Маркеры апоптоза и пролиферации в диагностике неспецифического язвенного колита

Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского

Введение. В настоящее время во всем мире наблюдается значительный рост распространенности воспалительных заболеваний кишечника (ВЗК) [11,15,16,18,22]. Среди ВЗК неспецифический язвенный колит (НЯК) представляет особую актуальность, учитывая преимущественное поражение лиц молодого возраста, тяжелое течение и наличие опасных для жизни осложнений [3,7].

НЯК характеризуется хроническим рецидивирующим диффузным воспалением слизистой оболочки толстой кишки с развитием кишечных и внекишечных проявлений и осложнений [1,4,5,8]. В настоящее время для его диагностики используется комплексный подход с применением клинического обследования, рентгенологического, эндоскопического и гистологического методов исследования. Одним из современных способов оценки состояния слизистой оболочки толстой кишки является иммуногистохимическое исследование с определением маркеров пролиферации и апоптоза.

Таким образом, с помощью моноклональных антител, специфичных фазе клеточного цикла, и последующей визуализацией их методами иммуногистохимии, можно оценить пролиферацию и процесс апоптоза в клетках [9]. Наиболее часто среди маркеров пролиферации используются такие антигены как PCNA и Ki-67. Известно, что PCNA (Proliferating Cell Nuclear Antigen) участвует не только в пролиферации клеток, но и в репарации ДНК после ее повреждения [13], что делает данный антиген условно специфичным к клеточному циклу, так как восстановление ДНК может осуществляться в фазе покоя [2,20]. Другим антигеном, достоверно ассоциированным с фазами клеточного цикла, является Ki-67. Экспрессия этого белка наступает во время фазы G1, нарастает в течение клеточного цикла и резко уменьшается в фазе митоза [14]. Этот белок, в отличие от PCNA, не участвует в репарации ДНК [19]. Таким образом, экспрессия Ki-67 дает возможность идентифицировать клетки, находящиеся во всех фазах клеточного цикла, кроме фазы покоя G0 [12,17]. Среди регуляторов апоптоза наиболее изучено семейство bcl и белок p53. Белок p53 нестабилен, локализуется в ядре клеток. При повреждении ДНК белок становится стабильным, и его концентрация в ядре резко повышается. Различают два типа p53 – «дикий» и мутантный. Первый образуется в норме, имеет очень короткий период полужизни и поэтому иммуногистохимически в тканях не определяется. Мутантный белок способен связываться с «диким», полностью его инактивируя, что может приводить к стимуляции опухолевого роста. Накопление р53 в ядре клетки инициирует апоптоз даже при отсутствии повреждения ДНК. [10,23]. Ген p53 управляет экспрессией генов семейства bcl2, расположенных на внутриклеточных мембранах [21], также регулирующих процесс апоптоза.

Цель исследования. Провести анализ экспрессии маркеров апоптоза (р53) и пролиферации (Ki-67) у больных НЯК в зависимости от длительности, степени тяжести заболевания, локализации и эндоскопической активности воспалительного процесса.

Материалы и методы. Основную группу составили 80 пациентов с НЯК в возрасте от 18 до 66 лет (33 женщины и 47 мужчин), группу сравнения - 15 практически здоровых людей. Обследование пациентов проводилось с использованием клинических, лабораторных, эндоскопических, морфологических методов, а также с помощью иммуногистохимического исследования биоптатов слизистой оболочки толстой кишки.

Пациенты с НЯК были разделены на группы в зависимости от степени тяжести клинических проявлений, длительности заболевания, локализации и активности воспалительного процесса.

Индекс пролиферации Ki-67 (%) вычисляли путем подсчета количества иммунопозитивных ядер к общему количеству ядер. Подсчет производился не менее чем в 10 полях зрения.

Об апоптозе судили по экспрессии белка p53 в поверхностном и железистом эпителии толстой кишки.

При статистической обработке полученных данных, после проведения тестов на равенство дисперсий и нормальность распределения было доказано, что выборка не соответствует закону нормального распределения, поэтому для сравнения групп применялись непараметрические критерии. Для описания количественных признаков использовались медиана, верхний и нижний квартили.

Результаты и обсуждение. У здоровых лиц ИП Ki-67 составил 54 (46;67), что говорит о высокой пролиферативной активности клеток толстой кишки (табл.1).

Таблица 1. Индекс пролиферации Ki-67 клеток эпителия слизистой оболочки толстой кишки (%) у здоровых людей и больных НЯК

Таблица 1. Индекс пролиферации Ki-67 клеток эпителия слизистой оболочки толстой кишки (%) у здоровых людей и больных НЯК

Примечания: р0 – достоверность различий с группой контроля; р1 – достоверность различий с длительностью заболевания менее 1 года; р2 – достоверность различий с легким течением заболевания; р3 - достоверность различий с дистальной локализацией заболевания; р4 - достоверность различий с I степенью эндоскопической активности.

Как следует из табл. 1, повышение ИП Ki-67 в группе больных с длительностью НЯК от 1 года до 5 лет по сравнению с 1 группой (р≤0,06), можно объяснить повышенной пролиферативной активностью клеток, отражающей репаративные процессы в слизистой оболочке толстой кишки на фоне проводимой терапии. При увеличении длительности заболевания способность клеток к пролиферации снижается, о чем свидетельствует низкий показатель ИП Ki-67 в третьей группе больных.

В зависимости от тяжести клинических проявлений НЯК также было выявлено изменение ИП Ki-67 (табл. 1). ИП Ki-67 уменьшался у больных со среднетяжелой формой заболевания (р≤0,0006) и тяжелой формой (р≤0,002) по сравнению с пациентами, имеющими легкое течение, также имелось различие между группой здоровых лиц и пациентами с НЯК любой степени тяжести (р≤0,05).

При анализе зависимости ИП Ki-67 от локализации воспалительного процесса было выявлено значительное снижение экспрессии маркера в группе больных НЯК с тотальным поражением толстого кишечника 30(28;31), тогда как при дистальном колите ИП составил 45(37;46) (р≤ 0,0009).

Из табл. 1 также видно, что при увеличении активности заболевания ИП Ki-67 снижается. Имеются достоверные различия между пациентами с I и II (р ≤ 0,002), I и III (р ≤ 0,02) степенями активности.

Экспрессия р 53 не наблюдалась ни в одном случае в эпителии слизистой оболочки толстой кишки у практически здоровых людей.

Результаты экспрессии данного белка у 48 больных НЯК представлены в табл. 2.

Таблица 2. Экспрессия белка р53 у больных НЯК

 Таблица 2. Экспрессия белка р53 у больных НЯК

При исследовании показателя p53 в зависимости от длительности НЯК, закономерности экспрессии этого белка не выявлено, однако имеется различие в экспрессии этого маркера между группой здоровых лиц и группой пациентов с длительностью заболевания до 1 года (р≤0,05) и более 5 лет (р≤0,03).

Экспрессия маркера p53 была взаимосвязана с тяжестью течения НЯК (12,5% при легком течении; 35,7 % при средней степени тяжести и 50% при тяжелом). Статистически значимые различия получены между группами здоровых лиц и пациентов со средней и тяжелой формами заболевания (р≤0,03).

У больных с дистальным колитом положительный результат был получен только в 20,2% случаев, с левосторонним у 18,1% больных. При тотальном поражении кишечника экспрессия р53 обнаруживалась в 100% случаев (р≤0,03 по сравнению с дистальным колитом). Следует отметить, что экспрессия была наиболее интенсивна в участках с признаками метаплазии эпителия.

Также была выявлена зависимость от эндоскопической активности заболевания: при ее увеличении экспрессия р53 возрастала (р≤0,05).

Выводы

  1. При неспецифическом язвенном колите в фазе обострения пролиферативная активность клеток эпителия слизистой оболочки толстой кишки значительно снижена, о чем свидетельствует снижение ИП Ki-67 по сравнению с практически здоровыми людьми.
  2. Отмечается увеличение экспрессии белка р53 в слизистой оболочке толстой кишки у больных НЯК по сравнению со слизистой оболочкой без воспалительных изменений.
  3. При длительности неспецифического язвенного колита менее 1 года наблюдается наиболее низкий ИП Ki-67.
  4. Увеличение клинической и эндоскопической активности неспецифического язвенного колита, а также протяженности патологического процесса в толстой кишке сопровождается снижением пролиферативной активности клеток эпителия толстой кишки и увеличением показателей активации апоптоза.

Список использованных источников:

  1. Адлер Г. Болезнь Крона и язвенный колит. - М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. – 500 с.
  2. Морфологическая диагностика болезней желудка и кишечника- / Л.И Аруин, Л.Л. Капуллер, В.А. Исаков. – М.: «Триада-Х», 1998. – 496 с.
  3. Белоусова Е.А. Язвенный колит и болезнь Крона. – Тверь: «Триада», 2002. – 128 с.
  4. Гастроэнтерология и гепатология: диагностика и лечение: руководство для врачей/ Под ред. А.В. Калинина, А.Ф. Логинова, А.И. Хазанова. - М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 864 с.
  5. Гастроэнтерология: Клинические рекомендации/ Под ред. В.Т. Ивашкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 208 с.
  6. Процессы апоптоза и пролиферации при патологии желудочно-кишечного тракта и печени/ В.Т. Ивашкин, Т.Л. Лапина, О.Ю. Бондаренко и др.// РЖГГК. – 2002. – № 6. – С. 38-43.
  7. Роль пробиотической терапии в лечении рецидива и поддержании ремиссии язвенного колита/ А.В. Казарина, Р.С. Назарбекова, Н.И. Овчинникова и др.// Кремлевская медицина. – 2009. – №2. – С. 50-54.
  8. Неспецифический язвенный колит/ Ф.И. Комаров, А.М. Осадчук, М.А. Осадчук, И.М. Кветной. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 256 с.
  9. Руководство по иммуногистохимической диагностике опухолей/ под редакцией С.В. Петрова, Н.Т. Райхлина. – Казань: РИЦ «Титул», 2004. – 456 с.
  10. Cell surface trafficking of Fas: A rapid mechanism of p53-mediated apoptosis / M. Bennett, K. McDonald, S.W. Chan et al.// Science. – 1998. –Vol. 282. – P. 290-293.
  11. Binder V. Epidemiology and environmental factors// In: Andus T., Goebell H., Layer P., Scholmerich J., eds. Inflammatory bowel disease: from bench to bedside. - Boston: Kluwer Academic Publishers. – 1997. – P. 39-43.
  12. A comparison of proliferation markers (BrdUrd, Ki-67, PCNA) determined at each cell position in the crypts of normal human colonic mucosa/ M. Bromley, D. Rew, A. Becciolini et al.// Eur. J. Histochem. – 1996. – Vol. 40. – P. 89-100.
  13. Monoclonal antibody Ki-67: its use in histopathology/ D. Brown, K. Gatter// Histopathology. – 1990. – № 17. – Р. 489-501.
  14. Cell cycle dependent expression and stability of the nuclear protein detected by Ki-67 antibody in HL-60 cells/ S. Bruno, Z. Darynkiewich// Cell. Prolif. – 1992. – Vol. 25. – P. 31-40.
  15. Ekbom A. Epidemiologic aspects of inflammatory bowel disease// In: Innovative concepts in inflammatory bowel disease: Congress short report Falk symposium. - Rostock, 1998. – P. 8-9.
  16. Fiocchi C. The multifactorial pathogenesis of IBD. In: Inflammatory bowel disease – diagnostic and therapeutic strategies// Falk Symposium 154: Abstracts. - M.: 2006. – P. 21-22.
  17. Is Ki-67 a better proliferative marker in the colon then proliferating cell nuclear antigen?/ P.R. Holt, S.F. Moss, A.M. Kapetanakis// Cancer. epidimiol. Biomarkers. Prev. – 1997. – № 6. – P. 131-135.
  18. Johanson S.F. Geographic distribution of constipation in the United States// Gastroenterol. – 1997. – Vol.112. – №4. – P.20.
  19. Apoptosis signaling pathways in lung diseases/ K. Kuwano, M.Yoshimi, T. Maeyama et. al.// Med. Chem. – 2005. – Vol. 1 – № 1. – P. 49-56.
  20. The complexities of proliferating cell nuclear antigen/ D. McCormick, P.A. Hall// Histopathology. – 1992. – Vol. 21. – P. 591-594.
  21. Reed J.C. Bcl-2 and regulation of programmed cell death// J. Cell. Biol. – 1994. – Vol. 124. – P. 1-6.
  22. Hugh incidence of inflammatory bowel disease/ M. Russel, E. Dorant, A.Volovics et al.// Diseases Colon Rectum. – 1998. – Vol. 41. – №3. – P. 33-40.
  23. Essential role for p53 mediated transcription in E1A-induced apoptosis/ P. Sabbatini, J. Lin, A.J. Levine et al.// Genes Dev. – 1995. –Vol. 9. – P. 2184-2194.