Типологические особенности сердечного ритма и интеллекта у медицинских работников, склонных к рискованному поведению

Волгоградский государственный медицинский университет

Актуальность. Среди видов профессионального отбора психофизиологический занимает особое место, что связано с тем, что психофизиологические свойства человека могут количественно выражать важные для определённой профессии индивидуальные качества и обладать высокой прогностичностью [8, 10].

Профессиональная деятельность медицинских работников зачастую осуществляется в условиях риска, что определяет проблему предотвращения рискованного поведения как одну из центральных в психофизиологии поведения [7,12]. Возможность определения скрытой направленности к рискованному поведению связана с наличием тесной взаимосвязи склонности к риску с состоянием эмоционально-мотивационной сферы человека [4].

В условиях профессиональной деятельности, медицинские работники сталкиваются с необходимостью оценки вероятности неблагоприятного исхода ситуации [9]. Это придаёт актуальность поиску критериев профессионального отбора лиц для медицинских профессий, а также критериев контроля качества специальной подготовки медицинских кадров [6].

Одним из важных качеств эффективного выполнения работы практически любого профиля является эмоциональный интеллект, который в настоящее время широко используется в практике профессионального отбора лиц для немедицинских профессий, но может быть использован в качестве критерия профессионального отбора для медицинских работников [11].

Индивидуально-типологические свойства личности находятся в тесной взаимосвязи с состоянием адаптационных механизмов и в частности с состоянием вегетативной регуляции сердечного ритма. Согласно имеющимся исследованиям, лица с низким интеллектуальным уровнем имели неоптимальную вегетативную регуляцию умственной деятельности. У лиц с высоким уровнем развития интеллекта в результате нагрузочных проб отмечался рост интеллектуального показателя [3].

Исследования в сфере некоторых немедицинских профессий показывают, что лица, склонные к рискованному поведению, дольше других и с большими трудностями овладевают той или иной деятельностью, чаще допускают ошибки, являются виновниками возникновения нестандартных ситуаций и, в целом, обладают меньшей надёжностью в работе [2].

Цель работы явилось установление закономерностей влияния показателей сердечного ритма, а также эмоционального и психометрического интеллекта на склонность медицинских работников к рискованному поведению во время профессиональной деятельности.

Методика исследования. В исследовании принимали участие 214 медицинских работников, из которых 139 человек (64,9%) составили лица женского пола и 75 человек (35,1%) - лица мужского пола. Все участники на момент включения в исследование имели возраст от 25 до 40 лет и стаж работы в области медицины не менее 3-х лет. По данным предварительного медицинского осмотра все обследованные были признаны относительно здоровыми.

Типологические особенности эмоционального и психометрического интеллекта определялись по значениям коэффициента общего эмоционального интеллекта (EQ) и коэффициента общего психометрического интеллекта (IQ) соответственно, измеряемых по адаптированным методикам Ж.‑М. Беар [1], с последующим выделением таких типов EQ и IQ, как высокий, средний и низкий.

Для изучения вариабельности сердечного ритма нами использовался спектральный анализ с помощью быстрого преобразования Фурье [5].

Для оценки склонности к рискованному поведению нами использовался риск-тест по методике Шуберта [4].

Результаты исследования и обсуждение. Все участники исследования по результатам теста на определение уровня склонности к рискованному поведению были разделены на 3 группы: 1) лица с наименьшей склонностью к риску (группа минимального риска); 2) лица со средней склонностью к риску (группа умеренного риска); 3) лица, склонные к рискованному поведению (группа максимального риска).

Количество медицинских работников, склонных к рискованному поведению составило 15%. Наибольшее количество или 45% обследованных составили лица со средним уровнем склонности к риску. Это свидетельствует об осознании ими меры персональной ответственности за выполняемые действия и возможные последствия необоснованного риска. Представители данной группы допускают возможность собственного рискованного поведения только в тех условиях, когда риск является обоснованным. 40% обследуемых составили лица с минимальной склонностью к рискованному поведению.

В табл. 1 представлены результаты теста по определению склонности к риску. В связи с тем, что показатели эксцесса и асимметрии сравниваемых выборок приближаются к нулю, нами был сделан вывод о нормальности распределения данных выборок и для оценки различий между ними был использован параметрический критерий - t-критерий Стьюдента.

Таблица 1. Результаты теста на определение склонности к риску (t-критерий Стьюдента)

Таблица 1. Результаты теста на определение склонности к риску (t-критерий Стьюдента)

Примечания: здесь и далее * достоверные различия с группой умеренного риска (p≤0,05); ** достоверные различия с группой максимального риска (p≤0,05).

Как следует из табл. 1, итоговый результат теста на склонность к рискованному поведению для группы максимального риска на 26,5% достоверно больше соответствующего результата для группы умеренного риска (p≤0,05). Кроме того, склонность к рискованному поведению в группе умеренного риска на 32,5% больше, чем в группе минимального риска (p≤0,05).

Таким образом, результат теста на определение склонности к рискованному поведению значительно возрастает при переходе от группы минимального риска к группе умеренного риска, а также менее значительно возрастает при переходе от группы умеренного риска к группе максимального риска.

В табл. 2 представлены данные по определению достоверности различий по уровню интеллекта между группами лиц с различной склонностью к рискованному поведению.

Таблица 2. Показатели эмоционального и психометрического интеллекта в группах, обследованных с различной склонностью к риску (t-критерий Стьюдента)

Таблица 2. Показатели эмоционального и психометрического интеллекта в группах, обследованных с различной склонностью к риску (t-критерий Стьюдента)

Как следует из табл. 2, лица со средним показателем EQ составили 51,4% от всех обследованных. Достоверные отличия выявлены между группой максимального риска и группой умеренного риска по уровню общего и социального EQ, а также общего и математического IQ. Уровень общего EQ достоверно выше на 11,4% в группе с максимального риска по сравнению с группой умеренного риска. Уровень социального EQ в группе максимального риска достоверно выше на 8,3%, чем в группе умеренного риска. В группе максимального риска по сравнению с группой умеренного риска уровень общего IQ достоверно выше на 52,1%, а математического IQ достоверно ниже на 21,7% (p≤0,05).

Кроме того, достоверные отличия выявлены между группой умеренного риска и группой минимального риска по уровню общего IQ, который в группе минимального риска оказался достоверно выше, чем в группе умеренного риска на 67,8%. По уровню логического IQ показатели в группе минимального риска были достоверно ниже по сравнению с группой умеренного риска на 1,3%. Также в группе минимального риска по сравнению с группой умеренного риска уровень вербального IQ оказался достоверно выше на 17,6% и математического IQ достоверно ниже на 18,8% (p≤0,05).

Далее нами проводилась оценка достоверности различий показателей спектрального анализа сердечного ритма в условиях относительного покоя у лиц с разной склонностью к рискованному поведению (табл. 3).

Таблица 3. Показатели спектрального анализа сердечного ритма в условиях относительного покоя в группах обследованных с различной склонностью к риску

Таблица 3. Показатели спектрального анализа сердечного ритма в условиях относительного покоя в группах обследованных с различной склонностью к риску

Примечание: TР - total power, суммарная мощность спектра вариабельности ритма сердца (ВРС), VLF - very low frequency, сверхнизкочастотный компонент спектра ВРС, LF - low frequency, низкочастотный компонент спектра ВРС, HF - high frequency, высокочастотный компонент спектра ВРС, LF norm - нормализованное значение низкочастотной составляющей спектра, HF norm - нормализованное значение высокочастотной составляющей спектра, %HF и %LF - относительные показатели низкочастотного и высокочастотного компонентов спектра ВРС, LF/HF - соотношение низкочастотного компонента спектра к высокочастотному спектру (коэффициент вагосимпатического взаимодействия), ЧД - частота дыхания, KRS - cardio-respiratory system, показатель кросс-корреляции сердечного и дыхательного циклов.

По результатам исследования группа с максимальной склонностью к риску по сравнению с группой умеренного риска имела значение общей мощности спектра (TP) на 79,2% меньше, что свидетельствует о меньшей активности регуляторных систем и меньших адаптационных резервах организма. Показатель мощности в очень низкочастотном диапазоне (VLF) в группе максимального риска оказался на 65,0% меньше, чем в группе умеренного риска, что отражает меньшее влияние высших вегетативных центров на сердечно-сосудистый подкорковый центр, а также состояние нейрогуморального и метаболического уровней регуляции. Показатель мощности в низкочастотном диапазоне (LF) в группе максимального риска на 79,2% меньше, чем в группе умеренного риска, что говорит о меньшем влиянии на сердечный ритм тонуса симпатического отдела, а показатель мощности в высокочастотном диапазоне (HF) оказался на 98,1%, меньше, что свидетельствует о меньшем влиянии дыхательных движений и вагусного контроля сердечного ритма. Кроме того, значение LF/HF в группе максимального риска было в среднем на 57,1% больше, чем в группе умеренного риска, что отражает лучший баланс симпатических и парасимпатических влияний на сердечный ритм.

Группа с умеренной склонностью к риску в сравнении с группой минимального риска имела достоверно большее значение высокочастотного показателя сердечного ритма (%HF) — на 16,4%, частоты дыхания (ЧД) — на 11,2% и показателя KRS — на 17,1%.

Группа с минимальной склонностью к риску имела на 25,6% более высокое значение показателя мощности в очень низкочастотном диапазоне (VLF) по сравнению с группой с умеренной склонностью к риску, что отражает большее влияние высших вегетативных центров на сердечно-сосудистый подкорковый центр.

Заключение. На основании данного исследования было выявлено, что лица, склонные к рискованному поведению, составляют минимальный процент среди обследованных медицинских работников (15%). В то же время медицинские работники с умеренной склонностью к риску и минимальной склонностью к риску составляют 45% и 40% обследованных, соответственно.

Для лиц, склонных к максимальному риску, характерно наличие более высокого общего уровня эмоционального интеллекта, уровень которого на 11,4% выше, а также уровня социального EQ на 8,3%, чем в группе умеренного риска. По-нашему мнению, это связано с тем, что в условиях риска у медицинского работника возникает необходимость включать все механизмы адаптации для достижения наилучшего результата с наиболее благоприятным исходом. Медицинский работник вынужден опираться не только на свои личные знания и логическое мышление, но также на оценку ситуации и принятие правильного решения, опираясь на действия и реакции других участников данных обстоятельств с помощью эмоционального интеллекта.

Лица, склонные к рискованному поведению, характеризуются в среднем на 79,2% меньшей активностью регуляторных систем и меньшими адаптационными резервами, на 65,0% меньшим влиянием высших вегетативных центров на сердечно-сосудистый подкорковый центр, на 79,2% меньшим влиянием на сердечный ритм тонуса симпатического отдела, на 98,1%, меньшим влиянием дыхательных движений и вагусного контроля сердечного ритма по сравнению с лицами с умеренной склонностью к риску.

Кроме того, группа умеренного риска характеризуется на 57,1% лучшим балансом симпатических и парасимпатических влияний на сердечный ритм по сравнению с группой умеренного риска.

Группа лиц с минимальной склонностью к риску характеризуется на 25,6% большим влиянием высших вегетативных центров на сердечно-сосудистый подкорковый центр по сравнению с группой с умеренной склонностью к риску.

Полученные результаты являются дополнением к физиологической интерпретации понятия эмоционального интеллекта, традиционно используемого в практике профессионального отбора.

Список использованных источников:

  1. Два теста: узнайте ваши IQ и EQ / Ж.-М. Беар, Н. Евсикова, К. Андре, К. Киселева // Psychologies (приложение), 2007. № 18. - С. 24-33.
  2. Белозерских A.B. Факторы, определяющие высокий уровень эффективности развития профессионально важных интеллектуальных способностей специалистов ГПС МЧС России в процессе блочно-модульного обучения в вузе // Актуальные проблемы профессиональной деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта: сб. науч. тр. молодых ученых. - СПб.: СПБГПУ, 2010. - № 6. - Ч. 1. - С. 12-22.
  3. Булатецкий С.В. Особенности корреляционных плеяд спектральных показателей вариабельности сердечного ритма в группах с разной успешностью профессионального обучения // Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, 2003. - Серия «Медицина». – Вып. № 5 (581). - С. 21-23.
  4. Ценность и мотивация риска у представителей разных поколений / М.А. Кленова, Р.М. Шамионов // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова [Психологические науки]: Акмеология образования, 2009. - Т. 15. - №3. - С. 60-63.
  5. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода. - Иваново, 2000. - 200 с.
  6. Петровская, А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ярославль, 2007. - 25 с.
  7. Семина Т.В. Факторы способные повлиять на личность медицинского работника и их социальная значимость в обществе // Казанская наука, социологические науки. - Казань: Казанский Издательский Дом, 2011. - №8. - С. 352-357.
  8. Скалин Ю.Е. Профессиональный психологический отбор оперативных сотрудников уголовного розыска: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2009. - 17 с.
  9. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
  10. Цвигайло М. А. Военно-профессиональная адаптация курсантов с разной категорией профессионального психологического отбора к условиям обучения в военном авиационном институте радиоэлектроники: Автореф. дис. … канд. мед. наук. - Саратов, 2010. - 21 с.
  11. Цветков Ю. В. Психофизиологические критерии профессионального психологического отбора кандидатов на должности воспитателей в военные училища и кадетские корпуса МО РФ: Дис. … канд. мед. наук. – СПб., 2010. - 160 с.
  12. The Model of Human Occupation’ in Willard and Spackman’s Occupational Therapy / G. Kielhofner, K. Forsyth, J. Kramer, J. Melton, E. Dobson, 2009. - Lippincott Williams and Wilkins. - P. 446-461.