Некоторые особенности искусственного прерывания беременности в современных условиях

Тверская государственная медицинская академия

Охрана и укрепление здоровья людей является одной из основных задач любого цивилизованного государства. Определенная роль в решении этой проблемы принадлежит медицинским работникам, в том числе и представителям социальной гигиены и организации здравоохранения, поскольку на основе оценки здоровья населения должна определяться политика, как всего социального развития общества, так и здравоохранения в частности.

Искусственное прерывание нежелательной беременности является одним из наиболее значимых медико-социальных факторов, оказывающих негативное влияние на репродуктивное здоровье женщин [8,9].

К изменению репродуктивного поведения привели относительно высокий уровень благосостояния населения, широкое вовлечение женщин в общественное производство, их новые социальные роли, рост уровня образования и культуры, распространение медицинских знаний, развитие средств массовых коммуникаций, в том числе и интернет [4].

В основе продолжения рода лежат репродуктивная установка и регулирование рождаемости, значение которых можно определить следующим образом: репродуктивная установка - стратегия, а контрацепция и искусственный аборт - тактика репродуктивного поведения [3].

Учитывая особую актуальность проблемы искусственного прерывания беременности, широкое распространение абортов, настоятельную необходимость разработки мероприятий по их профилактике, было проведено углубленное, комплексное изучение этих вопросов на территории Тверской области в 2009 – 2010 г. Медико-социальные аспекты искусственных абортов изучались среди женщин, проживающих в разнотипные населенных пунктах области: областном центре - г. Твери с населением в 2010 г. 404,1 тыс.человек, наиболее типичных районных центрах с общим населением около 120 тыс. человек и сельских поселениях области с численностью населения около 100 тыс. человек.

Таким образом, оказалось возможным сравнить влияние некоторых факторов на искусственное прерывание беременности в зависимости от условий проживания женщин. Полученные результаты сравнимы с данными подобного исследования, выполненного кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения Тверского государственного медицинского института на тех же территориях в 1982 г.

Представительность выбранных населенных пунктов доказывается тем, что возрастной состав женщин фертильного возраста в отобранных населенных пунктах и в целом по области по данным переписи населения, практически одинаков.

Ответы на интересующие вопросы фиксировались в анонимной анкете самими женщинами, поступившими на операцию по искусственному прерыванию беременности. Медицинский персонал гинекологических отделений, а также ординаторы, проводившие исследование, были соответствующим образом проинструктированы о правилах заполнения анкет и проводили первичный контроль за правильностью ответов. Этим объясняется хорошее качество заполненных анкет.

Были проанализированы анкеты на более 350 женщин, совершивших аборты. Вопросов (факторов), учтенных при анализе было 45. В качестве основного метода исследования был использован многомерный статистический анализ [1,2,6] и методы расслоения выборки Кокрена [5].

Как видно из табл. 1, наиболее часто прерывание беременности в 2010 г. городах Тверской области наблюдалось среди женщин в возрасте 20-24 лет, тогда как в Твери в более старшем возрасте - 25-29 лет. Аналогичное положение наблюдалось и в 1982 г. С дальнейшим увеличением возраста женщин интенсивность абортов быстро уменьшается. Более наглядно это представлено на рис. 1.

Таблица 1. Частота искусственных абортов среди женщин Тверской области в 2009-2010 г.

Таблица 1. Частота искусственных абортов среди женщин Тверской области в 2009-2010 г.

Из табл. 1 также видно, что если в городах Тверской области возраст максимальной частоты абортов совпадает с возрастом максимальной плодовитости (20-24 года), то в условиях города максимальная частота абортов фиксируется в более старшем возрасте (25-29 лет) по сравнению с возрастом максимальной плодовитости городских женщин, равным, как и на селе, 20-24 года.

По нашим данным, из всех женщин, поступивших в гинекологические отделения для прерывания беременности по собственному желанию, пользовались какими-либо методами контрацепции в Твери 46%, а в районных центрах - 45,8%, в сельской местности – 42,2%. При этом доля женщин, неудачно предохранявшихся от беременности, наименьшая в возрасте до 20 лет, что вполне объяснимо. С возрастом женщин в городах этот показатель заметно увеличивается, достигая максимума к концу плодовитого периода. В тоже время, в сельской местности частота предохранения от беременности среди имевших аборты достигает максимума в возрасте 35-39 года, а в дальнейшем этот показатель имеет тенденцию к снижению (табл. 2). Видимо, сельские женщины в возрасте после 35 лет не только не обучены эффективным методам предохранения от беременности, но и не имеют четкого представления о существовании таких методов.

Таблица 2. Частота предохранения от беременности женщин, поступивших для операции аборта в 2009 г., предохраняясь от неё (в %)

Таблица 2. Частота предохранения от беременности женщин, поступивших для операции аборта в 2009 г., предохраняясь от неё (в %)

Таким образом, как для сельских поселений, так и для городских стоит весьма острая проблема повышения эффективности предохранения женщин от нежелательной беременности. Цифры, приведенные в табл. 2, свидетельствуют о том, что в работе по профилактике абортов следует избрать путь не столько пропаганды средств контрацепции, сколько целенаправленному и обязательно индивидуальному обучению женщин применению противозачаточных средств.

Определенный интерес представляет зависимость между причинами непредохранения женщин от нежелательной беременности и уровнем их образования. Как показывают данные табл. 3, независимо от типа поселения, с увеличением уровня образования уменьшается доля женщин, назвавших причиной непредохранения от беременности недостаток информации по данному вопросу. В то же время заметна тенденция со стороны более высокообразованных женщин чаще называть причиной непредохранения от беременности неудобство в их использовании.

Таким образом, общую информацию по вопросам предохранения от беременности эти женщины имеют, но не получали конкретных индивидуальных рекомендаций по этому вопросу.

Таблица 3. Причины, по которым женщины, имевшие аборты в 2009 г., не предохранялись от беременности в зависимости уровня образования (в % к итогу)

Таблица 3. Причины, по которым женщины, имевшие аборты в 2009 г., не предохранялись от беременности в зависимости уровня образования (в % к итогу)

Примечания: нач. - начальное и незаконченное среднее образование; ср. - среднее и среднее специальное образование; вш. - незаконченное высшее и высшее образование.

Особый интерес на современном этапе развития общества (в свете принятых Президентом и Правительством страны решений по улучшению демографической ситуации) представляет собой исследование причин побудивших женщин к прерыванию беременности.

С целью получения достоверных данных исследование проводилось в областном центре, городах области и сельских поселениях. Полученные результаты для наглядности сведены в одну диаграмму.

Имеющийся статистический материал достаточно обширен. Поэтому, несмотря на то, что располагаемые в нем оценки факторов, принимающие значения или ноль или целое число, по своей природе дискретны, допускается возможность рассматривать их как действительные случайные числа [7], распределенные среди субъектов оценивания (женщин, сделавших аборт) по нормальному закону с математическим ожиданием, равным:

где  – значение i-го фактора в выборке; N – объем выборки.

Рис. 1. Причины абортов.

Рис. 1. Причины абортов.

Анализируя данные, полученные в ходе исследования, можно сделать несколько выводов.

В областном центре, городах и сельских поселениях Тверской области основные факторы прерывания беременности практически одинаковы (V20д, V29а), в основном это социальные причины. Кроме того, респонденты из всех мест проживания указывали одинаковыми причинами прерывание беременности такие, как: жилищные условия, отношения между членами семьи, семейный бюджет и отсутствие мужа (V14, V24, V29г, V29в).

Для женщин, проживающих в сельской местности, кроме того, основными факторам прерывания беременности является отсутствие дошкольных детских учреждений, а также нежелание устроить ребенка в детское учреждение (V29б).

В Твери основными факторами прерывания беременности являются отсутствие детских дошкольных учреждений, а также невозможность устроить ребенка в имеющиеся (V20д, V20б, V29а).

Исследование показало, что многие женщины фертильного возраста психологически неустойчивы: после рождения мертвого плода женщина сознательно идет на операцию по прерывания беременности из-за страха повторения печального опыта.

Характерной особенностью, выявленной в ходе исследования, для всех женщин явилось то, что они желают создать для себя наилучшие условия жизни и в связи с этим стремятся не увеличивать состав семьи. Кроме того, замужние женщины считают, что количественный состав семьи уже полностью сформирован, нарушать привычный ход жизни нет желания, возможно, сформированы стереотипы о количественном составе детей в семье и потому не видят смысла иметь больше детей, и, как следствие, они идут на аборт (V20н, V29о).

Исходя из вышесказанного, с целью снижения количества абортов в Тверской области, к разработанным и проводимым специалистами Министерства здравоохранения мероприятиям необходимо уделить внимание профилактическим мерам.

К таким мерам можно отнести следующее:

- правильная организация санитарно-просветительной работы по вопросам регулирования беременности в женских консультациях;

- организация выставок и продаж противозачаточных средств и средств контрацепции в женских консультациях, в здравпунктах и комнатах личной гигиены;

- особое внимание следует обратить на мужскую аудиторию, работу с молодоженами, с учащимися старших классов школ, колледжей, высших учебных заведений;

- проведение конференций, семинаров и круглых столов по актуальной в настоящее время проблеме, с раздачей просветительной медицинской литературы;

- привлекать компании-производители средств контрацепции для участия в мероприятиях по профилактике абортов;

- организовать работу по выявлению женщин с нарушениями психики после выкидышей и рождения мертвых плодов с целью психологической поддержки;

- проводить социологические исследования среди женщин фертильного возраста с целью выявления причин, побудивших прибегнуть к операции по искусственному прерыванию беременности.

Эту работу следует проводить совместно с Областным клиническим перинатальным центром, Центром специализированных видов медицинской помощи им. В.П. Аваева, центрами планирования семьи, центрами здоровья, а также с комитетом по социальной политике Молодежного Правительства Тверской области при Губернаторе.

Список использованных источников:

  1. Барсегян А.А., Куприянов М.С., Степаненко В.В., Холод И.И. Технологии анализа данных: Data Mining, Visual Mining, OLAP. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
  2. Барсегян А.А. , Куприянов М.С., Степаненко В.В., Холод И.И. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining,. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
  3. Заболотняя В.И. Репродуктивное здоровье и поведение женщин Юга России. – СПб., 2000.
  4. Капрухин Е.В. Комплексная социально-гигиеническая оценка репродуктивно-демографических процессов сельского населения Республики Татарстан: Дис. … канд. мед. наук. – Казань. 1998.
  5. Кокрен У. Методы выборочного исследования. − М.: Статистика, 1976.
  6. Кэндалл М., Стюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. − М.: Наука, 1976.
  7. Феллер В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. Т.1. − М.: Мир, 1984.
  8. Фролова О.Г., Волгина В.Ф., Астахова Т.М., Николаева Е.И., Гатина Т.А. Аборт (медико-социальные и клинические аспекты). – М.: «Триада – Х», 2003. – С. 153.
  9. Шарапова О.В. Материнская смертность в Российской Федерации и перспективы ее снижения: Автореф. дис. … д-ра мед. наук – М., 2003.