Изучение размеров языка и его уздечки у детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области

Ижевская государственная медицинская академия

Проблема врожденной патологии челюстно-лицевой зоны, в частности, врожденных расщелин верхней губы, альвеолярного отростка и неба, остается достаточно актуальной в современной стоматологии. Это обусловлено высокой частотой данных пороков развития, выраженностью анатомических нарушений, неоднозначностью подходов к коррекции, сложностью лечения, постоянно возрастающими требованиями к функциональным и эстетическим результатам хирургического и ортодонтического вмешательства [2].

Расщелины верхней губы и неба в структуре врожденных патологий челюстно-лицевой области по частоте занимают второе место и относятся к наиболее тяжелым порокам развития лица и челюстей, приводящим к значительным анатомическим (косметическим) и функциональным нарушениям.

Ребенок, рожденный с этой патологией, не способен создать отрицательное внутриротовое давление, не может полноценно кормиться грудью и, следовательно, не может нормально набирать вес [8].

Возникает приспособительная реакция-перекрытие дефекта языком. Такое положение языка остается и во время глотательного акта, что мешает поступлению молока матери ребенку и приводит к гипотрофии, рахиту и анемии. Питание детей с расщелиной губы и неба или в их сочетании, как правило, нарушено. К сожалению, в некоторых родильных домах детей, родившихся с расщелиной, начинают сразу кормить через зонд, что сложно и неоправданно, т.к. длительное кормление через зонд подавляет врожденный рефлекс глотания, усугубляется имеющееся недоразвитие верхней и нижней челюсти, а также мышц мягкого неба [9]. Также нарушению процесса кормления способствуют аномалии уздечек языка. Патология уздечки языка наблюдается у 16,0 % новорожденных [7], у 50,0 % детей с аномалиями окклюзии в возрасте 5-12 лет [3].

Для нормального развития челюстей необходимо свободное носовое дыхание, сформированный рефлекс сосания и правильное положение языка в полости рта. Формированию патологического прикуса может способствовать аномалия формы или прикрепления уздечки языка [5].

На развитие и рост верхней челюсти большое влияние оказывает воздействие языка. Во время глотания, сосания, жевания язык проникает в полость носа, оказывает давление на костные фрагменты верхней челюсти, раздвигая их, особенно в задних отделах. Дети с врожденными расщелинами неба, инстинктивно приспосабливаясь к своему дефекту, вынуждены сдвигать тело языка назад, как бы закрывая расщелину корнем языка. Форма, размеры, положение и функция языка взаимосвязаны с нормальным и аномальным положением зубов, формированием зубных рядов и прикуса.

Нарушение функций языка приводит к развитию аномалий окклюзии и нарушений речи. Неправильное положение языка в сочетании с короткой уздечкой может привести к мезиальной окклюзии зубных рядов. По данным различных авторов она встречается у 1-16% населения [4]. Уже на ранних этапах формирования прикуса мезиальная окклюзия зубных рядов сопровождается морфологическими, функциональными и эстетическими нарушениями, что отрицательно влияет на физическое и психоэмоциональное сосотояние детей, подростков и взрослых.

Целью работы явилось изучение влияния размеров языка и уздечки языка у детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области на формирование вторичных деформаций зубочелюстной системы.

Материалы и методы исследования. В соответствии с целью объектом исследования явились 60 детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области, проживающие в Удмуртской Республике, которые и составили 1 и 2 группу наблюдения. Дети были разделены на группы в зависимости от проводимых профилактических мероприятий. Первую группу составили дети с различными вариантами врожденных расщелин верхней губы и неба в возрасте до 5 лет, которым проводили профилактические мероприятия, начиная с момента рождения: формирование рефлекса сосания, обучение навыкам кормления, френулопластика, массаж языка и уздечки языка. Во вторую группу вошли дети до 5 лет с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области, не получавших данный вид стоматологической помощи.

Изучение структуры рабочего времени врача-ортодонта, связанной с обследованием первичного пациента проводилось методом хронометражных наблюдений. Методика хронометражных замеров строилась с учетом приказа МЗ РФ №408 от 15.11.2001г. «Об утверждении Инструкции по расчету условных единиц трудоемкости работы врачей-стоматологов и зубных врачей». Достоинством данного метода является возможность проведения наблюдения за врачами на протяжении всего рабочего дня.

Для определения количества затрат рабочего времени было проведено наблюдение за деятельностью четырех врачей-ортодонтов в течение двух рабочих недель. Нормирование труда врачей, работающих с детьми, которые родились с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области, проводилось в соответствии с методическими рекомендациями ГУ Национального научно-исследовательского института общественного здоровья РАМН.

Измерения размеров языка проводились с помощью предложенным нами устройством для измерения размеров языка (заявка на патент №2012144188(070949)) по методу Хорошилкиной Ф.Я., Бариновой Р.В. Величину уздечек языка определяли по Золотухиной Г.А.

Результаты исследования. Большинство обследованных нами детей находились на искусственном вскармливании с момента рождения – 56,6%. Дети, пребывающие на грудном вскармливании, составили только пятую часть. Наряду с грудным вскармливанием с момента рождения были вынуждены вводить прикорм 21,7% матерей детей. Следует также отметить, что многие дети до обращения к врачу-ортодонту находились на зондовом питании.

Измерения размеров языка проводились с помощью предложенным нами устройства для измерения размеров языка, корпус которого представлен в виде изогнутой проволоки, образующий равнобедренный треугольник, боковые стороны которого скреплены друг с другом в вершине и продолжаются за вершину. При этом на основании треугольника установлена гибкая металлическая лигатура с возможностью продольного перемещения относительно данного основания, а масштабная линейка установлена между продолжениями боковых сторон треугольника. В вершинах при основании треугольника выполнены насечки.

Используемое нами устройство обладает удобной в работе конструкцией. Что позволяет проводить более точные измерения длины и ширины языка.

Как известно, длину языка измеряют от грибовидных сосочков до кончика языка при максимальном его выдвижении. В таком положении язык имеет выпуклую форму, а гибкая металлическая лигатура повторяет его контур, плотно прилегая к языку. Таким образом, измерение длины языка, производимое этим устройством, является более точным, по сравнению с известными способами и устройствами.

Для измерения ширины языка устройство накладывается на язык и с помощью лигатуры, перемещаемой по основанию, а также масштабной линейки производят замер ширины языка. При этом измерения можно проводить не только при выдвинутом положении языка, но и непосредственно в полости рта. Данным устройством упрощается процесс измерения, повышается его комфортность и скорость, а также точность измерений размеров языка. Оно не травмирует язык и слизистую полости рта, являясь тем самым абсолютно безопасным, особенно в работе с маленькими пациентами.

Результаты исследования показали, что длина и высота языка у детей в первой группе была достоверно больше, чем у детей во второй группе (р<0,05). В показателях ширины языка на уровне углов рта достоверных отличий между группами не выявлено. Ширина языка у основания его спинки во второй группе оказалась достоверно больше, чем в первой (р<0,05). Степень максимального выдвижения языка со стремлением дотянуться до нижнего контура подбородка у детей, которым проводили профилактические мероприятия также была достоверно больше, чем у детей, которым их не проводили (р<0,05) (табл. 1.).

Таблица 1. Данные по измерениям языка

Таблица 1. Данные по измерениям языка

При рассмотрении распределения среди аномалий уздечек языка в 1 и 2 группах по их видам выявлены некоторые различия. По первым трем видам достоверных различий не было. У детей, которым проводили профилактические мероприятия, начиная с момента рождения, в 35,9% случаев встречался первый и второй типы и в 28,0% – третий тип уздечек языка. У детей, не получавших профилактические мероприятия третий вид встречался в 1,9 раз чаще, чем первый (р<0,05), а четвертый тип – в 1,9 раз чаще чем третий (табл. 2).

Таблица 2. Распределение типов аномальных уздечек языка

Таблица 2. Распределение типов аномальных уздечек языка

После измерения размеров уздечки языка у детей в обоих группах выявлены следующие данные (табл. 3). Показатели длины и высоты уздечки языка в первой группе были достоверно больше, чем во второй группе (р<0.05). Ширина уздечки языка во второй группе оказалась достоверно больше, чем в первой (р<0.05).

Таблица 3. Данные по измерениям уздечки языка

Таблица 3. Данные по измерениям уздечки языка

При изучении структуры рабочего времени врача-ортодонта на основе фотохронометражных исследований выявлено, что в смену один врач-ортодонт обслуживает на приеме в среднем до 13,4 пациентов. Средние затраты времени на первичное посещение составляют 44,6 мин. При этом на измерение размеров языка и уздечки языка затрачивается 1,5 мин. Общее время, потраченное на обследование первичного пациента, с измерениями размеров языка и уздечки языка практически не увеличивается.

В табл. 4 представлена часть трудозатрат, связанных только с обследованием первичного пациента.

Таблица 4. Структура трудозатрат врача-ортодонта при первичном обследовании

Таблица 4. Структура трудозатрат врача-ортодонта при первичном обследовании

Таким образом, детям с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области необходимо проводить профилактические мероприятия, начиная с момента рождения: формирование рефлекса сосания, массаж языка и уздечки языка, обучение навыкам кормления, френулопластика и т.д., а в алгоритм первичного обследования ортодонтического пациента вводить измерения размеров языка и его уздечки.

Список использованных источников:

1. Баринова Р.В. Изучение формы, размеров, положения языка при ортогнатическом прикусе и аномальных прикусах. Характеристика симптомокомплекса индивидуальной макроглоссии: Дис. ... канд. мед. наук. - М., 2006. - 172 с.

2. Реабилитация детей с расщелинами верхней губы и неба у стоматолога, педиатра, терапевта/ Б.Н.Давыдов, О.А.Гаврилова, В.В.Максимова. – Тверь: РИОТГМА, 1999. – 112 с.

3. Золотухина Г.А. Влияние аномалий мягких тканей рта на формирование зубочелюстных аномалий и тактика лечебно-профилактических мероприятий: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1999. – 23 с.

4. Персин Л.С., Гиоева Ю.А. Мезиальная окклюзия (клиническая картина, диагностика, лечение). – М.: Медицина, 2008. – 192 с.

5. Ортодонтия (профилактика и лечение функциональных, морфологических и эстетических нарушений в зубочелюстно-лицевой области, кн. IV)/ Хорошилкина Ф.Я., Персин Л.С., Окушко-Калашникова В.П. - М., 2004. - 460 с.

6. Врожденная расщелина верхней губы и неба/ С.В. Чуйкин, Л.С. Персин, Н.А. Давлетшин. – М.: МИА. – 2008. – 363 с.

7. Curiously shaped tongue in cleft lip and palate patient/ S. Yoshimoto, M. Ichinose, A. Udagawa et al.// Plast. Reconstr. Surg. - 2002. - Vol. 109. - P.2153-2154.

8. Curiously shaped tongue in cleft lip and palate patient/ S. Yoshimoto, M. Ichinose, A. Udagawa et al.// Plast. Reconstr. Surg. - 2002. - Vol. 109. - P.2153-2154.

9. Imann M., Katz J. Macroglossia combined with lymphangioma: a case report// J. Clin. Pediatr. Dent.-2003.-Vol. 27. - P. 167-169.