Особенности течения вибрационной болезни в зависимости от климато-географической зоны у рабочих Кабардино-Балкарской Республики

Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.Е. Евдокимова

Введение. Вибрационная болезнь (ВБ) представляет собой сложный синдром, поражающий сосудистую, нервную и скелетно-мышечную системы верхних конечностей, типичным проявлением которого является вторичная болезнь Рейно, нарушения чувствительности и тонкой моторики [1-3]. Заболевание характеризуется значительной распространенностью среди рабочих, подвергающихся воздействию вибрации на производстве, и, несмотря на постоянное совершенствование применяемых инструментов с учетом вибрационной нагрузки и эргономики, а также разработку мер по охране труда на производстве и учете вибрационного воздействия, заболеваемость сохраняется на высоком уровне [4, 5]. Показатель заболеваемости варьирует в зависимости от климатической зоны, достигая практически 100% в регионах с холодным климатом [6,7].

Кабардино-Балкарская Республика - часть России, одна из особенностей которой проявляется в неоднородности территорий по климато-географическим показателям. Высокая влажность воздуха, гелиомагнитные возмущения и другие факторы требуют от человека высокого физиологического напряжения.

Цель исследования: оценить значимость и влияние области проживания (низменная, низкогорная, среднегорная, высокогорная зоны) на состояние здоровья рабочих в этих регионах.

Материалы и методы. Обследовано 198 больных в возрасте от 36 до 65 лет, проходивших обследование и находившихся под динамическим наблюдением в ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" Министерства Здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики: проходчики – 46 (23,3%), бурильщики – 38 (19,2%), крепильщики – 32 (16,2%), трактористы – 42 (21,1%) и крановщики – 40 (20,2%). Среди обследуемых больных было 183 (92,4%) мужчин и 15 (7,6%) женщин.

Всем пациентам было проведено стандартное клинико-неврологическое обследование, включающее в себя сбор жалоб, анамнеза, неврологический осмотр, а также проведение дополнительных методов исследования, таких как холодовая проба и реовазография.

В исследование не включались лица с врожденными и приобретенными эндокринологическими заболеваниями, с нарушением развития костно-суставного аппарата, с травматическими повреждениями и их последствиями, а также с воспалительными заболеваниями костно-суставной системы.

Результаты исследования. В низменной зоне проживало и работало 60 (30,3% рабочих), в низкогорной зоне – 49 (24,7%), в среднегорной – 41 (20,7%) и в высокогорной – 48 (24,3%).

В табл. 1 представлены основные жалобы больных ВБ. Болевой синдром беспокоил 56 (91,8%) больных, проживающих в низменной зоне, 44 (89,8%) - в низкогорной зоне, 39 (95,1%) и 43 (91,5%) - в средне- и высокогорной зонах соответственно.

У больных ВБ, проживающих и работающих в низменной зоне, самая частая локализация болей была в лучезапястных (62,3%) и межфаланговых и пястно-фаланговых (57,4%) суставах; реже всего беспокоила боль в мышцах предплечий (4,9%). В низкогорной зоне болевой синдром чаще всего наблюдался в плечевых (71,4%) и межфаланговых и пястно-фаланговых (63,3%) суставах; боль в мышцах предплечий также встречалась реже всего (8,2%).

У пациентов ВБ, проживающих в среднегорной зоне чаще всего болевой синдром наблюдался в лучезапястных (73,2%) и межфаланговых и пястно-фаланговых (73,2%) суставах, тогда как в кистях рук – реже всего (22,0%). В высокогорной зоне преобладал болевой синдром в локтевых (87,2%) и плечевых (83,0%) суставах, тогда как в кистях выявлялся лишь в 23,4% случаев. Необходимо отметить, что болевой синдром в локтевых суставах и мышцах предплечья статистически значимо чаще наблюдался у пациентов в высокогорной зоне, по сравнению с низменной и низкогорной (р<0,05); в плечевых суставах статистически значимо реже болевой синдром наблюдался в низменной зоне (р<0,05). Боль в шейном отделе позвоночника отмечена у 139 (70,2%) больных ВБ, а в поясничном – у 14 (7,1%), однако нами не было выявлено статистически значимых различий в зависимости от климато-географической зоны.

В низменной и низкогорной зонах характер болей был периодическим (в 60,7% и 61,4% случаев соответственно) с усилением ночью (в 46,4% и 52,3% случаев соответственно). В среднегорной и высокогорной климато-географической зонах боль носила постоянный характер (в 64,1% и 79,1% случаев соответственно), также усиливаясь в ночное время (в 53,8% и 65,1% случаев соответственно). Онемение кистей было отмечено у 158 (79,8%) больных ВБ, статистически значимых различий по климато-географическим зонам не выявлено. Парестезии кистей были характерны для 88 (44,4%) больных, при этом в высокогорной зоне они наблюдались статистически значимо чаще по сравнению с низменной (р<0,05). Болезненные стягивания отмечены у 96 (48,5%), слабость кистей – у 127 (64,1%) с одинаковой частотой во всех зонах.

Помимо типичных для классической картины ВБ жалоб, отражающих наличие периферических вегетативно-сосудистых нарушений в области верхних конечностей, пациентов также беспокоили головные боли, головокружения, нарушение сна, т.е. симптомы, характерные для психовегетативного синдрома. Так, головные боли были отмечены у 64 (32,3%) пациентов, нарушение сна - у 132 (66,7%) больных, преимущественно связанного с усилением болей в конечностях и чувством онемения (54,0%). Ухудшение слуха диагностировано у 118 (59,6%) больных ВБ, при этот в низменной зоне статистически значимо реже, чем в средне- и высокогорной (р<0,05).

Таблица 1. Жалобы больных вибрационной болезнью в зависимости от климатической зоны

Таблица 1. Жалобы больных вибрационной болезнью в зависимости от климатической зоны

Таким образом, особенностью ВБ для низменной зоны является преобладание болевого синдрома в лучезапястных суставах с периодическим характером болей, усиливающимся в ночное время; для низкогорной зоны характерно наличие болевого синдрома в плечевых суставах с периодическим характером болей, усиливающимся в ночное время; для среднегорной зоны типичным является наличие болевого синдрома в лучезапястных и межфаланговых и пястно-фаланговых суставах с постоянным характером, усиливающиеся ночью, а также ухудшение слуха; Для высокогорной зоны характерно преобладание болей в крупных (локтевых и плечевых) суставах, носящих постоянный характер, усиливающиеся в ночное время, а также нарушение слуха.

Цианоз кистей встречался у 155 (78,3%) больных ВБ и гипергидроз – у 150 (75,7%). Статистически значимых различий по климатогеографическим зонам выявлено не было.

Симптом Паля был положительным у 78 (39,4%) больных ВБ, из них у больных ВБ 1 степени – у 12 (22,2%), 2 степени – у 31 (41,3%) и 3 степени – у 35 (50,7%). Симптом белого пятна был положителен у 104 (52,5%) больных, из них у 17 (31,5%), 39 (52,0%) и 48 (69,6%) у больных ВБ 1,2 и 3 степени тяжести соответственно.

При оценке данных вазо-вегетативных рефлексов в зависимости от климатогеографической зоны нами были получены следующие результаты. У пациентов в низменной зоне данные симптомы встречались с одинаковой частотой и статистически значимо реже, чем в среднегорной и высокогорной зонах (р<0,05). Симптомы Паля и белого пятна в низкогорной зоне встречались статистически значимо реже, чем в высокогорной зоне (р<0,05).

Таким образом, данные вегетативно-сосудистых рефлексов у больных ВБ свидетельствуют о наличии вегетативной дисфункции различного характера, больше выраженной у пациентов из средне- и высокогорных районов. Данные свидетельствуют о значительной заинтересованности вегетативной нервной системы, указывающей на изменение функционального состояния и общей возбудимости высших вегетативных центров, регулирующих деятельность сердечно-сосудистой системы.

На рис. 1 представлены результаты холодовой пробы у больных ВБ. Слабоположительная холодовая проба статистически значимо чаще встречалась в низменной зоне по сравнению со средне- и высокогорной зонах и в низкогорной, по сравнению с высокогорной (р<0,05). Положительная проба во всех климатогеографических зонах встречалась практически с одинаковой частотой. Резко положительная проба статистически значимо чаще встречалась в средне- и высокогорной зонах по сравнению с низменной и низкогорной (р<0,05). Отрицательная холодовая проба статистически значимо чаще регистрировалась у пациентов с ВБ, проживающих в низменной и низкогорной зонах, по сравнению со средне- и высокогорной зонах.

Рис. 1. Данные холодовой пробы в зависимости от климатической зоны

Рис. 1. Данные холодовой пробы в зависимости от климатической зоны

Данные различия показателей холодовой пробы в различных климатогеографических зонах можно объяснить более суровым климатом в средне- и высокогорных районах (более низкая температура и большие ее перепады). Таким образом, нарушения периферического кровообращения зависят не только от стадии заболевания, но и от климатической зоны, в которой проживает и работает рабочий.

При проведении реовазографии у больных в высокогорье отмечается статистически значимое уменьшение пульсового кровенаполнения дистальных отделов верхних конечностей вследствие повышения тонуса артериол, ухудшения эластико-тонических свойств средних и мелких артерий, а также затруднении венозного оттока. Возможно, что спазм артериол является проявлением синдрома денервационной гиперчувствительности ангиорецепторов, возникающем при длительном воздействии вибрации на фоне низкого содержания кислорода в атмосферном воздухе.

Таким образом, течение ВБ имеет определенные особенности в зависимости от климатогеографической зоны, что необходимо учитывать при проведении диагностических и лечебных мероприятий.

Выводы. У больных ВБ выявлены различия в течение заболевания в зависимости от климато-географической зоны. Характер жалоб, объективная симптоматика, нарушение периферического кровообращения прогрессируют пропорционально увеличению высоты над уровнем моря.

Список использованных источников:

1. Кирьяков В.А., Сухова А.В., Сааркоппель Л.М. Костно-суставные изменения при воздействии локальной вибрации// Медицина труда и промышленная экология. - 2011. - N8. - С.36-43.

2. Косарев В.В., Бабанов С.А. Вибрационная болезнь// Справочник поликлинического врача. - 2008. - N11. - С.16-22.

3. Harada N. Effect of hand-arm vibration on health, and prevention// Jpn J Hyg. – 2005. - №60. – Р.156–160.

4. Бабанов С.А., Воробьева Е.В. Особенности диагностики и течения вибрационной болезни в условиях современного производства// Трудный пациент. 2010. - №5. – С. 28 – 30.

5. Воробьева Е.В., Бабанов С.А. Особенности неврологических проявлений при вибрационной болезни от действия локальной и общей вибрации// Новые медицинские технологии. - 2010. - №7. – С.43-49.

6. Heaver C, Goonetilleke KS, Ferguson H et al. Hand-arm vibration syndrome: a common occupational hazard in industrialized countries// J Hand Surg Eur Vol. 2011. - №36(5). Р.354-363.

7. Su TA, Hoe VC, Masilamani R et al. Hand-arm vibration syndrome among a group of construction workers in Malaysia// Occup Environ Med. – 2011. - №68(1). – Р.58-63.