Эффективность применения стандартной терапии больных розацеа фациальной области с анализом трансформации их психоэмоциональной сферы

Курский государственный медицинский университет

Розацеа – хроническое, рецидивирующее заболевание кожи лица, имеющее мультифакториальное происхождение, и, как следствие этого, некоторые проблемы в выборе адекватного и эффективного метода терапии. В последнее время отмечается стойкая динамика к повышению заболеваемости розовыми угрями, несмотря на то, что в структуре акнеподобных дерматозов эта патология имеет наибольший удельный вес — 36% [5,7,8]. Следует отметить, что имеет место и активная тенденция к омоложению заболевания, хотя розацеа относится к заболеваниям лиц среднего возрастного периода – периода максимальной социальной и физической активности. Первые признаки розовых угрей могут отмечаться в возрасте от 25 до 35 лет и достигать яркой клинической выраженности к 40–55 годам жизни. Развитие клинических признаков розацеа в фациальной области, а нередко шеи и области декольте, часто приводит к выраженным психологическим нарушениям у пациентов, является причиной возникновения у них тревоги, депрессии, снижает социальную адаптацию, подавляет сексуальную активность, а в тяжелых и индивидуальных случаях приводит даже к суицидальным попыткам. По данным разных авторов считается, что чаще розацеа страдают женщины, что может отчасти объясняться более пристальным их вниманием к своей внешности, ранней обращаемостью к специалисту-дерматологу или косметологу, причем на разных стадиях заболевания, порой ранних [2,7]. Мужчины же обращаются к дерматологу на более поздних стадиях развития болезни, с клинической симптоматикой, трудно поддающейся стандартной терапии – с пустулезно-кистозной формой, выраженной ринофимой, солидным отеком лица. Хотя в последнее время с бурным развитием индустрии красоты и тенденции карьерного продвижения в бизнесе лиц не только с высоким уровнем интеллекта, но и хорошего физического здоровья и соответствующей внешности, следует отметить, что мужчины стали более внимательны к своему состоянию.

Известно, что основными факторами, провоцирующими развитие и обострения розовых угрей являются:

  • перенесенные стрессы, психоэмоциональное напряжение;
  • нарушение функции желудочно-кишечного тракта, (заболевания, ассоциированные с Helicobacter pylori, дисбактериоз) гепатобилиарной системы;
  • наличие клещей Demodex (folliculorum и brevis);
  • гормональные нарушения;
  • ультрафиолетовые лучи, изменение метеоусловий;
  • изменения иммунного статуса, системы ПОЛ-АОС, калликренин-кининовой и свертывающей систем крови;
  • сосудисто-невротические реакции;
  • алиментарные факторы (продукты, стимулирующие желудочную секрецию, горячие напитки), злоупотребление алкоголем, курение [4,7].

Причина возникновения розацеа остается до конца не выясненной, несмотря на огромное количество исследований, посвященных этой теме. Основной причиной возникновения розацеа считалось воздействие психоэмоциональных факторов, однако многочисленные психологические исследования психоэмоциональной сферы статистически не подтвердили прямую связь между возникновением розацеа и психическими факторами. Результаты работ скорее указывали на непосредственное влияние обезображивающего косметического дефекта, практически всегда перманентно присутствующего, на психику больного. Проведенный психологический скрининг выявил у больных розацеа эмоционально-вегетативную неустойчивость с тенденцией к подавлению поведенческого реагирования эмоционального напряжения [5]. В многочисленных исследованиях установлена корреляция между розацеа и гепатохолецистопатией [4]. Анализ литературных источников демонстрирует, что способы лечения розацеа определяются многообразием этиологических и патогенетических причин возникновения дерматоза, его стадией течения и клинической формой. Терапевтическое действие одних средств направлено на редукцию воспалительных явлений дерматоза, других - на коррекцию различных нарушений функций различных систем и органов, в частности, психоэмоциональной сферы [2,8]. Таким образом, при лечении больных розацеа важно определить и элиминировать те провоцирующие факторы, которые максимально задействованы в каждом конкретном случае. Для некоторых больных – это коррекция нарушений психоэмоционального статуса, санация очагов фокальной инфекции, коррекция гормонального фона, нормализация функции желудочно-кишечного тракта и, в частности, гепатобилиарной системы. Для других пациентов более актуальны минимизация токсических воздействий и устранение их последствий.

Известно, что правильно подобранная схема лечения различными фармакопрепаратами способствует достижению хороших терапевтических результатов, а их последовательное или, наоборот, комплексное назначение позволяет избежать неблагоприятного однонаправленного действия нескольких лекарств. Таким образом, при лечении больных розацеа важно правильно определить и элиминировать те провоцирующие факторы, которые максимально задействованы в каждом конкретном случае. Для большинства пациентов – это коррекция нарушений психоэмоционального статуса, санация очагов фокальной инфекции, коррекция гормонального фона, нормализация функции желудочно-кишечного тракта. Для других пациентов более актуальны минимизация токсических воздействий и устранение их последствий.

Учитывая повышенную заинтересованность психоэмоциональной сферы и ее нарушений в патогенезе большинства дерматозов, в том числе розацеа, мы провели изучение клинической эффективности стандартной терапии при данном дерматозе и его воздействие на изменение показателей психо-эмоциональной сферы.

Целью нашего исследования явилась оценка влияния стандартной терапии на показатели психоэмоционального состояния больных и качество жизни пациентов, страдающих папуло-пустулёзной формой розацеа фациальной локализации.

Материалы и методы. В данном исследовании приняли участие 113 человек обоего пола, страдающих розацеа в возрасте от 25 до 60 лет. Все респонденты получали традиционную терапию, группу сравнения составили 40 человек того же возраста без сопутствующих соматических заболеваний (доноры). Традиционная терапия включала, в соответствии с «Клиническими рекомендациями РОДВ - Дерматовенерология 2010» противопротозойный препарат метронидазол по 250 мг 4 р/сут в течение 4 недель, доксициклин по 100 мг 2 р/сут в течение 14 суток (при пустулезной форме после выделения и идентификации микробной флоры кожи с определением чувствительности к антибиотикам), витамин Е по 200-400 мг/сут в течение 4 недель, аскорутин по 1 таблетке 3 р/сут в течение 4 недель, лоратадин по 10 мг 1 р/сут в течение 10 дней, экстракт валерианы по 2 таблетки 2 р/сут. Наружно пациенты использовали метрагил-гель 1 р/сут в течение 3-5 недель, спиртовые растворы с резорцином, серой, салициловой и борной кислотами.

Все больные проходили полное клинико-физикальное обследование, которое включало жалобы, анамнез жизни и заболевания, данные клинических, лабораторных и инструментальных методов исследования, а также исследование психоэмоционального статуса. Перед началом исследования все пациенты давали письменное информированное согласие на участие и публикацию результатов диагностики и лечения при сохранении конфиденциальной информации о самом пациенте.

Трансформация качества жизни предполагала самостоятельную оценку респондентом своего физического, психического, социального и экономического благополучия. Оценка качества жизни осуществлялась методом анкетирования. Все пациенты были подвергнуты анкетированию по выбранными нами методиками, включающими: тест Айзенка экстраверсия (ТАЭ), интроверсия (ТАИ), нейротизм (ТАН), тест Тейлора (ТТ), шкала реактивности и личностной тревожности (ШРТ), дерматологический индекс качества жизни (ДИКЖ), шкала диагностической оценки розацеа (ШДОР) [1,5].

Таблица 1. Сдвиги изменений показателей психоэмоциональной сферы и интегративных дерматологических индексов у больных розацеа

Таблица 1. Сдвиги изменений показателей психоэмоциональной сферы и интегративных дерматологических индексов у больных розацеа

Примечания: M±m – среднее значение показателя; cдвиг, % - изменение среднего значения показателя в сравнении с его величиной до лечения; ∑ сдвигов, % - величина суммы сдвигов без учёта знака сдвига; достоверность результатов исследования p≤0,05; * - достоверность результатов исследования р<0,001

Результаты исследования и их обсуждение. При исследовании изменений психоэмоционального статуса больных розацеа у всех обследованных пациентов выявлены нарушения различной степени тяжести. Следует отметить высокие значения показателей по шкалам эмоциональной лабильности, сенситивности, агрессивности и нейротизма. Результаты, полученные нами после проведения анкетирования больных, представлены в табл. 1, из которой видно, что после проведенной стандартной терапии, показатели ТАЭ, ТАИ, значения шкал теста Тейлора, ШРТ, опросников ШДОР, ДИКЖ, значительно снизились. Так, в частности, следует отметить сдвиг показателей ТАи (-35), теста Тейлора (-16), и особенно показателей ДИКЖ (-50) и ШДОР (-60) у всех больных, принимавших стандартную терапию. Следует отметить, что эти показатели снижались, но не столь интенсивно, как требовалось бы для выраженного улучшения психоэмоционального статуса. Эти данные можно объяснить тем, что психоэмоциональное состояние пациентов с заболеваниями кожи, локализующимися на лице и открытых участках кожи и способствующими возникновению постоянно присутствующего обезображивающего косметического дефекта разной степени выраженности максимально подвержено изменениям, в значительной степени совпадающим с трансформацией локального статуса. В имеющихся исследованиях, включающих изучение особенностей психоэмоциональной сферы пациентов с розовыми угрями и проведение детализации психоневротических расстройств по методике с использованием теста ТАСТ, также отмечаются высокие показатели по шкалам и эмоциональной лабильности, и сенситивности, и агрессивности и нейротизма [3]. Кроме того, у большинства пациентов отмечаются высокие показатели, отражающие симпатикотонические вегетативные сдвиги в организме, сопутствующие тревожности (учащенное сердцебиение, приступы головокружения и слабости и т.д.) [2]. Следует отметить, что выраженность психоэмоциональных расстройств не имела прямой зависимости от степени тяжести розацеа, но опосредованно влияла на их проявление. При оценке эффективности адекватной терапии, ряд авторов указывают на факты улучшения показателей психоэмоционального статуса, а в ряде случаев – даже на их нормализацию [4,7].

Таким образом, нами было установлено, что применение традиционной терапии у больных розацеа фациальной локализации положительно влияет на общее состояние пациентов и локальный статус, тем самым, регулируя их психоэмоциональное состояние и умеренно/удовлетворительно улучшая качество их жизни. После проведенного стандартного лечения наблюдалась стабилизация средних цифровых значений исследуемых показателей психоэмоциональной сферы и показателей дерматологического индекса качества жизни и шкалы диагностической оценки розацеа, что говорит о положительной динамике инволюции симптомов как общих, так и местных эффлоресценций розацеа у пациентов, принимавших стандартную терапию.

Список использованных источников:

1. Адаскевич В.П. Диагностические индексы в дерматологии. -Н.Новгород: Медицинская книга, 2004: 118-120.

2. Адаскевич В.П. Акне вульгарные и розовые. - Н.Новгород: Медицинская книга, 2003.

3. Захарова Е.Е. Фармакологическая коррекция нарушений регуляторных систем организма пиразидолом у больных розацеа с психоэмоциональными нарушениями: Автореф. дис. … канд. мед. наук. - Курск, 2007.

4. Кобцева О.В. Влияние эссенциального фосфолипида – фосфоглива на характер течения и эффективность комплексной терапии больных розацеа: Автореф. дис. … канд. мед. наук. - Курск, 2012.

5. Курдина М.И. Розацеа (этиология, патогенез, клиника, лечение).. Эстетическая медицина, 2005; (3): 55-57.

6. Перламутров Ю.Н., Сайдалиева В.Ш., Ольховская К.Б. Сравнительная оценка эффективности различных методов терапии розацеа. Вестник дерматологии и венерологии, 2011; 3: 73-79.

7. Потекаев Н.Н. Розацеа. – М.–СПб.: Издательство БИНОМ, Невский диалект, 2000. – 144 с.

8. Рыжкова Е.И. Клинико-морфологические особенности, патогенез и лечение розацеа: Автореф. дис. … l-hf мед. наук – М., 1976.

9. Шварц Н.Е., Силина Л.В., Лазаренко В.А. Качество жизни больных угревой болезнью и его изменение вследствие проведения различных видов терапии// Курский науч.-практ.вестник «Человек и его здоровье». - 2008. - №1. – С. 91-96.