Качество жизни детей с атопическим дерматитом в подростковом возрасте

Ижевская государственная медицинская академия

Актуальность. Исследования свидетельствуют о росте аллергической патологии во всех регионах мира [4]. Среди аллергических заболеваний атопический дерматит (АД) и бронхиальная астма наиболее часто регистрируются [3]. АД относится к хроническим заболеваниям, сопровождается поражением кожи и других органов, требует ограничений в питании, постоянного лечения, все это отражается на жизни семьи, самого пациента. Указанные проблемы усиливаются в подростковом возрасте [3,6]. С целью выявления основных нарушений при различных заболеваниях, разработки реабилитационных мероприятий в последние годы широкое распространение получила методика изучения качества жизни (КЖ) у пациентов [2]. КЖ - это многокомпонентная структура, которая описывает физические, духовные, социальные, психологические и функциональные аспекты благополучия и функционирования ребенка [5]. КЖ в педиатрии отличается от такового у взрослых, что обусловлено зависимостью детей от родителей, ровесников, одноклассников, а также развитием, демографическими факторами [1,2]. Возрастная детерминированность основных составляющих КЖ ребенка связана с тем, что если у взрослых показателями физической и социальной активности является профессиональная деятельность, поведение в обществе, то у детей подросткового возраста социальное функционирование проявляется в адаптации ребенка к школе, его взаимоотношениях со сверстниками, школьной успеваемости. Вместе с тем, субъективное восприятие ребенком особенностей своего функционирования, здоровья и КЖ является серьезным моментом для выявления особенностей его медико-биологической и социальной адаптации [7]. Определение КЖ наиболее информативный этап диагностики АД, независимо от периода заболевания [2]. Исследование КЖ подростков, страдающих АД, не проводилось, однако это необходимо для выявления наиболее чувствительных параметров КЖ, своевременной коррекции нарушений, повышения эффективности профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, совершенствования системы медико-социальной помощи детям [8].

Цель исследования: изучение особенностей КЖ подростков 13-18 лет, страдающих АД.

Материалы и методы. КЖ исследовано у 98 подростков 13-18 лет, страдающих АД легкой, средней и тяжелой степени тяжести (I группа, наблюдения) и у 73 подростков аналогичного возраста І и ІІ групп здоровья, без аллергических заболеваний (II группа, сравнения). Изучение проводилось путем анкетирования подростков и их родителей с использованием стандартизированного общего опросника Pediatric Quality of Life Inventory - PedsQL™4.0 Generic Core Scales (Varni J. et al., USA), возрастной блок 13-18 лет, детская и родительская формы. Статистическая обработка материала проводилась с помощью компьютерной программы Microsoft Office Excel. Производился расчет средней величины (М), стандартного отклонения (σ), средней ошибки (m). Для оценки достоверности различий показателей использовался критерий Стьюдента (t). Достоверными считали различия при уровне значимости p<0,05.

Результаты исследования. Исследование КЖ проведено в соответствии с принципами доказательной медицины, соблюдения методологии. При определении КЖ по опроснику PedsQL™4.0 оценивались параметры по 5 основным шкалам: «физическое функционирование» (ФФ), «эмоциональное функционирование» (ЭФ), «социальное функционирование» (СФ), «школьное функционирование» (ШФ), «психосоциальное здоровье» (ПСЗ) и общий балл (ОБ). Чем выше показатель ОБ - тем выше КЖ.

Показатель ОБ КЖ подростков с АД, по оценкам самих детей, был достоверно ниже, по сравнению со здоровыми подростками аналогичного возраста (табл.1).

Таблица 1. Показатели КЖ по оценке подростков с АД и подростков без АД

Таблица 1. Показатели КЖ по оценке подростков с АД и подростков без АД

Примечание: p - достоверность различий показателей подростков с АД и подростков без АД.

Разница показателя ОБ КЖ у детей I и II групп составила 14,9% (72,0±4,53 и 84,61±4,19 балла, соответственно). У подростков с АД выявлены достоверно более низкие показатели, по сравнению с детьми II группы по шкалам ЭФ, СФ, ПСЗ и ОБ.

 Значительное отклонение параметров отмечается по ЭФ, ШФ, СФ и ПСЗ.

Низкие показатели в группе подростков с АД по шкалам ЭФ (59,9±4,95 балла), ШФ (63,8±4,85 балла), СФ (80,5±4,0 балла) и ПСЗ (68,0±4,71 баллов) свидетельствуют о наличии у подростков таких эмоциональных реакций, как чувство страха, внутренней тревоги, эмоциональной напряженности. Данные показатели подтверждают наличие проблем в психосоциальной сфере в части межличностного общения, во взаимоотношениях с одноклассниками и сверстниками, а также нарушение ШФ, связанного с пропусками занятий по состоянию здоровья, затруднениями при выполнении заданий и усвоению школьной программы. Снижение данных показателей расценивается нами как непосредственное влияние заболевания на эмоциональный статус подростков с АД.

Показатели ФФ у подростков обеих групп по результатам самооценки и по оценке родителей находились на высоком уровне (ФФ 83,6±3,74 и 90,9±3.36 баллов по оценке подростков, и ФФ 82,6±3,8 и 88,23±3,77 баллов по оценке родителей) (табл.1-3). Большинство подростков не испытывали затруднений при выполнении повседневной обыденной физической нагрузки (ходьба пешком, бег, выполнение домашних обязанностей, самообслуживание). Вместе с тем, высокие показатели шкалы ФФ могут быть обусловлены как завышенной самооценкой своих физических способностей, так и повышенными требованиями к ребенку со стороны родителей.

Родители здоровых подростков и сами здоровые подростки практически одинаково оценили уровень КЖ (ОБ - 83,16±4,38 балла по оценке родителей, 84,61±4,19 балла - по самооценке) (табл. 2). Анализ полученных данных показал отсутствие достоверных отличий при характеристике одноименных параметров родительских и детских форм опросника, хотя в целом, можно сделать вывод, что родители здоровых подростков склонны незначительно занижать КЖ своих детей. Полученные результаты могут свидетельствовать о сопоставимости оценки большинства аспектов жизнедеятельности родителями и детьми.

Таблица 2. Показатели КЖ по оценке здоровых подростков и их родителей, n=73

Таблица 2. Показатели КЖ по оценке здоровых подростков и их родителей, n=73

Примечание: p - достоверность различий показателей здоровых подростков и их родителей.

Оценка КЖ подростков с АД, данная их родителями, отличается от результатов, полученных при самооценке подростками (табл. 3). Родители подростков, страдающих АД, склонны завышать КЖ своих детей.

Таблица 3. Показатели КЖ по оценке подростков с АД и их родителей, n=98

Таблица 3. Показатели КЖ по оценке подростков с АД и их родителей, n=98

Примечание: p - достоверность различий показателей подростков с АД и их родителей.

Достоверное отличие показателей в сторону завышения отмечаются по всем шкалам анкет родителей, за исключением шкал ФФ и ШФ. Вместе с тем, большинство родителей оценивают физический статус своих детей ниже, чем сами дети, полагая, что заболевание в большей степени влияет на уровень физической активности, способность выполнять повседневные дела из-за наличия болевого синдрома.

Наиболее выраженные различия выявлены по некоторым компонентам. Родители оценивают выше, чем дети, ЭФ, ПСЗ и РФ, т.е. компоненты, наиболее страдающие по оценкам больных подростков.

По ответам родителей прослеживается явная недооценка ЭФ и СФ детей, что свидетельствует о неадекватном восприятии родителями эмоционального благополучия по сравнению с субъективной самооценкой подростков, а также о недооценке влияния заболевания на КЖ.

Здоровые юноши и девушки одинаково высоко оценивают свое КЖ (табл. 4,5). Общий балл 82,0±6,9 балла и 84,0±5,5 балла, соответственно полу (p>0,05). По результатам самооценки КЖ юношами с АД и их здоровыми сверстниками, достоверных различий не выявлено (ОБ 79,8±5,9 баллов и 82,0±6,9 баллов, соответственно, p>0,05) (табл.4).

Таблица 4. Оценка КЖ, данная юношами 13-18 лет с АД и их здоровыми сверстниками

Таблица 4. Оценка КЖ, данная юношами 13-18 лет с АД и их здоровыми сверстниками

Примечание: p - достоверность различий показателей юношей с АД и их здоровыми сверстниками.

У девушек с АД показатели КЖ по многим шкалам были достоверно ниже, по сравнению со здоровыми сверстницами (табл.5). Общий балл составил 64,3±6,3 и 84,0±5,5, соответственно (p<0,05). Юноши с АД оценивают свое КЖ выше, чем девушки с АД. ОБ КЖ по оценке юношей составил 79,8 баллов, по оценке девушек - 64,3 балла (p<0,05). Различия в значениях параметров отмечаются по всем шкалам, однако ранговые места шкал не отличаются у юношей и девушек с АД.

Таблица 5. Оценка КЖ, данная девушками 13-18 лет с АД и их здоровыми сверстницами

Таблица 5. Оценка КЖ, данная девушками 13-18 лет с АД и их здоровыми сверстницами

Примечание: p - достоверность различий показателей девушек с АД и их здоровыми сверстницами.

Оценки КЖ, данные родителями юношей и девушек с АД, выше, чем оценки детей и не имели принципиальных отличий в зависимости от пола ребенка.

Выявлены отличия КЖ у подростков с АД в зависимости от степени тяжести заболевания. Полученные данные по результатам самооценки свидетельствуют о влиянии заболевания на КЖ подростков. Показатели КЖ подростков снижаются при нарастании степени тяжести АД. При тяжелом течении заболевания выявлены самые низкие значения показателей КЖ. Подростки с тяжелой степенью тяжести АД в большей степени акцентируют внимание на проблемах, связанных с психо-эмоциональной сферой жизни, а также ниже оценивают свои физические способности и возможности, чем их сверстники с АД легкой степени тяжести и сверстники без заболевания. Показатели ФФ, ЭФ, ШФ, ОБ КЖ подростков с АД тяжелой степени ниже аналогичных показателей ОБ КЖ подростков с АД легкой степени тяжести и подростков без АД.

Таким образом, проведенное исследование выявило зависимость КЖ подростков 13-18 лет от наличия АД. У подростков, страдающих АД КЖ ниже, чем у их здоровых сверстников. Выявлено, что КЖ девушек с АД ниже, чем у юношей с АД. Большинство родителей недооценивают влияние заболевания на КЖ своих детей, что отражается в более высокой оценке КЖ. Неадекватное восприятие родителями таких сфер жизни детей, страдающих АД, как эмоциональная, социальная, школьная могут усугублять дезадаптацию подростка и осложнять реабилитацию. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности включения оценки КЖ подростков с АД в перечень диагностических мероприятий с целью определения показаний для коррекции психосоциальной сферы (эмоционального, социального, школьного функционирования), а также для оценки эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий.

Список использованных источников:

  1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. - М., 2004. - 168 с.
  2. Винярская, И.А Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование): дис. … д-ра мед. наук. - М., 2008. - 322с.
  3. Мартынов А.А. Оценка качества жизни как критерий эффективности медицинского вмешательства у больных атопическим дерматитом: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2003. - 24 с.
  4. Мачарадзе Д.Ш. Атопический дерматит и пищевая аллергия. Что общего? // Лечащий врач. 2013. - №5. - С.12-16.
  5. Никитина Т.П. Разработка и оценка свойств русской версии опросника PedsQL для исследования качества жизни детей 8-18 лет: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2004. - 24 с.
  6. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в педиатрии. - М.: Издание Российской академии естественных наук, 2008. - 104 с.
  7. Равенс-Сиберер У., Экуэр П., Эргарт М. и др. Опросник для оценки качества жизни детей и подростков KIDSCREEN-27: результаты оценки психометрических свойств в ходе исследования в 13 европейских странах // Вестник Межнационального центра исследования качества жизни. — 2008. - №11-12.- С. 32-44.
  8. Татькова А.Ю. Оценка качества жизни и состояния здоровья подростков с помощью TACQOL: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2003. - 24 с.