Состояние клеточного иммунитета при хроническом вирусном гепатите С в зависимости от некоторых клинических характеристик

Читинская государственная медицинская академия

Введение. Мировая пандемия вируса гепатита С остается злободневной реальностью современности. Гепатит С (HCV) характеризуется высокой частотой хронизации, длительным персистированием возбудителя, высоким риском развития осложнений – цирроза печени, первичной гепатокарциномы и является ведущим в структуре смертности от заболеваний печени. Установлено, что основную роль в формировании характера иммунного реагирования макроорганизма играет взаимодействие в системе «вирус-хозяин», что определяет сценарий развития событий при HCV-инфекции [4].

В настоящее время считается доказанным, что высокая частота (50-85% по данным различных авторов) формирования хронических форм и развития осложнений обусловлена «ускользанием» вируса от иммунного надзора [5, 6]. Механизмы этого феномена до сих пор четко не установлены. Предполагается, что центральную роль в элиминации вируса гепатита С играет Т-клеточное звено иммунитета, которое, в конечном итоге всё же оказывается недостаточным [1, 7]. Существенное значение в поддержании патологического процесса у больных придается недостаточности CD4+ Т-хелперов и дисбалансу цитокинов [8].

При этом не в полной мере выяснены вопросы, касающиеся состояния системы иммунитета в зависимости от клинических факторов – наличия репликации, активности процесса, стадии и длительности заболевания, наличия сопутствующей патологии, генотипа HCV, что может иметь важное практическое значение [1].

Таким образом, многие аспекты иммунного ответа при гепатите С остаются невыясненными, в том числе в зависимости от стадии фиброза печени и длительности заболевания, хотя это актуально как в теоретическом, так и в практическом плане.

Цель исследования: изучить некоторые показатели иммунного статуса больных хроническим вирусным гепатитом С в зависимости от ряда клинических характеристик заболевания.

Материалы и методы. Было обследовано 69 человек, находившихся на стационарном лечении в ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» г. Читы за период с 2011 по 2013 г. по поводу хронического вирусного гепатита С. Женщины составили 30,4% (21 человек), мужчины – 69,6% (48 человек). Возраст обследованных находился от 16 до 58 лет, средний возраст – 36±1 лет. От всех пациентов получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании.

Диагноз хронического вирусного гепатита С выставлен на основании клинико-лабораторных данных и обнаружения рибонуклеиновой кислоты (РНК) HCV методом полимеразной цепной реакции (ПЦР). Длительность заболевания до 5 лет выявлена у 66,7%, свыше 5 лет – у 33,3%. Первая степень биохимической активности процесса определялась у 55,0% больных хроническим вирусным гепатитом С (ХВГС), вторая – у 45,0%. Стадия заболевания по Metavir F0-F1 была диагностирована у 43,5% (30); F2 – у 42,0% (29); F3-F4 – у 14,5% (10).

Группу контроля составили 9 здоровых человек в возрасте от 27 до 42 лет, средний возраст 34,0±2 лет. Женщин было 66,7% , мужчин – 33,3%. От всех обследованных получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании.

Кровь для иммунологического обследования получали путем пункции локтевой вены в строго стерильных условиях на 2-3-и сутки стационарного лечения. Взятие крови осуществляли в утренние часы (8-9 часов) строго натощак. Для иммунофенотипирования кровь забирали в пробирку VACUTAINER (BD), содержащую динатриевую соль ЭДТА объемом 2,5 мл.

Изучались активность и количество Lymphocytes (CD45+), T-cell (CD3+), T-help (CD3+CD4+), T-killer (CD3+CD8+), T-cellAktiv (CD3+HLA-DR+), T-helpAktiv (CD3+CD4+HLA-DR+), T-killAktiv (CD3+CD8+HLA-DR+), B-cell (CD19+), NK-cell (CD3-CD16+CD56+), T-NK-cell (CD3+CD16+CD56+). Оценку субпопуляционной структуры лимфоцитов осуществляли стандартным методом прямого пяти-параметрического иммунофлюоресцентного окрашивания цельной крови с использованием коммерческого лизирующего/фиксирующего раствора OPTILYSE С (Beckman Coulter) и панели моноклональных антител tetraCHROME и IOTest (Beckman Coulter): 1-ая панель – CD45-FITC/CD4-RD1/CD8-ECD/CD3-PC5 и HLA-DR-PC7; 2-ая панель – CD45-FITC/CD56-RD1/CD19-ECD/CD3-PC5 и CD16-PC7. Контрольные пробы инкубировали с иммуноглобулинами, мечеными флуорохромами (FITC, RD1, ECD, PC5, PC7) соответствующего изотипа – мышиные IgG1, IgG2a IOTest (Beckman Coulter). Цитофлюорометрию осуществляли на проточном цитофлюориметре «Cytomics FC-500» (Beckman Coulter, USA), регистрировали суммарно не менее 10 тыс. событий. Данные анализировали с помощью программы CXP Cytometer (Beckman Coulter).

Определение показателя лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии (ЛТА) проводили по методу, предложенному Ю.А. Витковским и соавт. (1999) [2]. Свежую гепаринизированную кровь обследуемых больных наслаивали на градиент урографин-фикол (плотность 1,077) и выделяли лимфоциты. Собирали интерфазное кольцо, содержащие клетки и кровяные пластинки, однократно промывали фосфатно-солевым буфером (рН 7,4) и центрифугировали при 1000 об/мин в течение 3-4 минут. Надосадочную жидкость сливали, осадок микроскопировали в камере Горяева. Показатель ЛТА выражали числом лимфоцитарно-тромбоцитарных коагрегатов на 100 клеток (норма – 13-15%). Степень адгезии (ЛТИ) определяли как число кровяных пластинок, адгезированных на поверхности одного лимфоцита (норма – 3,0±0,3).

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием пакета анализа Microsoft Excel. Она включала описание выборки, нахождение средней арифметической, среднеквадратического отклонения и ошибки средней арифметической, определялись частоты встречаемости признаков, группировка данных. Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента.

Результаты и их обсуждение. Установлено, что у всех больных хроническим вирусным гепатитом С изменены показатели иммунограммы, по сравнению с контролем, при этом аналогичные закономерности определялись вне зависимости от стадии фиброза печени (табл. 1). Общими изменениями, по сравнению с контролем, явились значимое повышение относительного и абсолютного количества лимфоцитов, субпопуляций CD3+, CD3+CD4+, активированных Т-лимфоцитов (CD3+HLA-DR+), активированных Т-хелперов (CD3+CD4+HLA-DR+), активированных Т-киллеров (CD3+CD8+HLA-DR+). Одновременно отмечено снижение, по сравнению с контролем, процента и количества субпопуляций лимфоцитов CD19+ и CD3-CD16+CD56+. Повышенным оказался и иммунорегуляторный индекс (CD4+/CD8+).

В табл. 2 представлены средние показатели иммунограммы больных хроническим вирусным гепатитом в зависимости от степени активности процесса, в сравнении с контролем. Изменения иммунограммы аналогичны описанным выше, при этом значимых отличий между первой и второй степенью активности не зарегистрировано.

Изменения показателей иммунограммы у больных хроническим вирусным гепатитом С в зависимости от длительности заболевания представлены в табл. 3. Выявлено, что чем продолжительнее стаж болезни, тем значимо больше становилось активированных Т-лимфоцитов (р<0,05), активированных Т-хелперов (р<0,05) и активированных Т-киллеров (р<0,05). При этом иммунорегуляторный индекс (CD4+/CD8+) был повышен на ранних сроках заболевания и снижался после 5 лет болезни (р<0,01). Другие показатели клеточного иммунитета не зависели от длительности течения хронического вирусного гепатита С.

Не выявлено отличий, в сравнении с контролем, по таким показателям клеточного иммунитета, как абсолютное и относительное количество Т-киллеров (CD3+CD8+) и относительного количества субпопуляции CD3+CD16+CD56+.

В настоящее время широко изучаются межклеточные взаимодействия, особенно между системой гемостаза и иммунитета. Установлено, тромбоциты

Таблица 1. Сравнительная характеристика средних значений показателей иммунного статуса у больных ХВГС на разных стадиях фиброза печени (M±m)

Таблица 1. Сравнительная характеристика средних значений показателей иммунного статуса у больных ХВГС на разных стадиях фиброза печени (M±m)

Примечания: р1 – достоверное различие показателей группы F0-F1 с контролем; р2 – достоверное различие показателей группы F2 с контролем; р3 – достоверное различие показателей группы F3-F4 с контролем; р4 – достоверное различие показателей группы F0-F1 с группой F2; р5 – достоверное различие показателей группы F0-F1 с группой F3-F4; р6 – достоверное различие показателей группы F2 с группой F3-F4

Таблица 2. Сравнительная характеристика средних значений показателей иммунного статуса у больных ХВГС в зависимости от степени активности процесса (M±m)

Таблица 2. Сравнительная характеристика средних значений показателей иммунного статуса у больных ХВГС в зависимости от степени активности процесса (M±m)

Примечания: р1 – достоверное различие показателей группы с 1 степенью активности с контролем; р2 – достоверное различие показателей группы со 2 степенью активности с контролем; р3 – достоверное различие показателей группы с 1 степенью активности с группой со 2 степенью активности

имеют отношение к протеканию воспалительных реакций: адгезивные взаимодействия между тромбоцитами и лейкоцитами являются важными звеньями механизмов, обеспечивающих миграцию лейкоцитов в зону повреждения, а, следовательно, воспаления и развития иммунных и репаративных реакций [2, 3]. Этот феномен получил название лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии.

Установлено, что у больных хроническим вирусным гепатитом С общий показатель ЛТА оказался пониженным – 9,13 ± 0,56%, при этом значимых отличий от стадии фиброза печени, активности процесса и длительности заболевания не выявлено (табл. 4). При этом заметна тенденция к повышению лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии с ростом степени активности и снижение ее с увеличением стажа болезни.

Таблица 3. Сравнительная характеристика средних значений показателей иммунного статуса у больных ХВГС в зависимости от длительности заболевания (M±m)

Таблица 3. Сравнительная характеристика средних значений показателей иммунного статуса у больных ХВГС в зависимости от длительности заболевания (M±m)

Примечания: р1 – достоверное различие показателей группы с длительностью заболевания 5 лет и менее с контролем; р2 – достоверное различие показателей группы с длительностью заболевания более 5 лет с контролем; р3 – достоверное различие показателей группы с длительностью заболевания 5 лет и менее с группой с длительностью заболевания более 5 лет

Среднее число тромбоцитов, вступивших в контакт с лимфоцитами, у больных ХВГС было уменьшенным – 2,60 ± 0,12. Нами не получено зависимости изменения этого показателя от изучаемых характеристик заболевания, но заметно снижение ЛТИ с увеличением степени активности процесса.

Таблица 4. Показатели ЛТА и ЛТИ у больных хроническим вирусным гепатитом С в зависимости от некоторых клинических характеристик заболевания

Таблица 4. Показатели ЛТА и ЛТИ у больных хроническим вирусным гепатитом С в зависимости от некоторых клинических характеристик заболевания

Выводы. Таким образом, у больных хроническим вирусным гепатитом С, в сравнении с контролем, установлен значительный рост популяции активированных Т-лимфоцитов (CD3+HLA-DR+), активированных Т-хелперов (CD3+CD4+HLA-DR+) и активированных Т-киллеров (CD3+CD8+HLA-DR+), что является проявлением дизрегуляции клеточного иммунитета и отражает иммунопатогенез HCV-инфекции. При этом данные изменения зависят от длительности заболевания, и не коррелируют со стадиями фиброза печени и степенью активности процесса.

Одновременно с этим, выявлено значимое снижение процента и количества субпопуляций лимфоцитов CD19+ и CD3-CD16+CD56+.

Показатель лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии оказался сниженным у больных ХВГС, особенно у лиц с более высоким стажем болезни, что свидетельствует о дисфункции Т-лимфоцитов, проявляющейся в уменьшении их способности к адгезии тромбоцитов.

Полученные результаты демонстрируют необходимость изучения иммунограммы и теста лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии для оценки иммунитета у больных хроническим вирусным гепатитом С.

Список использованных источников:

1. Баранов А.В. Эпидемиологические факторы и клинико-иммунологические аспекты патогенеза хронического гепатита С: Автореф. дис. … докт. мед. наук. – М., 2009. – 47 с.

2. Феномен лимфоцитарно-тромбоцитарного розеткообразования/ Ю.А. Витковский, Б.И. Кузник, А.В. Солпов// Иммунология. – 1999. – № 4. – С. 35-37.

3. Агрегация тромбоцитов, лимфоцитарно-тромбоцитарная адгезия и группы крови АВ0 у больных гриппом A(H1N1)/2009/ Е.Е. Гергесова, Ю.А. Витковский, А.В. Солпов// ЭНИ Забайкальский медицинский вестник. – 2011. – № 1. – С. 4-9.

4. Марченко Л.И. Оценка иммунологической реактивности больных хроническим вирусным гепатитом С// Матер. VI Росс. съезда врачей-инфекционистов. – СПб., 2003. – С. 381.

5. Мухин Н.А. «Трудный» больной в гепатологии// Гепатологический форум (прил. к журн. «Клиническая фармакология и терапия»). – 2005. – № 1. – С. 6-8.

6. Хронический гепатит С/ И.И. Орлова, З.М. Зайнудинов, Б.С. Каганов// Вопросы современной педиатрии. – 2004. – Т. 3, № 4. – С. 37-47.

7. Семененко Т.А. Клеточный иммунный ответ при гепатите С// Вирусные гепатиты. – 2000. – № 1. – С. 11-17.

8. Скляр Л.Ф. Система цитокинов и показатели оксидативного стресса при хроническом гепатите С с учетом иммунокорригирующей терапии: дис. … канд. мед. наук. – Владивосток, 2006. – 270 с.