Показатели школьной тревожности у подростков с различными формами обучения

Российская медицинская академия последипломного образования, г.Москва

Смоленская государственная медицинская академия

Введение. Значительную роль в ухудшении здоровья детского населения сыграло проводимое в последние годы реформирование системы образования, характерной чертой которого является увеличение объема и усложнение знаний, интенсификация процесса обучения. Чрезмерные учебные нагрузки, нарушения в учебном процессе и режиме дня неблагоприятно сказываются на еще не сформировавшемся до конца организме детей [1,2].

Результаты научных исследований показывают, что наиболее выраженные сдвиги в состоянии здоровья детей происходят на этапе получения среднего образования. Школьный возраст - один из наиболее сложных этапов, во время которого организм ребенка достигает биологической зрелости. Именно в это время закладываются основы как психического, так и физического здоровья на весь период дальнейшего обучения [3]. Установлено, что среди факторов, влияющих на здоровье детей, условия внутришкольной среды составляют 20%. В начальных классах фактор внутришкольной среды определяет 12,5% заболеваемости, а к окончанию школы - 20,7%, т.е. его значение возрастает почти в 2 раза [4, 5].

Отягощающим обстоятельством стало появление в последние десятилетия образовательных учреждений нового типа – лицеи, гимназии, частные школы. Образовательный эффект в них достигается за счет значительного психофизиологического напряжения, уплотнения учебной программы с увеличением в итоге рабочего дня школьников до 15-16 часов в старших классах [1, 2, 6]. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам [7]. Синдром хронического нейровегетативного, сенсорного и моторного напряжения школьников наиболее характерен для инновационных систем обучения [8, 9]. И.Л. Левиной, Е.А. Лотош показана тенденция к большей распространенности астено-невротического синдрома, нарушения внимания с гиперактивностью, тревожных расстройств у школьников, обучаемых по интенсивным технологиям. [10, 11].

Особенностью, характеризующей состояние здоровья подростков на современном этапе, является также серьезный рост распространенности нервно-психических нарушений и заболеваний. Состояние нервной системы подростков, в том числе, 15-18 лет, существенно отличается от взрослых [12]. В этом возрасте усиливается активность симпатоадреналовой системы, возникает диссоциация деятельности различных звеньев вегетативной регуляции, что может способствовать формированию у подростков функциональных расстройств и хронической патологии.

Повышенная учебная нагрузка не остается бесследной. Среди учащихся школ «нового типа» в большей степени, чем в массовой школе, выявляется распространенность пограничных нервно-психических нарушений, которая достигает 55% [13].

Более 70% учащихся системы общего и среднего образования испытывают трудности в усвоении базовой школьной программы. Отмечается рост дезадаптации подростков - девиантные формы поведения, связанные с минимальными мозговыми дисфункциями, с неврозами, характерологическими аномалиями личности, психопатоподобным состоянием. Среди подростков четверть из них имеет различные психические заболевания, частота которых растет каждые 10 лет на 10-15%. Из числа не годных к военной службе более 40% составляют лица с психическими расстройствами [14].

Нарушения деятельности любой физиологической системы, особенно ЦНС, происходящие в результате действия продолжительных нагрузок, неадекватных функциональным изменениям организма, приводят к неблагоприятным сдвигам в состоянии здоровья. Возникают астенические реакции и состояния, нарушающие мотивационный фон учебной деятельности, снижающие самооценку ребенка, что приводит к развитию психосоматических нарушений. Не скорректированные на начальных этапах, эти сдвиги закрепляются и вызывают нарастающие трудности в обучении, а нередко переходят в стойкую патологию [15].

Цель: в рамках многофакторной комплексной оценки состояния здоровья юношей, обучающихся в различных учебных заведениях, изучить уровень и структуру школьной тревожности в качестве составляющей нервно-психического развития данной категории детей.

Пациенты и методы: под наблюдением находилось 670 юношей 15-17 лет: 140 школьников с непрофильным обучением (20,8%), 192 гимназиста (28,6%), 182 учащихся профессиональных училищ (ПУ) (27,2%) и 156 учащихся кадетского корпуса (КК) (23,4%).

Исследования проводились при наличии информированного согласия родителей. В исследовании использованы опросники, в которые была включена методика определения уровня школьной тревожности Филипса. Полученные данные обработаны с помощью программы STATISTIKA 6.0, Statsoft. Достоверность различий определялась с помощью критерия χ2, различия считали достоверными при p<0,05.

Результаты: Изучение отклонений в нервно- психическом состоянии юношей подросткового возраста в учебном процессе имеет важное практическое значение. Если подростки находятся в состоянии постоянного напряжения, страха, тревожности, то они могут не раскрыть полностью своих способностей, знаний, умений, навыков. Кроме того, постоянное психоэмоциональное напряжение может оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья подростков, послужить пусковым механизмом для развития психосоматических заболеваний. Показатели школьной тревожности подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа, представлены в табл. 1.

 Таблица 1. Статистические параметры теста школьной тревожности Филипса у юношей 15-17 лет, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа

 Таблица 1. Статистические параметры теста школьной тревожности Филипса у юношей 15-17 лет, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа

1. Общая школьная тревожность.

Как известно, общая тревожность в школе – показатель суммарный, характеризующий в целом состояние напряжения, тревожности, стресса, различного рода страхов, которое испытывают учащиеся подросткового возраста. У юношей, обучающихся в гимназии, общий уровень школьной тревожности по среднеарифметическим показателям выше по сравнению с подростками общеобразовательных школ и составляет соответственно 41,1% и 27,0% (p<0,05). У учащихся ПУ данный показатель составил 32,1% , у кадетов – 25,3%, что достоверно ниже, чем у гимназистов (p<0,05; табл. 1).

Анализ результатов тестирования учащихся школ разного типа выявил повышенный уровень общей школьной тревожности у юношей-гимназистов в 53,1% случаев (табл. 2), что в 7,5 раза чаще, чем у юношей школ (7,1%;p<0,05). При этом учащиеся ПУ имеют повышенный уровень школьной тревожности в 23,1% случаев, что в 2,3 раза ниже, чем у гимназистов, но в 3,3 раза выше, чем у школьников (р<0,05). Лишь 10,3% учащихся кадетского корпуса по данным тестирования отмечают у себя повышенный уровень школьной тревожности.

Таблица 2. Сравнительная характеристика показателей школьной тревожности у юношей, обучающихся в школах разного типа

Таблица 2. Сравнительная характеристика показателей школьной тревожности у юношей, обучающихся в школах разного типа

2. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

Одним из наиболее ярких показателей нейропсихологических реакций является низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, являющаяся по определению автора теста «особенностью психофизиологической организации, снижающей приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды».

По полученным данным, у юношей, обучающихся в гимназиях, способность противостоять стрессу значительно снижена по сравнению с другими изучаемыми группами (табл. 1). Наиболее устойчивыми к стрессовым ситуациям являются учащиеся ПУ и школ (табл. 2).

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу встречается у юношей-гимназистов в 12,9 раз чаще (p<0,05), чем у юношей-школьников: 37,5% и 2,9% (табл.б). У кадетов различие по данному показателю со школьниками составляет 5,9 раза (p<0,05): 17,3% у кадетов, 2,9% у школьников. Среди учащихся ПУ данный показатель также повышен по сравнению с учащимися общеобразовательных школ в 3,9 раза и составляет 11,5% (p<0,005).

3. Страх ситуации проверки знаний.

Страх ситуации проверки знаний по среднеарифметическим показателям (табл.а) у учащихся ПУ выше, чем у других исследуемых групп, и составляет 43,6%, что достоверно выше, чем у школьников и кадетов (25,0% и 19,8% соответственно, p<0,05). У юношей-гимназистов данный показатель превышает таковой у сверстников, обучающихся по традиционной программе в школе, в 1,5 раза (p<0,05): 37,1% и 25,0% соответственно. Самый низкий среднеарифметический показатель отмечен у кадетов, он составил 19,8%, что в 2,2 раза ниже, чем у учащихся ПУ (p<0,05).

Повышенный уровень показателя «страх ситуации проверки знаний» у юношей, обучающихся в гимназиях и ПУ, встречается в 1,8 раза чаще, чем у учащихся общеобразовательных школ (табл. 2): 42,2%, 41,8% и 23,6% соответственно. У юношей-кадетов он самый низкий среди изучаемых групп и составляет 12,2%.

4. Фрустрация потребности в достижении успеха.

Уровень фрустрации потребности в достижении успеха, то есть неблагоприятный психологический фон, не позволяющий развивать свои потребности в успехе, чаще регистрируется у юношей-гимназистов 43,5% против 37,3% у школьников и 36,4% у учащихся ПУ (p>0,05; табл. 1). По среднему арифметическому показателю данного теста выявлено значимое различие (p<0,05) между указанными группами и учащимися КК, среди которых данный показатель составил 24,8% (табл. 1).

Таким образом, несмотря на большой багаж знаний, учащиеся старших классов в различных учебных заведениях испытывают определенные сложности в реализации своих потребностей в успехе, что, вероятно, связано с высоким психоэмоциональным напряжением, которое в большей степени испытывают гимназисты (табл. 2).

5. Страх самовыражения

Доля подростков с повышенным уровнем проявления страха самовыражения (негативное эмоциональное переживание ситуации, сопряженной с необходимостью самораскрытия) преобладает у гимназистов, которые находятся в состоянии постоянного стресса и высокого психоэмоционального напряжения (табл. 2): у юношей-гимназистов 46,9%, у юношей-школьников – 40,7%; у учащихся ПУ 38,5% и самая низкая доля юношей со страхом самовыражения у кадетов – 17,9%, что достоверно ниже, чем у других исследуемых групп (p<0,05).

Среднеарифметический показатель теста «страх самовыражения» у юношей изучаемых групп не имеет достоверных различий среди школьников, учащихся гимназий и ПУ и составляет 40,7%, 46,9% и 38,5% соответственно. Однако самый низкий показатель зафиксирован у юношей, обучающихся в кадетском корпусе - 20,3%, что достоверно ниже по сравнению с другими исследуемыми группами (p<0,05).

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Страху не соответствовать ожиданиям окружающих (в результатах учебы, поступках, мыслях) среди юношей более подвержены гимназисты. Среднее значение этого показателя составило у них 50,7% против 31,4% у школьников (p<0,05). В то же время у учащихся ПУ значение близко к показателю у гимназистов и составляет 49,2% (табл. 1). Частота встречаемости повышенного показателя данного синдрома (табл. 2) преобладает у юношей-гимназистов и школьников (60,9% и 28,6% соответственно, p<0,005) по сравнению с учащимися ПУ – 14,8% и учащимися КК- 15,4% (p>0,05).

7. Уровень «переживания социального стресса», «проблемы и страхи в отношениях с учителями»

У юношей, обучающихся в ПУ, выше уровень социального стресса и они больше испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями по результатам нашего исследования (рис. 1). Но статистически значимые различия выявлены только по частоте встречаемости показателя «проблемы и страхи в отношениях с учителями»: 50% учащихся ПУ, 42,2% гимназистов и 33,6% у школьников, что достоверно выше, чем 14,7% кадетов (p<0,001).

Рис. 1 наглядно демонстрирует распределение всех видов тревожности среди исследуемых групп учащихся: 1 место (максимальный уровень всех видов тревожности) занимают гимназисты; 2 место – учащиеся ПУ; 3 место – кадеты; 4 место – школьники.

 

Рис. 1. Уровни разных видов школьной тревожности у юношей с различными видами обучения: 1-общая школьная тревожность; 2-низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 3-страх ситуации проверки знаний; 4-фрустрация потребности в достижении успеха; 5-страх самовыражения; 6-страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7-переживание социального стресса; 8-проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Рис. 1. Уровни разных видов школьной тревожности у юношей с различными видами обучения: 1-общая школьная тревожность; 2-низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 3-страх ситуации проверки знаний; 4-фрустрация потребности в достижении успеха; 5-страх самовыражения; 6-страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7-переживание социального стресса; 8-проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Выводы: учащиеся школ инновационного типа испытывают большую психоэмоциональную нагрузку и находятся в состоянии постоянного психофизиологического стресса. Среди гимназистов самые высокие среднестатистические показатели по всем видам школьной тревожности (p<0,05). Однако по структуре тревожности у данной категории юношей наиболее значимыми являются: страх не соответствовать ожиданиям окружающих, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения. Менее выраженные среднестатистические показатели отмечаются у учащихся ПУ. Анализируя структуру тревожности, основными страхами у них являются: переживание социального стресса, проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх ситуации проверки знаний. Школьники, обучающиеся по традиционной программе, в целом по среднестатистическим показателям школьной тревожности среди изучаемых групп занимают третье место, уступая гимназистам и учащимся ПУ. При этом значимыми являются следующие виды школьной тревожности: страх самовыражения. Проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Самые низкие показатели по среднестатистическим параметрам теста школьной тревожности при проведении исследования зафиксированы у учащихся кадетского корпуса. У данной категории юношей также существуют значимые различия по сравнению с другими группами исследования в структуре школьной тревожности: страх самовыражения, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Таким образом, сравнение разных видов школьной тревожности у подростков – учащихся различных систем обучения показало, что разница в технологиях обучения оказывает влияние на психологический статус подростков, что может способствовать социально-психологической дезадаптации и росту числа нервно-психических заболеваний.

Список использованных источников:

  1. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей/ А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 352 с.
  2. Состояние и прогноз здоровья школьников (итоги 40-летнего наблюдения)/В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева// Российский педиатрический журнал. - 2007. - №1. - С.53-57.
  3. Калашникова Т.П. Специфические расстройства обучения у детей младшего и школьного возраста// Педиатрия. — 2002. - №5. - С. 47-50.
  4. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: метод. пособие. - М.: Аспект Пресс. 2000. - 139 с.
  5. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учеб. для студентов мед. Вузов. - М.: Медицина, 2001. - 383 с.
  6. Состояние здоровья учащихся старшего подросткового возраста/ В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, И.В. Звездина// Матер. IX Конгр. педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». – М., 2004. - С.244.
  7. Вишневский В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей// Гигиена и санитария. – 2005. - №1. – С.43-44.
  8. Великанова Л.П. Клинико-эпидемиологический мониторинг состояния нервно-психического развития детей и подростков// Педиатрия. – 2004. - №1. – С.67-70.
  9. Лабильность нервной системы подростков и ее психологические и физиологические корреляты/ М.В. Хватова, А.Д. Ноздрачев// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.3. – 2007. - №3. – С. 54-64.
  10. Оценка психического здоровья учащихся образовательных учреждений разного типа/ И.Л. Левина, Е.А. Лотош// Вестник Межрегиональной ассоциации здравоохранения Сибири - 2001.-№3.-С. 16-19.
  11. Прихожин А.М. Психология тревожности: дошкольной и школьной возраст. - М.: Питер, 2007. - 192 с.
  12. Проблемы подросткового возраста (избранные главы / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. -М.: РАМН, Союз педиатров России, Центр информации и обучения.-2003.-480 с.
  13. Гнедова С. Б Состояние здоровья учащихся разных типов школ// Укрепление здоровья в школе: тез. докл. Всерос. НПК. - Казань, 2000. - С. 23.
  14. Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровье учащихся: научно-методическое пособие. – М.: МИОО: Московские учебники. -2009. - 255 с.
  15. Нодельман В.И Психологический анализ школьной дезадаптации детей с ослабленным здоровьем// Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН – 2001.- Т. 1. -№1. –С.87-88.