Практическое значение и перспектива применения в гастроэнтерологии классификации атрофического гастрита «OLGA»

Медицинский институт Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, г. Черкесск

В настоящее время получила широкое распространение международная классификация гастрита «OLGA» (Operative Link on Gastritis Assessment) предложенная группой авторов во главе с M. Rugge. Эта классификация позволяет наиболее точно оценить гистологическую картину желудка. При оценке морфологических признаков гастрита учитывают степени тяжести атрофии слизистой оболочки желудка, и топографию атрофии [15]. Среди населения трёх континентов (Чили, Германии, Индии, Италии, Кореи, Китая и Таиланда) исследовали распространённость HP-ассоциированного атрофического гастрита. Разделяли по степеням тяжести атрофии, а также по стадиям атрофического гастрита в соответствии с классификацией «OLGA». Третья и четвёртая стадии атрофического гастрита была наиболее распространена в Китае и Корее, что сильно коррелировало с высокой заболеваемостью раком желудка в этих странах. В Индии при высокой распространённости инфекции Helicobacter pylori тяжёлая атрофия слизистой оболочки встречались реже, чем в Китае и Корее. Это сочеталось с меньшей распространённостью третьей и четвёртой стадии атрофического гастрита и рака желудка.

Классификация гастрита «OLGA» позволяет идентифицировать подгруппу пациентов более высокого риска [14]. Атрофический гастрит (развивающийся, главным образом, в результате длительной геликобактерной инфекции) является главным фактором риска для (кишечного типа). Развитие рака желудка и степень/топография атрофических изменений значительно коррелируют со степенью риска рака. Настоящий формат гистологической оценки гастрита, не в состоянии установить непосредственную связь между фенотипом гастрита и риском малигнизации. Основываясь на современных знаниях биологии гастрита и включая опыт, полученный во всем мире, применяя Сиднейскую Систему больше 15 лет, международная группа патологов «OLGA» предложила систему стадий прогрессивного увеличения риска желудочного рака от самого низкого (стадия 0) к самому высокому (стадия IV) [13]. При этом стадия гастрита от 0 до IV возрастала с возрастом [12]. Для точного прогноза развития рака желудка в рамках классификации «OLGA» необходима комплексная оценка инфицированности Helicobacter pylori, атрофии слизистой оболочки желудка кишечной метаплазии [10,11]. Ramírez-Mendoza P, Angeles-Angeles A, Aguirre-García J et al. указывают на последовательную связь каскада Корреа и стадий развития атрофического гастрита в рамках системы «OLGA» [9].

Имеются мнения, что новая классификация гастритов «OLGA» обладает значительными преимуществами перед традиционной Сиднейской системой, так как даёт возможность прогнозировать риск развития рака желудка [7,8]. Capelle LG, de Vries AC, Haringsma J et all. считают, что модификация системы «OLGA» в виде «OLGIM», в которой приоритет авторы отдают кишечной метаплазии, нежели атрофии, более точно отражаем риск развития рака желудка [6]. Pasechnikov VD, Balabekov AV, Churkov SZ. показали в своих исследованиях, что при Helicobacter pylori-ассоциированном атрофическом гастрите регенераторные процессы возрастают пропорционально стадии желудочной атрофии, при этом подразумевается увеличение риска предраковых изменений [5]. Из восьми тканевых маркеров (BRCA1, HSP90, STAT1, FHIT, EGFR, p73, p53, p16INK4a) p73 возрастал пропорционально прогрессированию атрофического гастрита и наивысшим был при раннем раке желудка [4]. Van Noord D, Biermann K, Moons LM et all. рассматривают возможность гистологической оценки, в рамках классификации OLGA, ишемической гастропатии основываясь на сопоставлениях с данными ангиографии [3]. Характерной чертой новой классификации OLGA является то, что по мере перехода от стадии атрофического гастрит 0 до стадии 4, риск рака желудка значительно возрастает, распространённость более тяжёлых стадий значительно меньше, чем лёгких [1,2].

Цель данного исследования представляет собой попытку оценить степень риска развития рака желудка в рамках классификации атрофического гастрита «OLGA»

Материал и методы исследования

В Карачаево-Черкесской Республике в течение 2010 г. проводили серологический скрининг атрофического гастрита в лечебно-профилактических учреждениях в городе Черкесске и районах республики с помощью тестовой панели для иммуноферментного анализа – «Гастропанель». В результате работы по проведению серологического скрининга предрака желудка в 2010 г. в Карачаево-Черкесской республике обследовано с помощью тестовой панели - «Гастропанель» - 2302 человека.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с градациями классификации атрофического гастрита «OLGA» общее количество обследованных при проведении серологического скрининга в 2010 г. распределилось следующим образом. Из 2302 человек с неатрофическим гастритом и здоровых было выявлено 957 человек. По стадиям атрофического гастрита обследованные распределились соответственно: первой стадия атрофического гастрита выявлено 247 человек, второй стадии - 370 человек, третьей стадии - 718 человек, четвёртой стадии - 10 человек. В процентном отношении распределение по группам выглядело следующим образом. С неатрофическим гастритом и здоровым желудком выявлено 42% от общего числа обследованных тестовой панелью «Гастропанель», с атрофическим гастритом первой стадии выявлено - 11% обследованных, с атрофическим гастритом второй стадии выявлено - 16% обследованных, с атрофическим гастритом третьей стадии выявлено - 31% обследованных и с атрофическим гастритом четвёртой стадии – 0,4% обследованных.

Таблица 1. Структура пациентов с гастритом по градации OLGA

Таблица 1. Структура пациентов с гастритом по градации OLGA

 

 Рис 1. Распределение стадий атрофического гастрита по OLGA.

Рис 1. Распределение стадий атрофического гастрита по OLGA.

Подобный подход значительно упрощает возможность выделить группу высокого риска развития рака желудка. Всех пациентов с атрофическим гастритом третьей стадии, исходя из высокого риска развития рака желудка, необходимо мониторировать эндоскопически – не реже чем раз в году проводить им ЭГДС. Это позволит выявить своевременно ранний рак желудка и вылечить таких пациентов. Пациенты с атрофическим гастритом четвёртой стадии (0,4%) подлежат эндоскопическому мониторингу каждые полгода. Что касается распределения стадий атрофического гастрита в разных возрастных группах, то эта статистика представлена далее.

Таблица 2. Возрастание количества пациентов с 4 стадией атрофического гастрита с увеличением возраста

Таблица 2. Возрастание количества пациентов с 4 стадией атрофического гастрита с увеличением возраста

 

Рис 2. Рост числа пациентов с 4 стадией атрофического гастрита в зависимости от возраста.

Рис 2. Рост числа пациентов с 4 стадией атрофического гастрита в зависимости от возраста.

В разных возрастных группах от 40 до 80 лет и старше доля пациентов с четвёртой стадией атрофического гастрита неуклонно возрастает по мере увеличения возраста. С 0,16% в возрастной группе 40 – 44 года, до 0,33% в возрастной группе 45 – 49 лет, до 0,6% в группе 50 - 54 года и далее до 1,6% в группе 65 – 69 лет, до 2% в возрастной группе 75 – 79 лет. Эти данные вполне коррелируют с ростом заболеваемости раком желудка по мере увеличения возраста пациентов.

Коэффициент корреляции среди мужчин равен 0,9942, среди женщин равен 0,9749. Сравнивали с заболеваемостью раком желудка в России. По данным Е.М. Аксель, М.И. Давыдова, Т.И. Ушаковой (Современная онкология, 2001), среди мужчин в возрасте 40-44 года на 100000 населения заболеваемость раком желудка составила 15 человек в год, в возрасте 45-49 лет – 25 человек в год, 50-54 года– 50 человек в год, 55-59 лет – 100 человек в год, 60-64 года – 150 человек в год, 65-69 лет – 200 человек в год, 70-74 года – 250 человек в год и 75-79 лет – 280 человек в год. Среди женщин в возрасте 40-44 года на 100000 населения заболеваемость раком желудка составила 7 человек в год, в возрасте 45-49 лет – 15 человек в год, 50-54 года– 20 человек в год, 55-59 лет – 30 человек в год, 60-64 года – 40 человек в год, 65-69 лет – 70 человек в год, 70-74 года – 100 человек в год и 75-79 лет – 120 человек в год.

 Что касается доли пациентов с третьей стадией атрофического гастрита, то коэффициент корреляции между долей пациентов с третьей стадией атрофического гастрита в определённой возрастной группе и заболеваемостью раком желудка в этой группе, среди мужчин составил 0,205, среди женщин составил -0,3645. Т.е. корреляции между долей пациентов с третьей стадией атрофического гастрита и заболеваемостью раком желудка по мере увеличения возраста пациентов нет.

Что касается групп пациентов со второй и первой стадией атрофического гастрита, то по мере увеличения возраста пациентов с атрофическим гастритом нет одновременного увеличения доли пациентов с атрофическим гастритом, как первой, так и второй стадией.

Выводы

Согласно классификации атрофического гастрита «OLGA» пациенты с выявленной четвёртой стадией атрофического гастрита имеют очень высокий риск развития рака желудка и поэтому подлежат обязательному эндоскопическому мониторингу на предмет выявления раннего рака желудка не реже чем каждые полгода.

Пациентов с выявленной третьей стадией атрофического гастрита, в соответствии с этой классификацией, невозможно дифференцировать по степени риска развития рака желудка, так как высокий риск развития рака желудка в одном из отделов желудка нивелируется более низким риском в другом отделе желудка.

Группы пациентов с выявленными первой и второй стадией атрофического гастрита, согласно классификации «OLGA», также невозможно точно дифференцировать по степени риска развития рака желудка, так как суммарный риск в обоих отделах желудка не отражает истинный риск развития рака желудка.

 Определение риска развития рака желудка для конкретного пациента с атрофическим гастритом (предраком желудка) следует проводить по риску того отдела желудка, где риск наибольший.

Список использованных источников:

  1. Ramírez-Mendoza P., Ruiz-Castillo S.A., Maroun-Marun C., Trujillo-Benavides O., Baltazar-Montúfar P., Del Monte R. M., Angeles-Garay U. Staging gastritis with the OLGA system: Prevalence of advanced stages of gastric atrophy in Mexican patients// Rev Gastroenterol Mex. 2011 Oct;76(4):302-8.
  2. Rugge M., Pennelli G., Pilozzi E., Fassan M., Ingravallo G., Russo V.M., Di Mario F. Gastritis: the histology report// Dig Liver Dis. 2011 Mar; 43 Suppl 4:S373-84.
  3. Van Noord D., Biermann K., Moons L.M., Pattynama P.M., Verhagen H.J., Kuipers E.J., Mensink P.B. Histological changes in patients with chronic upper gastrointestinal ischaemia// Histopathology. 2010 Oct; 57(4):615-21.
  4. Carrasco G., Diaz J., Valbuena J.R., Ibanez P., Rodriguez P., Araya G., Rodriguez C., Torres J., Duarte I., Aravena E., Mena F., Barrientos C., Corvalan A.H. Overexpression of p73 as a tissue marker for high-risk gastritis// Clin Cancer Res. 2010 Jun 15; 16(12):3253-9.
  5. Pasechnikov V.D., Balabekov A.V., Churkov S.Z. The processes of cell renewal in H. pylori-associated chronic atrophic gastritis// Eksp Klin Gastroenterol. 2010;(2):8-12.
  6. Capelle L.G., de Vries A.C., Haringsma J., Ter Borg F., de Vries R.A., Bruno M.J., van Dekken H., Meijer J., van Grieken N.C., Kuipers E.J. The staging of gastritis with the OLGA system by using intestinal metaplasia as an accurate alternative for atrophic gastritis// Gastrointest Endosc. 2010 Jun;71(7):1150-8.
  7. Rugge M., de Boni M., Pennelli G., de Bona M., Giacomelli L., Fassan M., Basso D., Plebani M., Graham D.Y. Gastritis OLGA-staging and gastric cancer risk: a twelve-year clinico-pathological follow-up study// Aliment Pharmacol Ther. 2010 May;31(10):1104-11.
  8. Aruin L.I., Kononov A.V., Mozgovoĭ S.I. International classification of chronic gastritis: what should be taken and what is in doubt// Arkh Patol. 2009 Jul-Aug;71(4):11-8.
  9. Ramírez-Mendoza P., Angeles-Angeles A., Aguirre-García J., Herrera-Goepfert R., Angeles-Garay U., González-Angulo J. Concordance between pathologists in the diagnosis of gastric atrophy according with the OLGA system// Rev Gastroenterol Mex. 2009 Apr-Jun;74(2):88-93.
  10. Ramírez-Mendoza P., González-Angulo J., Angeles-Garay U., Segovia-Cueva G.A. Evaluation of Gastric Atrophy. Comparison between Sidney and OLGA Systems// Rev Med Inst Mex Seguro Soc. 2008 Mar-Apr;46(2):135-9.
  11. Granstrom M., Lehours P., Bengtsson C., Mégraud F. Diagnosis of Helicobacter pylori// Helicobacter. 2008 Oct;13 Suppl 1:7-12.
  12. Satoh K., Osawa H., Yoshizawa M., Nakano H., Hirasawa T., Kihira K., Sugano K. Assessment of atrophic gastritis using the OLGA system// Helicobacter. 2008 Jun;13(3):225-9.
  13. Rugge M., Correa P., Di Mario F., El-Omar E., Fiocca R., Geboes K., Genta R.M., Graham D.Y., Hattori T., Malfertheiner P., Nakajima S., Sipponen P., Sung J., Weinstein W., Vieth M. OLGA staging for gastritis: a tutorial// Dig Liver Dis. 2008 Aug;40(8):650-8.
  14. Rugge M., Kim J.G., Mahachai V., Miehlke S., Pennelli G., Russo V.M., Perng C.L., Chang F.Y., Tandon R.K., Singal D.K., Sung J.J., Valenzuela J.E., Realdi G., Dore M.P., Graham D.Y. OLGA gastritis staging in young adults and country-specific gastric cancer risk// Int J Surg Pathol. 2008 Apr;16(2):150-4.
  15. Rugge M., Meggio A., Pennelli G., Piscioli F., Giacomelli L., De Pretis G., Graham D.Y. Gastritis staging in clinical practice: the OLGA staging system// Gut. 2007 May;56(5):631-6.