Влияние трансцеребральной интерференцтерапии на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниково-яичниковую систему у женщин, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Пятигорский научно-исследовательский институт курортологии

Ведущую роль в патогенезе узловых форм мастопатии (УФМ) занимают функциональные нарушения лимбико-ретикулярного комплекса (ЛРК), гипоталамо-гипофизарно-надпочечниково-яичниковой системы (ГГНЯС) [1,4,6], которые после секторальной резекции молочных желез не исчезают, а продолжают персистировать [4-7] и являются факторами развития доброкачественных и злокачественных заболеваний молочных желез [2]. В связи с этим следует изыскивать методы, воздействующие на все патогенетические звенья УФМ, которые могли бы отвечать требованиям митигированной терапии [5,6]. Таким требованиям отвечает трансцеребральная интерференцтерапия (ТЦИ), положительно влияющая на коррекцию функциональных нарушений ЛРК и ГГНЯС [3,7].

Цель нашей работы – изучить влияние ТЦИ в ранней послеоперационной реабилитации нейроэндокринных нарушений у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез.

В связи с этим под нашим наблюдением находилось 40 больных в возрасте 22-45 лет (в среднем 31,3±1,8 лет), перенесших секторальную резекцию молочных желез по поводу фиброаденоматоза (диагноз верифицирован гистологически). Всем больным проводили определение массо-ростового индекса (МРИ), трансвагинальное эхосканирование датчиком частотой 5 мГц с помощью аппарата «Aloka SSD-200G» (Япония), электроэнцефалографию (ЭЭГ), тесты функциональной диагностики (ТФД), определение концентрации в крови фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), лютеинизирующего гормона (ЛГ), пролактина (ПРЛ), тиреотропного гормона (ТТГ) с использованием тест-наборов «Иммунотек» (Чехия), эстрадиола (Е2), прогестерона (П), тестостерона (Т) и кортизола (К) набором фирмы СП «Белорис» (Беларусь). Концентрацию в крови ФСГ, ЛГ, ПРЛ, ТТГ, К, Е2 определяли на 5-7, П – на 20-22 дни менструального цикла.

Контрольную группу составили 20 здоровых женщин репродуктивного возраста с двухфазным менструальным циклом.

Патология щитовидной железы исключена эндокринологом на основании клинического обследования и нормального содержания в крови ТТГ. Проведенные исследования на онкомаркер молочной железы (СА-15-3) и раково-эмбриональный антиген (РЭА) показали их нормативные числовые значения.

Инфекционный индекс у больных составил 4,3±0,5 (норма – 2,5±0,5), морбидный – 4,2±0,3 (норма – 2,2±0,2), что превышает общепопуляционные данные. Средний возраст менархе у 27 (67,5%) больных был выше (14,8±0,3 лет) по сравнению со среднепопуляционными данными (13,1±0,7 лет). У 6 (15%) пациенток отмечены нарушения в становлении менструальной функции в виде нерегулярных менструаций в течение 1-2 лет, у 5 (12,5%) - ювенильных маточных кровотечений, у 6 (15%) – гипоменореи, у 9 (22,5%) - гиперполименореи, у 8 (20%) – альгодисменореи. Таким образом, данные о наступлении и становлении менструальной функции позволяют предположить у 29 (72,5%) пациенток той или иной степени врожденную или приобретенную несостоятельность ГГЯНС или нарушение нормального созревания ее структур в пре- и пубертатном периоде.

МРИ в среднем составил 23,6±0,4, что не отличается от нормативных показателей (22,8±0,1, р>0,05). У всех пациенток выявлено симметричное развитие молочных желез, соответствующее 3-5 степеням развития по Таннеру.

При трансвагинальном эхосонографическом исследовании у 21 (52,5%) больной УФМ выявлен спаечный процесс в малом тазу, у 17 (42,5%) - хронический сальпингоофорит, у 9 (22,5%) – хронический эндометрит, у 11 (27,5%) – варикозное расширение вен малого таза.

Через 1 месяц после секторальной резекции молочных желез всем больным проведена ТЦИ. ТЦИ проводили по методу электросна на аппарате «Hereodinator-728» (Siemens) частотой 200 Гц по лобно-затылочной методике, сила тока дозировалась по ощущениям и составила в среднем 2,5 мА. Процедуры проводились длительностью 15 минут, 5 раз в неделю, на курс 12 процедур. Под влиянием ТЦИ наступила нормализация менструальной функции у 16 (47,1%) из 34 больных: из них у 8 (53,3%) из 15 исчезла альгодисменорея, у 4 (44,4%) из 9 – полименорея, у 3 (30%) из 10 – олигоменорея, у 3 (42,9%) из 7 – предменструальный и у 1 (33,3%) из 3 – гипоменструальный синдром.

ЭЭГ исследования показали, что после ТЦИ явления дизритмии исчезли у 12 (60%) из 20 больных, нерегулярный альфа-ритм - у 1 (11,1%) из 9, бета-ритм – у 2 (33,3%) из 6, пароксизмы медленных волн - у 5 (50%) из 10, острые волны – у 4 (57,1%) из 7, межполушарная асимметрия – у 6 (33,3%) из 18, высокая степень реактивности – у 12 (57,1%) из 21, низкая степень реактивности – у 3 (60%) из 5, регулярный альфа-ритм и средняя степень реактивности восстановились у 15 (42,9%) из 35 больных.

По ТФД до лечения у 14 (35%) больных выявлен двухфазный менструальный цикл, у 17 (42,5%) – недостаточность лютеиновой фазы (НЛФ), у 9 (22,5%) - ановуляция.

После ТЦИ по ТФД двухфазный менструальный цикл не претерпевал изменений. У 10 (58,8%) из 17 больных с НЛФ после лечения выявлен двухфазный менструальный цикл, у 7 (41,2%) - НЛФ. У 2 (22,2%) из 9 больных с ановуляцией после лечения выявлен двухфазный менструальный цикл, у 4 (44,4%) – НЛФ, у 3 (30%) - ановуляция. Таким образом, после ТЦИ овуляторный менструальный цикл восстановился у 12 (46,2%) из 26 больных с нарушением менструального цикла.

Влияние ТЦИ на концентрацию ЛГ и ФСГ в сыворотке крови в послеоперационный период у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез, представлено в табл. 1.

Таблица 1. Влияние интерференцтерапии на концентрацию ЛГ, ФСГ и ПРЛ в крови в послеоперационный период у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Таблица 1. Влияние интерференцтерапии на концентрацию ЛГ, ФСГ и ПРЛ в крови в послеоперационный период у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Из табл. 1 следует, что после ТЦИ концентрация ФСГ в крови снизилась на 3,3%, не достигая нормы (р<0,05), концентрация ЛГ - увеличилась на 13,6%, достигая нормы (р>0,05), концентрация ПРЛ - снизилась на 22,9%, достигая нормы (р<0,05). Пролактинсинтезирующая функция гипофиза под влиянием ТЦИ нормализовалась у 14 (56%) из 25 больных, у которых до лечения наблюдалась функциональная гиперпролактинемия, лютеинизирующая функция нормализовалась у 14 (53,8%) из 26, у которых до лечения концентрация ЛГ была пониженной, фолликулостимулирующая функция нормализовалась у 8 (34,8%) из 23, у которых до лечения концентрация ФСГ была повышенной.

Влияние ТЦИ на концентрацию ЛГ и ФСГ в крови в зависимости от функциональной активности яичников в послеоперационном периоде у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез, представлено в табл. 2.

Таблица 2. Влияние интерференцтерапии на концентрацию ЛГ и ФСГ в крови в зависимости от функциональной активности яичников в послеоперационном периоде у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Таблица 2. Влияние интерференцтерапии на концентрацию ЛГ и ФСГ в крови в зависимости от функциональной активности яичников в послеоперационном периоде у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Из табл. 2 следует, что после ТЦИ у больных с двухфазным менструальным циклом концентрация ФСГ и ЛГ в крови не изменяется, (р>0,05), при НЛФ – снизилась на 3%, достигая нормы (р>0,05), при ановуляции –снизилась на 3%, не достигая нормы (р<0,05).

После ТЦИ концентрация ЛГ в крови у больных с НЛФ увеличилась на 14%, достигая нормы (р>0,05), при ановуляции – повысилась на 10,4%, не достигая нормы (р<0,05). Под влиянием лечения уровень ФСГ в крови отрицательно коррелировал с уровнем ЛГ в крови (r=-0,34, р<0,01). Таким образом, у больных под влиянием ТЦИ концентрация ФСГ и ЛГ в крови при НЛФ достигает нормативных данных, концентрация ЛГ в крови при ановуляции повышается (р<0,05), а ФСГ – снижается (р>0,05), не достигая нормативных данных.

Влияние ТЦИ в послеоперационный период на концентрацию Е2 и П в крови у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез, представлено в табл. 3.

Таблица 3. Влияние интерференцтерапии на концентрацию эстрадиола и прогестерона в сыворотке крови в послеоперационный период у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Таблица 3. Влияние интерференцтерапии на концентрацию эстрадиола и прогестерона в сыворотке крови в послеоперационный период у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Из табл. 3 следует, что под влиянием ТЦИ концентрация Е2 в крови не изменяется (р>0,05), оставаясь в пределах нормы, П – достоверно повышается на 9,8%, достигая нормы (р<0,02).

Влияние ТЦИ на концентрацию Е2, П в крови в зависимости от функциональной активности яичников в послеоперационном периоде у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез, представлено в табл. 4.

Из табл. 4 видно, что под влиянием ТЦИ у больных с двухфазным менструальным циклом концентрация Е2 и П в крови не изменяется, у больных с НЛФ концентрация Е2 в крови снижается на 29%, соответствуя норме (р>0,05), П - увеличивается на 17%, соответствуя норме (р>0,05).

Таблица 4. Влияние интерференцтерапии на концентрацию стероидных гормонов в сыворотке крови в зависимости от функциональной активности яичников в послеоперационном периоде у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Таблица 4. Влияние интерференцтерапии на концентрацию стероидных гормонов в сыворотке крови в зависимости от функциональной активности яичников в послеоперационном периоде у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Под влиянием ТЦИ у больных с ановуляцией концентрация Е2 в крови увеличивается на 8,9%, не достигая нормы, П - увеличивается на 33%, не достигая нормы (р<0,05).

Таким образом, под влиянием ТЦИ эстрадиол-прогестероновые отношения нормализуются у 12 (46,2%) из 26 больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез.

Влияние ТЦИ на концентрацию К и Т в крови в послеоперационном периоде у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез, представлено в табл. 5.

Таблица 5. Влияние интерференцтерапии на концентрацию кортизола и тестостерона в крови в послеоперационном периоде у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Таблица 5. Влияние интерференцтерапии на концентрацию кортизола и тестостерона в крови в послеоперационном периоде у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Из табл. 5 следует, что после ТЦИ концентрация К в крови снижается на 15%, соответствуя норме (р>0,05), Т не изменяется и соответствует норме (р>0,05). У 15 (60%) из 25 больных с гиперкортизолемией после ТЦИ наступила нормализация концентрации К в крови.

Влияние ТЦИ на концентрацию К и Т в крови в послеоперационном периоде в зависимости от функциональной активности яичников у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез, представлено в табл. 6.

Из табл. 6 следует, что после ТЦИ у больных с двухфазным менструальным циклом концентрация К и Т не изменяются.

У больных с НЛФ концентрация К в крови снизилась на 6%, достигая нормы, Т – не отличается от нормы (р>0,05). У больных с ановуляцией концентрация К в крови снизилась на 14%, не достигая нормы (р<0,05). Т – оставалась на нормативных данных (р>0,05). При контрольной ультразвуковой маммографии у всех пациенток сразу после лечения, через 6 мес. и 12 мес. после лечения наблюдалась чёткая дифференциация тканей молочных желез. Эхографическая картина близка к нормальной и не противоречила данным объективного исследования.

Таблица 6. Влияние интерференцтерапии на концентрацию кортизола и тестостерона в крови в послеоперационном периоде в зависимости от функциональной активности яичников у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Таблица 6. Влияние интерференцтерапии на концентрацию кортизола и тестостерона в крови в послеоперационном периоде в зависимости от функциональной активности яичников у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез

Побочных явлений, ухудшения состояния, неприятных ощущений или аллергических реакций, которые явились бы показанием для прекращения курса ТЦИ, зафиксировано не было.

Проведенные исследования показывают, что ТЦИ в 47% случаев вызывает нормализацию менструальной функции, в 43% - функциональной активности ЛРК, в 46% - эстрадиол-прогестероновых отношений, в 54% - лютеинизирующей, в 35% - фолликулостимулирующей, в 56% - пролактинсинтезирующей функции гипофиза, в 60% - глюкокортикоидной функции надпочечников, в 35% - функциональной активности ГГЯНС.

Таким образом, разработанный нами терапевтический метод использования ТЦИ в послеоперационной коррекции нейрогормональных нарушений у больных, перенесших секторальную резекцию молочных желез, является профилактическим методом УФМ и доброкачественных диффузных гиперпластических процессов молочных желез.

Список использованных источников:

1. Бурдина Л.М. Клинико-рентгенологические особенности заболеваний молочных желез у гинекологических больных репродуктивного возраста с нейроэндокринной патологией: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 1993. – 42 с.

2. Дильман В.М. Эндокринологическая онкология. - Л.: Медицина, 1983. – 408 с.

3. Миорова А.Б. Интерференцтерапия в комплексном лечении больных хроническим неспецифическим сальпингоофоритом: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2003. – 150 с.

4. Наумкина Н.Г. Новые подходы к диагностике и лечению фиброзно-кистозной болезни молочной железы: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 1999. – 24 с.

5. Пак С.Г. Радонотерапия и акупунктура в ранней послеоперационной реабилитации нейрометаболических процессов у женщин, оперированных по поводу фиброаденоматоза молочных желез: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Пятигорск, 2002. – 24 с.

6. Скрипниченко К.В. Медицинская реабилитация больных, перенесших секторальную резекцию при дисгормональных заболеваниях молочных желез: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. – Волгоград, 1996. – 24 с.

7. Шикова О.В. Клинико-физиологическое обоснование радоно- и интерференцтерапии стойкого болевого синдрома у больных хроническим неспецифическим сальпингоофритом: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Пятигорск, 2007. – 24 с.