Системная энзимотерапия при хирургическом лечении диффузного токсического зоба

Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования

Несмотря на многолетний опыт хирургического лечения диффузного токсического зоба (ДТЗ), оперативное вмешательство при этом виде патологии может привести к развитию тяжелых послеоперационных осложнений. Особое место среди них по частоте, тяжести проявления и сложности профилактики занимает послеоперационный гипопаратиреоз [6]. В механизме возникновения этого осложнения большое значение придают операционной травме паращитовидной железы а также отеку, нейрососудистым и микроциркуляторным дисфункциям, как проявлению повреждения питающих сосудов. В редких случаях причиной гипопаратиреоза может быть некроз околощитовидных желез в результате сдавления их рубцами в позднем послеоперационном периоде [13].

Повреждение возвратных гортанных нервов - другое распространенное осложнение при оперативном лечении ДТЗ. Достаточно часто травма нерва не бывает связана с его пересечением, а вызывается посттравматическим воспалением его оболочек или сдавлением рубцами в послеоперационном периоде. В большинстве случаев эти явления сопровождаются парезом гортани [11]. Формирование послеоперационного воспаления усиливается под влиянием IL-1 и других провоспалительных цитокинов и хемокинов. Цитокины определяют завершение воспалительного процесса. Развитие грубых рубцов, связанное с повышенным образованием грануляционной ткани, контролируется несколькими факторами роста (трансформирующим фактором роста - TGF-ß; эпидермальным фактором роста; кислым и основным факторами роста фибробластов; инсулиноподобным фактором роста 1; кератиноцитарным фактором роста) [7].

Применяемые в настоящее время меры профилактики осложнений при хирургическом лечении ДТЗ направлены главным образом на предупреждение тромботических осложнений и не могут препятствовать остальным факторам риска, приводящим к послеоперационному гипопаратиреозу или парезу гортани. Следовательно, важную профилактическую роль, наряду с предотвращением воспалительного отека тканей в зоне вмешательства и тромбоза сосудов, питающих паращитовидные железы, играет уменьшение продукции провоспалительных цитокинов и факторов роста. Такими свойствами обладает системная энзимотерапия (СЭТ) [3,8,15,12,14]. Препарат СЭТ «Флогэнзим»® содержит протеолитические ферменты растительного и животного происхождения, которые уменьшают отек, снижают явления агрегации тромбоцитов, связывают цитокины, ускоряют репаративные процессы [4]. Таким образом, СЭТ способствует уменьшению воспалительного процесса на всех его стадиях [14,15]. При непосредственном участии энзимов, входящих в состав флогензима снижается выраженность медиаторной атаки в зоне воспаления и уменьшается степень повреждения тканей. Под влиянием его компонента рутина стабилизируется проницаемость сосудистой стенки, что в свою очередь обеспечивает восстановление микроциркуляции и ликвидацию отёка [16] .

Цель работы: Исследовать уровень провоспалительных цитокинов (IL-1ß; IL-6; IL-8) и трансформирующего фактора роста (TGF-ß) в сыворотке периферической крови в до- и послеоперационном периоде у пациентов с ДТЗ и ДТЗ с узлами. Оценить влияние препарата СЭТ (флогэнзим) на изменение уровня провоспалительных интерлейкинов и трансформирующего фактора роста в послеоперационном периоде у этой категории больных.

Материалы и методы: Под наблюдением на отделении эндокринной хирургии СЗОМЦ РФ СПб находилось 58 пациентов, которым была выполнена ТЭ по поводу ДТЗ или ДТЗ с узловой трансформацией. Из них женщин 53 (91,4%), мужчин 5 (8,6%). Возраст больных колебался от 19 до 65 лет. Все пациенты были разделены на 2 группы: основная группа 31 человек, которые на следующие сутки после операции принимали «Флогэнзим»® в дозировке по 3 таблетки 3 раза в день в течение 7 дней. Контрольная группа составила 27 человек. Пациенты основной и контрольной групп не различались по возрасту и полу. Иммунологические исследования проводили накануне выполнения операции и на 1 и 7 сутки после вмешательства. Изучение уровней IL-1ß, IL-6, IL-8, в сыворотке проводили количественным твердофазным иммуноферментным методом с использованием тест-систем для цитокинов человека ООО «Цитокин» (Санкт-Петербург) согласно инструкции производителя. Трансформирующий фактор роста (TGF-ß) определяли методом иммуноферментного анализа с помощью оригинальных наборов (R&D Sistems, Inc. США).

Общеизвестно, что основным признаком любого вида воспаления является повышение температуры тканей в зоне его возникновения, а величина гипертермии отражает степень развития воспаления, поэтому для регистрации воспалительных изменений в зоне оперативного вмешательства использована неинвазивная методика термографии (тепловизионного исследования) [2,9]. В обеих группах на 3 и 5 сутки после операции проводили тепловизионную диагностику операционной раны путем измерения температуры кожного покрова в зоне проведения операции, с помощью аппарата - тепловизор i60, компании FLIR Systems. Тепловизионные фотографии обработаны с помощью программы FLIR QuickReport 1.2.SP2.

Статистические расчеты проводили при помощи пакета Statistika V. 6.0 (StatSoft inc.). Рассчитывали средние величины, стандартное отклонение, их средние стандартные ошибки с оценкой различий для независимых выборок по критерию Манна-Уитни, для зависимых выборок при анализе повторных изменений использовался критерий Вилкоксона. Для оценки динамики интерлейкинов в каждой группе использовали ранговый дисперсионный анализ (Кэндалл) по χ2. Температурные значения тепловизионной диагностики для зависимых выборок оценивали по парному критерию Стьюдента, для независимых – по 2-х выборочному критерию Стьюдента.

Результаты и обсуждение. Концентрация провоспалительных интерлейкинов до операции в обеих группах превышала норму в 3-10 раз. Это обусловлено тем, что провоспалительные цитокины играют важную роль в развитии аутоиммунных заболеваний щитовидной железы. Так наряду с - интерфероном они участвуют в регуляции продукции аутоантител, стимулируют пролиферацию антигенспецифических Т- и В-лимфоцитов, образующих клоны к различным антигенным эпитопам, а также стимулируют синтез гикозаминогликанов в ретроорбитальных фибробластах и модулируют экспрессию на них рецептора к ТТГ, способствуя развитию офтальмопатии при ДТЗ [1]. Статистически значимых различий в обеих группах до оперативного вмешательства выявлено не было (р>0,05), за исключением IL-6 в контрольной группе, где сывороточный уровень его был незначительно выше чем в основной группе (р<0,05). Межгрупповые различия уровней провоспалительных цитокинов до операции были незначительны и, вероятно, обусловлены индивидуальными различиями. Динамика интерлейкинов в послеоперационном периоде в обеих обследованных группах была различна. На 1 сутки после операции наблюдали значительное увеличение концентраций IL-8 и TGF-ß в контрольной группе (р<0,05; р<0,05 соответственно) и IL-1 и IL-6 в основной группе (р<0,05; р<0,05 соответственно) табл.1. В контрольной группе концентрации IL-1 и IL-6 были также повышены по сравнению с исходными значениями, но эти изменения не были статистически значимы (р>0,05) табл.3. На 7 сутки в контрольной группе сывороточный уровень IL-1 и IL-6 оставался высоким по сравнению с показателями основной группы (р<0,05; р<0,05) табл.1. Концентрация IL-8 в контрольной группе на 7 сутки уменьшилась в 2 раза по сравнению с 1 сутками (р˃0,05), но оставалась выше чем в основной группе, однако это повышение не было статистически значимо (р>0,05) табл.1. Сывороточный уровень TGF-ß к 7 суткам в контрольной группе увеличился в 1,3 раза по сравнению с 1 сутками (р<0,05) табл.3. В основной группе отмечено повышение IL-8 и TGF-ß в 1 сутки после операции, но оно не было статистически достоверным (р>0,05) табл.2. В то же время, концентрация IL-8 на 7 сутки после приема «Флогэнзим»® снизилась в 3 раза и статистически значимо отличалась от концентрации в 1 сутки (р<0,05) табл. 2. На 7-е сутки после операции в группе пациентов, получавших «Флогэнзим»® сывороточный уровень IL-1 также уменьшился в 3 раза, а IL-6 в 8 раз (р<0,05; р<0,05 соответственно) табл.2. Повышение уровня TGF- в основной группе к 7-м суткам не выявлено. В процессе проведения энзимотерапии уже через 1 сутки от начала лечения отмечено значительное уменьшение отека, гиперемии и других клинических признаков воспаления, заметно улучшилось состояние и самочувствие больных.

Таблица 1. Динамика уровня IL и TGF в основной и контрольной группах в до и послеоперационном периоде

Таблица 1. Динамика уровня IL и TGF в основной и контрольной группах в до и послеоперационном периоде

 

Таблица 2. Уровень IL и TGF в сыворотке больных после операции в основной группе до- и после операции (n=31)

Таблица 2. Уровень IL и TGF в сыворотке больных после операции в основной группе до- и после операции (n=31)

Примечания: здесь и далее *р<0,05 по критерию Вилкоксона (через 1 сутки после операции); **р≥0,05 по критерию Вилкоксона (через 1 сутки после операции); ***р<0,05 по критерию Вилкоксона (на 7-е сутки после операции); ****р≥0,05 -7по критерию Вилкоксона (на 7-е сутки после операции).

Таблица 3. Уровень IL и TGF в сыворотке крови больных контрольной группы, до- и после операции (n=27)

Таблица 3. Уровень IL и TGF в сыворотке крови больных контрольной группы, до- и после операции (n=27)

Из представленных в табл. 1-3 данных следует, что уровень провоспалительных цитокинов (IL-1β, IL-6) в основной группе на 7-е сутки после приема «Флогэнзим»® был значительно меньше чем в контрольной группе (р<0,05; р<0,05). В то же время, в основной группе не наблюдалось статистически значимого повышения TGF-ß на 7-е сутки по сравнению с контрольной группой (р<0,05).

 Действие препарата «Флогэнзим»® на течение воспалительного процесса оценивали не только по изменению уровня провоспалительных цитокинов и фактора TGF-ß в сыворотке крови.

Для регистрации воспалительных изменений в зоне оперативного вмешательства использована неинвазивная методика термографии (тепловизионного исследования). В основной группе на 3-и сутки после операции средняя температура кожного покрова в зоне оперативного вмешательства составила 34,17 С. На 5-е сутки после операции значимых изменений температуры не установлено (р>0,05) табл.4.

У больных в контрольной группе средняя температура кожного покрова в зоне операции на 3-и сутки была выше, чем в основной группе и составила 35,3С. На 5-е сутки после операции средняя температура кожного покрова у больных в контрольной группе снизилась, что подтверждено математическими расчетами (р<0,05), но по сравнению с показателем в основной группе оставалась более высокой и составила 34,9С (табл.4).

При статистической оценки изменения динамики температуры кожного покрова в зоне операции в основной и контрольной группах установлено, что в основной группе средняя температура кожных покровов в области проведения операции спустя 3 дня была в среднем на 1,1С (р<0,05) меньше, чем в контрольной группе (табл. 4). На 5-е сутки разница средней температуры кожных покровов в обеих группах уменьшилась и составила всего 0,6С (р<0,05). Это соотносится с литературными данными о том, что явления воспаления, вызванные операционной травмой, постепенно стихают к 5–7 суткам после оперативного вмешательства.

Таким образом, иммунологические и термографические исследования показывают, что применение СЭТ у больных после оперативного лечения ДТЗ существенно снижает уровень воспалительной реакции в зоне оперативного вмешательства. Это может активно влиять на уменьшение уровня послеоперационных осложнений, связанных с воспалительными изменениями и рубцовым процессом в зоне проведения оперативного вмешательства, хотя в группах обследованных нами больных послеоперационных осложнений отмечено не было.

Таблица 4. Динамика изменения температуры кожного покрова в зоне операции у больных в обеих сравниваемых группах

Таблица 4. Динамика изменения температуры кожного покрова в зоне операции у больных в обеих сравниваемых группах

Примечание: *- р>0,05 (динамика температуры в основной группе); **- p<0,05 (динамика температуры в контрольной группе).

Следует отметить, что в связи с проведением оперативного лечения на базе специализированного отделения эндокринной хирургии клинически значимых осложнений в обеих группах не выявлено.

 Таким образом, включение СЭТ в комплекс лечебных мероприятий в послеоперационном периоде у больных оперированных по поводу ДТЗ и ДТЗ с узлами снижает уровень провоспалительных цитокинов и трансформирующего фактора, что, вероятно, будет способствовать уменьшению риска послеоперационных осложнений, вызванных посттравматическим воспалительным отеком тканей в зоне оперативного вмешательства.

Выводы

  1. Применение СЭТ уменьшает уровень провоспалительных интерлейкинов и трансформирующего фактора роста у больных с ДТЗ в послеоперационном периоде.
  2. Уменьшение уровня TGF-ß под действием СЭТ может способствовать снижению развития рубцовых изменений в зоне оперативного вмешательства после хирургического лечения ДТЗ.
  3. Установленные противоотечный и противовоспалительный эффекты СЭТ после хирургического лечения ДТЗ, подтверждают целесообразность применения СЭТ в послеоперационном периоде у этой категории больных для уменьшения количества послеоперационных осложнений, связанных с травматическим отеком и развитием рубцового процесса в зоне расположения возвратных гортанных нервов и паращитовидных желез.

Список использованных источников:

  1. Белобородов В.А., Олифирова О.С. с соавт. Динамика уровня цитокинов при послеоперационном гипотиреозе// Анналы хирургии.- 2007.- №6.- С. 20-22.
  2. Зеновко Г.И., Семуков Я.С., Белов И.И. с соавт. Диагностика и результаты хирургического лечения заболеваний щитовидной железы// В кн.: Научные достижения – в практическую работу. Тез. докл. Института мед.- биолог. проблем России. – М. – 1994. - № 7. – С. 54-57.
  3. Лысикова М., Вальд М., Масиновски З. Механизмы воспалительной реакции и воздействие на них с помощью протеолитических энзимов// Цитокины и воспаление. – 2004. – Т.3, № 3. – С. 48-53.
  4. Минаев С.В., Обозин В.С., Пустошкина Л.Т. с соавт. Новые аспекты в патогенезе спаечного процесса брюшной полости// Вестник хирургии им. И.И. Грекова. – 2009. – Т. 168. - № 1. – С. 49-54.
  5. Мумладзе Р.Б., Марков И.Н., Долидзе Д.Д. с соавт. Особенности патогенеза, лечения и профилактики гиропаратиреоза после хирургических вмешательств на щитовидной железе// Анналы хирургии. – 2006. - № 1. – С. 14-19.
  6. Мяделец О.Д., Адаскевич В.П. Морфофункциональная дерматология. – М.: «Медицинская литература», 2006. – С. 752.
  7. Системная энзимотерапия в профилактике и лечении осложнений послеоперационного периода: Пособие для врачей// Под ред. Савельева В.С. – М.: «Тактик–Студио», 2009. – С. 32.
  8. Харнас С.С., Ипполитов Л.И., Мамаева С.К. Отдаленные результаты хирургического лечения диффузного токсического зоба// Анналы хирургии. – 2007. - № 3. – С. 15-20.
  9. Шацова Е.Н., Попов В.А. Возможности тепловидения при тиреоидной патологии// В кн.: Тепловая аппаратура и практика ее применения. Тр. Всесоюзной конф. – СПб. – 1987. – С. 77-80.
  10. Cavallaro G., Taranto G., Chiofaio M. Usefulness of microsurgery to isolation of recurrent laryngeal nerve and parathyroid during thyroidectomy operations// Microsurgery. – 1998. Vol. 18, № 8. – P. 460-461.
  11. Dittmar F.W. Enzymtherapie in der Gynikologie// Allgemeinmedizin. – 1990. – Vol. 19. –P. 158-162.
  12. Flynn M.B., Lyons K. J., Tarter J.W., Ragsdale T.L. Local complications after surgical resection for thyroid carcinoma// Amer. J. Surg. – 1994. – Vol. 168, № 5 . – P. 404-407.
  13. Menzel E.J., Runge S. Enzyme als Immunomodulatoren// Allgemeinmedizin. – 1990. – Vol. 19, № 3. – P. 140-143.
  14. Vogler W., Streihhan P. Oral enzymes in the treatment of urinary tract infections, prostatitis and cystitis// Int. J. of Feto – Maternal Medicine. – 1993. – Vol. 6, № 3. – P. 37-41.
  15. Wald M. Wound healing under pathological conditions// Int. medicina pro praxi. – 2002. - № 10. – P. 6-10.
  16. Wagoner L.E., Merrill W., Jacobs J. et. al. Angiogenesis protein therapy with human Fibroblast Growth factor (FGF – 1): Results of a phase I . Open Label// Circulation. – 2007. Vol. 116. – P. 443-446.