Актуальность. Работники локомотивных бригад (РЛБ) являются группой повышенного риска развития артериальной гипертонии (АГ) [16]. Так среди машинистов и помощников машинистов локомотивов в возрасте 35 – 49 лет АГ встречается на 30% чаще, чем у лиц не связанных с управлением движением поездов [9]. По данным исследования СМАД у машинистов и помощников машинистов локомотивов, процент non-dippers в полтора раза выше процента dippers, также, достаточно высокий процент night-peakers в отличие от здоровых лиц, постоянно ведущих обычный ритм с бодрствованием днем и сном ночью, у которых dippers составляет около трех четвертей [16]. Данные факты обусловлены сочетанием ряда вредных профессиональных факторов, таких как пролонгированный стресс, в связи с постоянной готовностью к экстремальной деятельности и ответственностью за жизнь пассажиров [14], ночные смены, общая и местная вибрация, шум, переохлаждение, электромагнитные поля, неблагоприятный микроклимат [4,6]. Воздействие данных факторов на организм и изменение его функционального состояния могут приводить к дефициту магния, который играет важную роль в возникновении АГ, что подтверждено многими экспериментальными и эпидемиологическими исследованиями, показавшими обратную корреляцию между уровнем магния в крови и артериальным давлением [2,15]. Так, при хроническом стрессе под влиянием катехоламинов и кортикостероидных гормонов возрастают потери магния с мочой, что приводит к его дефициту в организме, а дефицит магния в свою очередь снижает устойчивость организма к стрессовым ситуациям, в результате чего вновь запускается механизм повышения артериального давления (АД) [1,5]. Кроме того, гипомагнезиемия сопровождается изменением сосудистого тонуса за счет изменения взаимодействия магния и кальция [7,10,13], активации ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (РААС), снижения эндотелиальной продукции оксида азота [11], что приводит к возникновению АГ.
Цель исследования: оценить суточный профиль АД у работников локомотивных бригад больных АГ на фоне дефицита магния.
Задачи исследования:
1. Выявить дефицит магния и факторы, влияющие на его развитие среди работников локомотивных бригад (машинистов и помощников машинистов).
2. Проанализировать результаты суточного мониторирования АД у машинистов и помощников машинистов с артериальной гипертонией, имеющих дефицит магния и без дефицита магния.
Материалы и методы. В клиническую группу были включены 136 пациентов мужского пола в возрасте от 19 до 59 лет, работающих машинистами и помощниками машинистов локомотивов, состоящих на диспансерном учете по поводу артериальной гипертонии различной степени не имеющих ассоциированных клинических состояний, сахарного диабета, острых и обострений хронических воспалительных заболеваний. Контрольную группу составили 19 человек мужского пола в возрасте от 19 до 55 лет, не имеющие артериальной гипертонии, острых и обострения хронических воспалительных заболеваний и вредных привычек. Для обследования пациентов применялись следующие методы: анамнестические данные (длительность заболевания АГ, стаж работы на железной дороге, режим работы, вредные привычки (употребление алкоголя, курение), вычисление индекса курильщика по формуле ИК (пачка/лет) = (число выкуриваемых сигарет в сутки* стаж курения (годы))/20); тест-опрос для предварительной диагностики дефицита магния (разработан и апробирован РСЦ института Микроэлементов ЮНЕСКО, 2010 г). При сумме баллов 0-9 – констатировали отсутствие дефицита магния, при сумме баллов 10-19 баллов – группа риска по дефициту магния, при 20-29 баллов – умеренный дефицит магния, при 30-39 баллов – дефицит магния, при 40-56 – выраженный дефицит магния. Тест-опрос по шкале HADS (Haspital Anxiety and Depression Scale) – госпитальная шкала тревоги и депрессии для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги. При сумме баллов 0-7 – констатировали отсутствие депрессии, при сумме 7-11 – субклинически выраженную тревогу и депрессию, при сумме баллов ≥11 – клинически выраженную тревогу и депрессию. Лабораторные методы исследования: определение уровня магния в сыворотке крови колориметриметрическим методом при помощи набора реагентов «Витал-FL-E», суточное мониторирование артериального давления (СМАД), выполненное с помощью аппарата для автоматического измерения АД (модель МнСДП-2 BPLab, Россия). Исследование проводилось в выходной день, измерение АД начинали в 9 часов утра, интервалы между измерениями составляли 15 минут днем и 30 минут ночью. Все обследуемые вели дневники, где фиксировали время и длительность периодов физической активности, отдыха, сна. Для оценки результатов СМАД использовали ориентировочные нормальные значения среднего АД. Анализировали максимальные, минимальные и усредненные значения систолического и диастолического АД в целом за сутки, отдельно в дневное и ночное время. По соотношению показателей АД в дневное и ночное время выявляли тип суточной кривой АД: при суточном индексе (СИ) 10 – 20% тип кривой «dipper», при СИ менее 10% - «non-dipper», при СИ менее 0% - «night-peaker», при СИ более 20% - «over-dipper». СИ вычисляли по формуле СИ АД=(АДд-АДн)х100%/АДд, соответственно для САД и ДАД. С целью количественной оценки эпизодов повышения АД использовали показатели «нагрузки давлением», которые оценивались по индексу времени (ИВ) – доля измерений, при которых уровень АД превышает 140/90 мм рт. ст. в дневное время и 120/80 мм. рт. ст. в ночное время, у здоровых лиц не превышает 10 – 25 %.
Статистический анализ базы данных проводился при помощи программы SPSS for Windows, параметрических и непараметрических методов. Показатели представлены в виде средней арифметической и ошибки средней арифметической M±m. Различия между группами считали достоверными при p<0,05. Корреляционную связь определяли методом корреляции Пирсона (r).
Результаты исследования. При проведении тест-опроса для предварительной диагностики дефицита магния среди всех больных, был выявлен риск по развитию дефицита магния. По результатам исследования уровня магния в сыворотке крови все пациенты были разделены на 2 группы: 1-ю группу составили 58 больных (42,6%) с уровнем магния сыворотки крови менее 0,8 ммоль/л, что характерно для умеренного дефицита магния; 2-ю группу составили 78 больных (57,4%) с уровнем магния сыворотки крови более 0,8 ммоль/л, что соответствует отсутствию дефицита магния.
Таблица 1. Показатели уровня магния у работников локомотивных бригад больных АГ
Примечание: АГ – артериальная гипертония; n – абсолютное число пациентов. Достоверность различий показателей у 1-й и 2-й групп * - р<0,05, *** - р<0,001; достоверность различий у здоровых и больных ### - р<0,001
Как видно из табл. 1, отмечались статистически значимые различия по уровню магния в сыворотке крови у 1-й и контрольной групп, а у 2-й и контрольной групп таких различий не наблюдалось. Также, из таблицы видно, что в 1-й и 2-й группах результаты теста для предварительной диагностики дефицита магния были характерны для «группы риска по дефициту магния», но в 1-й группе этот результат был достоверно выше, чем во 2-й, что указывает уже на наличие клинических проявлений дефицита магния. Нужно отметить, что данные результаты в 1-й и 2-й группах, достоверно отличались от контрольной группы, результаты которой соответствовали ответу «нет дефицита магния».
При сборе анамнеза установлено, что все пациенты имели посменный график работы, включая ночные смены, а также, у многих пациентов выявлены вредные привычки, курение и эпизодически чрезмерное употребление алкоголя (табл. 2). В 1-й группе курение и эпизодически чрезмерное употребление алкоголя встречалось на 10,6% и 23% чаще соответственно, чем во 2-й группе. При этом стаж курения и индекс курильщика в 1-й группе достоверно превышали такие показатели во второй группе (р<0,001 и р<0,002 соответственно), что свидетельствует о влиянии длительности курения и количества выкуриваемых сигарет на развитие и степень выраженности дефицита магния в организме.
Таблица 2. Анализ наличия вредных привычек среди работников локомотивных бригад больных АГ
Примечание: n – абсолютное число пациентов; ИК – индекс курильщика; ^ - 1-2 раза в неделю; достоверность различий показателей у 1-й и 2-й групп * - р<0,005, ** - p<0,002; *** - р<0,001
Всем больным был проведен тест-опрос по шкале HADS, результаты которого представлены в табл. 3. В 1-й и 2-й группах тревога и депрессия достоверно чаще встречались и были более выражены в отличие от контрольной группы (p<0,05). Также, было обнаружено, что тревога и депрессия различной степени выраженности достоверно чаще встречалась в 1-й группе в сравнении со 2-й и контрольной группами (p<0,005 и p<0,001 соответственно). Полученные результаты доказывают, что профессия машиниста и помощника машиниста является высокострессовой [14], а стресс является одним из факторов развития дефицита магния в организме за счет усиленного его выведения с мочой под влиянием катехоламинов [8]. Кроме того, особенности условий труда работников локомотивных бригад приводят к изменению психоэмоционального состояния, что является причиной таких социальных и медицинских проблем как алкоголизм и курение, являющихся факторами риска развития дефицита магния, и изменяют рацион питания, режим сна и бодрствования, что приводит к патологическому изменению жизненно важных функций, изменению биохимических процессов организма, снижению уровня магния в организме, который признан основополагающей константой, контролирующей здоровье человека [9,12].
Таким образом, хронический стресс, стресс-индуцированные состояния и дефицит магния являются взаимосвязанным процессом и оказывают влияние на развитие АГ. Дефицит магния, снижая резистентность организма к стрессу, влияет на развитие стресс-индуцированных состояний, а они в свою очередь, способствуют развитию дефицита магния и АГ.
Таблица 3. Результаты тест-опроса HADS у работников локомотивных бригад, больных АГ
Примечание: n – абсолютное число пациентов; HADS (Haspital Anxiety and Depression Scale) – госпитальная шкала тревоги и депрессии для выявления и оценки тяжести тревоги и депрессии; достоверность различий показателей у 1-й и 2-й групп: * - p<0,05, ** - p <0,005; достоверность различий показателей у здоровых и больных: # - p<0,05, ## - p<0,005; ### - р<0,001
При исследовании уровня повышения АД по результатам суточного мониторирования АД выявлено, что у РЛБ больных АГ с дефицитом магния достоверно чаще (р<0,001) встречалась 3-я степень повышения АД в сравнении с группой без дефицита магния (табл. 4).
Таблица 4. Уровень повышения АД у работников локомотивных бригад, больных АГ
Примечание: достоверность различий показателей между группами: *-р<0,05, **-p <0,001
Анализируя средние значения САД и ДАД в течение суток, достоверных различий в группах не наблюдалось. Однако, наблюдались различия по максимальным цифрам САД и ДАД в дневные и ночные часы: в 1-й группе максимальные цифры САД и ДАД в течение суток были выше в среднем на 6,4 мм.рт.ст. по сравнению со 2-й группой (табл. 5). Таким образом, данные результаты подтверждают литературные данные по поводу влияния дефицита магния на повышение АД, в данном случае уровень магния сыворотки крови отрицательно коррелирует с максимальными цифрами САД и ДАД в течение суток (r=-0,605 и r=-0,434 соответственно), то есть чем ниже содержание магния в сыворотке крови, тем выше уровень САД и ДАД (рис. 1).
Сравнивая 1-ю и 2-ю группы, были выявлены статистически значимые различия по нагрузке давлением. Так, индекс времени САД (ИВ САД) днем и ночью и ИВ ДАД ночью достоверно были выше в 1-й группе в сравнении со 2-й (р<0,001), в меньшей степени, но также достоверные различия наблюдались между ИВ ДАД днем в 1-й и 2-й группе (р<0,05) (табл. 6). Нужно отметить, что и в 1-й и во 2-й группах в ночные часы ИВ ДАД превышал ИВ САД, что говорит о неблагоприятном сердечно-сосудистом статусе у РЛБ вследствие работы в ночные смены и влияния хронического стресса в рабочее время. Учитывая, что в 1-й группе такие показатели были более высокие, это говорит о более стойкой АГ у пациентов с дефицитом магния, более высоком риске сердечно-сосудистых осложнений. Таким образом, дефицит магния влияет не только на степень повышения АД, но и на длительность и кратность эпизодов его повышения.
Таблица 5. Средние и максимальные значения АД у работников локомотивных бригад больных АГ
Примечание: n – абсолютное число пациентов; достоверность различий показателей у 1-й и 2-й групп ** - p <0,01; достоверность различий у здоровых и больных # - р<0,05; ## - p <0,01; ### - р < 0,001
Таблица 6. Индекс времени по данным СМАД у работников локомотивных бригад, больных АГ
Примечание: ИВ САД – индекс времени систолического АД; ИВ ДАД – индекс времени диастолического АД; n – абсолютное число пациентов; достоверность различий показателей у 1-й и 2-й групп * - р<0,05, *** - р<0,001; достоверность различий у здоровых и больных ### - р<0,001
Исследуя степень снижения АД во время ночного сна по СИ, было выявлено, что в 1-й группе наиболее часто встречается отсутствие адекватного ночного снижения САД и ДАД, при этом в 1-й группе недостаточное снижение ДАД встречалось чаще чем недостаточное снижение САД, что может говорить о большем влиянии дефицита магния на суточную кривую ДАД. Кроме того, в 1-й группе достоверно чаще встречалось стойкое повышение САД в ночные часы и не встречалось избыточное снижение АД, в отличие от 2-й группы (табл. 7). Ранее в проводимых исследованиях у людей с высокострессовой работой в ночное время, в том числе и у железнодорожников, было доказано достоверно более частое недостаточное ночное снижение АД [3,16]. В настоящем исследовании также показано, что наблюдается недостаточное снижение АД и в 1-й и во 2-й группах, но в 1-й группе, в связи с наличием дефицита магния данные изменения встречаются чаще, что также осложняет течение АГ у данной категории железнодорожников.
Рис. 1. Зависимость max САД и max ДАД от уровня сывороточного магния
Таблица 7. Распределение типов суточного ритма АД среди работников локомотивных бригад, больных АГ
Примечание: n – абсолютное число пациентов; достоверность различий показателей у 1-й и 2-й групп * - р<0,05, ** - p <0,01, *** - р < 0,001
Выводы
1. У значительной части работников локомотивных бригад больных АГ наблюдается клинически значимый дефицит магния.
2. Уровень АД у работников локомотивных бригад больных АГ имеет прямую корреляционную зависимость с уровнем дефицита магния.
3. У работников локомотивных бригад с АГ и дефицитом магния достоверно чаще встречается недостаточное ночное снижение АД и устойчивое повышение АД в ночные часы в сравнении с больными АГ без дефицита магния.