Опухоли центральной нервной системы у детей по локализации, морфологическим формам и биологическим свойствам существенно отличаются от новообразований мозга у взрослых, что обусловливает особенности клинической картины заболевания, его течения, лечения и прогноз [1].
Глиомы в детском возрасте встречаются с частотой 2-4 на 100000 детей, занимая второе место среди всех новообразований (16-22%) и первое – среди солидных опухолей и имеют тенденцию к росту. Среди причин смертности в экономически развитых странах злокачественные опухоли занимают первое место среди детей старше 5 лет [1,2].
В настоящее время широкое применение в медицине методов нейровизуализации, как МРТ, так и КТ, коренным образом улучшили диагностику у детей с нейроонкологической патологией. Эти методы исследования создали возможность для прямой визуализации и оценки структурных изменений в различных отделах мозга, позволяющий установить раннею диагностику и определить адекватную тактику лечения нейрохирурга до и во время оперативного вмешательства [3,4].
Взгляды на вопросы лечебной тактики при глиомах головного мозга у детей до настоящего времени остаются разноречивыми и являются актуальной проблемой в детской нейроонкологии [3,5].
В любой момент при радикальном удалении глиом опухолей мозга может возникнуть рецидивы опухолей, а при субтотальном – процедив.
Современная нейрохирургическая техника значительно улучшила результаты лечения. Лучевая терапия в течение последних десятилетий рассматривается как стандартное послеоперационное лечение злокачественных глиом у детей. Показанием для лучевой терапии детей с опухолями головного мозга является неполное удаление опухоли или рецидив/продолженный рост новообразования в труднодоступных для хирургических вмешательств [2,5].
Использование химиотерапии позволило сместить на более поздние сроки или исключить облучение. При этом морфология и локализация новообразования непосредственно влияют на исход терапии. По мнению многих авторов даже комплексное лечение не способно полностью избавить пациентов от опухолевого процесса, что ставит проблему лечения нейроэктодермальных опухолей в ряд наиболее сложных нейрохирургических проблем [6,7].
В последнее десятилетие в медицинской литературе появился новый термин - «качества жизни» как интегральная характеристика физического, психического, эмоционального и социального функционирования человека, определяющего результаты лечения. Особенно этот термин широко распространен в онкологии при определении эффективности лечения и как важный прогностический критерии исходов. До настоящего времени существует более 30 шкал оценки качества жизни пациентов.
Таким образом, качество жизни – это комплексное восприятие человеком его положения в жизни.[8].
Неутешительные и разноречивые данные о результатах лечения больных детей с опухолями головного мозга супратенториальной локализации обуславливают актуальность этой проблемы до настоящего времени.
Цель исследования: изучить результаты лечения больных детей с глиальными опухолями головного мозга супратенториальной локализации в зависимости от объема удаленных опухолей.
Материал и методы исследования. Проведен анализ 58 больных с глиальными опухолями головного мозга супратенториальной локализации, находившихся на лечении в Республиканском научном центре нейрохирургии РУз. Возраст от 1 года до 15 лет, из них девочек 27 и мальчиков 31. Всем больным проведено комплексное обследование: неврологическое, нейрофизиологическое, нейроофтальмологическое и КТ или МРТ.
Оперативному вмешательству были повергнуты все больные в виде костно-пластической трепанации черепа с удалением опухолей различного объема с последующей лучевой терапией, а при необходимости - химиотерапией. Диагноз гистологически верифицированный. Срок катанамнеза от 6 месяцев до 5 лет. Состояние больных оценивалось с помощью шкалы «оценка качества жизни» при поражении ЦНС у детей (Орлов Ю.А.,2001):
Результаты и обсуждение.
Распределение всех больных по локализации опухолей: лобная доля – в 11 (11,2%) случаях, височная – в 9 (21,4%), теменная – в 8(15,3%), затылочная – 5 (5,1%), несколько долей – в 10 (17,3%), таламус и другие подкорковые структуры – в 4 (18,4%), боковые и III желудочек – в 7 (9,2%) и в 4 (5,1%) случаях опухоли имели гигантские размеры, т.е. в бластоматозный процесс были вовлечены оба полушария и срединные структуры большого мозга.
Продолжительность заболевания с момента появления первых симптомов до постановки диагноза составляет не менее 5-6 месяцев.
Все больные были разделены на три группы, в зависимости от первых проявлений заболевания:
- первая группа больных (36%), у которых заболевание началось с эпилептических припадков;
- вторая группа больных (48%) - первым признаком опухолей была внутричерепная гипертензия;
- третья группа больных (16%) - первыми признаками опухоли были очаговые неврологические нарушения в дебюте заболевания.
Следовательно, характерной особенностью клинического течения глиом головного мозга у детей супратенториальной локализации является преобладание гипертензионных симптомов, над очаговыми.
По объёму удаленных опухолей достигнуто тотальное удаление у 31(53,5%) больного, субтотальное – у 19(32,7%) и частичное удаление или биопсия опухоли – у 8(13,8%). Следовательно, у детей глиомы головного мозга супратенториальной локализации чаще всего удалены радикально (53,5%).
По гистоструктуре выявлены астроцитомы у 31(53,4%) больного, глиобластомы – у 9 (15,5%), олигодендроглиомы - у 3(5,2%), эпендимомы – у 11(19%) и смешанные глиомы – у 5(8,6%) больных. По степени анаплазии доброкачественные опухоли выявлены у 25(43,1%) и анапластические - у 33(56,9%).
Следовательно, у детей с опухолями головного мозга супратенториальной локализации чаще всего выявлены астроцитомы (53,4%). По степени злокачественности доброкачественные (I-IIст. злокачественности) -43,1% и анапластические (III–IVст. злокачественности) - 56, 9% больных.
Известно, что после оперативного вмешательства не зависимо от объема удаленных опухолей возникают рецидивы/процедивы. При опухолях супратенториальной локализации у детей независимо от радикальности оперативного вмешательства возникают рецидивы/процедивы (53,4%). Анализ наших данных показывает, что чаще всего рецидив/процедив отмечается при частичном (100%) и субтотальном (79%) и реже при тотальном удалении (25,8%) опухолей.
Таблица 1. Показатели рецидива/процедива опухолей супратенториальной локализации у детей в зависимости от объема удаленных опухолей
Всем больным детям с опухолями III и IV степени анаплазии после операции проведена адъювантная терапия.
Продолжительность заболевания между первой и второй операции при рецидиве опухолей составила от 1,5 до 3 лет, а при продолжительном росте опухоли - от 3 мес. до 2 лет.
Оценка качества жизни больных с глиомами различной степени анаплазии оценивались по шкале оценка «качества жизни» при поражении ЦНС (Орлов Ю.А.), представлена в таблице 2. Каждая качественная характеристика объекта имеет количественные выражения, а сумма этих показателей отражает качества жизни пациента. Оценка качества жизни определены по балльной системе:
Хорошее качество жизни (80-100 баллов):
- пациент практически здоров, трудоспособен, может посещать общеобразовательные учреждения (садик, школу, институт), психоневрологический дефект не мешает нормальному образу жизни.
- психоневрологический дефект отсутствует или минимален
- психоневрологический дефект не мешает нормальному образу жизни.
Удовлетворительное качество жизни (75-50 баллов):
- значительное ограничение трудоспособности и обучаемости,
- необходимость периодически в посторонней помощи.
Плохое качество жизни (30- 45 баллов):
- нахождение пациента в лечебном учреждении,
- нахождение пациента на дому при постоянной помощи окружающих.
Вегетативный статус ( мене 30 баллов)
Таблица 2. Показатели «качество жизни» больных в зависимости от гистоструктур глиом головного мозга супратенториальной локализации у детей
Из таблицы видно, что по гистологической структуре преобладают злокачественные глиомы (56,9%).
При анализе «качество жизни» больных в зависимости от гистоструктур опухолей супратенториальной локализации у детей выявлено, что наиболее хорошее качество жизни наблюдается при астроцитомах (48,4%), при глиобластомах - чаще плохое качество жизни (77,7%), при олигодендроглиомах – чаще хорошее качество жизни (66,7%), при эпендимомах – чаще хорошее (36,3%) или удовлетворительное качество жизни (36,3%) и при смешанных глиомах - чаще удовлетворительное (40%) или плохое (40%) качество жизни. При анализе результатов лечения больных с глиомами головного мозга супратенториальной локализации хороший результат выявлен при астроцитомах и олигодендроглиомах, а плохой результат – при глиобластомах и смешанных опухолях.
Следовательно, качество жизни больных с глиомами головного мозга супратенториальной локализации зависит от гистоструктуры опухолей.
Заключение
Продолженный рост опухоли завесит от радикальности хирургического лечения, чем радикально удаляется опухоль, тем меньше рецидива и продолженного роста.
Чаще всего продолженный рост опухоли у детей с глиальными опухолями головного мозга супратенториальной локализации наблюдается при частичном удалении с высокой степени анаплазии.
Использованная шкала оценка «качества жизни» у больных детей с глиальными опухолями супратенториальной локализации имеет большое значение в определении прогноза заболевания до операции, а также позволяет объективно оценить течения заболевания в послеоперационном периоде.