Оценка фармакодинамического эффекта препаратов и стандартных схем терапии второй линии язвенной болезни на показатели NO-системы и анаэробного гликолиза в слизистой ткани желудка

Ташкентская медицинская академия, Узбекистан

Как известно, патогенез язвенной болезни по прежнему рассматривают как результат дисбаланса между местными факторами «агрессии» и «защиты». Причем решающая роль отводится «агрессивным» факторам, прежде всего ацидопептическому и инфекционному – Нelicobacter pylori. Поэтому, как показывает анализ литературных данных, эффективность схем тройной и квадритерапии изучена только в плане подавления секреции и эрадикации Нelicobacter pylori при лечении больных язвенной болезнью [1].

В последнее время появились данные о том, что компоненты тройной терапии могут отрицательно влиять на защитные механизмы в гастродуоденальной зоне. Как утверждает И.М. Белова и соавт. [2] эрадикационная антимикробная терапия задерживает репарацию язвенных дефектов слизистой. Аналогичного мнения придерживаются и А.В. Якубов и соавт. [3]. Об отрицательном влиянии некоторых схем противоязвенной терапии на защитные механизмы в слизистой гастродуоденальной зоны отмечают и др. авторы [4].

Как показывает анализ литературных данных, в настоящее время практически отсутствуют научные исследования, посвященные изучению влияния компонентов и схем противоязвенной терапии на факторы защиты. С этой позиции, особый интерес представляет изучение влияния компонентов и схем противоязвенной терапии на механизмы NO образования и на состояние гипоксии в слизистой ткани желудка. Как известно, NO является одним из важных факторов цитозащиты слизистой гастродуоденальной зоны. NO-система является основным звеном по обеспечению микроциркуляции и коррекции гипоксии [5].

Цель исследования. Целью настоящей работы явилась оценка фармакодинамического эффекта препаратов и стандартных схем терапии второй линии при лечении язвенной болезни на показатели NO-системы и анаэробного гликолиза в слизистой ткани желудка при экспериментальной язве.

Материалы и методы. Исследования проведены в 13 группах животных. В каждой группе было по 6 животных. Модель экспериментальной язвы воспроизводили по методу В.А. Вертелкина в модификации И.А. Лосьева и соавт. [6]. После моделирования животные были разделены на следующие группы: 1 гр. интактная; 2 гр. животные с экспериментальной язвой (ЭЯ); 3-гр. ЭЯ+Н2О (без лечения); 4 гр. ЭЯ + омепразол; 5 гр. ЭЯ + де-нол; 6 гр. ЭЯ + метронидазол; 7 гр. ЭЯ + тетрациклин; 8 гр. ЭЯ + фуразолидон; 9 гр. ЭЯ + амоксициллин; 10 гр. ЭЯ+омепрозол + де-нол + амоксициллин + тетрациклин; 11- гр. ЭЯ+ омепразол + де-нол + тетрациклин + метронидазол; 12 гр. ЭЯ + омепразол + амоксициллин + тетрациклин; 13 гр. ЭЯ + омепразол + амоксициллин + фуразолидон.

Используемые нами препараты вводили перорально в виде водной суспензии в течение 10 дней в следующих дозах: омепразол в дозе 50 мг/кг [7], де-нол в дозе 10 мг/кг [8], метронидазол в дозе 50 мг/кг [9], тетрациклин в дозе 10 мг/кг [10], фуразолидон в дозе 100 мг/кг [11] и амоксициллин в дозе 40 мг/кг [12].

При применении комплексной терапии нами использованы 4 схемы терапии второй линии. Из них 2 схемы квадритерапии, состоящие из омепразола, де-нола, амоксициллина, тетрациклина и омепразола, де-нола, тетрациклина, метронидазола рекомендованы третьим Маастритхтским соглашением и 2 схемы тройной терапии, состоящие из омепразола, амоксициллина, тетрациклина и омепразола, метронидазола, фуразолидона рекомендованы четвертым Московским соглашением, принятое Х съездом научной организации гастроэнтерологов [13]. Комбинированную терапию также проводили в течение 10 дней и дозы препаратов оставались такими же.

Образование NO в слизистой ткани желудка изучали путем определения содержания его продуктов нитритов и нитратов [14] в микросомальной фракции гомогената.

Содержание аминокислоты L-аргинина в надосадочной фракции гомогената слизистой определяли по методу A. Steven и соавт. [15].

Активность маркеров NO- синтазы - НАДФ·Н-диафоразы определяли по методу Hope V.T. и соавт. в модификации С.А. Комарина и соавт. [16].

Изменение в системе L-аргинин окись азота может быть следствием недостатка основного субстрата-L-аргинина в слизистой, снижения активности NO-синтазы, что способствует тканевой гипоксии. В связи с этим для оценки кровотока в слизистой мы ограничились изучением содержания конечного продукта анаэробного метаболизма – молочной кислоты [17].

Результаты и их обсуждение. В табл. 1 представлены результаты изучения влияния препаратов стандартных схем терапии второй линии на показатели NO-системы и анаэробного гликолиза в слизистой ткани желудка при экспериментальной язве. При экспериментальной язве почти в 3 раза снижается содержание продуктов NO, в 2,1 раза содержание L-аргинина и в 1,8 раза активность НАДФ·Н-диафоразы, при этом наблюдали увеличение содержания молочной кислоты в 2,5 раза.

При лечении с омепразолом отмечали некоторое увеличение продуктов NO и снижение содержания молочной кислоты на 27,5%. Содержание L-аргинина увеличивалось на 35,0%, а активность НАДФ·Н-диафоразы снижалось на 31,6% от значения в группе без лечения.

В группе с де-нолом достоверно увеличивалось содержание продуктов NO на 84.1%, L-аргинина на 81,2%, НАДФ·Н-диафоразы на 49,6%, а содержание молочной кислоты снижалось на 43,5%.

Метронидазол и фуразолидон ингибировали процессы NO образования, которое сопровождалось увеличением количества молочной кислоты. Так, в группе с метронидазолом содержание продуктов NO снижалось на 32,3%, а молочная кислота увеличивалась на 34,9%. В группе с фуразолидоном продукты NO снижались на 25,5%, а молочная кислота увеличилась на 24,2%. Вместе с этим наблюдали ингибирующий эффект метронидазола и фуразолидона на активность НАДФ·Н-диафоразы. В этих группах активность фермента снижалось на 24,6% и на 35,8% соответственно. На содержание L-аргинина эти препараты не влияли.

В группах с тетрациклином и амоксициллином полученные результаты недостоверно отличались от группы без лечения.

В табл. 2 представлены результаты изучения влияния стандартных схем терапии второй линии на показатели NO-системы и анаэробного гликолиза в слизистой ткани желудка при экспериментальной язве. В группе животных с лечением омепразол + де-нол + амоксициллин + тетрациклин, наблюдали увеличение содержания продуктов NO на 146,0% и снижение содержания молочной кислоты на 54,7% от показателей группы без лечения - практически без отличий от результатов интактной группы.

В группе омепразол + амоксициллин + тетрациклин содержание продуктов NO увеличивалось на 29,9%, а молочная кислота снижалась на 25,7%.

Таблица 1. Влияние препаратов стандартных схем терапии второй линии на показатели NO-системы и анаэробного гликолиза в слизистой ткани желудка при экспериментальной язве

Таблица 1. Влияние препаратов стандартных схем терапии второй линии на показатели NO-системы и анаэробного гликолиза в слизистой ткани желудка при экспериментальной язве

Примечание: * - достоверность от показателя группы без лечения (Н2О)

Таблица 2. Влияние стандартных схем терапии второй линии язвенной болезни на показатели NO-системы и анаэробного гликолиза в слизистой ткани желудка при экспериментальной язве

Таблица 2. Влияние стандартных схем терапии второй линии язвенной болезни на показатели NO-системы и анаэробного гликолиза в слизистой ткани желудка при экспериментальной язве

Примечание: * - достоверность от показателя группы без лечения (Н2О) О - омепразол, Д - де-нол, А - амоксициллин, Т - тетрациклин, М - метронидазол, Ф - фуразолидон

В группах животных с лечением омепразол + де-нол + тетрациклин + метронидазол и омепразол + амоксициллин + фуразолидон, содержание продуктов NO не менялось, однако, достоверно увеличивалось содержание молочной кислоты на 15,9% и на 27,9% соответственно.

Все применяемые нами стандартные схемы увеличивают содержание L-аргинина и в этом отношении наиболее эффективной является схема квадритерапии омепразол + де-нол + амоксициллин + тетрациклин. Однако, эти схемы разнонаправлено действуют на активность НАДФ·Н-диафоразы. Квадритерапия омепразол + де-нол + амоксициллин + тетрациклин и тройная терапия омепразол + амоксициллин + тетрациклин достоверно увеличивают активность НАДФ·Н-диафоразы и при этом более выраженное индуктивное действие оказывает схема омепразол + де-нол + амоксициллин + тетрациклин. При лечении схемой квадритерапии омепразол + де-нол + тетрациклин + метронидазол и тройной терапии омепразол + амоксициллин + фуразолидон наблюдали ингибирующий фармакодинамический эффект этих схем на активность НАДФ·Н-диафоразы.

В наших исследованиях, при применении омепразола содержание продуктов NO не менялось, а молочная кислота снижалась. При этом наблюдали достоверное увеличение содержание L-аргинина и снижение активности НАДФ·Н-диафоразы. Эти результаты свидетельствуют о том, что при применении омепразола наблюдается некоторый дисбаланс в системе NO образования, которое сопровождается увеличением субстрата NO и снижением активности основного фермента НАДФ·Н-диафоразы. В конечном итоге количество образующегося NO не меняется и остается низким. Вероятно, омепразол влияет на тканевую гипоксию другими механизмами, что подтверждается достоверным снижением молочной кислоты. Как отмечают некоторые авторы, омепразол снижает интенсивность системного и тканевого метаболизма оксида азота у больных хроническим гастродуоденитом и язвенной болезнью, что проявляется уменьшением экскреции нитритов с мочой, снижением активности оксидазного и редуктазного доменов нейтральной синтазы оксида азота (НАДФ·Н-диафораза), процента индуцируемой синтазы оксида азота в общей структуре распределения активности изоформ в подслизистом слое желудка [17].

При применении де-нола наблюдали увеличение содержание продуктов NO, L-аргинина и активности НАДФ·Н-диафоразы от показателей группы без лечения, а содержание молочной кислоты снижалось. Необходимо отметить, что при применении де-нола не только улучшается синтез NO, но и значительно увеличивается содержание субстрата L-аргинина. Де-нол отличается универсальностью механизма цитопротекции. Так, он повышает синтез простагландинов, обладает антиоксидантным эффектом, снижает содержание провоспалительных цитокинов и активность пепсина, частично связывает желчные кислоты, связывается с белками в зоне воспаления и некроза, повышает синтез слизи и гидрокарбонатов, улучшает микроциркуляцию в слизистой оболочке, повышает содержание эпидермального фактора роста и ингибирует адгезию бактерий [18].

При применении метронидазола и фуразолидона наблюдали достоверное увеличение продуктов NO и молочной кислоты. При этом содержание L-аргинина в слизистой ткани желудка не менялось, а активность НАДФ·Н-диафоразы снижалась. Следует отметить, что в литературных источниках нет сведений касающихся изучения процессов NO образования при монотерапии язвенной болезни метронидазолом и фуразолидоном.

Абасова А.С. [19] и Эседов Э.М. [20] изучая содержание оксида азота в желудочном соке при применении различных схем эрадикационной терапии у больных язвенной болезнью отмечали, что в плане коррекции синтеза NO лучшей комбинацией является тройная терапия омепразолом, кларитромицином и амоксициллином, а при применении тройной терапии омепразолом кларитромицином и метронидазолом содержание продуктов NO в желудочном соке снижается. Авторы утверждают, что схемы, содержащие омепразол и метронидазол, подавляют синтез NO. Эти утверждения были установлены и в наших исследованиях при применении квадритерапии содержащий омепразол, де-нол, тетрациклин, метронидазол.

В группах животных с лечением амоксициллином и тетрациклином содержание продуктов NO, молочной кислоты, L-аргинина и активность НАДФ·Н-диафоразы в слизистой желудка практически не менялись.

Для коррекции нарушений в системе NO образования в слизистой ткани желудка наилучшими являются квадритерапия омепразол + де-нол + амоксициллин + тетрациклин и тройная терапия омепразол + амоксициллин + тетрациклин. При лечении квадритерапией омепразол + де-нол + тетрациклин + метронидазол и тройной терапией омепразол + амоксициллин + фуразолидон содержание продуктов NO в слизистой ткани не менялось, хотя содержание L-аргинина достоверно увеличивалось. Отмечали достоверное увеличение содержания молочной кислоты и снижение активности НАДФ·Н-диафоразы. Полученные результаты позволяют утверждать, что при комбинированном применении омепразола с де-нолом, амоксициллином, тетрациклином, также омепразола с амоксициллином, тетрациклином ингибирующий фармакодинамический эффект омепразола на ключевые механизмы NO образования не проявляется. А в тех комбинациях, где имеется комбинация омепразола с метронидазолом (омепразол + де-нол + тетрациклин + метронидазол) и омепразола с фуразолидоном (омепразол + амоксициллин + фуразолидон) ингибирующие эффекты омепразола, метронидазола и фуразолидона проявляются в виде фармакодинамического синергизма.

Выводы

1. Компоненты схем противоязвенной терапии разнонаправлено действуют на механизмы NO образования и анаэробного гликолиза в слизистой ткани желудка. Омепразол не влияя на содержание NO, снижает содержание молочной кислоты в слизистой ткани. В плане коррекции нарушений в системе NO образования и анаэробного гликолиза наиболее эффективным является де-нол. Метронидазол и фуразолидон ингибируют механизмы NO образования и увеличивают содержание молочной кислоты. Тетрациклин и амоксициллин не влияют на эти механизмы.

2. Схемы квадритерапии омепразол + де-нол + амоксициллин + тетрациклин и тройной терапии омепразол + амоксициллин + тетрациклин оказывают положительное влияние на механизмы NO образования и снижают гипоксию слизистой ткани желудка. Квадритерапия омепразол + де-нол + тетрациклин + метронидазол и тройная терапия омепразол + амоксициллин + фуразолидон ингибируют ключевые механизмы NO образования и увеличивают содержание молочной кислоты в слизистой ткани желудка.

Список использованных источников:

1. Маев И.В., Самсонов А.А., Голубев Н.Н. Препараты висмута в лечении больных язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки// Клин. мед. 2008. – №9. С.57–63.

2. Белова И.М., Белова О.Л. Фармакотерапевтическая эффективность антисекреторных и эрадикационных схем в лечении язвенной болезни, ассоциированной с Helicobacter pylori// Клиническая фармакология в России: достижения и перспективы. Матер. НПК. – М., 2004, – С. 23–25.

3. Якубов А.В., Паттахова М.Х. Влияние компонентов и некоторых схем противоязвенной терапии на содержание и активность ферментов монооксигеназной системы в слизистой ткани желудка при экспериментальной язве // Лiкарська дело справа. Врачебное дело. – 2009. –№3-4. –С. 86–90.

4. Хамраев А.А. Некоторые механизмы рубцевания язвы желудка при применении различных схем противоязвенной терапии// Самарский медицинский журнал. – 2005. – №1 –2. – С.75 –76.

5. Сернеховская Н.Е., Шишло В.К., Черепянчев Д.М. и др. Комплексное лечение язвенной болезни с помощью оксида азота// Аллергология и иммунология. 2005. №2. С. 253.

6. Лосев И.А., Кузнецова И.Н. Влияние холенопотенцирующих средств на репаративные процессы в поврежденной слизистой оболочке желудка крыс// Эксперим. и клинич. фармокол. –1992. –№5. –С. 15–17.

7. Даминов Ш.Н., Иноятова Ф.Х. Сравнительная оценка действия кваматела и омеза на систему глутатиона различных отделов пищеварительной системы при экспериментальной язве двенадцатиперстной кишки// Эксперим. и клинич. фармокол. – 1998. –№4. –С. 26–28.

8. Russell L.J. Pharmacology of bismuth containing compounds// Rev. Infec. Diseases.– 1991. – Vol. 13., Suppl. –№8.–Р. 691–695.

9. Гавриленко Я.В., Вазило В.Е., Паршков Е.М. К вопросу о лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки метронидазолом (клинико-экспериментальное исследование)// Терапевт. архив. –1976. –№5. –С. 74–79.

10. Moses O., Shemesh A., Aboodi G. et all. Systemic tetracycline delays degradation of the three different collagen membranes in rat calvaria// Clin Oral Implants Res. – 2009. – Vol. 20(2). –Р. 189–95.

11. Zheng Z.T., Xing L.P. Effect of furasolidone on gut cateholamine in cysteamine-induced duodenal ulcer in the rat// Scand J Gastroenterol. – 1998. – Vol. 23(8). –Р. 1020–4.

12. Luths S., Teyssen S., Kalbel C.B., Singer M.V. 4-day triple therapy with rabeprozole, amoxicillin and claritromycin in the eradication of Helicobacter pylori in patients with peptic ulcer disease – a pilot study// Gastroenterol. – 2001. – Vol. 39(4). –Р. 279–281, 284 –285.

13. Стандарты диагностики и лечения кислотозависимых и ассоциированных с Helicobacter pylori заболеваний// Эксперим. и клин. гастроэнтерология. –2010. –№5. –С. 113–118.

14. Green L.C., Wanger D.A., Glowsky A.L. et al. Analysis of nitrate, nitrite and [15N] nitrete in biological fluids// Analyt. Biochem. – 1982. – Vol. 126. –Р. 131–138.

15. Steven A., Cohen D.J. Amino Acid Analysis utilizing Fhenglysotiocyanata Derivatives// Analyt. Biochem. – 1988. – Vol. 17.–№1. –Р. 11–16.

16. Комарин А.С., Горбунов В.Н., Даминова Л.Т. Диагностическое значение определения нитратредуктазной активности и продуктов оксида азота при острых токсических поражениях печени: Метод. рекомендации. – Т., 2001. – 13с.

17. Балаховский И.С., Наточин Ю.В. Проблемы космической биологии. – М.: Наука. –1984. –Т.12. 17. Магомедэминова А.С., Эседов Э.М. Влияние эрадикационной терапии на активность оксида азота в желудочном соке у больных с хроническом гастритом и язвенной болезнью// Клин. мед. –2009.–№7. –С. 50–52.

18. Исаков В.А. Коллоидный субцитрат висмута: его свойства как основа применения в гастроэнтерологии// Рос. журн. гастроэнтерол., гепатол., колопроктол. 2003; 3, прил. 19: 30-35.

19. Абасова А.С. Комплексный анализ влияние схем эрадикационной терапии на активность оксида азота в желудочном соке у больных с гастродуоденальными заболеваниями, ассоциированными Helicobacter pylori// Матер. 2-й Всеросс. НПК «Антибиотикорезистентность и антимикробная химиотерапия». – Махачкала, 2008. С.23–24.

20. Эседов Э.М. Влияние различных схем эрадикационной терапии на активность оксида азота в желудочном соке у больных хеликобактер – ассоциированными заболеваниями гастродуоденальной зоны// Съезд терап. юга России «Врач XXI века: сегодня и завтра». – Ростов-на-Дону, 2009. С. 96-97.