Мониторинг биологического возраста студентов как показатель адаптации в вузе

Оренбургский государственный университет

Введение. В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам здоровья студентов, полноценной адаптации их к условиям образовательного процесса. В диагностике уровня индивидуального здоровья человека важным является наличие интегральных критериев его оценки. Одним из таких критериев является показатель темпа биологического старения. Он может служить достаточно точным показателем и характеризовать состояние здоровья и эффективность адаптации к необычным условиям жизни и обучения студентов [7-9, 11-15,18]. Для молодого организма студента значительное опережение или отставание биологического возраста по отношению календарному может интерпретироваться как признак снижения уровня здоровья человека, его функциональных резервов [1-2]. Между тем применение этого показателя еще не стало повседневным делом медиков, которые, в основном, занимаются больными, а не здоровыми людьми [17]. Использование в повседневной практике критерия биологического возраста будет способствовать активации профилактического направления в медицине, так как продолжительность предстоящей жизни является абсолютной мерой жизнеспособности организма, она является следствием нарушения важнейших жизненных функций и сужения диапазона адаптации, что и приводит к развитию болезненных состояний [2].

Использование метода определения биологического возраста вооружит специалистов широкого профиля, задача которых заключается в сохранении и улучшении здоровья здорового человека, простым и достаточно информативным, репрезентабельным и понятным в интерпретации методом, что будет способствовать валеологизации образовательного пространства любого учебного учреждения [17, 18]. Тем более что расчёт биологического возраста в данном исследовании осуществлялся автоматически с использованием информационных технологий в медицине в автоматизированной системе мониторинга здоровья (АСМОЗ).

Цель исследования: провести анализ адаптационных возможностей и биологического возраста студентов как одного из показателей индивидуального здоровья в начале обучения в многопрофильном университете города Оренбурга в автоматизированной системе мониторинга здоровья (АСМОЗ).

Материалы и методы исследования. Нами проведено единовременное обследование 164 девушек и 116 юношей, студентов в возрасте 17- 21 лет, начинающих обучение на первом курсе Оренбургского государственного университета.

Обследование студентов проводилось в рамках профилактических и оздоровительных программ ОГУ: «Образование и здоровье» 2 этап на 2010-2015 гг.; «Совершенствование системы профилактики социально обусловленных заболеваний (алкоголизма, наркомании, СПИДа, табакокурения), коррекция вузовской дезадаптации и сохранения здоровья студенческой молодежи» на 2007 – 2012г.г.; «Образовательная модель профилактики социально обусловленных заболеваний и девиантных форм поведения молодежи средствами физической культуры и спорта на 2010-2015 гг.»; «Медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» на 2012 - 2017 гг.

Обследование студентов проводилось неинвазивными методами и соответствовало этическим нормам Хельсинкской декларации [10]. Все включённые в работу студенты ОГУ проживали на территории Оренбургской области 5 и более лет, не имели жалоб на состояние здоровья в период проведения обследования и дали информированное согласие на участие в исследовании. Критерием исключения была болезнь студента в период обследования.

Нами была выбрана и использована методика В.П. Войтенко для определения биологического возраста студентов [11]. Для расчета БВ использовали следующие формулы: БВ (биологический возраст) мужчин: 26,985 + 0,215 АДС - 0,149 ЗДВ - 0,151 СБ + 0,723 СОЗ; БВ (биологический возраст) женщин: -1,463 + 0,415 АДП - 0,140 СБ + 0,248 МТ + 0,694 CОЗ. Проводили физиологическое тестирование для определения биологического возраста. Набор тестов для мужчин и женщин отличался. АДС – систолическое артериальное давление - измеряли по общепринятой методике с помощью аппарата Короткова на правой руке, в положении сидя, трижды с интервалом в 5мин, учитывали наименьшие значения артериального давления. АДП - пульсовое артериальное давление - определяли как разница между систолическим и диастолическим давлением (АДП = АДС - АДД), которые были определены с помощью аппарата Короткова. ЗДВ – продолжительность задержки дыхания после глубокого выдоха - измеряли с помощью секундомера трижды с интервалом 5 мин, учитывали наибольшую величину. СБ (статическая балансировка) – время сохранения равновесия стоя на одной ноге с закрытыми глазами, сек. Измеряется продолжительность СБ. Тест повторяется трижды, с интервалом 5 мин, учитывается наилучший результат. МТ – масса тела, кг. СОЗ (субъективная оценка здоровья) – оценивается с помощью анкеты, включающей 29 вопросов. Оценку результатов анкетирования проводили по общему числу неблагоприятных ответов. Неблагоприятными являются ответы "ДА" на вопросы 1-25, "НЕТ" на вопросы 27-29 и "плохое" и "очень плохое" на вопрос 26. Затем проводили качественную первичную оценку состояния здоровья: отличное 0 – 2 балла; хорошее 3 - 5 баллов; удовлетворительное 6 - 9 баллов; плохое 10 и более баллов. Чем меньше набрано баллов, тем лучше состояние здоровья. Идеальному ощущению собственного здоровья соответствует величина самооценки, равная “0” баллов; в случае разных нарушений самочувствия величина показателя может возрастать до 29 баллов. По мере старения субъективная оценка здоровья резко ухудшается.

Полученные значения сопоставляли с долженствующим биологическим возрастом (ДБВ), характеризующим популяционный стандарт: для мужчин: ДБВ = 18,56 + 0,629×КВ; для женщин: ДБВ = 17,24 + 0.581×КВ. где КВ - календарный возраст. Состояние здоровья каждого студента определяли показателем степени старения (БВ - ДБВ). Он отражает, на сколько биологический возраст больше или меньше, чем популяционный стандарт.

В заключении делали вывод о количестве индивидуального здоровья по величине биологического возраста. Если степень старения больше, чем степень долженствующего показателя, то БВ – ДБВ > 0. Если степень старения меньше, чем долженствующий показатель, то БВ–ДБВ < 0. Если степень старения такая же, как долженствующие показатели, то БВ – ДБВ = 0. Благоприятными считаются последние два варианта.

Расчёт биологического возраста осуществлялся автоматически с использованием информационных технологий в медицине. Данное исследование проводилось через интернет в автоматизированной системе мониторинга здоровья (АСМОЗ). Целью создания системы АСМОЗ является организация и ведение постоянного мониторинга адаптационных способностей и функциональных резервов здоровья студентов, донозологический контроль социально значимых заболеваний в студенческой среде в режиме компьютеризированного контроля. У каждого студента свой логин и пароль, через которые они вносят свои данные в различные разделы данной системы.

Статистическая обработка полученных результатов выполнялась с помощью пакета компьютерных программ Statistica 6.0 для Windows и StatPlus 2009 Professional. Характеристика статистических совокупностей изучалась на основании параметров вариационного ряда: средней арифметической, среднего квадратичного отклонения. Для определения степени достоверности различий результатов между группами вычисляли среднюю статистическую ошибку. Оценка типа распределения данных проводилась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова/Лиллифорса, Шапиро-Уилка и показала, что оно не соответствовало нормальному распределению (нормальность отклонена в 95%). В связи с этим сравнение независимых выборок проводили с использованием непараметрического U-критерия Манна-Уитни, критерия Вилкоксона.

Результаты исследования. Проведенное исследование показало признаки преждевременного старения у большинства студентов. Наибольший уровень старения был определен у девушек. При среднем календарном возрасте 19,14±2,14 лет их биологический возраст достигал 28,4±1,24 лет, что превышало календарный на 9,26 лет (табл. 1). У юношей при среднем возрасте 18,25±1,13 лет определялся биологический возраст 27,4±0,65 года, что превышало их календарный возраст на 9,15 лет.

В нашем исследовании мы выявили тот факт, что девушки имеют более низкий темп старения по сравнению с юношами: резко замедленный темп старения выявлено у 61,4% девушек и у 58,3% юношей; замедленный темп старения обнаружен у 20,5% девушек и у 16,7% юношей; биологический возраст равен паспортному был у 13,6% девушек и у 16,7% юношей; ускоренный темп старения диагностирован у 4,5% девушек и у 8,3% юношей.

Индекс субъективной оценки здоровья (СОЗ) является информативным критерием для оценки количества хронических заболеваний, имеющихся у человека и согласно разработанной В.П. Войтенко методики резко увеличивается по мере старения [11].

У людей разного пола исходное распределение показателя СОЗ и его возрастная динамика неодинакова. Индекс субъективной оценки здоровья (СОЗ) у студентов в нашем исследовании в основном хороший. Наименьший показатель СОЗ был определен у юношей 2,98±1,16 , наибольший у девушек 2,65±1,13.

Анализ биологического возраста показал, что нет студентов, имеющих резко ускоренный темп старения. У юношей в зоне своего календарного возраста находятся только 13,6% девушек и 16,7% юношей. Ускоренный темп старения имеют 4,5% девушек и 8,3% юношей. Основная часть исследуемых студентов имеют замедленный темп старения: 81,9% у девушек и 75% у юношей (табл. 2).

Таблица 1. Сравнительная характеристика показателей возраста в обследуемых группах (M ± m)

Таблица 1. Сравнительная характеристика показателей возраста в обследуемых группах (M ± m)

Примечание: * - достоверность различия с показателями группы юношей, p < 0,05.

Таблица 2. Оценка темпа старения студентов

Таблица 2. Оценка темпа старения студентов

Заключение. Расчёт биологического возраста в данном исследовании осуществлялся автоматически с использованием информационных технологий в медицине в автоматизированной системе мониторинга здоровья (АСМОЗ).

Результаты, полученные в процессе исследования, на основе относительных оценок биологического возраста показали, меньшую скорость (темп) старения у девушек, по сравнению с юношами: резко замедленный темп старения выявлено у 61,4% девушек и у 58,3% юношей; замедленный темп старения обнаружен у 20,5% девушек и у 16,7% юношей; биологический возраст равен паспортному был зарегистрирован у 13,6% девушек и у 16,7% юношей; ускоренный темп старения диагностирован у 4,5% девушек и у 8,3% юношей. Это согласуется с общим мнением геронтологов, что женщины стареют медленнее и живут дольше на 6-8 лет, что отражает у первых более медленное снижение жизнеспособности по мере старения. В этой связи предположение о взаимном соответствии относительных и абсолютных оценок биологического возраста можно считать непротиворечивым фактам. Расчет биологического возраста студентов показал, что у юношей он превышает календарный в среднем на 9,15 лет, а у девушек 9,26 лет. Аналогичная картина увеличения биологического возраста над календарным определена у учащихся других вузов и средних учебных заведений [1,7,8,12]. Это отражает общую тенденцию ухудшения качества жизни подрастающего поколения и ставит задачу сохранения и укрепления здоровья молодежи, как одну из стратегических. Индекс субъективной оценки здоровья (СОЗ) у студентов Оренбургского государственного университета в основном хороший. Наименьший показатель субъективной оценки здоровья (СОЗ) был определен у юношей 2,98±1,16 , наибольший у девушек 2,65±1,13. Анализ биологического возраста показал, что нет студентов, имеющих резко ускоренный темп старения. У юношей в зоне своего календарного возраста находятся только 16,7% юношей и 13,6% девушек. Ускоренный темп старения имеют 16,7% юношей и 13,6% девушек. Основная часть исследуемых студентов имеют замедленный темп старения: 81,9% у девушек и 75% у юношей. Таким образом, результаты проведенного нами исследования показали, что показатели биологического возраста студентов зависят от половой принадлежности. Внедрена модель диагностики уровня здоровья по прямым показателям - определение биологического возраста методом В.П. Войтенко в мониторинге контроля адаптационных возможностей студентов на кафедре профилактической медицины Оренбургского государственного университета. Этот метод достаточно информативен, прост и понятен в интерпретации, позволяющего оценить уровень своего собственного здоровья и задуматься о необходимости ориентации на здоровый образ жизни.

Использование этой методики даст возможность активизировать профилактическое направление работы в Вузе, что является актуальным в плане улучшения уровня индивидуального здоровья и качества жизни современного человека [4-6]. В Оренбургском государственном университете создана автоматизированная система мониторинга здоровья (АСМОЗ) по инициативе управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области при участии руководства управления современных информационных технологий в образовании Оренбургского государственного университета и Центра информационных технологий. Данное исследование проводилось через интернет. У каждого студента свой логин и пароль, через которые они вносят свои данные в различные разделы данной системы. Это разделы по соматическому и психологическому здоровью, оценки стрессовой устойчивости и социальной адаптации в процессе обучения в университете. После заполнения всех разделов, студенты получают два вида рекомендаций – общего характера по формированию здорового образа жизни и индивидуального, с учетом его личностных характеристик и жизненных обстоятельств.

Таким образом, мониторинг адаптационных способностей и функциональных резервов студента в Оренбургском государственном университете является донозологической диагностикой и профилактикой социально значимых заболеваний (ВИЧ, наркомания, табакокурение, алкоголизм) и склонностей к суицидам в студенческой среде. Автоматизированная обработка данных позволяет своевременно принимать решения по эффективной организации профилактики, коррекции и реабилитации отклонений в здоровье студентов ВУЗа, в том числе используя, параметрические модели индивидуального здоровья студентов при различной совокупности внутренних и внешних воздействий на них. Автоматизированная система мониторинга здоровья (АСМОЗ) будет региональной академической средой, объединяющей более 150 организаций и ряда других организаций сферы науки и образования Оренбургской области, включая средние специальные и высшие учебные заведений Оренбургской области. Будет создана корпоративная сеть, объединяющая более 150 организаций и насчитывающая более 40000 пользователей. Работы по созданию крупномасштабной корпоративной сети с поддержкой информационных ресурсов в регионе проводятся впервые. Наша разработка соответствует текущим мировым тенденциям в развитии информационных систем. Она ведется с использованием последних достижений в области информационных технологий. Между тем, работ, содержащих комплексное изучение тенденций динамики здоровья студентов высших учебных заведений и организации системы общедоступного донозологического контроля социально значимых заболеваний в студенческой среде в современных условиях практически нет. Указанные причины и определили актуальность темы выбранного научного исследования. Исследования рассчитаны на несколько лет. Будет зарегистрирована динамика медико-социальных показателей здоровья студентов в течение их обучения в университете. Уровень ожидаемых результатов по новизне, актуальности и практической значимости сопоставим с мировым уровнем аналогичных исследований.

Данное исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Оренбургской области. Региональный конкурс РК 2012 Урал: Оренбургская область, проект № 12-16-56002 а/У: «Разработка новой интерактивно-аналитической системы мониторинга социально значимых заболеваний и коррекции психосоматических осложнений, обусловленных дезадаптивным поведением в новой образовательной среде студенческой молодёжи Оренбургской области».

Список использованных источников:

  1. Афанасенко Г.Л., Попова Л.А.. Медицинская валеология/ Сер. “Гиппократ”. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 248 с.
  2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 298 с.
  3. Белозерова Л.М. Методы определения биологического возраста по умственной и физической работоспособности. - Пермь: Пермская государственная медицинская академия, 2000. - 61 с.
  4. Большаков А.М., Крутько В.Н. Феномен здоровья человека и критерии его оценки// Профилактика старения. Ежегодник НГЦ. Вып.2. М.: НГЦ, 1999. – С. 52-60.
  5. Большаков А.М., Крутько В.Н., Подколзин А.А. и др. Количественная оценка показателей смертности, старения, продолжительности жизни и биологического возраста. Учебно-методическое пособие. - М.: НГЦ, 2001 г. - 24с.
  6. Войтенко В.П. Биологический возраст// Биология старения. - Л.: Наука,1982. - С. 102-115.
  7. Войтенко В.П. Биологический возраст// Физиологические механизмы старения. - М.: Наука,1982. - С.144-156.
  8. Войтенко В.П. Время и часы как проблема теоретической биологии// Вопросы философии. -1985, №1, с. 73-82.
  9. Войтенко В.П. Здоровье здоровых. Введение в санологию. - К.: Здоровье, 1991. - 246 с.
  10. Хельсинкская декларация. Рекомендации для врачей, проводящих медико-биологические исследования с участием людей / Принята Хельсинки, 1964; пересмотрена Токио, 1975; Венеция, 1983; Гонконг, 1989; Эдинбург 2000.
  11. Войтенко В.П. Определение биологического возраста как проблема теоретической и практической медицины// Современные проблемы геронтологии и гериатрии. Вып 2. - 1988., С. 2-30.
  12. Войтенко В.П. Половые различия в старении и смертности человека// Итоги науки и техники. Сер. Общие проблемы биологии. - М., 1987, т.6, С.64-105.
  13. Войтенко В.П., Козловская С.Г. Современные проблемы геронтологии и гериатрии. - М., 1988.
  14. Войтенко В.П., Полюхов А.М. Системные механизмы развития и старения. - Л.: Наука, 1986, - 184 с.
  15. Войтенко В.П., Токарь А.В. Биологический возраст и прогнозирование продолжительности жизни// Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1979. - Киев, 1979. - С. 34-43.
  16. Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. - Л., 1980.
  17. Маркина Л.Д. Определение биологического возраста человека методом В.П. Войтенко. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов медиков и психологов. - Владивосток, 2001, 28 с.
  18. Маркина Л.Д., Маркин В.В. Биологический возраст студентов медиков// Матер. Междунар. НПК «Здоровье и образование в XXI веке».- М., 2002.- С. 274.