Существуют различные поводы обращения пациентов к врачу-стоматологу. В статье представлены данные опроса 508 пациентов стоматологических организаций методом проведения социологического исследования в форме анкетирования в городе Красноярске (выборка отвечала принятым требованиям количественной и качественной репрезентативности).
На основании данных анкетирования (опросника), обращение к врачу-стоматологу респонденты отметили по следующим причинам: при возникновении острой зубной боли, наличии неприятных болезненных ощущений при приеме холодной или горячей пищи, визуальном изменении цвета коронковой или пришеечной части зуба.
По нашим данным, более чем в 60% случаев респонденты не сразу обращались за стоматологической помощью в случае возникновения симптомов зубной боли. Сами респонденты в 40% случаев охарактеризовали свое посещение врача-стоматолога как несвоевременное. Выявленными причинами несвоевременного обращения в стоматологическую клинику являются: боязнь стоматологических манипуляций; мнение пациентов о том, что зубная боль не представляет угрозу для их жизни; большие очереди к стоматологу и недостаточность денежных средств на качественное лечение патологии полости рта.
Полученные результаты диктуют необходимость разработки комплексных мероприятий для формирования представления о необходимости своевременного посещения стоматологиеских клиник жителями г. Красноярска.
Спрос на стоматологические услуги реализует потребность, которая до конца не осознается пациентом, и многие из них предпочитают ограничиваться решением «локальных» задач, актуальных в данный момент времени. Вместе с тем в ответах респондентов прослеживается тенденция быть здоровыми, в связи с чем осознанной является необходимость стоматологического лечения, своевременной санации полости рта и других профилактических мероприятий [12].
Известно, что причинами низкой мотивации населения к проведению стоматологического лечения являются страх перед болью, связанной с манипуляциями врача или возникающей в различные сроки после их проведения. Неправильная самооценка здоровья приводит к тому, что большая часть населения прибегает к помощи врачей только в случае тяжелой болезни или после нескольких дней плохого самочувствия. Однако существует еще ряд веских причин необращаемости к врачу за проведением стоматологических профилактических мероприятий. Можно отметить, что подавляющее число пациентов знают основные мероприятия по профилактике заболеваний зубов и полости рта, но важно не только знать, но и регулярно их соблюдать [1,2].
Существуют различные причины страха перед стоматологическими манипуляциями: это негативный опыт, страх боли и страх неизвестности [3].
Даже среди взрослого населения не все осведомлены о мерах профилактики стоматологических заболеваний. По данным Щелкунова А.О. и Mashado G.S., после просвещения родителей у детей отмечается снижение распространенности и интенсивности кариозного процесса [4,13].
Анализ причин посещения стоматолога позволил выделить три независимых типа обращения за стоматологической помощью:
- Обращение в случае острой боли, требующее лечения или хирургического вмешательства.
- Обращение в связи со стремлением иметь респектабельную внешность и устранить косметические недостатки.
- Регулярные обращения, необходимые в силу хронических заболеваний.
По результатам опроса Денисенко пациенты свое состояние полости рта оценили как отличное лишь 8,7% [5].
В вопросах профилактики стоматологических заболеваний мужчины хуже осведомлены, чем женщины [6].
По данным Денисенко Л.Н. более чем 50% пациентов обращаются за стоматологической помощью по причине острой зубной боли [5].
Посещение врача-стоматолога не всегда бывает вовремя. Основными причинами позднего посещения врача-стоматолога являются: нехватка личного времени, дефицит денежных средств, страх перед стоматологическим вмешательством, недостатки в организации приема в стоматологической организации и негативный опыт стоматологического лечения. Причем лица более молодой возрастной группы чаще жалуются на отсутствие времени, а более старшей - на осутствие денежных средств [7,8].
Нерегулярное посещение врача-стоматолога в целях профилактического осмотра полости рта может привести к заболеваням, связанных с осложнениями течения кариозного процеса, что может нести и более сложные последствия, вплоть до госпитализации в уже III-IV стади- ях опухолевого процесса полости рта [9,10].
Материалы и методы. Исходя из актуальности данной проблемы и опыта предыдущих исследований целью нашей работы является: выявление отношения пациентов к своему здоровью и своевременность обращения за стоматологической помощью.
Задачи исследования:
- Выявить причины посещения жителей города Красноярска врача-стоматолога;
- Проанализировать действия жителей города г. Красноярска при появлении симптомов зубной боли;
- Определить, на сколько пациенты считают свое посещение врача-стоматолога своевременным.
Единица наблюдения: пациенты врачей-стоматологов.
Учетные признаки: ответы на закрытые и открытые вопросы авторской анкеты.
Критерий включения: возраст старше 16 лет, наличие контакта по поводу лечения в стоматологических клиниках в течении года.
База исследования - территория г. Красноярска. С целью установления отношения пациентов к своему здоровью нами были разработаны соответствующие вопросы в рамках авторской анкеты «Оценка качества стоматологического медицинского обслуживания в г. Красноярске». Проведен социологический опрос на основе случайной выборки. Всего опрошено методом случайной бесповторной выборки 508 респондентов в г. Красноярске (выборка отвечала принятым требованиям количественной и качественной репрезентативности).
Описательные статистики представлены в виде абсолютных значений, относительных величин и стандартной ошибкой доли (P±m). Оценка статистической значимости различий осуществлялась по критерию χ2 и точному критерию Фишера. Критический уровень значимости различий определялся при p<0,05.
Были обработаны данные, полученные в результате опроса жителей г. Красноярска. Обработка полученных данных была проведена с использованием стандартных методов математической статистики в пакете прикладных программ SPSS 22.0.
Результаты собственных исследований. В анкетировании приняли участие: 508 жителей г. Красноярска. На вопрос анкеты, как часто вы посещаете врача-стоматолога, были получены следующие данные.
Один раз в год регулярно посещают стоматолога 49,6±2,2% пациентов, по данным других авторов около 60% [11]. Два раза в год посещение стоматолога отметили 28,5±2,0% респондентов. Ежемесячно бывают у врача 2,6±0,7% больных. По мере необходимости и реже, чем один раз в год бывают у стоматолога 19,3±1,7% жителей.
Наши данные не противоречат результатам других исследований, согласно которым, посещение врача-стоматолога чаще всего бывает по причине острой зубной боли (28±2,0%). По другим данным, мужчины чаще женщин (28,8% и 9,2% соответственно) откладывают лечение до появления острой боли [11]. Регулярно следят за состоянием полости рта и посещают с профилактической целью врача-стоматолога 26,8±2,0% респондентов. По данным Коростылевой Е.А. женщины чаще мужчин планово посещают врача-стоматолога (32,6% и 21,7% соответственно) [11]. В 25,0±1,9% случаев пациенты посещали стоматолога при появлении первых признаков кратковременной зубной боли от холодной или горячей пищи. По эстетическим причинам пациенты отметили обращаемость в стоматологическую клинику в 17,9±1,7% случаев. Нарушение акта жевания явилось причиной обращения ресондентов в 5,5±1,0%. Пациенты указали и другие причин посещения стоматолога (например: ортодонтиеское лечение, коррекция протеза или профилактический осмотр ортопедической конструкции, обращение к врачу-парадонтологу) в 2,8±0,7% % случаев. Не указали конкретную причину обращения 5,1±1,0% опрашиваемых.
Нами получены статистические данные (рис. 1), характеризующие процент обращаемости пациентов при возникновении болевого симптома(респонденты могли отметить несколько вариантов ответа).Так, 42,3±2,2 % респондентов отметили, что при возникновении зубной боли сразу же обращаются за оказанием стоматологической помощи. В 33,9±2,1% самостоятельно применяют обезболивающие препараты. И, если не помогают анальгетики, 28,3±2,0% больных обращаются к врачу-стоматологу. В 9,6±1,3 % случаев пациенты сами себе увеличивают дозу обезболивающего препарата и только после отрицательного результата посещают стоматолога. Спрашивают у третьих лиц, что делать и как снять зубную боль 8,9±1,3% больных. Занимаются самолечением с использованием методов народной медицины 6,5±1,1% опрошенных. Используют современные интернет ресурсы 3,0±0,7% респондентов.
Рис. 1. Действия пациентов при возникновении симптомов зубной боли (обращаемость).
Как правило, работу врача-стоматолога часто затрудняет несвоевременное обращение пациентов за стоматологической помощью.
Мы проанализировали, на сколько пациенты считают свое посещение врача-стоматолога своевременным. Выяснилось, что 10,7±1,3% пациентов действительно признались, что их посещение врача-стоматолога оказалось сильно запоздалым, 29,9±2,0% определили как запоздалое и большинство респондентов (59,4±2,2%) охарактеризовали свое посещение врача-стоматолога как своевременное (рис. 2). По данным Тачалова В.А. (2015) пациенты признали посещение врача-стоматолога несвоевременным в 37% случаев [12], что коррелирует с полученными нами данными.
Рис. 2. Своевременность посещения врача стоматолога жителей г. Красноярска.
Анализ данных анкетирования на выявление основных причин несвоевременного обращения пациентов в стоматологическую организацию показал следующие результаты. По мнению пациентов зубная боль не является угрозой для жизни и поэтому, в 24,4±1,9% случаев респонденты сразу не обращались за специализированной помощью. Боязнь стоматологических манипуляций в 22,6±1,8% случаев явилась причиной несвоевременного посещения врача-стоматолога, по данным исследований Корастылевой Е.А. аналогичный показатель имел большее значение (30,6%). Большие очереди в стоматологическую организацию явились причиной отсрочки лечения в 13,4±1,2% ответов. Недостаточность финансовых средств на качественное лечение отмечали 12,8±1,5% опрошенных, что близко по значению с данными других исследований (9,7 %,) [12]. Нехватка свободного времени для посещения стоматологической организации выявлена у 11,6±1,7% опрашиваемых. Не обращали внимание на состояние полости рта в 7,5±1,2%. В 5,1±1,0% случаев причиной несвоевременного обращения за стоматологической помощью явилось отсутствие стоматологической организации рядом с местом жительства или работы; 2,6±0,7% пациентов считают стоматологическое вмешательство, как риск для здоровья, что послужило несвоевременному обращению к врачу-стоматологу.
Таблица 1. Основные причины несвоевременного посещения врача-стоматолога
Выбор врача-стоматолога является актуальным вопросом для пациентов клиник. В нашем исследовании получены результаты, демонстрирующие, что в что 64.2±2,0% случаев пациенты не испытывают трудности при смене врача-стоматолога. В то же время, 14,2±1,5% респондентов не знают как выбрать врача, чтобы получить качественную стоматологическую услугу. В 6,9±1,1% случаев пациенты считают, что в поликлинике по месту жительства нет стоматолога, к которому они могли бы обратиться за удовлетворяющим их запросы лечением, что является мотивацией для выбора врача в другом лечебном учреждении.
Выводы. Основные причины посещения жителями города Красноярска врача-стоматолога являются: болевой симптом различной степени выраженности, кратковременная зубная боль от холодной или горячей пищи, профилактический осмотр полости рта.
При появлении симптомов зубной боли более 40% жителей города Красноярска сразу обращаются за стоматологической помощью. В остальных случаях посещение врача-стоматолога несвоевременное по различным причинам, среди которых наиболее важными можно считать недооценку существующих рисков от несвоевременного лечения, боязнь стоматологических манипуляций и недостаток финансовых средств.
Среди существующих проблем следует отметить и отсутствие у пациентов четких критериев выбора лечащего врача-стоматолога.
Таким образом, методом комплексных мероприятий необходимо формировать у жителей города Красноярска представление и мотивацию для своевременного обращения за стоматологическими услугами с целью сохранения своего здоровья.