Здоровые зубы являются залогом высокого качества жизни, так как снимают ограничения к такому важному фактору комфортной жизни, как питание; на общее состояние организма и пищеварительную систему. Кроме того, здоровые зубы оказывают существенное влияние на эстетику внешнего вида, психологическое состояние человека, обеспечивая полноценную речь и высокий уровень коммуникабельности в любом возрасте.
Решение проблем профилактики и лечения стоматологических заболеваний у населения регионов РФ является одной из наиболее важных государственных социальных задач. В настоящее время стоматологическая заболеваемость в нашей стране остается достаточно высокой, что диктует необходимость дальнейших исследований тенденций ее динамики и выявления факторов риска возникновения заболеваний зубов и полости рта. По данным ряда авторов, распространенность стоматологических заболеваний среди детского населения достигает 75-95%, взрослого - 100%.[8;9]. Удельный вес стоматологических заболеваний среди общей заболеваемости населения по обращаемости достигает 20-25% (третье место), обращаемость к врачу-стоматологу занимает второе место после обращаемости к участковым врачам-терапевтам, что свидетельствует о высокой потребности населения в данном виде медицинской помощи [3;5]. На фоне ухудшающегося в целом здоровья населения особую актуальность приобретает разработка научно обоснованных предложений по оптимизации специализированной стоматологической помощи, что требует их развития и укрепления в структуре медицинской службы регионов и отдельных территорий [2, 7].
Ряд исследований, проведенных в последние годы, был ориентирован преимущественно на разработку методических подходов и критериев оценки или контроля качества оказания ортопедической стоматологической помощи. Однако контроль качества является лишь одной из функций управления и его реализация должна обеспечиваться в рамках функционирования системы всеобщего управления качеством ортопедической стоматологической помощи.
На каждом этапе ортопедического лечения могут возникнуть осложнения и неблагоприятные последствия, связанные с быстрым развитием стоматологической науки и практики, внедрением новых технологий и материалов для изготовления ортопедических стоматологических конструкций.
Вместе с этим повышается требовательность к качеству ортопедического лечения, как необходимого звена в системе охраны здоровья населения, выражающегося обеспечением долговременной реабилитацией стоматологических больных [4].
В различных регионах РФ проблемные вопросы оказания ортопедической стоматологической помощи решаются всеми доступными методами. Например, в Ленинградской области 06 июля 2013 г. по инициативе комитета по здравоохранению региона состоялось заседание круглого стола на тему: «Совершенствование оказания стоматологической помощи в Ленинградской области». Было отмечено, что в настоящее время в медицинских учреждениях Ленинградской области, оказывающих первичную специализированную медицинскую помощь по профилю «Стоматология», сложилась сложная ситуация с объемами медицинской помощи. За пять месяцев 2013 г. по данным статистики медицинских учреждений, выполнено более 90% обращений от годового плана. Специалистами было предложено произвести перераспределение объемов между учреждениями Ленинградской области по условным единицам трудоемкости. Таким образом, по мнению участников обсуждения, будет предпринята попытка урегулировать сложившуюся критическую ситуацию с объемами медицинской помощи. Озвучено предложение внести в правительство области вопрос о снижении тарифа на оказание стоматологической помощи. Рассмотрена также возможность уменьшения стоимости первичного и повторного обращений с целью изыскания внутренних резервов.
Объем медицинской помощи в расчете на одного жителя Ленинградской области (в год): число амбулаторно-поликлинических посещений – 9,484, в том числе по Программе ОМС – 9,272, из них по базовой программе обязательного медицинского страхования – 8,962, сверх базовой программы обязательного медицинского страхования – 0,310
Основными потребителями ортопедических услуг стоматологических учреждений государственной и муниципальной форм собственности являются лица пенсионного возраста, а также лица с доходом выше прожиточного минимума, проживающие как в городской, так и в сельской местности. Эта группа по численности составляет примерно 75-80% от числа взрослого населения Ленинградской области. Выявлено, что в настоящее время приблизительно 40-45% населения вообще не обращается в муниципальные учреждения по различным причинам. Поэтому показатель обеспеченности населения врачами-ортопедами - 1:10000 - давно потерял свою актуальность и является завышенным. Обеспеченность врачами-ортопедами районных стоматологических учреждений составляет 0,55 ставки на 10000 населения, по городским учреждениям - 0,81 ставки, и эти показатели оказываются достаточными для оказания ортопедической помощи населению, так как вместо логичной перегрузки зачастую наблюдается невыполнение как производственного, так и финансового планов.
Сложность задач стоматологической помощи населению определяется все возрастающими уровнями заболеваемости болезнями зубочелюстной системы и потребности в стоматологическом обслуживании. Кариес зубов и болезни тканей пародонта относятся к числу наиболее широко распространенных заболеваний человека на земном шаре. Анализ клинико-статистических данных, отражающих распространенность кариеса зубов у населения, свидетельствует о массовом поражении этим заболеванием представителей всех возрастно-половых групп населения с раннего детского возраста. Значительна пораженность населения Ленинградской области болезнями тканей пародонта, результатом которых является преждевременная утрата зубов задолго до наступления старости.
В государственной и муниципальной системе здравоохранения сохраняется нерациональное распределение сил и средств стоматологической службы по уровням иерархии организации медицинской помощи (местной, районной, межрайонной (зональной), региональный), в результате чего в сельской местности стоматологическая помощь является малодоступной и несвоевременной. Углубляется разрыв в качественных показателях стоматологического здоровья населения, проживающего в крупных городах и небольших городских и сельских поселениях, в силу концентрации стоматологических учреждений и кабинетов в районных центрах Ленинградской области.
Дальнейшая эффективная работа стоматологических учреждений, оказывающих ортопедическую стоматологическую помощь населению Ленинградской области, невозможна без концептуального обоснования мероприятий, конечной целью которых является повышение качества ортопедической стоматологической помощи населению при сохранении ее доступности. Приоритетным направлением в работе стоматологической службы Ленинградской области является совершенствование системы профилактических мероприятий, в том числе, гигиенического обучения населения и привлечения его к здоровому образу жизни в соответствии с целевыми медико - социальными программами [6].
Цель исследования – определение удовлетворённости населения качеством оказанной ортопедической стоматологической помощи.
Материалы и методы. Проведено анкетирование пациентов стоматолога – ортопеда в количестве 76 человек в возрасте 37 до 55 лет, из которых 42 человека являются жителями районного центра, а 34 – из сельской местности. Подробная характеристика анкетированных приведена в табл.1.
Таблица 1. Социально – демографическая характеристика пациентов, обратившихся за оказанием ортопедической стоматологической помощи
Полученные результаты и их обсуждение. Очень важным показателем качества ортопедической стоматологической помощи 87% респондентов считают качество услуг, затем цену и далее – отсутствие очередей, удобная форма записи и близость расположения к месту работы или к месту жительства.
При этом 77% опрошенных согласны отчислять и выплачивать денежные средства на кредитование и оформление страхования медицинских услуг при оказании стоматологической помощи только детям, причем для себя желающих выплачивать кредит или оформлять страховой полис не оказалось. По нашему мнению, основанием этому служат не столько высокие ставки по кредиту и сложности в его оформлении, сколько психологическая неготовность населения к долговременному инвестированию в собственное здоровье.
При самооценке стоматологического статуса 46 опрошенных (37 женщин, 9 мужчин) оценили его как неудовлетворительный. Следует отметить, что 39 из них являлись жителями города, остальные 7 – сельской местности.
За оказанием ортопедической стоматологической помощи чаще всего (2 раза в год и чаще) обращаются женщины в возрасте 46 – 55 лет, в то время как мужчины аналогичного возраста предпочитают посещать данного врача – специалиста 1 раз в 2 года и реже.
Все опрошенные информацию о профилактике, лечению и медицинских средствах по уходу за полостью рта, получают только в клиниках и по телевидению в рекламных роликах, но при этом остаются «свободными»: каналы радио, рекламные щиты, транспортная реклама, бегущая строка, уличная реклама и др. средства информации.
Для значительного числа респондентов (43,6 %) обращение к стоматологу по сравнению с врачами других специальностей является стрессовым. Данное утверждение более справедливо для женщин (98% опрошенных), чем для мужчин.
Большинство респондентов (93%) недовольны качеством ортопедических стоматологических услуг и согласны оплачивать лечение, где было бы предложено комплексное, качественное, экономичное, удобное по времени и месту лечение. Решить проблему качественного стоматологического лечения, можно как стимулировав медицинских работников, так и доступной формой оплаты лечения (заинтересованностью населения в распределении своих денежных средств). Возможно, кредитование на лечение поможет разным социальным слоям населения сделать лечение более доступным. Также необходимы меры, способные заинтересовать работодателей в поддержании здоровья своих сотрудников и их семей.
Из полученных данных следует, что женщины значительно чаще мужчин обращаются за ортопедической стоматологической помощью, в связи с тем, что оценивают своё стоматологическое здоровье как неудовлетворительное.
Частота обращения за данным видом стоматологической помощи увеличивается пропорционально возрасту, пик которых приходится после 46 лет.
По социальному статусу: на первом месте по частоте обращений за ортопедической стоматологической помощью находятся пенсионеры, на втором – работники бюджетных учреждений, на третьем – инженерно – технические работники, на четвёртом – рабочие, на пятом – безработные, на шестом – предприниматели.
Следует отметить, что в настоящий момент обязательное медицинское страхование не включает в себя ортопедические стоматологические услуги, а это является требованием времени. Необходимо создать систему страховой стоматологической медицины, что даст возможность требовать более качественного лечения и отношения к себе и своему здоровью. В итоге, немаловажной станет пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации, страхования и кредитования.
Основными видами коррекции качества ортопедической стоматологической помощи являются просветительские, организационные и административные меры. При этом ведущим фактором перехода от оценки качества к уменьшению брака является образование и постоянное повышение профессионального уровня персонала. Наиболее эффективной мерой повышения качества ортопедической стоматологической помощи в лечебном учреждении является дифференцированный подход к оплате труда врачей стоматологов-ортопедов и зубных техников по количественным, и качественным показателям, нацеливающих персонал на достижение высокого качества конечных результатов своего труда.
Система управления качеством ортопедической стоматологической помощи должна строиться на основе внутриведомственной и вневедомственной экспертизы качества оказываемых услуг с последующей разработкой мероприятий, способствующих улучшению качества ортопедической стоматологической помощи и оценкой их эффективности.
Совершенствование ортопедической стоматологической помощи взрослому населению Ленинградской области должно базироваться на следующих принципах:
1) переход к оплате фактически выполненных работ по ортопедическому лечению рациональными конструкциями протезов в соответствии с клинической ситуацией;
2) планирование улучшения качества оказания ортопедической стоматологической помощи на основе конечных результатов труда;
3) создание системы оценки, контроля и управление качеством;
4) преобразование существующих стоматологических отделений поликлиник ЦРБ в районные стоматологические поликлиники;
5) формирование адресной финансовой политики органов здравоохранения и усиления функции системы ОМС в обеспечении реальной бесплатной ортопедической стоматологической помощи льготным группам населения рациональными конструкциями зубных протезов;
6) формирование и организация работы выездных бригад по оказанию ортопедической стоматологической помощи населению территории;
7) организации и финансирования в рамках Национального проекта централизованных зуботехнических лабораторий для изготовления различных по степени сложности зубных протезов по современным технологиям;
8) доведения уровня обеспеченности врачами стоматологами-орто-педами как в городе, так и в сельской местности до 1 на 10 тыс. населения.
В дальнейшем необходимо проводить диспансеризацию всех пациентов, получивших ортопедическое лечение, ежемесячно при осмотре оценивать отдаленные результаты части больных получивших ортопедическое лечение. Контроль качества ортопедической стоматологической помощи проводить в лечебных учреждениях различных форм собственности.
В современных условиях контроль и оценка качества оказания ортопедических стоматологических услуг должны осуществляться на трех уровнях:
1) врачебной экспертной комиссией стоматологического учреждения, состоящей из представителей каждого лечебного звена, заместителя главного врача по медицинской части – производит оценку работы специалистов путем осмотра пациентов на этапах ортопедического лечения;
2) экспертной комиссией при администрации районов и городов, районных или городских органов управления здравоохранением, представителей страховых медицинских организаций и страхователя – оценивает деятельность лечебных учреждений и экспертной комиссии первой ступени путем осмотра части больных и актов выполненных работ;
3) экспертной комиссией при областном отделе здравоохранении в сотрудничестве с представителями территориального фонда обязательного медицинского страхования – контролирует работу ортопедической стоматологической службы в целом.
Предложенная система управления и контроля ортопедической стоматологической службой, основанная на данных о стоматологическом здоровье населения, качестве оказания ортопедической стоматологической помощи, эффективном использовании ресурсов, будет способствовать материальному благополучию стоматологических учреждений и медицинских работников и повышении экономической эффективности работы стоматологической ортопедической службы.