Известно, что саркоидоз снижает уровень качества жизни человека, оказывая влияние на все виды активности как физическую, психологическую, так и социальную. Ограничения в психо-социальной сфере превосходят по своей выраженности ограничения функционального статуса [1].
Авторским коллективом Гурылёва М.Э., Визель А.А., Хузиева Л.В. было проведено анкетирование больных саркоидозом при помощи опросника качества жизни WHOQOL-100. Выявлено, что показатели благополучия оказывались заниженными за счет испытываемой боли и дискомфорта, усталости, снижения активности, проблем с нарушением сна [2]. В рамках шкалы психологического благополучия больные саркоидозом испытывали значительно больше отрицательных эмоций, чем положительных. У данной группы пациентов страдала самооценка, им труднее было концентрировать внимание, страдала память и мышление. Больные с саркоидозом, в отличие от здоровых людей, были менее активны, трудоспособны [2].
Были также выделены факторы, снижающие качество жизни больных саркоидозом. К ним относились: женский пол, отсутствие семьи, низкий уровень образования, наличие хронической усталости, синдрома, эритемы, кашля, одышки, температурной реакции, также лабораторные и функциональные показатели такие, как высокая скорость оседания эритроцитов, низкая диффузионная способность легких, низкое максимальное респираторное давление вдоха и выдоха, показатели функции внешнего дыхания ниже нормы [1].
Когда проводилось сравнительное исследование качества жизни больных саркоидозом и больных со сходными симптоматикой заболеваниями, было выявлено максимальное сходство в психологическом состоянии с больными активным туберкулезом легких и хроническими дерматозами [1].
Были сделаны выводы, что в связи со значимостью психологических проблем, возникающих у больных саркоидозом органов дыхания, необходимо подключение психолога к работе с пациентами [2].
Многие авторы отмечают, что значимое влияние на формирование, клиническое течение и эффективность лечения саркоидоза оказывают такие клинико-организационные факторы как своевременность обращения за медицинской помощью и длительность постановки диагноза, продолжительность заболевания, форма, стадия заболевания, наличие сопутствующей патологии и осложнений [3].
Тревога, депрессия, общее психо-эмоциональное состояние можно отнести к факторам, усугубляющим течение заболевания. Проведено исследование в Лейпцигском университете, которое продемонстрировало, что у пациентов с саркоидозом уровень тревоги и депрессии значительно больше, чем в общей популяции [4].
В доступных источниках литературы, посвященных исследованию психологического состояния больных саркоидозом, не рассмотрена конкретная взаимосвязь уровня тревоги, депрессии с полом, возрастом, объёмом поражения органов дыхания, а также проводимым в дальнейшем лечением. Поэтому мы учтем влияние вышеперечисленных факторов и рассмотрим их в своей работе.
Целью исследования явилось определить уровень депрессии, тревоги у пациентов с саркоидозом в зависимости от пола, возрастной группы, стадии процесса, сроков постановки диагноза и проводимого лечения.
Материалы и методы: обследовано 64 пациента с саркоидозом: 30 человек - I стадия процесса, 34 – II стадия. Анкетирование проводилось на момент постановки диагноза и повторно через 1 и 6 месяцев. Для выявления и оценки уровня депрессии и тревоги была применена госпитальная шкала тревоги и депрессии, разработанная Zigmond A.S. и Snaith R.P. Преимуществом данной методики является простота применения и обработки, что делает её удобной для первичного выявления психологических изменений у пациентов (скрининга). По балльной системе выделялись нормальный уровень изменений, субклинически и клинически выраженную тревогу или депрессию. Обработка данных проводилась с помощью статистического пакета R. Показатели депрессии и тревоги измерялись в порядковой шкале, затем с помощью критерия Колмогорова - Смирнова и Лиллиефорса проверяли гипотезу о согласии распределений показателей тревоги и депрессии с нормальным законом на уровне значимости α=0,05. В нашем случае все распределения носили отличный от нормального характер. Поэтому для выявления статистически значимых различий между распределениями одноименных показателей на уровне значимости α=0,05мы использовали критерий Манна - Уитни. Все показатели были проранжированы, и в качестве меры центральной тенденции использовался средний ранг.
Полученные результаты и обсуждение. На момент постановки диагноза у 42,2% больных выявлен субклинический уровень тревоги, а у 29,6% он клинически выражен. Субклинический уровень депрессии выявлен у 34,4% больных, у 10,9% он клинически значим.
При группировке результатов анкетирования по половому признаку обращает на себя внимание более выраженный уровень и тревожности, и депрессии у женщин (таблица 1).
При разделении всей когорты пациентов на 2 возрастные группы до 40 лет и старше, есть основания утверждать, что в группе с возрастом 40 и более лет типичный уровень признака «Депрессия» стохастически больше, чем в группе с возрастом до 40 лет. Признак «Тревога» в изучаемых статистических распределениях значимо не различаются (табл. 1).
Таблица 1. Показатели психологического состояния у пациентов с впервые выявленным саркоидозом органов дыхания в зависимости от пола и возраста
Примечание: здесь и далее * - p<0,05 при сравнении между группами.
При разделении пациентов на группы с 1-й и 2-й рентгенологическими стадиями процесса по Wurm выявлено, что типичные уровни признака «Тревога» в изучаемых статистических распределениях значимо различаются. Есть основания утверждать, что в группе со 2-й стадией типичный уровень признака «Тревога» стохастически больше, чем типичный уровень этого признака в группе с 1 стадией (p<0,05). Признак «Депрессия» в изучаемых статистических распределениях значимо не различается (табл. 2).
Таблица 2. Показатели психологического состояния у пациентов с впервые выявленным саркоидоз органов дыхания в зависимости от рентгенологической стадии процесса по Wurm
Мы также распределили результаты анкетирования по сроку постановки диагноза пациентам: до 1 месяца и свыше месяца. В группе с выставленным диагнозом в срок более 1 месяца (n2=32), средний ранг в которой равен 43,6, типичный уровень признака «Тревога» стохастически больше, чем типичный уровень этого признака в группе с диагнозом до 1 месяца (n1=32) (p<0,05), средний ранг в которой равен 21,3, и типичный уровень признака «Депрессия» стохастически больше, чем типичный уровень этого признака в группе с выставленным диагнозом до 1 месяца (p<0,05), средний ранг в которой равен 21 (табл. 3).
Таблица 3. Показатели психологического состояния у пациентов с впервые выявленным СОД в зависимости от сроков постановки диагноза
При изучении результатов анкет через 6 и 12 месяцев выявлено, что типичные уровни признака «Депрессия» и «Тревога» значимо различаются в группах пациентов, получавших системные глюкокортикоиды (СГК) и получавших альтернативное лечение (пентоксифиллин, плаквенил, витамин Е). В группе «Лечение СГК» типичный уровень признака «Депрессия» стохастически больше, чем типичный уровень этого признака в группе «Лечение 2» (p<0,05). Признак «Тревога» стохастически больше группе «Лечение СГК», чем типичный уровень этого признака в группе «Лечение 2» (p<0,05) (табл. 4).
Таблица 4. Показатели психологического состояния у пациентов саркоидозом органов дыхания в зависимости от назначенной схемы терапии
Выводы
1. У пациентов с саркоидозом изначально превышен уровень тревоги и депрессии по сравнению с группой контроля (p<0,05).
2. Уровень тревоги выше при второй рентгенологической стадии процесса заболевания (p<0,05).
3. Выявлены гендерные различия: уровень тревоги и депрессии у женщин выше, чем у мужчин (p<0,05).
4. В возрастной группе пациентов свыше 40 лет процент клинически значимой депрессии выше, чем у пациентов до 40 лет (p<0,05).
5. На фоне проводимой терапии системными глюкокортикоидами уровень тревоги и депрессии выше, чем при проведении терапии альтернативной группой препаратов (пентоксифиллин, плаквенил, витамин Е) (p<0,05).