Альтерация AMPA рецепторов глутамата в условиях бластоматозного роста глиом полушарий большого мозга, текущих с эпилептическими припадками

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова

Институт мозга человека имени Н. П. Бехтеревой, г. Москва

Эпилептические припадки являются вторым по частоте клиническим проявлением опухолей головного мозга. Эпилептический синдром, имевший место до оперативного лечения, сохраняется в послеоперационном периоде практически у половины всех оперированных больных, являясь одной из основных причин утраты трудоспособности [1, 2].

Несмотря на значительные успехи в изучении эпилептогенеза за последнее десятилетие, теоретический и практический интерес к изучению клеточно-молекулярных механизмов развития симптоматической эпилепсии не ослабевает, а сама проблема не теряет своей актуальности. Большую роль в клеточно-молекулярных механизмах эпилептогенеза играют α-амино-3-гидрокси-5-метил-4-изоксазолпропионовой кислоты (AMPA) ионотропные глутаматные рецепторы. Через рецепторы и сопряженные с ними ионные каналы натрия и кальция реализуется ионотропный эффект глутамата, являющегося наиболее распространенным возбуждающим нейротрансмиттером нервной системы [3, 4,5].

При нарушениях физиологических механизмов выброса в синаптическую щель, транспорта и биохимической трансформации глутамата происходит активация и, при определенных патологических состояниях, последующая альтерация ионотропных глутаматных рецепторов, которая формирует электрофизиологическую базу для возникновение пароксизмального деполяризационного сдвига мембранного потенциала, являющегося нейрофизиологической основой эпилепсии, а также приводит к запуску механизмов некроза и апоптоза нейрона [6, 7].

Цель работы. Улучшение результатов лечения больных с симптоматической эпилепсией опухолевой этиологии на основании изучения особенностей альтерации AMPA рецепторов глутамата в патогенезе заболевания.

Материалы и методы. Обследовано 92 больных с глиомами полушарий большого мозга, проходивших обследование и лечение в клинике ИМЧ РАН. Мужчин было 53 (57,6 %), женщин 39 (42,4 %). Возраст больных варьировал от 19 до 84 лет. Исследуемую группу составили 58 (63%) больных, в клинической картине заболевания которых регистрировались эпилептические припадки, контрольную - 34 (37%) больных, у которых эпилептических припадков не наблюдалось. Распределение больных по полу и возрасту представлено в табл. 1. Распределение больных по локализации опухолей в контрольной и исследуемой группах представлено в табл. 2.

Таблица 1. Распределение больных с глиомами полушарий большого мозга в контрольной и исследуемой группах по полу и возрасту

Таблица 1. Распределение больных с глиомами полушарий большого мозга в контрольной и исследуемой группах по полу и возрасту

Таблица 2. Распределение больных с глиомами полушарий большого мозга в контрольной и исследуемой группах по локализации опухоли

Таблица 2. Распределение больных с глиомами полушарий большого мозга в контрольной и исследуемой группах по локализации опухоли

В общей серии наблюдений у 4 (4,3%) больных была выявлена пилоцитарная астроцитома, у 22 (23,9%) - фибриллярно-протоплазматическая, у 24 (26,1%) - анапластическая, у 30 (32,6%) - глиобластома, у 3 (3,3%) - олигодендроглиома, у 1 (1,1%) - анапластическая олигодендроглиома, у 7 (7,6%) –олигоастроцитома, у 1 (1,1%) – анапластическая олигоастроцитома. Распределение больных по степени злокачественности опухоли в контрольной и исследуемой группах представлено в табл. 3.

Таблица 3. Распределение больных с глиомами полушарий большого мозга в контрольной и исследуемой группах по гистологическому типу и степени злокачественности опухоли

Таблица 3. Распределение больных с глиомами полушарий большого мозга в контрольной и исследуемой группах по гистологическому типу и степени злокачественности опухоли

В контрольной группе преобладали больные с глиомами III и IV степеней анаплазии – 29 (85,3%) (p<0,05). В исследуемой группе соотношение больных с глиомами I–II и III-IV степеней анаплазии достоверно не разнилось – соответственно 31 (53,4%) и 27 (46,6%) больных.

В фазе клинической компенсации находилось 30 (32,6%) больных, в фазе клинической субкомпенсации – 38 (41,3%) больных, в фазе умеренной клинической декомпенсации – 22 (23,9%) больных, в фазе грубой клинической декомпенсации – 2 (2,2%) больных [10]. Достоверных различий по уровню компенсации заболевания в сравниваемых группах не выявлено.

Больные обследованы в рамках диагностического комплекса, включающего оценку соматического и неврологического статуса (n=92) , КТ (n=50), МРТ с МР ангиографией (n=42), ЭЭГ (n=92), ПЭТ с 18-FDG и 11C-метионином (n=32). В качестве оценки степени альтерации AMPA рецепторов глутамата использован иммуноферментный метод полуколичественного определения уровня аутоантител в периферической крови (ААТ) к GluR1 субъединице AMPA рецепторов (GluR1)[11, 12]. В качестве антигена для определения уровня ААТ в сыворотке крови использовали синтетические пептиды, соответствующие N концевой последовательности аминокислот субъединицы GluR1 АМРА, полученые методом твердофазного синтеза на NPS-400 полуавтоматическом синтезаторе (Neosystem Laboratory, Франция). Образованный комплекс антиген-антитело выявлялся с помощью вторых антител, меченных пероксидазой хрена. Реакцию оценивали спектрофотометрически при фиксированной длине волны 490 нм. Уровень аутоантител выражали в процентах отношения оптической плотности исследуемого образца и оптической плотности образца контрольной группы. Нормальный диапазон ААТ определен в 75-110 % [11, 12]. Статистическая обработка полученных данных произведена на платформе прикладной лицензионной программы Statistica 10.0. Перед проведением статистического анализа выборки проведена проверка полученных данных на нормальность распределения по критерию Колмогорова-Смирнова. Вычисляли выборочное среднее (M), среднеквадратичное отклонение (σ), стандартную ошибку среднего (m). Для установления достоверности различий использовали t критерий Стъюдента. Различия считали статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты и обсуждение. При анализе уровней ААТ к GluR1 выявлено повышение среднего уровня этого показателя на 38-58,6% в зависимости от локализации опухоли. При этом отмечалась устойчивая тенденция к увеличению у больных уровня ААТ к GluR1 при локализации опухоли в лобной доле как при сравнительном анализе в группах по признаку локализации опухоли в пределах 1 доли, так и в группах по признаку локализации в пределах 2 долей (p<0,05). Сравнительная оценка уровней AAT к GluR1 субъединице AMPA рецепторов глутамата у больных исследуемой группы в зависимости от локализации опухоли представлена в табл. 4.

Таблица 4. Сравнительная оценка уровней AAT к GluR1 субъединице AMPA рецепторов глутамата у больных исследуемой группы в зависимости от локализации опухоли (n=58)

Таблица 4. Сравнительная оценка уровней AAT к GluR1 субъединице AMPA рецепторов глутамата у больных исследуемой группы в зависимости от локализации опухоли (n=58)

Примечания: 1,2,3 – условные обозначения групп сравнения при локализации опухоли в пределах 1 доли; 4,5,6,7 – условные обозначения групп сравнения при локализации опухоли в пределах 2 долей; * - разница достоверна по сравнению с 1 (p<0,05); ** - разница достоверна по сравнению с 2 (p<0,05), *** - разница достоверна по сравнению с 5 (p<0,05).

Средний уровень ААТ к (GluR1) в исследуемой группе больных (n=58) был выше верхней границы нормы на 51,4%.

У больных с супратенториальными глиомами II степени анаплазии контрольной группы (n=5) средний уровень ААТ к GluR1 не выходил за пределы диапазона нормальных значений.

У больных с супратенториальными глиомами III-IV степени анаплазии контрольной группы (n=29) средний уровень ААТ к GluR1 превышал верхнюю границу нормы на 48,5%. Сравнительная оценка уровней AAT к GluR1 субъединице AMPA рецепторов глутамата у больных с супратенториальными глиомами I-II и III-IV степеней анаплазии контрольной и исследуемой групп представлена в табл. 5.

Таблица 5. Сравнительная оценка уровней AAT к GluR1 субъединице AMPA рецепторов глутамата у больных с супратенториальными глиомами II и III-IV степеней анаплазии контрольной и исследуемой групп (n=92)

Таблица 5. Сравнительная оценка уровней AAT к GluR1 субъединице AMPA рецепторов глутамата у больных с супратенториальными глиомами II и III-IV степеней анаплазии контрольной и исследуемой групп (n=92)

Примечания: 1,2,3 – условные обозначения групп сравнения; * - достоверно по сравнению с 1, 2 (p<0,05); ** - достоверно по сравнению с 1,3 (p<0,05).

Заключение. Проведенные в последние годы высокотехнологичные патоморфологические исследования опухолей головного мозга показали, что глиальные опухоли, по мере увеличения их степени анаплазии, начинают самостоятельно вырабатывать глутамат, обуславливая эффект эксайтотоксичности в анатомических пределах перитуморозной зоны [13, 14]. Подобные особенности бластоматозного роста формируют специфику клинической картины заболевания, в том числе и наличие эпилептического синдрома у данной категории больных. Реализация эффекта эксайтотоксичности в процессе бластоматозного роста через активацию и последующую альтерацию ионотропных рецепторов глутамата носит стадийный характер и зависит от степени анаплазии опухоли и ее локализации.

В условиях отсутствия достоверных различий в степени злокачественности опухоли и степени клинической компенсации заболевания, при воздействии опухоли на лобную и височную доли регистрируется максимальный уровень ААТ к GluR1 субъединице AMPA рецепторов глутамата, что может отражать неравномерное распределение глутаматных рецепторов этого типа с увеличением плотности их распределения в данных отделах головного мозга.

При глиомах I-II степени анаплазии альтерация AMPA рецепторов глутамата развивается с латентным периодом, при этом нарастание уровня ААТ к GluR1, как критерия повреждения AMPA рецепторов, коррелирует с наличием в клинической картине заболевания эпилептических припадков. По мере увеличения степени анаплазии отмечается нарастание уровня ААТ к GluR1. У больных с супратенториальными глиомами III и IV степени анаплазии контрольной группы (n=29) уровень ААТ к GluR1 составил 163,38+2,01%. При высоком уровне ААТ к GluR1 эпилептических припадков у больных этой группы зарегистрировано не было. Значительное повышение уровня ААТ к GluR1 субъединице AMPA рецепторов глутамата у больных со злокачественными глиомами отражает запуск механизмов некроза клеточных структур перифокальной зоны, реализуемых через глутамат-кальциевый каскад [7, 15, 16], который по темпу развития опережает потенциальную ирритацию мозговых структур с клиническими проявлениями в виде эпилептических припадков.

Список использованных источников:

1. Brain tumor and seizures: pathophysiology and its implications for treatment revisited / B. Schaller, S.J. Rüegg // Epilepsia. – 2003. – Vol. 44, № 9. – P. 1223-1232.

2. Epilepsy in patients with brain tumours: Epidemiology, mechanisms, and management / M.S. van Breemen, E.B. Wijlms, C.J. Vecht // Lancet Neurol. - 2007. - Vol. 6, № 5. – P. 421–430.

3. Дамбинова, С.А. Нейрорецепторы глутамата. - Л.: Наука, 1989.– 279 с.

4. Роль глутаматных рецепторов в механизмах формирования эпилепсии / О.К. Гранстрем, С.А. Дамбинова // Нейрохимия.– 2001.– Т. 18, № 1.– С. 19-29.

5. Said S.I. Glutamate receptors and asthmatic airway disease // Trends Pharmacol. Sci.– 1999.- Vol. 20, N 4.– P. 132-135.

6. Cortical cellular phenomena in experimental epilepsy: interictal manifestations / H. Matsumoto, C. Ajmone-Marsan // Exp.Neurol .-1964. -№ 9. – P. 286–304.

7. Olney J.W. New mechanisms of excitatory transmitter neurotoxicity // J. Neural. Transm. – 1994. – Vol. 43 (Suppl.). – P. 47-51.

8. Атлас опухолей центральной нервной системы (Гистологическое строение) / Д.Е. Мацко, А.Г.Коршунов. - СПб., 1998. - 197 с.

9. WHO Classiffication of Tumors of the Central Nervous System (2007) / D.N. Louis, H. Ohgaki, O.D. Wistler et al. - Geneva: WHO Press, 2007.

10. Лихтерман, Л.Б. Клиническая диагностика опухолей больших полушарий головного мозга. - М.: Медицина, 1976.- 187 с.

11. Патент 2112243 РФ, МПК6G01N33/53, C12Q1/04, A61K39/00. Набор “ПА-тест” для диагностики неврологических заболеваний/ Дамбинова С.А.; заявитель и патентообладатель Дамбинова С.А. - № 95120299/13; заявл. 29.11.1995; опубл. 27.05.1998, Бюл. № 6.

12. Аутоантитела к подтипам глутаматных рецепторов - маркеры функционального поражения головного мозга: их диагностическое значение для выявления пароксизмальной активности и ишемии / С.А. Дамбинова, Г.А. Изыкенова // Журнал высшей нервной деятельности им.И.П.Павлова . – 1997. – Т. 47, № 2. - С.439-446.

13. Glutamate release promotes growth of malignant gliomas/ T. Takano, J.H. Lin, G. Arcuino et al. // Nat Med. - 2001. - № 7(9). – P.1010–1015.

14. Sontheimer H. Glutamate and tumor-associated epilepsy // Oncotarget. – 2011. - № 2. – P. 823–824.

15. In vivo assessment of high-grade glioma biochemistry using microdialysis: a study of energy-related molecules, growth factors and cytokines / H.J. Marcus, K.L. Carpenter, S.J. Price et al. // J. Neurooncol. – 2010. – Vol. 97, № 1. – P. 11-23.

16. The x(c)- cystine/glutamate antiporter: a potential target for therapy of cancer and other diseases / M. Lo, Y.Z. Wang, P.W. Gout // J. Cell Physiol. – 2008. – Vol. 215, № 3. – P. 593-602.