Эффективность лонгидазы в коррекции иммунометаболических нарушений при хроническом сальпингоофорите

Курский государственный медицинский университет

Инфекционно-воспалительные заболевания органов малого таза у женщин представляют собой сложную и недостаточно изученную в мировом здравоохранении медико-социальную проблему [14, 16, 17]. Среди всего спектра гинекологической патологии они прочно занимают лидирующее положение и являются основной причиной нарушения репродуктивного здоровья и трудоспособности женщин. Их удельный вес составляет 65-70% в структуре всех гинекологических заболеваний и не имеет тенденции к снижению, в первую очередь за счет хронического сальпингоофорита (ХСО) [14, 18].

Столь широкое распространение и постоянный рост хронических сальпингоофоритов происходят по той причине, что остаются неизлеченными больные с острым и особенно подострым воспалительными процессами внутренних гениталий из-за поздней обращаемости больных, несвоевременной госпитализации, недостаточной эффективности проводимой терапии. Этому способствуют также первично возникающие хронические процессы. По современным данным, в 50-70% случаев острый сальпингоофорит переходит в хронический, возникают запущенные, длительно текущие, резистентные к терапии формы [13, 15].

В настоящее время применение даже самых современных лекарственных средств не всегда позволяет быстро купировать клинические проявления заболевания, добиться четкой ремиссии, предотвратить осложнения и рецидивы. Частота рецидивов обострения ХСО составляет 20-77,6% [6, 7, 11].

В связи с данными о нарушениях иммунометаболического статуса у пациенток с хроническим сальпингоофоритом актуальным является исследование данных изменений на системном и местном уровнях и определение эффективности стандартного лечения и различных способов фармакологической коррекции.

Цель работы – выявление клинико-иммунологической эффективности использования в комплексной фармакотерапии обострения хронического сальпингоофорита различных лекарственных форм «Лонгидазы».

Материал и методы. На базе Областного буджетного учреждения здравоохранения «Курский областной перинатальный центр» под постоянным наблюдением находилось 50 женщины в возрасте от 20 до 45 лет с установленным диагнозом хронический сальпингоофорит в стадии обострения. Группа контроля состояла из 18 здоровых женщин-добровольцев в том же возрасте.

Всем больным проводили стандартную консервативную терапию, включающую антибактериальную, противогрибковую и противовоспалительную терапию. При этом 16 женщин дополнительно получали лонгидазу в виде свечей (1 свеча 3000 МЕ per recti 1 раз в день 5 дней) и 17 пациенток лонгидазу в виде инъекций (3000 МЕ внутримышечно 1 раз в день 5 дней).

Лабораторное обследование осуществляли сразу при поступлении в стационар и при выписке на 14-е сутки. В плазме крови определяли концентрацию С3, С4-компонентов комплемента, фактора Н, ФНОα, ИЛ-18, ИЛ-10, интерферона-α (ИНФα) с помощью набора реагентов ProCon (ООО «Протеиновый контур», г. Санкт-Петербург) [9]. Кроме этого на системном уровне определяли концентрацию малонового диальдегида (МДА), церулоплазмина (ЦП), стабильных метаболитов оксида азота (СМNO), С-реактивного белка (СРБ), α2-макроглобулина (α2-МГ), α1-антитрипсина (α1-АТ) и общую антиокислительную активность (ОАА) сыворотки крови и активность каталазы и супероксиддисмутазы (СОД) [10].

Статистическую обработку результатов исследования проводили, используя непараметрические методы. Статистически значимыми считали различия с p<0,05 [8].

Результаты и обсуждение. У пациенток с ХСО в стадии обострения при поступлении в стационар зарегистрированы изменения иммунного и оксидантного статусов на системном уровне. Так, в плазме крови повышен уровень прововоспалительных цитокинов (ФНОα и ИЛ-18), при снижении уровня ИЛ-10, активируется система комплемента, о чем свидетельствует концентрация компонентов С3 и С4-компонентов и снижении уровня фактора Н, возрастает уровень продуктов перекисного окисления липидов (МДА), протеолитических ферментов, CМNO и СРБ (табл. 1).

После стандартного лечения у пациенток с ХСО выявлены некоторые изменения иммунометаболического статуса на системном уровне. Так, уровень ИЛ-18, компонентов системы комплемента, протеолитических ферментов и СРБ корригируется, но не до уровня нормы (табл. 1).

Таким образом, у больных ХСО имеет место нарушение целого ряда показателей иммунного статуса на системном уровне, при этом проводимая стандартная фармакологическая коррекция у таких пациентов не позволяет в полной мере корригировать как иммунный, так и метаболический статусы, что диктует целесообразность поиска и апробирования в клинических исследованиях дополнительной фармакологических средств и методов иммунореабилитации пациенток с ХСО, в связи, с чем нами устанавливалась иммунометаболическая эффективность применения «Лонгидазы» у пациенток с хроническим сальпингоофоритом в стадии обострения. С этой целью нами использовался препарат «Лонгидаза» в виде двух лекарственных форм – свечи и инъекционная форма.

Лонгидаза представляет собой конъюгат протеолитического фермента гиалуронидаза с высокомолекулярным носителем из группы производных N-оксида-1,4-этиленпиперазина. Лонгидаза обладает всем спектром фармакологических свойств, присущих гиалуронидазе [15].

В результате гидролиза (деполимеризации) уменьшается вязкость гликозаминогликанов, способность связывать воду и ионы металлов. Как следствие, увеличивается проницаемость тканей, улучшается их трофика, уменьшаются отеки, рассасываются гематомы, повышается эластичность рубцовоизмененных участков, устраняются контрактуры и спайки, увеличивается подвижность суставов. Эффект наиболее выражен в начальных стадиях патологического процесса.

Таблица 1. Показатели иммунометаболического статуса на системном уровне у больных ХСО на фоне проводимой терапии с использованием лонгидазы в виде свечей (M±m)

Таблица 1. Показатели иммунометаболического статуса на системном уровне у больных ХСО на фоне проводимой терапии с использованием лонгидазы в виде свечей (M±m)

Примечание: здесь и в табл. 2 звездочкой отмечены достоверные отличия средних арифметических (p < 0,05); цифры рядом со звездочкой – по отношению к показателям какой группы даны эти различия.

Препарат лонгидаза регулирует (повышает или снижает в зависимости от исходного уровня) синтез медиаторов воспаления (ИЛ-1 и ФНОα), способен ослаблять течение острой фазы воспаления, повышать гуморальный иммунный ответ и резистентность организма к инфекции. Указанные свойства позволяют применять препарат лонгидаза при различных патологических состояниях (оториноларингология, хирургия, кардиология) [1-5, 12], в том числе и при гинекологической патологии [7, 15].

Использование дополнительно к стандартной фармакотерапии ХСО «Лонгидазы» в виде свечей дополнительно нормализует концентрацию СРБ, ИНФα, церулоплазмина и С3-компонента системы комплемента. При этом использование «Лонгидазы» в виде инъекций позволило нормализовать дополнительно ФНОα, С4-компонента системы комплемента и фактора Н (табл. 2).

Положительная динамика показателей иммуно-метаболического статуса совпала с клиническим эффектом различных методов лечения.

Так, например, у 36,8% больных ХСО после стандартного лечения имеется болевой синдром, у 15% – альгодисменорея, у 36,8 – повышение базальной температуры во время месячных, у 32,2% имеется повышение лейкоцитов в мазках.

Таблица 2. Показатели иммунометаболического статуса на системном уровне у больных ХСО на фоне проводимой терапии с использованием лонгидазы в виде инъекций (M±m)

Таблица 2. Показатели иммунометаболического статуса на системном уровне у больных ХСО на фоне проводимой терапии с использованием лонгидазы в виде инъекций (M±m)

Максимальное снижение клинических проявлений наблюдается после применения дополнительно «Лонгидазы» в виде инъекций, после назначения данного препарата отсутствовали рецидивы заболеваний, у 13,3% больных продолжался наблюдаться болевой синдром и альгодисменорея, повышение лейкоцитов в мазках и повышение базальной температуры.

Таким образом, на основе проведенных исследований можно рекомендовать использовать в практическом здравоохранении схему фармакологической иммуно-метаболической реабилитации у больных ХСО с стадии обострения с использованием «Лонгидазы» в виде инъекций.

Менее эффективнее корригирует нарушенные параметры иммунного и оксидантного статуса схема лечения с использование данного препарата в виде суппозиториев.

Список использованных источников:

1. Блеканова В.А., Конопля А.И., Гаврилюк В.П. Использование лонгидазы для коррекции нарушений структурно-функциональных свойств эритроцитов при хроническом генерализованном пародонтите// Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2012. – № 3. – С. 42-46.

2. Будяков С.В., Конопля А.И., Гаврилюк В.П., Ликов В.Ф., Конопля Н.А., Караулов А.В. Использование иммуномодуляторов в комплексном лечении воспалительных заболеваний верхнечелюстных пазух// Иммунология. – 2009. – № 4. – С. 213-217.

3. Гаврилюк В.П. Клинико-иммунологическая эффективность лонгидазы у детей с аппендикулярным перитонитом// Врач-аспирант. – 2011. – Т. 44, № 1.1. – С. 140-145.

4. Гаврилюк В.П., Конопля А.И., Караулов А.В. Клинико-иммунологические аспекты аппендикулярного перитонита у детей. – Курск: КГМУ, 2013. – 212 с.

5. Гаврилюк В.П., Конопля А.И., Караулов А.В., Донская Е.В. Взаимосвязь изменений лабораторных показателей и клинической картины у детей с аппендикулярным перитонитом// Вестник новых медицинских технологий. – 2012. – Т. 19. – № 3. – С. 38-40.

6. Князева С.Г., Лазарев А.И., Рыбников В.Н., Конопля А.А., Грачева Г.В., Ломакина О.П., Гаврилюк В.П., Келехсаева Л.Е. Клинико-иммунологическая эффективность имунофана, глутоксима и мексидола у больных хроническим сальпингоофоритом в условиях применения лапароскопических методов лечения// Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2007. – № 3. – С. 74-81.

7. Конопля А.А., Караулов А.В., Конопля А.И., Гаврилюк В.П. Взаимосвязь коррекции иммунных и антиоксидантных нарушений со структурно-функциональными свойствами эритроцитов при хронических сальпингоофоритах. – Курск: КГМУ, 2009. – 180 с.

8. Лакин Г.Ф. Биометрия. – М.: Высшая школа, 1980. – 243 с.

9. Лесков В.П., Чередеев А.Н., Горлина Н.К., Новоженов В.Г. Клиническая иммунология для врачей. – М., 1997. – 120 с.

10. Меньшиков В.В. Лабораторные методы исследования в клинике. – М.: Медицина, 1987. – 365 с.

11. Пестрикова Т.Ю., Юрасов И.В., Юрасова Е.А., Сухоносова Е.Л. Характеристика нозологических форм воспалительных заболеваний органов малого таза у женщин, госпитализированных в гинекологические стационары// Дальневосточный медицинский журнал. – 2012. – № 1. – С. 64.

12. Пёхова К.А., Михин В.П., Гаврилюк Е.В., Конопля А.И. Иммунометаболические нарушения при гипертонической болезни различной степени тяжести// Вестник новых медицинских технологий. – 2012. Т. XIX. № 1. С. 172-173.

13. Симонова А.Н., Нестерова Д.И., Ивличев А.В. О механизмах дезинтеграции биологических мембран клеток в условиях острого воспалительного процесса в придатках матки// Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013. – Т. 3, № 2. – С. 219-219.

14. Хамадьянова А.У. Хронический рецидивирующий сальпингоофорит: современное состояние проблемы// Медицинский вестник Башкортостана. 2013. Т.8, №3. – С. 123-130.

15. Юдина Е.А., Конопля А.А., Лазарев А.И., Гаврилюк В.П., Цуркина М.А., Кобелева Ю.И. Использование лонгидазы в лечении обострений хронического сальпингоофорита// Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2008. – № 3. – С. 104-110.

16. Dayan L. Pelvic inflammatory disease// Aust. Fam. Physician. – 2006. – Vol. 35, №11. – P. 858-862.

17. Ehrstrom S. Lactic acid bacteria colonization and clinical outcome after probiotic Supplementation in conventionally treated bacterial vaginosis and vulvovaginal candidiasis// Microbes infect. – 2012. – №1. – P. 13-14/

18. Eschenbach D.A. Treatment of pelvic inflammatory disease// Clin. Infect. Dis. – 2007. – Vol. 44, № 7. – P. 961-963.