Совершенствование профилактики нарушений микроэлементной адаптации новорожденных

Ташкентский педиатрический медицинский институт, г. Ташкент

Актуальность. В период беременности значительно возрастает потребность в минералах и витаминах, поэтому питание женщины во время беременности определяет как ее собственное здоровье, так и полноценное здоровье и развитие будущего ребенка [2, 5, 8]. Дефицит железа, других микроэлементов и витаминов у беременных обуславливает хроническую гипоксию плода, нарушение его внутриутробного развития, снижение темпов роста, а также защитных иммунных функций [1, 9, 10]. Известно, что наиболее восприимчивыми к заболеваниям, связанным с нарушением минерального обмена, являются дети и беременные женщины [3, 11]. На вопросы профилактики микронутриентной недостаточности среди населения, особенно среди детей и женщин фертильного возраста, уделяется огромное внимание со стороны государства, и эта проблема находит свое решение последние годы. Для устойчивости и повышения эффективности мероприятий в области питания в 2010 г. принят Закон Республики Узбекистан «О профилактике микронутриентной недостаточности населения» [4]. Согласно Постановлению Кабинета Министров от 22 июля 2010 г. “О дополнительных мерах по укреплению репродуктивного здоровья матерей и детей в сельских районах республики” принимаются меры по бесплатному обеспечению беременных женщин в сельской местности поливитаминными комплексами [7].

Цель исследования – совершенствование профилактики нарушений микроэлементной адаптации новорожденных для сохранения здоровья детей и терапии нарушений микроэлементного гомеостаза.

Материалы и методы исследования. Проведены исследования по 5 областям Республики по изучению влияния применения поливитаминно-минеральных комплексов у беременных женщин на течение периода беременности, а также на внутриутробный рост и развитие плода, на дальнейшее развитие ребенка.

Полный статистический анализ клинических данных у новорожденных приведен на примере отобранных 65 анкет Ташкентской области, где матери принимали полный курс поливитаминно-минеральных комплексов (ПВМК). Сравнительные показатели приведены из проведенных научных исследований по изучению рождения детей с малым весом и влияния анемии у матерей на микроэлементный баланс, а также была отобрана группа детей, матери которых принимали только железосодержащие препараты (ЖСП) во время беременности для лечения анемии.

Результаты и их обсуждение. В результате проведенных исследований физических показателей новорожденных было выявлено, что новорожденные от матерей, принимавших ПВМК (1 группа), по всем физическим показателям превосходят детей, родившихся от матерей, не принимавших ПВМК (2 группа). Среди новорожденных от матерей, принимавших ПВМК всего 2 детей родились с малым весом (МВ), что составляет 3,1% от общего количества, большее количество детей родились с нормальным весом (НВ) - 96,9%, а среди детей, матери которых не принимали ПВМК, дети с МВ составили 63,2%. Средний вес детей в 1 группе больше на 609,8 грамм, чем во 2 группе. Длина тела новорожденных в 1 группе составил 50,9±0,18 см и на 1,2 см больше, чем во 2 группе. Индекс массы тела (ИМТ), который вычисляется из веса и длины тела ребенка, выше в 1 группе на 1,9, окружность головы больше на 0,4 см и окружность груди на 0,7 см, чем во 2 группе. Длина тела новорожденных в 1 группе составила 50,9±0,18 см и на 1,2 см больше, чем во 2 группе. Из табл. 1 видно, что группа новорожденных от матерей с анемией, принимавших ЖСП для лечения анемии беременных, также по всем физическим показателям уступают детям от матерей, принимавших ПВМК.

Таблица 1. Сравнительные данные физических показателей новорожденных

 Таблица 1. Сравнительные данные физических показателей новорожденных

Анемия характеризуется снижением уровня гемоглобина в крови, уменьшением количества эритроцитов, а также изменением витаминного баланса, снижением в организме количества МЭ и ферментов [6]. Не всегда адекватно оценивается роль МЭ в этиопатогенезе анемий, и основная роль часто отводится, к сожалению, только железу. Снижение концентрации ряда витаминов и микроэлементов кобальта, марганца, цинка, хрома, меди, селена, йода, способствуют развитию анемии в организме [9, 2]. Снижение показателей у детей от матерей с анемией, принимавших только ЖСП, является проявлением недостаточности не только элемента железа, а также цинка, меди, селена, которые непосредственно участвуют в процессах кроветворения и построения тканей в организме.

На основе данных по клиническим показателям состояния новорожденных выявили, что по всем показателям дети от матерей, не принимавших ПВМК, уступают новорожденным от матерей принимавших ПВМК. Новорожденные в 1 группе во всех случаях закричали сразу (100%), крик у детей громкий (95,4%), кожные покровы розовые (100%), рефлексы сохранены (100%). Эти дети были приложены к груди сразу после рождения в родильном зале, сосали активно, длительность физиологической желтухи составила 3,9±0,37 дней, по шкале Крамера желтуха была I и II степени выраженности. Период адаптации у детей протекал без осложнений. Дети были выписаны домой на 4-5 день жизни. Показатели детей, рожденных от матерей не принимавших ПВМК, относительно низкие, кожные покровы розовые у 83,4% детей, крик при рождении – громкий у 69,2%, средней у 22,5% и слабой силы у 8,3%, сохранение безусловных рефлексов - Моро (74,2%) и сосательного (86,6%) относительно меньше (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительные данные состояния новорожденных

Таблица 2. Сравнительные данные состояния новорожденных

Грудь матери при первом прикладывании дети брали хорошо. Физиологическая желтуха наблюдалась в течение 4,8±0,39 дней, что больше на 0,9 дней, чем в предыдущей группе, по шкале Крамера отмечалась также в основном I и II степени желтушность кожных покровов, в единичных случаях (2 детей) III степени. Дети были выписаны домой на 5-6 день жизни.

Исследования показали, что содержание гемоглобина в крови у практически здоровых новорожденных, от матерей,принимавших ПВМК, в основном не снижалось. Уровень гемоглобина в среднем составил 191,5±5,8 г/л, эритроцитов - 5,9±0,2 млн. и лейкоцитов - 14,4±0,6 тыс., только у 1 новорожденного (1,5%) наблюдалась анемия. У новорожденных от матерей, не принимавшие ПВМК, основные показатели крови практически в пределах нормы, но немного (на 9,2 г/л) снижены, чем в 1 группе – 182,3±4,7 г/л, 5,7± 0,1 млн. и 14,3±0,4 тыс. соответственно. У 11 детей (11,6%) 2 группы наблюдалось снижение гемоглобина в крови и диагностирована анемия. По результатам исследования в группе новорожденных детей от матерей с анемией, принимавших ЖСП, то можно выявить, что анемия матерей оказала свое влияние на гемодинамику их детей. Несмотря на прием матерями ЖСП, показатель гемоглобина не достигает показателей 1 группы, остается в пределах нижней границы норм для новорожденных – 171,7±4,6 г/л, анемия в этой группе наблюдалась у 5-х, что составляет 17,9% (табл. 3).

Таблица 3. Сравнительные показатели анализа крови

Таблица 3. Сравнительные показатели анализа крови

Таким образом, приведенные данные еще раз указывают на значение роли витаминов и микроэлементов в этиопатогенезе анемии. Снижение концентрации ряда витаминов и микроэлементов кобальта, марганца, цинка, хрома, меди, селена, йода, способствуют развитию анемии в организме [12, 13]. Снижение показателя гемоглобина у детей от матерей с анемией, принимавших только ЖСП, является проявлением недостаточности не только элемента железа, а также других ряда минералов, которые непосредственно участвуют в процессах кроветворения, что доказывает целесообразности назначения женщинам во время беременности комплекса минералов и витаминов.

Показатель гемоглобина в 1 группе матерей во время беременности составил в среднем 106,3±5,5 г/л, во время родов – 112,4±5,7 г/л, что указывает на хороший подъем гемоглобина в период беременности до родов у этих матерей. Анемия в этой группе диагностирована у 41,5% беременных, заболеваемость - у 6,2%, в основном это анемия, заболевания щитовидной железы, ранние токсикозы, угрожающие состояния беременности и осложнения в родах составляют всего 18,1%. Во 2 группе женщин, где матери не получали ПВМК, выявлено, что у 36 женщин беременность протекала без осложнений, что составило 62,1%. У 36 матерей (37,9%) выявлена экстрагенитальная патология, что на 31,7% больше, чем в 1 группе. Осложнения родов выявлено у 27,3%, также на 9,2 больше чем в 1 группе. Показатель гемоглобина у этих женщин во время беременности в среднем составляет 100,3±5,2 г/л, во время родов этот показатель поднялся всего до 106,2±5,1 г/л, что значительно меньше (на 6,2 г/л), чем в 1 группе. Показатель гемоглобина у женщин с анемией, принимавших ЖСП во время беременности, в среднем составляет 95,6±4,7 г/л, во время родов этот показатель равен 106,4 ±4,9 г/л, примерно такие же показатели, как во 2 группе женщин, но опять же меньше (на 5,8 г/л), чем в 1 группе (табл.4).

Таблица 4. Сравнительные данные анамнеза матерей

Таблица 4. Сравнительные данные анамнеза матерей

Выявленные данные указывают на удовлетворительный подъем гемоглобина у женщин, которые принимали ПВМК, чем только прием ЖСП, что еще раз указывает значение необходимости комплексного подхода в лечении анемии.

Выводы. Таким образом, огромная роль микроэлементов и витаминов заключается затрагиванием многие ключевые этапы обменных процессов, оказывает большое влияние на рост и развитие растущего детского организма. Степень обеспеченности детского организма всем комплексом микроэлементов и витаминов на внутриутробном этапе отражается на всем последующем развитии ребенка. Дефицит биоэлементов и витаминов у матерей является частой причиной внутриутробной задержки развития плода, серьезных нарушений функционирования органов и систем, анемии, что приводит к рождению детей с малым весом и увеличению заболеваемости в неонатальном периоде. Приведенные данные указывают на значение комплексного подхода в лечении микроэлементозов у беременных.

 

Список использованных источников:

  1. Арипджанова М.Н., Аюпова Ф.М. Особенности изменения микроэлементного состава в системе мать-плацента-плод при гестозах с синдромом задержки развития плода// Патология. – 2003.- №2- С.37-40.
  2. Амонов И.И., Ворожейкин В.М. Влияние микроэлементов на морфофункциональное состояние эритроцитов у беременных железодефицитной анемией в регионе зобной эндемии// Медицинский журнал Узбекистана. 2003. - №1 – С. 31-33.
  3. Ахмедова Д.И., Рахимджанов Ш.А. Рост и развитие детей. Методические рекомендации. - Ташкент, 2006.
  4. Закон Республики Узбекистан «О профилактике микронутриентной недостаточности населения», 2010.
  5. Кольман Я., Рём К.Г. Наглядная биохимия. – М.: Мир, 2004. – 469 стр.
  6. Касабулатов Н.М. Железодефицитная анемия беременных// Русский Мед. Журнал. 2003. - № 5 (19). - С. 46.
  7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по укреплению репродуктивного здоровья матерей и детей в сельских районах республики», 22 июля 2010.
  8. Сайгитов 3.Т. Микронутриенты и физическое развитие ребенка: мета-анализ рандомизированных контролируемых исследований// Вопросы современной педиатрии. 2008. - № 3. - С. 58-65.
  9. Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. — М.: ОНИКС 21 век, Мир, 2004.
  10. Факторы риска задержки внутриутробного роста плода с точки зрения доказательной медицины/ И.С. Сидорова, Е.И. Боровкова, И.В. Мартынова// Врач-аспирант, 2006. - № 2(11). - С. 126.
  11. Мухина Ю.Г, Дубровская М.И., Грибакин С.Г., Юдина О.В. Микроэлементы: участие в обменных процессах и значение в детском питании// Вопросы дет. диетологии, 2003. Т. 1. №5. С. 5–11.
  12. Bosscher D., Van Cauwenbergh R., Van der Auwera J.C., et al. Calcium, iron and zinc availability from weaning meals// Acta Paediatr. Scand., 2002, vol. 91, p. 761-768.
  13. Darlov B.A., Austin N.C. Selenium supplementation to prevent short-term morbidity in preterm neonates// Cochrane Database syst Rev. 2005; (4) -12 p.