Особенности криминального поведения у лиц пожилого возраста с деменциями различного происхождения

Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер

Актуальность проблемы. Особенностью психической патологии позднего возраста является возможность про- и регредиентной динамики, быстрого прогрессирования когнитивных расстройств до уровня деменции. Это особенно важно учитывать при проведении судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ), когда юридически значимый период и СПЭ могут быть разделены длительным временным интервалом, в течение которого психическое состояние пожилого подэкспертного могло претерпевать как положительную, так и отрицательную динамику. Она связана с влиянием различных социальных, биологических, соматоневрологических, ситуационных психотравмирующих факторов декомпенсации (в том числе и проведение СПЭ).

Следует отметить, что специфической особенностью противоправного поведения лиц пожилого возраста являются насильственно-агрессивные правонарушения в отношении лиц ближайшего окружения (Вандыш В.В., Ню Т.Г. 2003) [1]. В некоторых работах авторы, сравнивая пациентов пожилого возраста с диагнозом, органическое расстройство личности и шизофрения, указывают на то, что в обеих группах преобладали преступления против личности, которые совершались, как правило, в состоянии алкогольного опьянения. Пациенты с органическим расстройством личности чаще совершали повторные общественно-опасные деяния (ООД) в (44%) случаев в отличие от больных шизофренией (29%).

Крайняя не многочисленность этой нозологической категории, среди лиц, попадающих на принудительное лечение и совершающих противоправные действия, и при этом значительные отличия в структуре совершаемых ими преступлений, делает ее тем более привлекательной для исследования.

Целью данного исследования являлось изучение и анализ особенностей криминального поведения лиц с деменциями.

Материал и методы. Всего было обследовано 20 пациентов с диагнозом деменция имеющих диагностические критерии МКБ-10 (F 01 и F 02) совершивших ООД, которые были признаны невменяемыми и отбыли амбулаторное принудительное лечение и в психиатрическом стационаре общего и специализированного типа, назначенное им судом. В исследование были включены пациенты, проходившие принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего и специализированного типа, на базе Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера в период 1998-2008 г.

Отбор больных проводился методом сплошной выборки в соответствии с критериями включения: верифицированный (в соответствии с критериями МКБ-10) диагноз сосудистая деменция и деменция в связи с другими заболеваниями (F 01-02); решение судебно-психиатрической экспертной комиссии о невменяемости пациента на момент совершения ООД; определение суда о применении принудительной меры медицинского характера; прохождение лицом принудительного лечения. В качестве основных методов исследования в работе были использованы клинико-психопатологический с учетом данных патопсихологического обследования, и клинико-статистический.

Результаты исследования

Прежде всего, нас интересовало, имеются ли какие либо особенности криминального поведения у больных данной группы.

Анализ проводился по 10 признакам, на основе анкеты исследования, разработанной нами, включающей в себя 40 различных параметров. Исследования проводилось как на основе данных архивов, так и личного осмотра пациентов. Исследовались следующие параметры:

  • длительность болезни до совершения ООД;
  • криминальное прошлое;
  • характер преступлений до первого принудительного лечения;
  • возраст первого уголовно-наказуемого деяния;
  • характер первичного общественно-опасного деяния;
  • длительность принудительного лечения по первому эпизоду;
  • количество общественно-опасных деяний после прекращения принудительного лечения;
  • интервал между предыдущим принудительным лечением и настоящим;
  • этапность отмены принудительного лечения;
  • характер повторных общественно-опасных деяний.

По длительности заболевания больные распределились следующим образом: до 1 года – 3, 1-5 лет – 6, 5-10 лет –5 , и более 10 лет – 5 человек.

Изучая криминальное прошлое исследуемых, было выяснено следующее: 13 (65%) пациентов ранее не привлекались к уголовной ответственности. Количество пациентов ранее привлекавшихся к уголовной ответственности составило 7 (35%) причем все они неоднократно привлекались к уголовной ответственности в прошлом. Интересным был тот факт, что возраст первого преступления у тех, кто ранее привлекался к уголовной ответственности, был не старше 30 лет, а среди тех, кто ранее не привлекался к уголовной ответственности, все пациенты совершили итоговое ООД в возрасте старше 60 лет (см. табл. 1 и 2).

Таблица 1. Криминальное прошлое

 Таблица 1. Криминальное прошлое

Таблица 2. Возраст первого правонарушения

Таблица 2. Возраст первого правонарушения

Интересные данные показал анализ характера правонарушений в прошлом. Среди тех, кто ранее привлекался к уголовной ответственности, характер правонарушений относился либо к преступлениям против собственности 4 (20%), либо против порядка управления (т.е. хулиганство) 3 (15%). А среди тех, кто ранее не попадал в поле зрения правоохранительных органов, характер правонарушений всегда был связан с преступлениями против жизни, он соответственно совпадал и с характером ООД, в связи с которым они и проходили принудительное лечение 13 человек (65%).

Таблица 3. Характер первичного ООД (общественно–опасного деяния)

Таблица 3. Характер первичного ООД (общественно–опасного деяния)

Примечание: к ООД относятся те деяния, за совершение которых пациенты признавались невменяемыми, и им рекомендовались принудительные меры медицинского характера.       

Характер рекомендованных принудительных мер медицинского характера в отношении данной нозологической группы в подавляющем большинстве ограничивался принудительным лечение в психиатрическом стационаре общего типа 18 из 20, и это связано было конечно и с престарелым возрастом конечно и зачастую с тяжестью соматического состояния таких пациентов. Этими же факторами обусловлена, и незначительная продолжительность принудительных мер медицинского характера и одномоментность их отмены. У 50% пациентов продолжительность принудительных мер медицинского характера составила 6 мес – 1 год, у 20 % (4) 1-2 года, и лишь 15% (3) составила более 2 лет. Всем пациентам принудительные меры медицинского характера отменялись одномоментно. Это подтверждается еще и тем, что 50 % пациентов после отмены принудительных мер медицинского характера прожили не более 5 лет.

При изучении уголовного катамнез в данной нозологической группе было выяснено, что ни один из них в последствии не совершал общественно-опасных деяний, соответственно не поступал более на принудительное лечение.

Выводы.

В процессе обобщения полученных в процессе исследования данных были обнаружены некоторые довольно неожиданные данные.

  1. Больные с деменциями несмотря на кажущуюся беспомощность и тяжесть своего состояния. Если и совершают ООД, то чаще всего направленные против жизни (65%) пациентов попавших в наше исследования совершили убийства и эти преступления часто совершаются с особенной жестокостью, с множеством ранений повреждений.
  2. Несмотря на небольшую выборку, следует отметить отсутствие повторных ООД у больных с деменцией, хотя конечно требуется дальнейшее изучение данной нозологической группы в контексте повторности противоправных деяний.

3. Несомненно, что такие пациенты требуют особенного внимания на амбулаторном этапе, до момента совершения ООД, учитывая еще и смертность в этой группе в течении 5 лет, после отмены принудительных мер медицинского характера.

Список использованных источников:

  1. Вандыш В.В., Ню Т.Г. Органические психические расстройства в пожилом возрасте: Пособие для врачей. – М. –2003.
  2. Вандыш В.В. Органическое психическое расстройство: функциональный диагноз // Судебная психиатрия. Актуальные проблемы. Вып. № 9. – М. – 2012. С. 29-41
  3. Мальцева М.М., Котов В.П. Опасные действия психически больных (психопатологические механизмы и профилактика).- М.: Медицина, 1995.- 256 с.
  4. Ткаченко А.А. Руководство по судебной психиатрии. – М. -2012г.
  5. Пищикова Л.Е., Мамонова И.П.. Судебная геронтопсихиатрия. Аналитический обзор. – М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздрава России. 2013. – 60 с.