Введение. По данным Международного общества по удержанию мочи, гиперактивный мочевой пузырь (ГАМП) наблюдают примерно у 100 млн. человек в мире [2,3,5]. В России гиперактивным мочевым пузырем страдает 16-19% женщин, при этом основную часть составляют пациентки с идиопатической формой [7]. На современном этапе развития урологии проблема поиска эффективных методов лечения и профилактики гиперактивного мочевого пузыря является актуальной, идет постоянный поиск альтернативных видов лечения и комплексного подхода в реабилитации данной категории больных. Одним из возможных вариантов комплексного патогенетического лечения является использование бальнеолечения, пелоидотерапии и метода глубокой осцилляции с приемом М-холинолитиков. Неоспоримым и доказанным является положительное влияние на симптомы нижних мочевых путей санаторно-курортного лечения в сочетании с физиотерапевтическим воздействием [1,6].
Метод глубокой осцилляции является новым перспективным видом терапии, который основывается на эффектах электростатического поля. В отличие от других видов физиотерапии, данный метод с глубоко проникающими вибрациями воздействует на все тканевые компоненты (кожу, соединительную ткань, подкожно-жировую клетчатку, мышцы, кровеносные и лимфатические сосуды) и стимулирует транспорт интерстициальной жидкости и ее компонентов (протеинов, продуктов клеточного обмена, нейротрансмиттеров и пр.), что приводит к уменьшению клинических симптомов у больных с гиперактивным мочевым пузырем [4].
Цель исследования. Разработать патогенетически обоснованные методики курортного лечения женщин с гиперактивным мочевым пузырем.
Материалы и методы. Под наблюдением находились 90 женщин с идиопатическим гиперактивным мочевым пузырем. На этапе отбора для исследования мы исключили из дальнейшего анализа больных с инфекционно-воспалительными заболеваниями мочевых и половых органов.
Всем находящимся под наблюдением больным выполняли урофлоуметрию с определением максимальной объемной скорости мочеиспускания (Qmax), объема выделенной мочи (Vcomp) и продолжительности акта мочеиспускания (TQ). Для получения более достоверных данных это исследование проводили обязательно в условиях функционального наполнения мочевого пузыря (150-250 мл), при возникновении позыва к мочеиспусканию. Для создания психологического комфорта пациентка оставалась одна на всем протяжении исследования. При возникновении позыва она мочилась в воронку урофлоуметра. Запись производилась автоматически.
Ультразвуковое исследование выполняли всем больным, так как симптомы гиперактивного мочевого пузыря могут являться следствием ряда урологических заболеваний. Определяли состояние верхних (почки, мочеточники) и нижних (мочевой пузырь) мочевых путей.
При сборе анамнеза обращали внимание на длительность заболевания к моменту обследования и возраст пациентки при появлении первых симптомов ГАМП. Всех пациенток опрашивали относительно ранее проведенного лечения по поводу ГАМП, его длительности, сроков окончания и эффективности. Особое внимание было уделено сбору семейного анамнеза: выявляли наличие симптомов ГАМП и других нарушений со стороны нижних мочевых путей у родителей, детей и других родственников больных, а также наличие энуреза в детстве и возраст его прекращения у самих пациенток и их родственников. Важное значение придавали оценке сопутствующей патологии, предшествующих хирургических вмешательств и сопутствующей терапии для выявления критериев исключения из данного исследования. У женщин оценивали акушерско-гинекологический анамнез: количество беременностей и родов, давность последних родов, менопаузальный статус, наличие заболеваний женских половых органов.
Для объективной оценки выраженности симптомов ГАМП пациенток просили заполнять дневники мочеиспусканий в течение 3-х суток, в которых они фиксировали время всех мочеиспусканий, императивных позывов, эпизодов ургентного недержания мочи за этот период и подсчитывали количество выделенной мочи в сутки. Пациенты начинали заполнять дневник мочеиспускания с момента утреннего подъема, продолжали в течение дня и ночи и завершали ко времени утреннего подъема следующего дня. Все больные были подробно инструктированы относительно правильного заполнения дневников, в эти дни им было рекомендовано не менять обычный распорядок дня и питьевой режим.
Изучена эффективность 3-х лечебных комплексов. Больные 1-й группы (30 чел.) получали углекислые минеральные ванны температурой 36-37°С, продолжительностью 10-15 минут, на курс 8 процедур и грязевые аппликации на трусиковую зону температурой 38-40°С, продолжительностью 15 минут, на курс 8 процедур. Больные 2-й группы (30 чел.) получали бальнеопелоидотерапию по вышеописанной методике и М-холиноблокатор «Спазмекс» по 15 мг 1 раз в день перед сном в течение всего курса лечения. Больные 3-й группы (30 чел.) получали бальнеопелоидо- и медикаментозную терапию по вышеописанной методике и физиотерапевтическое воздействие методом глубокой осцилляции от аппарата «Хивамат-200» на проекцию мочевого пузыря с автоматическим переключением частот от 160 до 15 Гц, продолжительность 15 минут, на курс 10 процедур. Общим для всех комплексов был лечебный режим, рациональное питание и внутренний приём углекисло-гидрокарбонатно-сульфатной натриево-кальциевой воды малой минерализации (3,6-3,7 г/л) из расчета 3-5 мл на килограмм массы тела 3 раза в день за 40-45 минут до еды.
Статистическая обработка данных проводилась с применением программных пакетов «Statistica» 6,0 версии. Уровень значимости различий между связанными выборками при соблюдении условий нормальности распределения и равенства дисперсий определялся с помощью критерия Стьюдента. Качественные показатели анализировались по критерию углового преобразования Фишера. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимался равным 0,05.
Результаты. В урологическом отделении Железноводской клиники под наблюдением находились 90 пациенток с гиперактивным мочевым пузырем в возрасте от 30 до 55 лет (в среднем 43,4±3,2 года). Наибольшее количество женщин было в возрасте 50-55 лет - 45,6%, в возрасте 40-49 лет было 33,3%, наименьшее количество женщин было в возрасте 30-39 лет – 21,1%. Средний возраст дебюта заболевания различался в возрастных группах: у женщин 30-39 лет он составил 34,9±2,7 года, среди пациенток 40-49 лет - 42,2±3,4 года, у женщин 50-55 лет средний возраст начала заболевания составил 48,8±3,8 лет. Длительность заболевания была от 2 до 8 лет, составив в среднем 4,6±2,2 года. Таким образом, пик заболеваемости ГАМП у женщин совпал с периодом угасания менструальной функции и процессами гормональной перестройки, которые и являются, по нашему мнению, одним из «пусковых факторов» развития ГАМП.
Все пациентки были проконсультированы гинекологом и собран акушерско-гинекологический анамнез. Так, в постменопаузе находились 39 пациенток (43,3%). Среди гинекологических заболеваний у 7 (7,8%) женщин выявлена миома матки размером не более 25 мм, у 5 (5,6%) женщин к моменту обследования миома матки была удалена оперативным путем, экстирпация матки по различным показаниям была выполнена 8 (8,9%) женщинам.
При опросе с целью выяснения семейного анамнеза 28 (31,1%) женщин указали на наличие у них хотя бы одного близкого родственника с наличием симптомов ГАМП.
Из 90 обследованных нами женщин ранее за медицинской помощью по поводу симптомов ГАМП обращались 75 (83,3%) человек. Всем пациенткам на начальном этапе заболевания назначали антибактериальное лечение, также часть больных получала м-холиноблокаторы, альфа-адреноблокаторы, назначалось лечение гинекологических заболеваний, 35 (38,9%) человек получали ранее санаторно-курортное лечение. Однако, по субъективному представлению пациенток лечение не оказывало должного эффекта, либо он был непродолжителен. Обращает на себя внимание тот факт, что среди пациенток, получавших ранее санаторно-курортное лечение, более половины отметили значительное временное улучшение.
До начала лечения самыми частыми жалобами женщин было учащение мочеиспускания, императивные позывы и ургентное недержание мочи в дневное и ночное время. После проведенного бальнеолечения эпизоды учащенного мочеиспускания в дневное время сократились у 20% больных, в группе с дополнительным приемом препарата «Спазмекс» - у 40%, в третьем лечебном комплексе с дополнительным назначением глубокой осцилляции проекции мочевого пузыря – у 66,7% женщин (р<0,05). Учащенное мочеиспускание в ночное время перестало беспокоить 17,8%, 46,4% (p<0,05) и 62,1% (р<0,05) пациенток соответственно. Императивные позывы в дневное время сократились у 19,2% пациенток 1-й группы, 33,3% (р<0,05) – 2-й и у 55,5% женщин 3-й (р<0,05) группы. В ночное время количество императивных позывов сократилось у 31,3%, 47,1% (р<0,05) и 66,7% (р<0,05) больных соответственно. Число эпизодов ургентного недержания мочи в дневное время сократилось у 20%, 50% (р<0,05) и 71,4% (р<0,05) женщин соответственно. Ургентное недержание мочи в ночное время перестало беспокоить 16,7%, 50% и 66,7% пациенток соответственно (табл. 1).
Таблица 1. Динамика клинической симптоматики у женщин с гиперактивным мочевым пузырем под влиянием лечебных комплексов
Примечание: здесь и далее в числителе показатели до лечения, в знаменателе – после лечения, *р<0,05.
Выраженность симптомов ГАМП до и после лечения оценивали по данным, полученным из дневников мочеиспускания пациенток, которые представлены в табл. 2.
Таблица 2. Динамика клинической симптоматики у женщин с гиперактивным мочевым пузырем под влиянием различных лечебных комплексов по данным дневников мочеиспускания
Как следует из представленных в табл. 2 данных, количество мочеиспусканий за сутки сократилось у пациенток 1-й группы в 1,1 раза или на 7%, у пациенток 2-й группы в 1,2 раза или на 18% и у пациенток 3-й группы – в 1,3 раза или на 25% (р<0,05), частота ночных мочеиспусканий достоверно снизилась в 1,2, 1,7 и 2,1 раза или на 14%, 41% и 52% соответственно, количество императивных позывов за сутки – в 1,1 раза или на 12% в 1-й группе, в 1,4 раза или на 29% (р<0,05) во 2-й и в 1,7 раза или на 42,7% в 3-й (р<0,05), количество ночных императивных позывов сократилось соответственно в 1,2 раза или на 14%, в 1,4 раза или на 28,5% и в 3,4 раза или на 71% (р<0,05), пациентки отметили сокращение в 1,3 раза или на 25%, в 4 раза или на 75% (р<0.05) и в 12 раза или на 92% (р<0,05) количества эпизодов ургентного недержания мочи за сутки, количество эпизодов ургентного недержания в ночное время у пациенток 1-й группы не претерпело изменений, во 2-й группе сократилось в 1,1 раз или на 10%, в 3-й – в 2,2 раза или на 54,5% (р<0,05).
Всем пациенткам до начала и после комплексного курортного лечения проводили урофлоуметрию. При визуальной оценке урофлоуграмм до лечения у всех пациенток наблюдались зигзагообразные кривые, свидетельствующие о наличии признаков гиперактивности. Количественные показатели урофлоуметрии у пациенток до и после лечения представлены в табл. 3.
Таблица 3. Динамика показателей урофлоуметрии у женщин с гиперактивным мочевым пузырем под влиянием различных лечебных комплексов
После проведенного лечения отмечена тенденция к сокращению времени мочеиспускания в 1,1 раза в 1-й группе (с 19,66±0,30 с до 17,21±0,22), в 1,7 раза во 2-й (с 19,68±0,29 до 11,39±0,25, р<0,05) и в 1,9 раза в 3-й (с 19,66±0,25 и 9,89±0,23, р<0,05), увеличению скорости потока мочи в 2,2 раза в 1-й группе (с 7,83±0,65 мл/с до 17,12±0,54 мл/с, р<0,05), в 2,7 раза во 2-й (с 7,85±0,64 до 21,34±0,52, р<0,05) и в 3,4 раза в 3-й (с 7,83±0,61 до 26,48±0,51, р<0,05) и восстановлению накопительной способности мочевого пузыря, о чем свидетельствовало повышение выделенного объема мочи в 1,5 раза в 1-й группе (с 67,24±3,2 мл до 101,34±9,5 мл, р<0,05), в 1,7 раза во 2-й (с 67,27±3,18 до 111,35±9,4, р<0,05) и в 1,8 раза в 3-й (с 67,29±3,19 до 121,78±9,34, р<0,05). К нормативным параметрам приблизились данные только пациенток 3-й группы, что свидетельствует о патогенетической целесообразности включения в комплекс бальнеопелоидо – и медикаментозной терапии метода глубокой осцилляции на проекцию мочевого пузыря.
Всем пациенткам до начала и после окончания курортного лечения проведена уретроцистоскопия. Изучалась характеристика и локализация морфологических изменений стенки мочевого пузыря и уретры относительно устьев мочеточников, мочепузырного треугольника и шейки мочевого пузыря. В результате лечения гиперемия мочевого пузыря исчезла у 16,7% пациенток 1-й группы, 50% женщин 2-й и у 66,7% больных 3-й группы. Усиление сосудистого рисунка уменьшилось у 20%, 50% (р<0,05) и 60% (p<0,05) женщин соответственно. Отек шейки в области треугольника Льето уменьшился у 23,1% пациенток 1-й группы, 53,8% (р<0,05) 2-й и у 64,3% (р<0,05) 3-й (табл. 4).
Таблица 4. Структурные изменения мочевого пузыря, выявленные при уретроцистоскопии у женщин с гиперактивным мочевым пузырем (n=90)
Таким образом, для получения более выраженной положительной динамики результатов уретроцистоскопии необходимо включение в комплекс бальнеопелоидотерапии специфических патогенетически обоснованных методов лечения.
Полученные результаты наблюдения за больными с ГАМП позволили оценить состояние пациенток после лечения как значительное улучшение – у 10% женщин 1-й группы, 20% - 2-й и 30% - 3-й группы, улучшение – у 50%, 56,7% и 60% пациенток, незначительное улучшение – у 40%, 23,3% и 10% пациенток соответственно.
Вывод. Результаты проведенной работы позволили сделать вывод о том, что разработанные методы являются патогенетически обоснованными, а включение в санаторно-курортный комплекс метода глубокой осцилляции на проекцию мочевого пузыря позволяет получить более высокие результаты в сравнении с традиционными методами.