Введение. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует проводить в жизнь следующую комплексную стратегию снабжения безопасной донорской кровью и продуктами крови для обеспечения безопасного и эффективного переливания крови: создание хорошо организованных служб переливания крови, деятельность которых координируется на национальном уровне и которые могут обеспечить своевременные и достаточные поставки безопасной донорской крови в достаточном объеме для удовлетворения потребностей пациентов в гемотрансфузиях; осуществление забора крови у добровольных безвозмездных доноров крови из групп низкого риска по инфекциям, которые могут передаваться через кровь и продукты крови, постепенный отказ от родственного донорства/ доноров замещения, а также ликвидация платного донорства; скрининг гарантированного качества всей донорской крови на гемотрансмиссивные инфекции, включая вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), гепатит B, гепатит C, бледную трепонему (сифилис) и, когда это целесообразно, на другие инфекции, связанные с риском для безопасности поставок крови, например на Trypanosoma cruzi (болезнь Шагаса) и разновидности Plasmodium (малярию); проведение исследований групп крови и проб на совместимость; рациональное использование крови в целях уменьшения ненужных переливаний и минимизации рисков, связанных с гемотрансфузией; внедрение эффективных систем качества, разработку и внедрение стандартов качества, эффективные системы ведения документации, обучение всего персонала и регулярное проведение оценки качества [1].
Управленческие технологии в Службе крови в настоящее время активно направлены на внешние взаимодействия: рекрутинга донорства и фондовооруженность. Внутренние организационные инструменты направлены приоритетно на иммунологическую и инфекционную безопасность крови - данные мероприятия экономически достаточно затратные. В каждой стране должны быть разработаны индивидуальные стандарты [2]. В Казахстане, существуют ряд проблем, связанных с недостаточным финансированием, и как следствие актуальным является вопрос профилактики экономических потерь микросреды организации. Нами был проведен анализ структуры абсолютного брака крови в Казахстане.
Один из самых важных технологических этапов при производстве крови и(или) ее компонентов носит название «Выбраковка продукции» или «Выпуск продукции из карантина» (иногда еще встречается термин «Управление карантином»). В процессе этой процедуры определяется пригодность компонентов, полученных от донора для применения в лечебных целях, то есть происходит выбраковка – годное, соответствующее заданным параметрам качества отделяется от брака и тех продуктов, качество которых, а, следовательно, и возможность дальнейшего использования, на момент выбраковки, не ясны окончательно.
В Казахстане в скрининг донорской крови входят определение уровня АЛТ. Анти-НВс и аланинаминотрансферазы (АЛТ) тесты были введены в конце 1980-х годов в Соединенных Штатах в качестве косвенных тестов для не-A, не-B гепатит (NANBH).
Исследования, проведенные в конце 1970-х годов показали значительно повышенный риск NANBH среди получателей анти-НВс-положительных единиц крови [3,4]. После открытия вирусного гепатита С (ВГС) в США и Европейском Союзе обязательное обследование донорской крови на активность АЛТ отменено в силу неспецифичности этого маркера и достаточной чувствительности специфических иммунодиагностикумов [5]. Основанием для такого решения послужили в том числе и результаты проспективных рандомизированных исследований [6].
Цель исследования: провести анализ структуры абсолютного брака в Казахстане.
Материалы и методы: аналитический, ранжирование, качественный контент-анализ.
Результаты и обсуждение. Нами, за период 2008-2014 г. изучена динамика структуры абсолютного брака крови в регионах Казахстана. Всего в республике 17 центров крови.
В 2008 г. лидерами по удельному весу брака по ВИЧ стал Актюбинский центр крови, по HBsAg Жамбылская область, по HCV Восточно-Казахстанская, по сифилису Южно-Казахстанская, по другим причинам – Павлодарская область (59,3%). По республике за 2008 год на первом месте в абсолютном браке HBsAg - 32,2%, на втором HCV - 24,0, на третьем другие причины – 19,4.
Таблица 1. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за 2000 г.
В 2014 г. лидерами по удельному весу брака по ВИЧ представлена Карагандинская, по HBsAg и HCV Республиканский центр крови, по сифилису Актюбинская область, по другим причинам Актюбинская область - 69,9%. По республике за 2014 г. на первом месте в абсолютном браке другие причины - 34,8%, на втором HBsAg - 25,7, на третьем сифилис – 17,1.
Таблица 2. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за 2010 г.
Таблица 3. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за 2012 г.
Примечание: ПЦР – полимеразная цепная реакция.
Таблица 4. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за 2014 г.
Анализируя методом прямого ранжирования, в целом, по удельному весу абсолютного брака по центрам крови в Казахстане, установлен средний динамический рейтинг центров крови за период 2008-2014 г.
Таблица 5. Ранжирование регионов по показателю абсолютного брака за период 2008-2014 г. в Казахстане
Таким образом, данный динамический анализ за период 2008-2014 г. выявил по республике тенденции увеличения в 1,94 раза удельного веса брака «по другим причинам», что требует дополнительного изучения организационных факторов причинно-следственной связи. Составление динамического рейтинга центров крови по эффективности по уровню удельного веса абсолютного брака, позволит улучшить управленческие технологии в конкретных областях.