Эффективность традиционного лечения системных и местных иммунометаболических нарушений при аденомиозе

Курский государственный медицинский университет

Аденомиоз – патологический процесс, характеризующийся разрастанием ткани, родственной эндометрию, вне пределов слизистой оболочки матки [3]. Несмотря на многолетнюю историю его изучения, вопрос о происхождении и патогенезе аденомиоза по-прежнему остается спорным. В настоящее время все активнее внимание гинекологов и клинических иммунологов уделяется состоянию иммуно-метаболического статуса и роли нарушений в патогенезе аденомиоза [1, 2].

Имеются данные о повышенной миграции макрофагов в перитонеальную жидкость у больных аденомиозом, однако их способность к фагоцитозу снижена, что обусловлено повышенной секрецией простагландина E2 эктопическими очагами эндометрия [13, 14].

Также рядом исследований показано снижение активности натуральных киллеров в брюшинной полости при аденомиозе. Иммунный ответ при аденомиозе поляризован по Th2 типу, что обусловлено повышением продукции следующих цитокинов: ИЛ-4, ИЛ-6, ИЛ-10, ИЛ-18. Имеются данные как о снижении продукции гамма-интерферона, так и о его повышении при аденомиозе [1-3, 9, 12].

В связи с противоречивыми данными о нарушениях иммунометаболического статуса у пациенток с аденомиозом актуальным является исследование данных изменений на системном и местном уровнях и определение эффективности традиционного лечения в их коррекции.

Цель работы – установление эффективности традиционной фармакотерапии в коррекции нарушенных показателей иммунного и оксидантного статусов на системном и местном уровнях у пациенток с аденомиозом.

Материал и методы. Под постоянным наблюдением в МУЗ «Городская больница «Липецк-Мед»» г. Липецка и ОБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа» находилось 39 больных с верифицированным диагнозом аденомиоз 2 стадии. В качестве контроля исследовали периферическую кровь 18 здоровых женщин.

Диагноз устанавливался на основании анамнеза, данных клинических и инструментальных методов обследования. Включение больных в исследование осуществлялось на основании информированного согласия. Традиционное лечение пациенток с аденомиозом включало антибактериальную, противовоспалительную, антимикотическую терапию.

Лабораторные методы исследования крови проводились по общепринятым методикам при поступлении больных в стационар и 15-е сутки. При оценке гемограмм за основу брались физиологические нормы, соответствующие международной системе единиц (СИ) в клинических исследованиях [8].

Количественная оценка уровней ФНОα, ИЛ-6, ИЛ-8, ИЛ-4, ИЛ-2, ИЛ-10, рецепторного антагониста ИЛ-1 (РАИЛ), интерферона-γ (ИНФγ), С3, С, С5, С, С4-компонентов комплемента, фактора Н и С1-ингибитора (С1-инг.) в плазме крови и цервикально-влагалищном смыве проводилась с помощью тест-систем (ООО «Цитокин», г. Санкт-Петербург) методом твердофазного иммуноферментного анализа [7].

Оценивали интенсивность процессов перекисного окисления липидов (ПОЛ) по содержанию ацилгидроперекисей (АГП) и малонового диальдегида (МДА) [10]. Кроме этого, определяли активность каталазы [4], супероксиддисмутазы (СОД) [5], уровень стабильных метаболитов оксида азота и общую антиокислительную активность сыворотки крови (ОАА) [11]. Статистическую обработку результатов исследования проводили, используя непараметрические методы [6].

Результаты и обсуждение. У больных аденомиозом при поступлении в стационар в плазме крови выявлено повышение уровня провоспалительных цитокинов (ФНОα, ИЛ-6, ИЛ-8), ИНФγ и снижение уровня противовоспалительных (ИЛ-4, РАИЛ) цитокинов и ИЛ-2 (табл. 1).

Таблица 1. Показатели иммунометаболического статуса на системном уровне у больных аденомиозом на фоне проводимой терапии (M±m)

Таблица 1. Показатели иммунометаболического статуса на системном уровне у больных аденомиозом на фоне проводимой терапии (M±m)

Примечание: здесь и в табл. 2 звездочкой отмечены достоверные отличия средних арифметических (p < 0,05); цифры рядом со звездочкой – по отношению к показателям какой группы даны эти различия; ТЛ – традиционное лечение.

Кроме этого у данной категории пациенток при поступлении в плазме крови активируется система комплемента, о чем свидетельствует повышение уровня С3, С4, С5, С, С5а компонентов комплемента и их регуляторов – фактора Н и С1-ингибитора (табл. 1).

В плазме крови у пациенток с аденомиозом повышена концентрация продуктов перекисного окисления липидов (МДА и АГП), стабильных метаболитов оксида азота, снижена ОАА сыворотки и активность каталазы и СОД (табл. 1).

У больных аденомиозом в вагинально-цервикальном смыве повышен уровень провоспалительных цитокинов (ФНОα, ИЛ-6, ИЛ-8), ИЛ-4, ИНФγ, всех изученных компонентов комплемента и снижена концентрация РАИЛ, тогда как уровень ИЛ-2 не отличался от уровня здоровых доноров (табл. 2).

Таблица 2. Показатели иммунометаболического статуса на местном уровне у больных аденомиозом на фоне проводимой терапии (M±m)

Таблица 2. Показатели иммунометаболического статуса на местном уровне у больных аденомиозом на фоне проводимой терапии (M±m)

На местном уровне у пациенток с аденомиозом также как в плазме крови повышена концентрация МДА, АГП, стабильных метаболитов оксида азота и снижена ОАА, тогда как активность СОД и каталазы остается на уровне нормы (табл. 2).

На фоне проводимого комплексного лечения у пациенток с аденомиозом в плазме крови нормализуется концентрация ФНОα, ИЛ-2, С и С-компонентов системы комплемента, коррекция, но не до уровня здоровых доноров, концентрация ИЛ-6, ИЛ-8, РАИЛ, С3, С4-компонетов комплемента (табл. 1).

При этом использование традиционного комплексного лечения у больных аденомиозом не влияет на измененный уровень ИЛ-4, ИНФγ, С5-компонента комплемента (табл. 1).

Комплексное традиционное лечение у пациенток с аденомиозом оказывает корригирующее влияние на уровень продуктов ПОЛ, активность каталазы, уровень стабильных метаболитов оксида азота, но не до уровня нормы, не влияя на ОАА сыворотки крови (табл. 1).

Использование традиционного комплексного лечения у пациенток с аденомиозом в вагинально-цервикальном смыве полностью нормализуется лишь уровень С5-компонента системы комплемента и частично концентрация МИЛ-6, ИЛ-8, ИНФγ, С3, С-компонентов системы комплемента (табл. 2).

Кроме этого на фоне традиционного комплексного лечения у пациенток с аденомиозом на местном (локальном) уровне еще больше возрастает концентрация ИЛ-4, РАИЛ, С, С1-ингибитора и остается на прежнем уровне концентрация ФНОα, ИЛ-2, С4-компонента системы комплемента (табл. 2).

Применение традиционного комплексного лечения у пациенток с аденомиозом позволило на местном уровне нормализовать уровень продуктов ПОЛ и ОАА сыворотки, корригировать уровень стабильных метаболитов оксида азота и повысить активность СОД и каталазы (табл. 2).

Следовательно у пациенток с аденомиозом на момент поступления в стационар выявлено повышение уровня провоспалительных цитокинов и активация системы комплемента при снижении концентрации противовоспалительных цитокинов, накопление продуктов ПОЛ, снижение активности ферментов антиоксидантной защиты как на системном уровне (в крови), так и на местном (в цервикально-влагалищном смыве) уровне.

Таким образом, у больных с эндометриоидными поражениями наблюдаются признаки аутоиммунизации, что проявляется активацией системы комплемента и провоспалительного сдвига цитокиновго звена иммунитета, приводящие к ослаблению иммунного контроля, которые создают условия для имплантации и развития функциональных очагов эндометрия вне их нормальной локализации [1, 2].

При этом эффективность традиционной фармакотерапии в отношении нарушенных показателей иммунометаболического статуса как на системном так и на местном уровне оставляет желать лучшего, особенно это касается показателей на системном уровне, что требует апробирование дополнительных средств и способов фармакологической коррекции.

Список использованных источников:

  1. Качалина Т.С., Стронгин Л.Г., Семерикова М.В., Андосова Л.Д. Окислительный стресс при наружном генитальном эндометриозе в сочетании с гипотиреозом// Медицинский альманах. – 2010. - №3. – С. 113.-117.
  2. Колесникова Л.И., Ермолова Е.В., Сутурина Л.В. и др. Характеристика процессов свободнорадикального окислениям липидов у больных с наружным генитальным эндометриозом и эндометриоз-ассоциированным бесплодием// Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – 2005. - №5 (43). – С. 47-49.
  3. Кононов А.В., Мозговой С.И., Мозговая Е.И., Новиков Д.Г. Эндометриоз: теории происхождения// Омский вестник. – 2009. – №1(65). – С. 32-36.
  4. Королюк М.А., Иванова Л.И., Майорова И.Г. Метод определения активности каталазы// Лаб. дело. – 1988. - №1. – С. 16-19.
  5. Костюк В.А., Костюк В.А., Потапов А.Н., Ковалева Ж.В. / Простой и чувствительный метод определения супероксиддисмутазы, основанный на реакции окисления кверцетина// Вопр. мед. химии. – 1990. - № 2. – С.88-91.
  6. Лакин Г.Ф. Биометрия. – М.: Высшая школа, 1980. – 243 с.
  7. Лесков В.П., Чередеев А.Н., Горлина Н.К., Новоженов В.Г. Клиническая иммунология для врачей. – М., 1997. – 120 с.
  8. Меньшиков В.В. Лабораторные методы исследования в клинике. – М.: Медицина, 1987. – 365 с.
  9. Павлов Р.В., Стариченко Л.В., Акобджанян А.А. Особенности локального обмена цитокинов у больных наружным генитальным эндометриозом// Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2008. - №3. – С. 48-52.
  10. Стальная И.Д., Гаришвили Т.Г. Метод определения малонового диальдегида с помощью тиобарбитуровой кислоты// Современные методы в биохимии. – М.: Медицина. – 1977. – С.67-69.
  11. Юдина Е.А., Конопля А.А., Лазарев А.И. и др. Использование лонгидазы в лечении обострений хронического сальпингоофорита // Курский науч.-прак. вест. «Человек и его здоровье». – 2008. – № 3. – С. 104-110.
  12. Kinkel K., Frei K.A. Diagnosis of endometriosis with imaging: a review// Eur. Radiol. – 2006. – P. 1323–1329.
  13. Schindler A.E. Pathophysiology, diaqnosis and treatment of endometriosis// Minevra Ginecol. – P. 419–435.
  14. Vigano P., Parazzini F., Somigliana E. Endometriosis: epidemiology and aetiological factors// J. Obstet. And Gynaecol. – 2004. – №18. – P. 177–200.