Русский English

Кильдебекова Р.Н., Галлямова Э.В., Кайбышев В.Т., Мингазова Л.Р.

Лазеропунктура в сочетании с хромотерапией при реабилитации лиц молодого возраста с расстройством вегетативной нервной системы

Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа

Среди лиц молодого возраста расстройства вегетативной нервной системы (РВНС) встречаются в 25-80% наблюдений, первые проявления могут возникнуть при интенсивной учебной нагрузке, экзаменах, гормональных перестройках [4,5].

В современном ритме жизни укрепление здоровья и повышение работоспособности студенческой молодежи одно из необходимых условий подготовки высококвалифицированных кадров [10]. Реабилитация лиц молодого возраста с вегетативной дисфункций является одной из важных проблем современной медицины.

Учитывая возраст и учебную деятельность студентов, особую актуальность приобретают немедикаментозные методы лечения [6,7].

Из существующих средств восстановительной медицины для коррекции РВНС наиболее приемлема современная рефлексотерапия и хромотерапия [11].

Один из вариантов рефлексотерапии это лазеропунктура - метод, при котором применяют высокоинтенсивный, когерентный концентрированный поток оптического излучения, оказывающий воздействие на биологически активные точки.

В настоящее время возрос интерес к лечебному использованию некогерентного низкоинтенсивного видимого света различного спектрального состава [2].

В доступной литературе не было найдено информации о сочетанном применение лазеропунктуры и хромотерапии и их влиянии на состояние вегетативной нервной системы. Нами была проведена оценка эффективности их сочетанного действия, что является актуальным для современной медицины.

Цель исследования. Оценить эффективность сочетание лазеропунктуры с хромотерапией при реабилитации студентов с расстройством вегетативной нервной системы.

Материалы и методы. У 877 (73,1%) студентов Башкирского государственного медицинского университета выявлены признаки вегетативного дисбаланса, среди обследуемых девушек 685 (78,1%) и юношей 192 (21,9%), средний возраст 20±3,5 лет. Для выявления признаков вегетативного дисбаланса использовали опросник Вейна А. М. [4].

Экспертная оценка вегетативных симптомов проводилась путем баллирования каждого признака, общая сумма баллов выше 15 свидетельствовала о наличие синдрома вегетативной дисфункции [3].

Методом случайных чисел были отобраны 120 студентов с РВНС для углубленного изучения нейровегетативного и психоэмоционального статуса. Нейровегетативный статус определяли по методу Баевского Р.М. [3] с математическим анализом показателей моды (Мо), амплитуды моды (АМо), индекса напряжения (ИН), вариационного размаха (ВР) [8]. Психологическое здоровье определяли по уровню тревожности по тесту Спилбергера – Ханина, особенности психоэмоционального состояния - по методике «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН), уровень избирательности внимания - по методике Мюнстенберга [1].

Для оценки эффективности лазеропунктуры в сочетании с хромотерапией, при реабилитации лиц с РВНС методом простой рандомизации было сформировано 3 группы: I группа сравнения (n=38), пациентам была рекомендована монофармакотерапия препаратом «Тенотен»; II группа (n=40), дополнительно получали лазеропунктуру; III группа (n=42), дополнительно сочетание лазеропунктуры с хромотерапией.

Препарат «Тенотен» (ООО «Материа Медика Холдинг», Россия) назначали по 2 таблетки 2 раза в день, курс 1 месяц.

При лазеропунктуре использовали гелий-неоновый лазер ЛГ-75 (длина волны – 0, 63 мкм). Число облучаемых точек составило 6,3±0,2 на процедуру, курс лечения - 10-15 сеансов.

В составлении акупунктурного «рецепта», согласно международной номенклатуре, наиболее часто использовали следующие корпоральные точки: 7 V, 6 IX, 7 IX, 8 IX, 9 IX, 1 I, 2 I , 5 I, 7 I, 9 I, 4 II, 36 III, 6 IV, 20 XI, 21 XI, 15 VII, 22 VII, 25 VII, 43 VII, 12 XII, 13 XII. На ушной раковине: AT13II, AT15II, AT22IV, AT19II, AT31VI, AT51IX, AT59X, AT105XVII, AT34VI, AT78XII, AT55X [4].

Нами применялся индивидуальный подход к выбору акупунктурных точек и методик воздействия, в зависимости от преобладания клинических признаков вегетативной дисфункции. При преобладании симпатикотонии использовали тормозной метод, при ваготонии - возбуждающий, при эйтонии - гармонизирующий. Возбуждающий эффект достигали при минимальном времени воздействии 5-10 секунд, с количеством полей 1-3, максимальной энергии излучения 5 мВт/см2 и низкой частотой модуляции 1-10 Гц. Тормозной эффект достигали при максимальном времени воздействия на 1 поле 1-3 минут, максимальным количеством полей 4-8, минимальной энергии излучения 1-3 мВт/см2, высокой частоте модуляции 20-100 Гц. Промежуточные параметры воздействия лазера обладали гармонизирующем действием. Суммарное время воздействия до 2 мин (максимально 5 мин) на корпоральную точку и 20-30 с (максимально 1 мин) – на аурикулярную. При проведении хромотерапии использовали «голографическую цветотерапию по методике А. Боровского». Различные цветовые оттенки, воспринимаемые зрительным анализатором, оказывают специфическое действие на возбудимость коры головного мозга и подкорковых образований, модулируют психоэмоциональные процессы организма. Длинноволновая часть спектра (красный, желтый, оранжевый) оказывают стимулирующее действие. Коротковолновая часть спектра (голубой, синий, фиолетовый) — седативное действие [2].

Для подбора спектра использовали метод цветопредпочтения (вариант индивидуального выбора), перед каждой процедурой пациент сам выбирал наиболее приятный для него цвет. Длительность сеанса 10 минут, курс составил 10 сеансов.

Уменьшение суммы баллов по опроснику Вейна А.М. [4] на 50% после курса реабилитации расценивалась как положительный эффект. Контрольную группу составили 25 клинически здоровых, физически активных студентов в возрасте 17-25 лет без факторов риска хронических неинфекционных заболеваний. Исследование проводилось в начале и в конце семестра, курс реабилитации проводился за 1 месяц до сессии.

Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью пакета программ Statistica 7,0. Нормальность распределения проверялась с помощью критерия Шапиро-Уилкса.

Результаты исследований. У студентов с РВНС исходный уровень вегетативного баланса по опроснику Вейна А.М. [4], составил 35,2±2,32 баллов, в конце исследования 48,1±2,32 баллов, а в группе контроля 12,5±1,2 баллов.

Респонденты предъявляли жалобы, интенсивность которых нарастала к концу семестра: нарушение сна отмечали - 104 (87,1%) и 108 (90,2%), приступообразную головную боль - 97 (81,2%) и 102 (85,1%), быструю утомляемость - 90 (75,1%) и 96 (80,3 %), нарушение функций желудочно-кишечного тракта - 81 (68,2%) и 85 (70,2%), учащенное дыхание - 75 (63,1%) и 78 (65,1%), сердцебиение - 57 (48,3%) и 60 (50,2%).

Состояние исходного вегетативного тонуса студентов с РВНС отличалось от контрольной группы, так амплитуда моды (АМо) исходно была 58,5±1,2% и в конце исследования 68,07±1,2%, а в контроле 43,2±1,4% и 45,1±1,2%, вариационный размах 0,15±0,05с и 0,14±0,03 с, против контроля 0,22±0,04 с и 0,23±0,02 с, индекс напряжения 245,2±11,2 усл. ед. и 264,1±11,4 усл.ед., а в контроле 112,9±11,5 усл.ед и 117,9±11,4 усл. ед. соответственно. Анализ показателей вегетативного баланса у студентов с РВНС выявил, что амплитуда моды превышала контроль в 1,5 раза, индекс напряжения - в 2 раза, а вариационный размах был ниже в 1,5 раза. Это свидетельствует о превалировании активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и активации парасимпатического отдела. У студентов с РВНС умеренная симпатикотония была - у 48 (40,2%), эйтония - у 44 (36,6%) и умеренная ваготония - у 28 (23,2%), а в группе контроля 7 (28,9%), 13 (50,2%) и 5 (20,9%) соответственно. Полученные данные свидетельствуют о вегетативном дисбалансе.

Анализ уровня реактивной тревожности по Спилбергеру-Ханину у студентов с РВНС в начале семестра выявили высокий уровень реактивной тревожности - у 40 (34,1%), умеренный - у 61 (50,8%) и низкий - у 18 (15,1%), в конце семестра - 59 (49,1%), 45 (37,1%) и 16 (13,8%), а в группе контроля 6 (17,6%), 19 (60,1%) и 7 (22,3%) соответственно, данные приведены в табл. 1.

Таблица 1. Динамика уровня реактивной тревожности у студентов с расстройством вегетативной нервной системы (в баллах)

Таблица 1. Динамика уровня реактивной тревожности у студентов с расстройством вегетативной нервной системы (в баллах)

Примечание: * р < 0,05 в сравнении с контролем.

Результаты тестирования студентов с РВНС по опроснику САН показал отрицательную динамику в процессе обучения, так уровень «Самочувствия» в начале семестра был 5,08±0,12 баллов, в конце 4,12±­0,18 балла, уровень «Активности» снизился с 5,12±0,14 до 4,05±0,16 баллов, уровень «Настроения» с 5,56±0,12 до 4,20±0,18 баллов, а в группе контроля значимых изменений не отмечалось и составили 5,67±0,12, 6,05±0,15, 6,55±0,13 баллов соответственно. Выявленные изменения свидетельствуют об ухудшении психологического здоровья у студентов с РВНС к концу семестра.

Исследование избирательности внимания по методике Мюнстенберга у студентов с РВНС в начале семестра выявил высокий уровень избирательности - у 6 (5,3%), средний – у 106 (88,3%) и низкий - у 8 (6,4%), а в конце семестра 4 (3,3%), 98 (81,6%) и 18 (15,1%), а в группе контроля 3 (11,4%), 12 (84,7%) и 1 (4,2%) соответственно.

У студентов с РВНС в результате применения реабилитационных программ наблюдалось восстановление сна в I группе - у 21 (55,1%), во II группе - у 30 (75,2%), в III группе – у 36 (85,1%), уменьшение утомляемости в I группе на 29,9%, - 40%, - 49,9%; приступообразной головной боли на 39,1%, - 45,9%, - 58,1%; нарушений функций желудочно-кишечного тракта на 32,1%, - 42,9%, - 48,1%, приступов сердцебиения на 22,2%, - 33,1%, - 38,1% соответственно.

Сумма баллов по опроснику Вейна А.М. [4] снизилась в I группе – на 30,1% (33,21±2,05 баллов), во II группе – 39,4% (29,12±1,23 балла), в III группе - 56,9% (20,7±2,11 баллов).

После проведенного курса реабилитации наблюдалось улучшение показателей нейровегетативного статуса, данные исследования представлены в табл. 2.

Таблица 2. Динамика показателей кардиоинтервалографии у лиц с расстройством вегетативной нервной системы

Таблица 2. Динамика показателей кардиоинтервалографии у лиц с расстройством вегетативной нервной системы

Примечание: * р < 0,01 в сравнении с контролем.

Амплитуда моды снизилась в I группе на 13,3%, во II группе – на 20,8%, в III группе – на 32,4%, индекс напряжения на 20,4%, - 36,2%, - 43,5%, вариационный размах увеличился на 21,4%, - 37,5%, - 59,9 %, что свидетельствовало о восстановлении вегетативного баланса.

После курса реабилитации наблюдалось улучшение показателей психоэмоционального статуса, так в I группе высокий уровень реактивной тревожности снизился с 62,4±1,1 до 54,5±1,8 баллов (р<0,01), а низкий уровень увеличился с 21,2±1,3 до 23,6 ±1,2 баллов; во II группе – с 62,4±1,1 до 49,4±2,1 баллов и с 21,2±1,3 до 24,5 ±1,9 баллов; в III группе – с 62,4±1,1 до 46,1±1,2 баллов (р<0,05) и с 21,2±1,1 до 25,9±1,1 баллов соответственно. Динамика уровня реактивной тревожности свидетельствовала, о восстановлении психологического здоровья и по результатам исследования наиболее эффективной была в группе, которая дополнительно получала лазеропунктуру в сочетании с хромотерапией.

Показатели САН после проведенного лечения улучшились: в I группе «Самочувствие» повысилось с 4,11±0,18 до 5,05±0,18 баллов, во II группе – 4,17±0,13 до 5,92±0,15 баллов, в III группе – 4,13 ±0,16 до 6,1±0,19 баллов; по уровню «Активности» в I группе положительной динамики не наблюдалось - 4,05±0,16 балла, во II группе – увеличение с 4,08±0,14 до 5,58±0,15 баллов, в III группе – с 4,06±0,12 до 6,45±0,16 баллов; показатель «Настроение» в I группе увеличился с 4,20±0,18 до 5,7±0,15 баллов, во II группе с 4,4 ±0,16 до 6,4±0,21 баллов и в III группе – с 4,8±0,19 до 6,9±0,15 баллов.

Сочетанное применение лазеропунктуры с хромотерапией у студентов с РВНС, показали улучшение избирательности внимания, так в I группе высокий уровень был у 1 (3,5%), во II группе – 2 (5,2%), в III группе - 4 (8,7%); средний - у 31 (81,6%), 34 (84,1%), 37 (89,2%) и низкий - у 6 (15,1%), 4 (10,7%), 1 (2,1%) соответственно.

Таким образом, применение лазеропунктуры, в индивидуально подобранном «рецепте» и дозировке, оказывает положительный эффект на функциональное состояние вегетативной нервной системы и корректирует психоэмоциональный статус. Сочетание лазеропунктуры с препаратом «Тенотен» и хромотерапией усиливает положительную динамику и улучшает избирательность внимания. При реабилитации студентов с расстройством вегетативной нервной системы необходимо применять индивидуальный подход при составление акупунктурного «рецепта» и выборе методики воздействия, в зависимости от состояния вегетативного тонуса, рекомендуется использовать метод цветопредпочтения, что значительно повышает эффективность проводимой терапии.


Список использованных источников:

1. Анастази А.А., Урбина С.А. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер. - 2002. – 688 с.

2. Андреева И.Н. Хромотерапия// Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. – 2007. №4. – С. 39-46.

3. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения// Ультразвуковая и функциональная диагностика. – 2001. - №3. – С. 108-128.

4. Вейн А.М. Вегетативные расстройства. – М., 2003.- 749 c.

5. Воробьева О.В. Вегетативная дистония — что скрывается за диагнозом?// Трудный пациент. - 2011. - № 10. - С. 45-47.

6. Корнюхина Е.Ю., Чернихова Л.А. Физиотерапия при заболеваниях вегетативной нервной системы// Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. – 2007.- №2. - С. 45-46.

7. Мачерет Е.Л., Коркушко А.О. Вегетососудистая дистония и рефлексотерапия// Рефлексотерапия. - 2009. - №8 (30). - С. 45.

8. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода. - Иваново: Иван. гос. мед. академия, 2002. – 290 с.

9. Самосюк И.З., Лысенюк В.П. Акупунктура. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 2004. – 528 с.

10. Семенова Э.Л., Бабцева А.Ф., Варда Л.К. Распространенность и патогенетические особенности вегетативно-сосудистой дистонии у подростков. Современные аспекты диагностики, лечения и профилактики заболеваний человека// Сб. науч. тр., посвященных 50-летию АГМА. – Благовещенск, 2002. – С. 183-186.

11. Вегетативные дисфункции у студентов. Перспективы восстановительного лечения/ Н.В. Спасова, В.Б. Любовцев, А.Н. Разумов// Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2007. – № 3. – С. 48 – 51.


04.09.2013 16:36:00