрос показал, что большинство 43.4% предпочитают таблетированную лекарственную форму антибиотиков, a также инъекционную форму-41,3%. Остальная часть покупателей покупают сухие сиропы - 9.2% и 6.1% капсулы (рис. 3).

 

Рис. 3. Предпочитаемость потребителями антибиотиков цефалоспоринового ряда по форме выпуска.

Рис. 3. Предпочитаемость потребителями антибиотиков цефалоспоринового ряда по форме выпуска.

В нашей анкете, мы попросили фармацевтов оценить спрос на цефалоспориновые антибиотики по 5-бальной шкале в виде таблице 2. Были получены следующие данные (табл. 2).

Таблица 2. Оценка спроса на цефалоспориновые антибиотики

Таблица 2. Оценка спроса на цефалоспориновые антибиотики

Лидерами продаж стали цефтриаксон и цефазолин. Большинство фармацевтов также рекомендуют покупателям – цефтриаксон и цефазолин.

Выводы:

1. Покупатели при приобретении антибиотиков отдают предпочтение цефалоспориновой группе - 66,7%. Наибольшим спросом пользуется цефтриаксон- 57.3%.

2. Большим спросом у покупателей пользуются – зарубежные производители - 50.1%.

3. Оптимальная стоимость одного флакона для 60% населения составляет меньше 2.5 USD.

4. Большинство покупателей 43.4% предпочитают таблетированную лекарственную форму антибиотиков, a также инъекционную форму-41,3%.

5. Полученные результаты позволили сделать определенные выводы и изучить конкретную обстановку потребительского рынка. Определить предпочтения, и платежеспособность потребителей, выявить факторы влияющие на покупку лекарственных средств.

Список использованных источников:

1. Приказ Министра Здравоохранения Республики Узбекистан 18.06.2010 №191 об утверждении положения «О порядке назначения лекарственных средств и принятия, хранения и применения лекарственных средств больного в лечебно-профилактических учреждениях, а также отпуска на основании рецептов лекарственных средств населению аптечными учреждениями»// Здравоохранение Узбекистана. - Ташкент, 2010. - №29. - С.2-3

2. Глобальная стратегия Всемирной организации здравоохранения по сдерживанию устойчивости к противомикробным препаратам. - Женева, 2001. - C.5-8.

3. Азатян С.М. О рациональном использовании антибиотиков в педиатрической практике.// Человек и лекарство. – М., 1998.- С. 674.

4. Ибрагимова М.Я., Каюмов Ш.М. Рациональное назначение лекарственных средств при инфаркте миокарда в лечебно-профилактических учреждениях// Вестник Авиценны - Душанбе, 2006. - №1-2. -С.106-115.