Актуальность проблемы. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, потребовали пересмотра основ организации системы образования населения [1]. По решению Президента Российской Федерации, реформа образования, в том числе и реформа высшей школы, была включена в перечень приоритетных направлений развития страны. В настоящее время отечественные психологи достаточно много уделяют внимания вопросам подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Причем в большей степени ими изучается проблема профессиональной адаптации студентов [3-5]. К сожалению, мало изучена адаптация студентов в начале обучения в высшем учебном заведении и на последнем курсе, когда встает вопрос о последующем трудоустройстве. Научная и практическая актуальность проблемы адаптации заключается в том, что современное образование заинтересовано сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. В России в течение двух последних десятилетий отмечается усиление интенсивности стресса на массовом популяционном уровне – неизбежного спутника происходящих в стране преобразований социально-экономического и общественно-политического характера. Именно два последних десятилетия стали временем неуклонного поступательного нарастания заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения. Поэтому изучение уровней стресса, тревоги и депрессии у студентов 1-го и 6-го курсов медицинского университета представляется весьма актуальным.
Цель исследования. Оценить психическое состояние студентов 1-го и 6-го курсов медицинского университета.
Задачи исследования. Изучить уровни стресса, тревоги и депрессии у студентов 1-го и 6-го курсов Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. Сопоставить полученные результаты.
Материалы и методы. В ноябре 2011 г. взято на учет 284 студента 1-го курса лечебного факультета (Ме возраста = 18,0 (17,0-18,0) лет) и 160 человек 6-го курса лечебного факультета (Ме возраста = 22,0 (22,0-23,0) года) Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. Среди студентов 1-го курса женщин было 191 (67,3%) и мужчин – 93 (32,7%), среди студентов 6-го курса – 122 (76,2%) женщины и 38 (23,8%) мужчин. При постановке на учет студенты заполняли опросник на определение уровня стресса (Reeder L.G., 1969), содержащего 7 вопросов и балльную оценку, и для диагностики уровней тревоги и депрессии - Госпитальную шкалу тревоги (HADSa) и депрессии (HADSd) (Hospital Anxiety and Depression Scale – HADS). Надежность, высокая чувствительность и специфичность теста HADS в России были установлены в ходе исследования, проведенного на этапе подготовки к выполнению программы КОМПАС [2]. Результаты данного исследования показали, что при использовании данных тестов с учетом оптимальных точек отграничения риск пропустить депрессию и тревогу невелик.
В паспортной части опросников студенты отмечали возраст, рост, массу тела, занятия спортом. На основании антропометрических данных (масса тела, рост) рассчитывался индекс массы тела (ИМТ - индекс Кетле), который оценивался согласно критериям ВОЗ (1999): дефицит массы тела - ИМТ<18,5 кг/м2, нормальная масса тела - ИМТ=18,5–24,9 кг/м2, избыточная масса тела – ИМТ=25,0–29,9 кг/м2, ожирение 1-й степени – ИМТ=30,0–34,9 кг/м2, ожирение 2-й степени – ИМТ=35,0–39,9 кг/м2, ожирение 3-й степени – ИМТ³40 кг/м2.
Расшифровка опросника на определение уровня стресса проводилась по шкале уровня психологического стресса, по которой с учетом гендерных различий выделяют три уровня стресса: высокий, средний и низкий. При интерпретации HADS учитывался суммарный показатель по каждой подшкале (подшкала тревоги (HADSa) и подшкала депрессии (HADSd)), при этом выделяли: «норма» (т.е. отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии) – 0–7 баллов и тревога/депрессия (ТР) - ≥8 баллов, которые разделяли на стадии: «субклинически выраженная тревога/депрессия» - 8–10 баллов и «клинически выраженная тревога/депрессия» - ≥11 баллов.
Статистическая обработка полученных данных проводилась на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ SPSS V20. При анализе количественных показателей проводилось вычисление медианы (Me) и интерквартильного размаха (Q25–Q75). Для сравнения двух независимых выборок использовался непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Различия процентных показателей определялись с использованием критерия ХИ-квадрат (χ2). Считали, что существует значимое различие между наблюдаемой и ожидаемой частотой, если нормированный (стандартизованный) остаток больше или равен 2. Если абсолютные частоты в клетках таблицы частот были меньше 10, использовалась поправка Йетса на непрерывность. При ожидаемых значениях частот равных или меньших 5 использовался двусторонний точный критерий Фишера – F-критерий для двух независимых групп в таблице 2х2. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез о существовании различий показателей между группами р принимался равным 0,05 и менее, с учетом степеней свободы – κ.
Результаты исследования. Среди всей выборки (444 студента) отмечались очень низкие уровни стресса (Ме=1,0 (1,0-2,0) балла), тревоги (Ме=1,0 (1,0-2,0) балла) и депрессии (Ме=1,0 (1,0-1,0) балла). Распределение уровней стресса было следующим: низкий уровень регистрировался у 51,1%, средний – у 32,4% и высокий – у 16,4% студентов. Отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги выявлено у 54,1%, субклинически выраженная тревога – у 37,6% и клинически выраженная тревога – у 8,3% студентов. Отсутствие достоверно выраженных симптомов депрессии зарегистрировано у 78,6%, субклинически выраженная депрессия – у 20,1% и клинически выраженная депрессия – у 1,4% человек из общей выборки.
Данные о росте и массе тела предоставили 431 студент. Дефицит массы тела выявили у 61 (14,2%), нормальную массу тела – у 308 (71,5%), избыточную массу тела – у 45 (10,4%), ожирение 1-й степени – у 11 (2,6%), ожирение 2-й степени – у 5 (1,2%), ожирение 3-й степени – у 1 (0,2%) студента. Зачастую при стрессе человек начинает много есть (заедать стресс) и накапливать жир. Однако, мы не установили взаимосвязи ИМТ с уровнями стресса (χ2=7,443, κ=10, р=0,683), тревоги (χ2=5,218, κ=10, р=0,876) и депрессии (χ2=8,210, κ=10, р=0,608).
Занимаются спортом 151 (34,1%) студент, одинаково часто на 1-м и 6-м курсах (35,1% студентов на 1-ом курсе и 32,1% студента на 6-ом курсе, χ2=0,446, κ=1, р=0,504, F=0,532). Занимающихся спортом среди мужчин больше (55,0%), чем среди женщин (25,3%, χ2=36,080, κ=1, р=0,000, F=0,000). В настоящее время нельзя с уверенностью сказать, что физические нагрузки вызывают или обусловливают изменение настроения. Они, скорее всего, лишь связаны с положительным изменением настроения. Мы не выявили взаимосвязи между занятиями спортом с уровнями стресса (χ2=1,953, κ=2, р=0,377), тревоги (χ2=3,572, κ=2, р=0,168) и депрессии (χ2=1,842, κ=2, р=0,398). Несмотря на то, что причинно-следственную взаимосвязь не удалось выявить, регулярные физические занятия, тем не менее, связаны со снижением состояния тревоги и депрессии [6].
Сопоставление по уровню стресса студентов 1-го курса с 6-м показало, что среди студентов 1-го курса чаще встречается средний уровень стресса (стандартизованный остаток = 4,3), а среди студентов 6-го курса – низкий (стандартизованный остаток = 2,2) и высокий (стандартизованный остаток = 4,0) (табл.1).
Таблица 1. Распространенность уровней стресса среди студентов первого и шестого курсов
Уровни тревоги и депрессии среди студентов 1-го курса по сравнению со студентами 6-го курса регистрировались одинаково часто (χ2=1,514, κ=2, р=0,469 и χ2=3,783, κ=2, р=0,151, соответственно).
Аналогичные результаты были установлены при сопоставлении мужчин 1-го и 6-го курсов и женщин 1-го и 6-го курсов. Так среди мужчин 1-го курса значимо чаще регистрировался средний уровень стресса (стандартизованный остаток = 2,0), а среди мужчин 6-го курса – высокий уровень стресса (стандартизованный остаток = 4,5). Среди женщин мы также отметили, что на первом курсе чаще встречается средний уровень стресса (стандартизованный остаток = 3,7), а на шестом – высокий (стандартизованный остаток = 2,0) (табл.2). Среди мужчин 1-го курса по сравнению с 6-м курсом сопоставление распределения уровней тревоги (χ2=0,692, κ=2, р=0,707) и уровней депрессии (χ2=3,327, κ=1, р=0,608, F=0,092) не показало значимых различий. Клинически выраженная депрессия отсутствовала у мужчин как 1-го курса, так и 6-го. Мы не выявили различий и при сопоставлении распространенности уровней тревоги (χ2=3,417, κ=2, р=0,181) и депрессии (χ2=2,046, κ=2, р=0,360) среди женщин 1-го курса по сравнению с 6-м курсом.
Таблица 2. Распространенность уровней стресса среди студентов первого и шестого курсов в зависимости от пола
Анализ распространенности уровней стресса с учетом гендерных различий показал, что на 1-м курсе у мужчин чаще регистрируется средний уровень стресса (58,1%), а у женщин – низкий (49,2%, χ2=7,356, κ=2, р=0,025). При этом для мужчин более характерно отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги (63,4% у мужчин vs 49,2% у женщин), а для женщин – клинически выраженная тревога (12,0% у женщин vs 4,3% у мужчин, χ2=7,010, κ=2, р=0,030) (табл.3).
Таблица 3. Распространенность уровней тревоги среди студентов первого и шестого курсов
Сопоставление по уровню депрессии у мужчин и женщин, обучающихся на 1-м курсе, различий не выявило (χ2=1,593, κ=2, р=0,451).
Аналогичный анализ у студентов 6-го курса показал, что у мужчин значимо чаще регистрировался высокий уровень стресса (57,9%), а у женщин – низкий (73,8%, χ2=22,857, κ=2, р=0,000). Мы не установили различий по распределению уровней тревоги (табл. 3) и депрессии (χ2=2,981, κ=2, р=0,225) среди мужчин и женщин, обучающихся на 6-м курсе.
Выводы. По нашим данным нарастает уровень стресса у студентов от 1-го к 6-му курсу, как среди мужчин, так и среди женщин. Это требует психологической коррекции.
Преобладание клинически выраженной тревоги у женщин на 1-ом курсе по сравнению с мужчинами самостоятельно нивелируется в процессе учебы, т.е. исчезает боязнь неопределенных событий (напр., период экзаменов) при знакомстве с «правилами игры».
Обращает на себя внимание избыточная масса тела у 18,1% студентов 18-22 лет. Только каждый третий студент занимается спортом.
Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности способствует формированию положительной мотивации учения, профессиональной компетентности и важнейших личностных качеств: самостоятельности, познавательной и творческой активности и ответственности.