Изучение качества жизни на примере язвенной болезни при разных формах организации восстановительного лечения

Ижевская государственная медицинская академия

Согласно данным мировой статистики язвенная болезнь является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов [2]. Несмотря на то, что к началу нового тысячелетия в целом отмечается устойчивая тенденция к снижению частоты язвенной болезни, тем не менее, в США ежегодно регистрируется примерно 0,5 миллиона первичных случаев и 4 миллиона случаев рецидивов заболевания [6, 7].

Распространённость язвенной болезни среди взрослого населения России составляет около 1-2% [1, 4] и, по всей вероятности, не уступает показателям заболеваемости в США. В структуре заболеваний органов пищеварения язвенная болезнь, по-прежнему, занимает ведущее место, являясь финансово затратным заболеванием для всего общества. В Удмуртской Республике в 2010 г. число впервые выявленных случаев язвенной болезни составило 1,6-1,8 на 1000 взрослого населения. Рецидивы заболевания возникают ежегодно у 50-90% пациентов. За последние 10 лет произошёл рост частоты перфораций и кровотечений на 60,8%, а летальность при поздней госпитализации по данным главного специалиста хирургической службы г. Ижевска в 2010 г. составила 27,1%.

Проблема лечения язвенной болезни выходит далеко за рамки медицины и является социально-экономической проблемой, требующей осуществления комплекса мероприятий в общегосударственном масштабе, создающих условия для уменьшения психогенных факторов, нормального питания, гигиенических условий труда, быта, отдыха. В литературе недостаточно обсуждаются вопросы, касающиеся исследований качества жизни больных, оперированных по поводу осложнений язвенной болезни. Нами не найдены данные оценки качества жизни больных данной категории и поэтому проведённые исследования могут представлять интерес не только организаторам здравоохранения, но и практикующим хирургам, гастроэнтерологам, реабилитологам.

Качество жизни (КЖ) – интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования здорового или больного человека, основанная на его субъективном восприятии [3, 5, 8]. С целью изучения КЖ разработаны, апробированы и применяются стандартные опросники, которые характеризуются высокой степенью валидности, надёжности и чувствительности. Для оценки КЖ больных после паллиативных, паллиативно-реконструктивных и радикальных (резекционных) операций нами были использованы опросники MOS-SF-36, состоящие из 36 вопросов, которые формируют 8 шкал. После проведения шкалирования результаты выражаются в баллах от 0 до 100 по каждой из 8 шкал. Чем выше балл по шкале опросника SF-36, тем лучше показатель качества жизни.

Материал и методы. Исследование проведено среди 127 пациентов, оперированных в хирургическом отделении стационаров г. Ижевска в раннем послеоперационном периоде и через 6-12 месяцев после реабилитации.

В зависимости от вида выполненного оперативного вмешательства и формы восстановительных мероприятий были сформированы 3 группы больных:

1-я – пациенты, которые перенесли паллиативные операции и восстановительное лечение прошли в условиях поликлиники;

2-я – паллиативно-реконструктивные, реабилитационные мероприятия которым проведены в дневном стационаре;

3-я – радикальные, наблюдавшиеся далее в отделении реабилитации санатория.

Критерии исключения: наличие злокачественного новообразования, оперированные больные по поводу декомпенсированного стеноза выходного отдела желудка, больные с тяжёлой сопутствующей патологией.

В группах преобладали мужчины, средний возраст пациентов составил 42,7±1,3. В контрольную группу вошли 42 практически здоровых людей разных возрастов. Исследуемые заполняли опросники самостоятельно. Полученные данные обработаны статистически.

Результаты и обсуждение. Контрольная группа (практически здоровые) показала достаточно высокий уровень КЖ. Средний возраст в группе составил 39,4±1,2, мужчин было 53,3%, женщин – 46,7%. Установлены высокие показатели физического функционирования (ФФ) и ролевого физического функционирования (РФФ) – 88 и 80 баллов соответственно, низкий уровень выраженных болевых ощущений – 72 балла, высокий уровень социальной активности – 78 баллов, т.е. достаточная эмоциональная и физическая способность к общению с другими людьми. Показатели общественного здоровья в группе – 65 баллов, эмоциональной способности заниматься профессиональной деятельностью также высоки – 78 баллов, оценка жизнеспособности и психического здоровья – 67 и 65 баллов соответственно. Определение качества жизни в раннем послеоперационном периоде среди оперированных представлено на рис. 1.

Качество жизни в основных группах оказалось значительно сниженным по всем шкалам опросника SF-36. Значительно страдал физический компонент здоровья, были резко снижены показатели ролевого физического функционирования во 2-й и 3-й группах (30 и 22 соответственно), 40 баллов в 1-й группе, что в 2раза ниже контрольной группы (80 баллов). Уровень физического функционирования также был низким и достигал максимально 60 и 50 баллов в 1-й и во 2-й группах, в контрольной группе – 88 баллов, что в 1,5 раза выше, а в 3-й группе данный показатель составил 34 балла. Показатели интенсивности боли также значительно были снижены по сравнению с практически здоровыми, имеющими 72 балла в группе. Максимальное снижение отмечено в 3-й группе – 24 балла, что объясняется вероятностью развития постгастрорезекционных осложнений в отдалённом послеоперационном периоде, к концу 1 года после операции данный показатель возрастал до 44. Показатель субъективной оценки общего состояния здоровья также значительно снижался по сравнению с группой здоровых (65 баллов) и не имел существенной разницы в зависимости от объёма выполненной операции – 52 в 1-й группе, 48 – в 3-й, чуть выше во 2-й – 56 баллов, что по нашему мнению, было связано с приверженностью к лечению в условиях дневного стационара.

Рис. 1. Уровень качества жизни больных язвенной болезнью в сравнении с практически здоровыми.

Рис. 1. Уровень качества жизни больных язвенной болезнью в сравнении с практически здоровыми.

Значительные изменения в психологическом компоненте здоровья также отмечались в основных группах. Наиболее выраженные из них – показатель настроения, энергичности, жизненных сил. У здоровых он составил 67 баллов, в 1-й группе – 48, затем наблюдался незначительный прирост показателя, во 2-й – 54, в 3-й – 44 и умеренное снижение к концу 1 года заболевания. Практически такая же тенденция наблюдалась в показателях психического здоровья. Средний показатель в контрольной группе – 65, в 1-й группе – 54 балла, во 2-й – 59, в 3-й – 50. Выявлена сопоставимость данных шкалы ролевого эмоционального функционирования. У здоровых людей этот показатель составил 78 баллов, в 1-й группе – 60 баллов, во 2-й – 64 и к концу года достиг 70 баллов, приближаясь к практически здоровым, в 3-й группе – 56 баллов. Значительное снижение показателя социальной активности больных почти в 2 раза выявлено у пациентов 3-й группы – 44 балла (в контрольной – 78), с незначительным приростом к концу 1 года после операции до 46. Полученные данные свидетельствуют о значительной редукции социальной активности таких пациентов. Качество жизни в основных группах через 1 год после реабилитации представлено на рис. 2.

При сравнительном анализе показателей КЖ в основных группах отмечался умеренный прирост данных по шкалам опросника SF-36 в первый год жизни после операции по поводу осложнений язвенной болезни. Причём, значительный прирост по шкалам наблюдался среди больных 2-й группы, что связано не только с выполненной операцией, но и с восстановительным лечением в раннем послеоперационном периоде в условиях дневного стационара с целью профилактики рецидивирования заболевания и развития осложнений. Полученные нами результаты исследования не расходятся с данными литературы.

Рис. 2. Уровень качества жизни больных язвенной болезнью в сравнении с практически здоровыми через 1 год после лечения

Рис. 2. Уровень качества жизни больных язвенной болезнью в сравнении с практически здоровыми через 1 год после лечения

Выводы

1. Опросник SF-36 является чувствительным инструментом для анализа качества жизни больных, оперированных по поводу осложнений язвенной болезни в зависимости от вида и объёма выполненных оперативных вмешательств.

2. Качество жизни оперированных больных снижено по всем шкалам опросникa SF-36 в сравнении с группой практически здоровых людей.

3. В группе пациентов, где выполнялись радикальные (резекционные) операции самые низкие показатели КЖ по шкалам опросникa SF-36 и более высокие во 2-й группе, где больные в послеоперационном периоде прошли курс реабилитации в условиях дневного стационара.

Список использованных источников:

1. Журб Н.Н. Современные тенденции распространённости язвенной болезни и пути совершенствования медицинской помощи: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – СПб., 2001. – 23 с.

2. Язвенная болезнь (учебное пособие для врачей)/ О.Н. Минушкин, И.В. Зверьков, Г.А. Елизаветина, Л.В. Масловский. – М., 1995. – 146 с.

3. Исследование качества жизни в медицине: Учебное пособие/ А.А. Новик, Т.И. Ионова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 304 с.

4. Эпидемиология и фармакоэпидемиология язвенной болезни в г. Ростове-на-Дону/ В.А. Ткачёв, Р.Х. Девликамов, Г.Н. Тарасова, А.А. Яковлев, Е.М. Соколова, Н.А. Тимченко// Южно-Российский медицинский журнал. – 2002. – №2. – С. 20-25.

5. Comparative study of physical and mental health in Russia and the United States / T. Ionova, B. Gandek, A. Novik et al.// Qual. Life Res. – 2001. – Vol. 10, No. 3. – P. 286.

6. Epidemiology, clinical manifestations and diagnosis of peptic ulcer/ J.I. Isenberg, A.H. Soll/ Bennett J.C., Plum F. eds. Cecil textbook of medicine. 20th ed., Philadelphia. – Saunders. – 1996. – P. 664-666.

7. Soll A.H. Peptic ulcer and its complications// Sleisenger & Fordtran`s Gastrointestinal and Liver Disease. – Philadelphia – London – Toronto – Montreal – Sydney – Tokyo – 1998. – V.1. – P. 620-678.

8. Quality of life of the healthy population of St. Petersburg/ A.A. Tzepkova, T.I. Ionova, A.A. Novik// Qual. Life Res. – 2000. – Vol. 9, No. 3. – P. 308.