Актуальность. Проблема резистентности при лечении больных с психическими расстройствами и, в частности, с шизофренией является одной из наиболее актуальных в современной психиатрии. Это связано с тем, что до 30% пациентов, оказываются резистентными к применению стандартных антипсихотических препаратов [2]. В мировой психиатрической практике под фармакорезистентностью понимают такое состояние, когда оказались неэффективными как минимум два последовательных курса антипсихотическими препаратами разных групп в дозах не ниже среднетерапевтических длительностью не менее 8 недель [3]. Одним из наиболее эффективных психофармакологических средств, используемых при резистентной шизофрении является атипичный антипсихотический препарат клозапин, его эффективность доказана во многих рандомизированных клинических испытаниях [5, 6]. Однако, в связи со сравнительно плохой переносимостью клозапина (гиперседация, агранулоцитоз, судорожный синдром, метаболические нарушения) его использование в психиатрической практике имеет известные ограничения у большого числа пациентов [4]. Вместе с тем, при резистентной шизофрении используются также немедикаментозные способы преодоления резистентности, например электросудорожная терапия, плазмаферез, гипербарическая оксигенация, иглорефлексотерапия и другие использование которых, зачастую может быть сопряжено с организационными трудностями. Все это обуславливает необходимость разработки новых способов преодоления резистентности, которые будут демонстрировать эффективность, безопасность и доступность. В связи с этим, наше внимание привлекли методы использования низкоинтенсивного лазерного излучения (НИЛИ) и электроактивированного водного раствора (ЭАВР) католита. Учитывая возможное антиоксидантное, иммуномодулирующее и психоэнергизирующее действие НИЛИ инфракрасного диапазона в импульсном режиме с высокой мощностью импульса может быть использовано в комплексной терапии больных с фармакорезистентной шизофренией с целью преодоления резистентности. Католит ранее использовался в одном исследовании при лечении шизофрении [1], также в других работах было показано его антидепрессивное действие и способность снижать побочные действия психофармакотерапии.
Цель исследования: разработка схемы лечения фармакорезистентной шизофрении на основе использования НИЛИ и католита.
Материалы и методы. Исследование проводилось в 2005-2010 г. на базе Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера. Всего в исследование было включено 79 пациентов мужского пола, страдающих параноидной шизофренией. Средний возраст пациентов составил 32,4±5,3 года, средняя длительность заболевания 11,7±2,7 лет.
Критерии включения:
1. установленный диагноз шизофрении на протяжении не менее 1 года,
2. число обострений не менее 2,
3. наличие признаков резистентности — неуспешность как минимум двух курсов терапии антипсихотическими препаратами,
4. использование клозапина в анамнезе, не приведшего к улучшению состояния, либо интолерантность к его побочным эффектам.
Критерии исключения:
1. наличие сопутствующей наркологической патологии или обострения соматического заболевания,
2. наличие сопутствующего органического поражения ЦНС,
3. возраст младше 18 и старше 60 лет,
4. использование тиоксантенов в анамнезе.
Для оценки психопатологического состояния была использована шкала PANSS. Оценка проводилась при включении пациента в исследование, через 15 дней, через 30 дней и через 60 дней.
Пациенты были рандомизированно разделены на 4 группы, исследование проводилось открытым методом.
1 группа (n=19) – пациенты получали флупентиксол (ФЛ), в суточной дозе 30 мг (10 мг 3 раза в сутки).
2 группа (n=18) – получали 30 мг ФЛ в сутки, а также низкоинтенсивную лазерную терапию (ФЛ+ЛЗ),
3 группа (n=22) – получали 30 мг ФЛ в сутки, а также ЭАВР католит 2 раза в сутки (ФЛ+КТ),
4 группа (n=20) – группа контроля, которой была назначена стандартная психофармакотерапия (СПФТ), получаемый антипсихотический препарат был заменен на галоперидол 10-20 мг в сутки или трифлуоперазин 15-20 мг в сутки.
Католит принимался перорально дважды в день между приемами пищи по 30 мл, лазерная терапия проводилась в виде надвенного облучения красным излучением длиной волны 0,63-0,69 мкм и мощностью 1-2 мВт в течение 10-20 мин на проекцию кубитальной зоны, а затем осуществлялось контактное воздействие на биологически активные зоны - орбитальные, височные, проекции яремных сосудисто-нервных пучков.
Результаты исследования. Была проведена оценка динамики позитивной, негативной и общей симптоматики по шкале PANSS, а также по кластерам «анергия», «нарушение мышления», «параноидное поведение», «возбуждение», «депрессия». Результаты представлены в табл. 1-7.
Таблица 1. Динамика позитивной симптоматики по шкале PANSS.
Примечание: здесь и далее * – p<0,05 (при улучшении), – p<0,05 (при ухудшении).
Как видно из данных, представленных в табл. 1, при назначении стандартной терапии отмечалось ухудшение по выраженности позитивной симптоматики, выражавшееся в увеличении балла по этой субшкале, достигавшее статистической значимости к 60 дню исследования. При назначении монотерапии ФЛ достоверных изменений получено не было. При добавлении к ФЛ ЛЗ достоверный положительный эффект (снижение балла позитивной симптоматики на 19,2%) был отмечен к 30 дню лечения, к 60 дню он был выражен в ещё большей степени (снижение на 24,4% по сравнению с исходным значением). При добавлении к флупентиксолу католита достоверные изменения отмечались на 60 день лечения (снижение выраженности позитивной симптоматики на 12,6%).
Таблица 2. Динамика негативной симптоматики по шкале PANSS.
Как видно из данных, представленных в табл. 2, при назначении стандартной терапии отмечалось ухудшение, выражавшееся в увеличении балла негативной симптоматики к 60 дню лечения. При назначении флупентиксола в монотерапии статистически значимых результатов получено не было. При использовании комбинации флупентиксола и лазеротерапии отмечалось снижение выраженности негативной симптоматики к 60 дню исследования — балл по субшкале негативных расстройств снизился на 12,1%. При комбинации флупентиксола и католита достоверное снижение выраженности негативной симптоматики отмечалось также к 60 дню лечения — балл по субшкале негативных расстройств снизился на 11,0%.
Таблица 3. Динамика общей симптоматики по шкале PANSS.
Как видно из данных, представленных в табл. 3, при назначении стандартной терапии отмечалось ухудшение, выражавшееся в увеличении балла общей симптоматики уже к 15 дню исследования, данная тенденция сохранялась и к 30 и к 60 дню исследования. При назначении флупентиксола, как в монотерапии, так и в сочетании с католитом статистически значимых результатов получено не было. При использовании комбинации флупентиксола и лазеротерапии отмечалось достоверное снижение выраженности общей симптоматики к 60 дню исследования на 11,6%.
Таблица 4. Динамика кластера «анергия» шкалы PANSS.
Как видно из данных, представленных в табл. 4, при назначении стандартной терапии отмечалось ухудшение, выражавшееся в увеличении балла по кластеру «анергия» уже к 15 дню исследования, данная тенденция сохранялась и к 30 и к 60 дню исследования. При назначении флупентиксола, как в монотерапии, так и в сочетании с католитом статистически значимых результатов получено не было. При использовании комбинации флупентиксола и лазеротерапии отмечалось достоверное снижение балла по кластеру «анергия» к 30 дню исследования на 13,2% и к 60 дню - на 16,7%.
Таблица 5. Динамика кластера «нарушение мышления» шкалы PANSS.
Как видно из данных, представленных в табл. 5, при назначении стандартной терапии отмечалось ухудшение, выражавшееся в увеличении балла по кластеру «нарушение мышления» к 60 дню исследования. При назначении флупентиксола, как в монотерапии, так и в сочетании с католитом статистически значимых результатов получено не было. При использовании комбинации флупентиксола и лазеротерапии отмечалось достоверное снижение балла по кластеру «нарушение мышления» к 60 дню исследования на 16,5%.
Таблица 6. Динамика кластера «возбуждение» шкалы PANSS.
Как видно из данных, представленных в табл. 6, при назначении стандартной терапии отмечалось ухудшение, выражавшееся в увеличении балла по кластеру «возбуждение» к 30 дню исследования, данная тенденция сохранялась и к 60 дню исследования. При назначении флупентиксола, как в монотерапии, так и в сочетании с католитом и лазеротерапией статистически значимых результатов получено не было.
Таблица 7. Динамика кластера «параноидное поведение» шкалы PANSS.
Как видно из данных, представленных в табл. 7, при назначении стандартной терапии отмечалось ухудшение, выражавшееся в увеличении балла по кластеру «параноидное поведение» к 30 дню исследования, данная тенденция сохранялась и к 60 дню исследования. При назначении флупентиксола, как в монотерапии, так и в сочетании с католитом статистически значимых результатов получено не было. При использовании комбинации флупентиксола и лазеротерапии отмечалось достоверное снижение балла по кластеру «параноидное поведение» к 60 дню исследования на 10,8%.
Таблица 8. Динамика кластера «депрессия» шкалы PANSS.
Как видно из данных, представленных в табл. 8, при назначении стандартной терапии отмечалось ухудшение, выражавшееся в увеличении балла по кластеру «депрессия» уже к 15 дню исследования, данная тенденция сохранялась и к 30 и к 60 дню исследования. При назначении флупентиксола в монотерапии наблюдалось достоверное уменьшение балла по кластеру «депрессия» к 60 дню исследования на 12,2%. При использовании комбинации флупентиксола и лазеротерапии отмечалось достоверное снижение балла по кластеру «депрессия» к 60 дню исследования на 12,6%. При использовании комбинации флупентиксола и католита отмечалось достоверное снижение балла по кластеру «депрессия» к 30 дню исследования на 12,9%, и на 15,1% к 60 дню лечения. Обсуждение результатов. Как видно из динамики показателей психопатологических проявлений по шкале PANSS наилучший результат наблюдался в группе пациентов, получавших флупентиксол в комбинации с лазеротерапией, что выражалось в максимально снижении балла по большинству субшкал и кластеров PANSS. Следует отметить, что положительный эффект развивался достаточно медленно — в большинстве случаев к 60 дню. Комбинация флупентиксола и католита оказалась эффективной при воздействии на негативную и депрессивную симптоматику. Примечателен тот факт, что флупентиксол в монотерапии не оказывал значимого эффекта на симптоматику шизофрении, а при использовании стандартной терапии отмечалось ухудшение состояния пациентов, подтверждаемое увеличением баллов по шкале PANSS.
Выводы. Таким образом, при лечении фармакорезистентных пациентов с шизофренией наибольшую эффективность продемонстрировала комбинированная терапия флупентиксолом в дозе 30 мг/сут с НИЛИ, которая позволила улучшить к 60 дню большинство симптомов. Комбинация флупентиксола с католитом продемонстрировала активность при действии на негативную симптоматику и депрессию. Результаты исследования демонстрируют возможность комбинированного назначения антипсихотической терапии и НИЛИ, что в некоторых случаях позволяет преодолеть резистентность и добиться положительного результата.