Клинико-патогенетические взаимосвязи субклинического гипотиреоза и сердечно-сосудистой патологии

Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко

Актуальность. В настоящее время накоплены весомые доказательства связи патологии сердца с гипофункцией щитовидной железы (ЩЖ), как манифестной, так и субклинической [1-6]. Субклинический гипотиреоз (СКГ) встречается у 15,8 % женщин и у 6,7 % мужчин с ишемической болезнью сердца (ИБС) [7, 8]. При этом много внимания в работах отечественных и зарубежных авторов уделяется особенностям терапии гипотиреоза на фоне сердечно-сосудистой патологии [9-12, 15-16], для обоснования которой нужно четко выявить клинико-патогенетические взаимосвязи между клиническими, инструментальными и лабораторными показателями.

Цель работы − анализ особенностей клинического течения ИБС с сопутствующей артериальной гипертензией (АГ) у больных пожилого возраста с СКГ для повышения эффективности лечебно-профилактических мероприятий и качества жизни (КЖ) пациентов.

Материалы и методы. Всего в исследование включено было 163 пациента с диагнозом: ишемическая болезнь сердца (ИБС), стабильная стенокардия напряжения (ССН) II-III функционального класса (ФК) (табл. 1).

От каждого пациента было получено письменное информированное согласие на участие в исследовании. 107 пациентов имели субклинический синдром гипотиреоза (СКГ), 56 больных − нормальную функцию ЩЖ.

Таблица 1. Клиническая характеристика больных, включенных в исследование

Таблица 1. Клиническая характеристика больных, включенных в исследование

Диагноз ИБС, стабильной стенокардии напряжения устанавливался на основании типичной клинической картины и положительного результата нагрузочного теста. Артериальную гипертензию диагностировали по результатам офисного измерения артериального давления (АД) в соответствии с Национальными рекомендациями по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии 2004 г. [13] (табл. 2).

Холтеровское мониторирование ЭКГ проводили на аппарате «Валента» (Санкт-Петербург, Россия), длительность записи составляла 24 часа. Двумерная эхокардиография (ЭхоКГ) проводилась на эхокардиографе фирмы «Logiq-7» (Япония). Исследования проводились в соответствии с рекомендациями американского общества ЭхоКГ (1996 г.) [14].

Рассчитывались фракция выброса, линейные и объемные показатели левого желудочка (ЛЖ).

Таблица 2. Распределение больных ИБС в зависимости от наличия АГ, стадии заболевания и функции ЩЖ

Таблица 2. Распределение больных ИБС в зависимости от наличия АГ, стадии заболевания и функции ЩЖ

Уровень тиреотропного гормона гипофиза (ТТГ) (норма 0,3–4,0 мЕд/л) и свободного T4 (норма 10–25 пмоль/л) оценивали методом иммуноферментного анализа с использованием тест-систем фирмы «Диагностические системы» (Нижний Новгород) на иммуноферментном анализаторе фирмы «Оксис» (США). Забор крови осуществляли утром натощак до приема препаратов. Ультразвуковое исследование щитовидной железы проводили аппаратом «Vivid-3» (Израиль). Толерантность к физическим нагрузкам оценивали с помощью теста с шестиминутной ходьбой (ТШХ). Качество жизни (КЖ) больных ИБС оценивали с использованием методики SF-36. Статистический анализ полученных данных выполнен на персональном компьютере с использованием программы Statgraphics Plus 5.1.

Результаты и обсуждение. В табл. 3 представлены данные суточного мониторирования ЭКГ у больных ИБС в зависимости от функции ЩЖ. У пациентов, имевших СКГ, было выявлено достоверно больше эпизодов болевой и безболевой ишемии со снижением сегмента ST (5,1±0,12), чем у лиц с нормальной функцией ЩЖ (3,8±0,19) (t=9,40, p=0,0000). Сравниваемые группы также достоверно отличались по продолжительности эпизодов болевой и безболевой ишемии со снижением сегмента ST. В группе больных ИБС+СКГ средняя продолжительность эпизодов болевой и безболевой ишемии со снижением сегмента ST составила 80,5±0,81 мин, группе пациентов без нарушений тиреоидного гомеостаза − 71,2±1,07 мин (t=3,34, p=0,0011). Достоверных различий по количеству эпизодов безболевой ишемии с длительным (более 10 мин) снижением сегмента ST между сравниваемыми группами не выявлено (р>0,05). Достоверных различий между сравниваемыми группами по данным Эхо-КГ не обнаружено(p>0,05), за исключением ФВ ЛЖ.

Таблица 3. Результаты Холтеровского мониторирования ЭКГ у больных ИБС в зависимости от функции ЩЖ (M±m)

Таблица 3. Результаты Холтеровского мониторирования ЭКГ у больных ИБС в зависимости от функции ЩЖ (M±m)

Примечание: * - р<0,05 – различия статистически значимы до и после терапии.

 

Рис. 1. Средние значения ФВ ЛЖ и их 95%-ные доверительные интервалы у больных ИБС+СКГ (1) и у пациентов с ИБС (2).

Рис. 1. Средние значения ФВ ЛЖ и их 95%-ные доверительные интервалы у больных ИБС+СКГ (1) и у пациентов с ИБС (2).

ФВ ЛЖ была достоверно ниже у больных с СКГ, чем у пациентов с нормальной функцией ЩЖ. Среднее значение ФВ ЛЖ у больных с СКГ составило 53,61±0,69 мл, у пациентов с нормальной функцией ЩЖ − 58,01±0,96 мл (t= -2,94, p=0,0037) (рис. 1). В табл. 4 представлены средние значения систолического АД и диастолического АД у больных ИБС в зависимости от функции ЩЖ. Среднее значение диастолического АД было достоверно выше у пациентов с СКГ (99,4±0,91 мм рт. ст.), чем у лиц с нормальной функцией ЩЖ (90,1±1,23 мм рт ст.) (F=8,21, p=0,0031). Достоверных различий по уровню систолического АД между больными ИБС и СКГ и пациентами с ИБС и нормальной функцией ЩЖ не выявлено (табл. 4).

Таблица 4. Средние значения уровня систолического АД и диастолического АД у больных ИБС в зависимости от функции ЩЖ

Таблица 4. Средние значения уровня систолического АД и диастолического АД у больных ИБС в зависимости от функции ЩЖ

Примечание: САД – систолическое артериальное давление, ДАД - диастолическое артериальное давление.

 

Рис. 2. Средние значения и их 95%-е доверительные интервалы данных ТШХ у больных ИБС+СКГ (1) и у пациентов с ИБС (2).

Рис. 2. Средние значения и их 95%-е доверительные интервалы данных ТШХ у больных ИБС+СКГ (1) и у пациентов с ИБС (2).

Рис. 2 иллюстрирует толерантность к физической нагрузке у больных в зависимости от уровня ЩЖ. У лиц с СКГ толерантность к физической нагрузке была достоверно ниже (371,3±5,25 м), чем у больных ИБС без нарушений тиреоидного гомеостаза (398,1±10,9 м) (t=-2,31, p=0,0222).

Таким образом, СКГ у больных ИБС, стабильной стенокардией напряжения был связан с более тяжелым течением заболевания, которое проявляется в достоверно более высоком систолическом артериальном давлении, количестве эпизодов болевой и безболевой ишемии со снижением сегмента ST и количестве эпизодов болевой ишемии с длительным снижением сегмента ST, более длительной продолжительности эпизодов болевой и безболевой ишемии со снижением сегмента ST, а также достоверно более низкой фракцией выброса левого желудочка и толерантностью к физическим нагрузкам.

На рис. 3 представлены данные анкетирования с применением методики SF-36 107 больных ИБС и СКГ в сравнении с больными ИБС с нормальной функцией ЩЖ.

 

Рис. 3. Показатели КЖ больных ИБС+СКГ (1) и ИБС (2) (* - р<0,05 – различия достоверны между группами).

Рис. 3. Показатели КЖ больных ИБС+СКГ (1) и ИБС (2) (* - р<0,05 – различия достоверны между группами).

Средние значения шкал SF-36 колебались в диапазоне от 52,91±1,02 (шкала жизненной активности) до 67,52±0,97 балла (шкала социальной активности). Достоверные отличия выявлены между больными групп сравнения по шкалам: физическое функционирование (RF) (F=7,80, p=0,0062); ролевое физическое функционирование (RP) (F=3,98, p=0,0198), выраженность боли (BP) (F=7,54, p=0,0071); ролевое эмоциональное функционирование (RE) (F=7,05; p=0,0095); общее здоровье (GH) (F=40,30, p=0,0000); жизненная активность (VT) (F=6,11, p=0,0087); психическое здоровье (MH) (F=5,09, p=0,0261).

Таким образом, КЖ у пациентов с ИБС и СКГ, было достоверно ниже по основным шкалам методики SF-36, выявлено достоверное влияние субклинической гипофункции ЩЖ на физический и психический компоненты КЖ.

Выводы

1. Синдром субклинического гипотиреоза у больных ИБС, стабильной стенокардией напряжения был связан с более тяжелым течением заболевания, которое проявляется в достоверно более высоком количестве эпизодов болевой и безболевой ишемии со снижением сегмента ST и количестве эпизодов болевой ишемии с длительным снижением сегмента ST, более длительной продолжительности эпизодов болевой и безболевой ишемии со снижением сегмента ST, а также достоверно более низкой фракцией выброса левого желудочка и толерантностью к физическим нагрузкам.

2. Субклинический синдром гипотиреоза достоверно влияет на физический и психический компоненты КЖ больных ИБС, что проявляется более низкими значениями шкал методики SF-36 у пациентов с субклинической патологией ЩЖ.

Рис. 3. Показатели КЖ больных ИБС+СКГ (1) и ИБС (2) (* - р<0,05 – различия достоверны между группами).

Список использованных источников:

1. Качество жизни и особенности терапии субклинического гипотиреоза у больных ишемической болезнью сердца / А.В. Будневский, М.Ю. Каверзина // Прикладные информационные аспекты медицины. − 2011. − Т. 14, № 1. − С. 52-57.

2. Анализ клинического течения ишемической болезни сердца у больных с субклиническим гипотиреозом / А.В. Будневский, В.Т. Бурлачук, М.Ю. Каверзина // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. − 2010. − Т. 9, №1. − С. 87-89.

3. Гипотиреоз и сердечно-сосудистая патология // А.В. Будневский, В.Т. Бурлачук, Т.И. Грекова // Медицинский научный и учебно-методический журнал. − 2007. − № 38. − С. 80.

4. Гипотиреоз и нетиреоидные заболевания / А.В. Будневский, Т.И. Грекова, В.Т. Бурлачук. - Петрозаводск: Изд-во ИнтелТек, 2004.

5. Гипотиреоз и сердечно-сосудистая патология / А.В. Будневский, В.Т. Бурлачук, Т.И. Грекова // Клиническая и экспериментальная тиреоидология. − 2004. − Т. 2. − № 2. − С. 7.

6. Прогнозирование клинического течения ишемической болезни сердца у больных с субклиническим гипотиреозом / А.В. Будневский, М.Ю. Каверзина // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2011. − № 43. – С. 39-43.

7. Выраженность коронарного атеросклероза у больных ишемической болезнью сердца с различным функциональным состоянием щитовидной железы / А.Р. Волкова и др. // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии. – 2008.– № 3.–С.7-13.

8. Влияние лечения левотироксином субклинического гипотиреоза на показатели липидного спектра сыворотки крови / А.Р. Волкова, Д.К. Зайнуллина, Л.К. Зайнуллина // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии. – 2007.– № 1. – С.109-111.

9. Эффективность коррекции дисфункции щитовидной железы, вызванной длительным приемом амиодарона у пожилых с персистирующей фибрилляцией предсердий / Е.С. Дробышева, В.М. Провоторов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. − 2007. − Т. 6, № 4. −С. 872-875.

10. Качество жизни и особенности заместительной терапии субклинического гипотиреоза у больных ишемической болезнью сердца пожилого возраста / М.Ю. Каверзина, А.В. Будневский, В.Т. Бурлачук // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. − 2011. − Т. 10. − № 1. − С. 12-15.

11. Тиреоидные гормоны и нетиреоидная патология / В.М. Провоторов, Т.И. Грекова, А.В. Будневский // Российский медицинский журнал. − 2002. − № 5. − С. 30.

12. Клиническая оценка амиодарон-ассоциированной дисфункции щитовидной железы при лечении персистирующей фибрилляции предсердий / В.М. Провоторов, Е.С. Дробышева, Т.М. Селина // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. − 2007. − Т. 6, № 2. − С. 422-424.

13. Профилактика, диагностика и лечение артериальной гипертензии. Российские рекомендации (второй пересмотр). - М.: ВНОК, 2004.

14. Клиническая эхокардиография / Н. Шиллер, М. Осипов – М.: Мир, 2005. – 344 с.

15. Cabral M.D. Normal flow-mediated vasodilatation of the brachial artery and carotid artery intima-media thickness in subclinical hypothyroidism // Braz. J. Med. Biol. Res. –2009.–Vol.42, №5. – P.426-432.

16. Yun K.H. Relationship of thyroid stimulating hormone with coronary atherosclerosis in angina patients // Int. J. Cardiol. – 2007.–Vol. 122, №1. – Р. 56-60.