Роль цитокинов интерлейкин-6 и интерлейкин-8 в формировании системного воспаления при кандидозном вульвовагините

Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан

Актуальность проблемы. Кандидозный вульвовагинит (КВВ) – одна из болезней современной цивилизации. В настоящее время эта инфекция занимает второе место среди всех инфекций вульвы и влагалища и является одной из наиболее распространённых причин обращения лиц женского пола за медицинской помощью. В США ежегодно регистрируется 13 миллион случаев этого заболевания [2-4]. Кроме того, КВВ часто предшествует появлению серьезной патологии, включая как синехии вульвы, бесплодие, эктопированную беременность, а также приводит к снижению качества жизни, невротизации, способствует возникновению дизиммунных состояний, эндокринопатий и даже развитию неопластических процессов [5,6,8]. Патогенез КВВ сложен и недостаточно изучен. Учитывая тот факт, что штаммы Candida albicans, выделенные у больных КВВ и у носителей, существенно не различаются по ряду биохимических характеристик можно сделать заключение о ведущей роли состояния организма в развитии кандидозного вульвовагинита, а не свойств возбудителя.

Согласно современным представлениям, дисбаланс продукции цитокинов, а в частности интерлейкин-6 и интерлейкин-8 играет ключевую роль в патогенезе многих заболеваний [1,7,13]. Так, интерлейкин-6 является одним из наиболее активных цитокинов, участвующих в реализации иммунного ответа и воспалительной реакции. Источником интерлейкина-6 являются многие типы клеток: T-хелперы, моноциты-макрофаги, фибробласты, эндотелиальные клетки, кератиноциты. В качестве дифференцирующего фактора интерлейкин-6 определяет переход предшественников антигенспецифических цитотоксических T-клеток в зрелые эффекторы реакции клеточного лизиса. Дифференцирующая активность интерлейкин-6 проявляется и по отношению к В-клеткам. Не являясь индуктором пролиферации, он обеспечивает трансформацию клеток, подготовленных к синтезу антител, в активные их продуценты.

Исследования последних лет показали, что высокое содержание интерлейкина-6 позволяет рассматривать этот цитокин в качестве маркёра агрессивности течения заболевания при злокачественном новообразовании яичников. Интерлейкин-8 относится к цитокинам провоспалительного каскада, из которых он является самым ранним медиатором воспаления (хемокином). Основная роль интерлейкина-8 состоит в хемотаксическом и активирующем воздействии на нейтрофилы: в дегрануляции и стимуляции лейкоцитов, а также в усилении миграции фагоцитов в место внедрения чужеродного микроорганизма и активации ими синтеза молекул адгезии. Как и другие цитокины, интерлейкин-8 является неизменным звеном биологической мультисистемы – цитокиновой сети, необходимой организму для осуществления межклеточных взаимодействий, что является основой поддержания клеточного гомеостаза. Показано, что этот хемокин играет важную роль при различных воспалительных и инфекционных заболеваниях, например при псориазе, ревматоидном артрите, респираторном дистресс-синдроме, менингите, острых формах некротизирующего панкреатита. Считается, что определение уровня интерлейкин-8 более информативно, чем исследование уровня С-реактивного белка, для прогнозирования тяжести болезни, так как пик его концентрации наступает раньше чем у С-реактивного белка [14-16]. Таким образом, совокупность свойств интерлейкин-6 и интерлейкин-8 как факторов дифференцировки ставит их в единый ряд с наиболее важными эндогенными регуляторами иммунных и воспалительных процессов в организме [9-12].

Целью настоящей работы явилось установить патогенетическую информативность степени продукции цитокинов сыворотки крови интерлейкин-6 и интерлейкин-8 у больных КВВ для оптимизации диагностических и лечебно-профилактических мероприятий.

Материал и методы. Нами обследовано 44 девочки подросткового возраста, страдающих КВВ в возрасте от 12 до 15 лет. Верификация диагноза КВВ проводилась согласно международной классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – Международная классификация болезней, 10 пересмотр (МКБ-Х), рубрики В 37.3 и N 77.1. Диагноз кандидоза гениталий устанавливали на основании клинических и лабораторных признаков. На этапе клинического обследования проводили анализ анамнеза жизни и болезни, общий и гинекологический осмотр пациенток. Диагноз кандидоза считали подтвержденным при наличии вегетирующих форм Candida spp. (почкующихся дрожжевых клеток, псевдомицелия и/или мицелия) в окрашенных по Граму мазках со слизистых оболочек вульвы, уретры. Контрольную группу составили 20 практически здоровых лиц соответствующего возраста и пола. Определение уровня интерлейкин-6 и интерлейкин-8 в сыворотке крови проводили методом иммуноферментного анализа с использованием тест-системы для ИФА «ИФА-ИНТЕРЛЕЙКИН-6» и «ИФА-ИНТЕРЛЕЙКИН-8» (ЗАО «Вектор-Бест», Россия, 2011). Полученные данные подвергали статистической обработке на персональном компьютере Pentium-IV по программам, разработанным в пакете EXCEL с использованием библиотеки статистических функций с вычислением среднеарифметической (М), стандартной ошибки (m), критерий Стьюдента (t) с вычислением вероятности ошибки (р).

Результаты исследований. Клинические признаки включали жалобы (выделения из половых путей различного характера и интенсивности, зуд, жжение наружных половых органов, болезненность мочеиспускания) и объективные признаки заболевания (выделения из половых путей различного характера, отечность и гиперемия слизистых оболочек вульвы, уретра, кожи перианальной области). Проведенные исследования показали, что у больных КВВ в подростковом возрасте наблюдается повышение уровня интерлейкин-6 в сыворотке крови. Так, содержание цитокина интерлейкина-6 в сыворотке периферической крови у больных КВВ было достоверно повышено до 21,7±2,4 пг/мл при 9,4±1,5 пг/мл в контроле (р<0.02). Содержание интерлейкина-8 в сыворотке периферической крови у больных КВВ было также достоверно повышено до 51,2±2,1 пг/мл при 23,9±1,04 пг/мл в контроле (р<0.01).

Таблица 1. Показатели интерлейкин-6 и интерлейкин-8 больных КВВ

Таблица 1. Показатели интерлейкин-6 и интерлейкин-8 больных КВВ

Для уточнения характера продукции интерлейкин-6 и интерлейкин-8 в зависимости от состояния вагинального микроценоза, мы провели сопоставительный анализ (табл. 2). Выявлено, что у подростков, с бессимптомным кандидоносительством, имеется лишь тенденция к повышению уровня интерлейкин-6 и интерлейкин-8, составляя соответственно 16,6±1,5 пг/мл и 28,9±2,2 пг/мл в сыворотке периферической крови.У больных с острой формой кандидозного вульвовагинита, наоборот, отмечается резкое увеличение уровня продукции цитокинов интерлейкин-6 и интерлейкин-8 до 37,9±1,3 пг/мл и 53,5±1,8 пг/мл соответственно, что отражает выраженность глубины воспаления в этой группе пациенток. Представляется интересным обнаруженный факт некоторого подавления уровня продукции интерлейкин-6 и интерлейкин-8 у пациенток с хронической рецидивирующей формой вульвовагинального кандидоза, по сравнению с острой формой КВВ, что имеет важное патофизиологическое значение в патогенезе развития хронизации и рецидивирования КВВ.

Таблица 2. Показатели интерлейкин-6 и интерлейкин-8 в зависимости от состояния вагинального микроценоза

Таблица 2. Показатели интерлейкин-6 и интерлейкин-8 в зависимости от состояния вагинального микроценоза

Выводы. Таким образом, выявленные особенности продукции цитокинов интерлейкин-6 и интерлейкин-8 могут служить дополнительными и объективными критериями направленности воспалительной реакции у пациенток с различными формами кандидоинфекции влагалища (преимущественно бессимптомное кандидоносительство, острая и хронически рецидивирующие формы). Следует отметить, что изменение уровня изучаемых параметров, по-видимому, отражает состояние иммунной системы и выраженность воспалительной реакции, характерное для каждой формы кандидоинфекции влагалища.

Список использованных источников:

1. Галактионов В.Г. Иммунология. - М. Академия, 2004, 520 с.

2. Цитокины в терапии рецидивирующих вульвовагинальных кандидозов/ В. А. Закиева, И. И. Куценко, И. О. Боровиков и др.// Сб. ст. «Иммунотерапия в гинекологии». - СПб.: Новая Альтернативная Полиграфия, 2007, с. 24-25.

3. Курдина М.И. Опыт лечения вульвовагинального кандидоза// Вестник дерматологии и венерологии. 2005. № 5. С. 48–53.

4. Клинические рекомендации. Дерматовенерология/ под ред. А. А. Кубановой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 320 с.

5. Иммунотерапия инфекций, передаваемых половым путём. Учеб. пособие/ М.М. Падруль, А.А. Олина, Н.М. Пирожникова, В.М. Падруль — Пермь: ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2006. - 82с.

6. Просовецкая А.Л. Новые аспекты в лечении кандидозного вульвовагинита// Вестник дерматологии и венерологии. 2006. № 6. С. 31–33.

7. Павликова Е.П., Мерай И.А. Клиническое значение интерлейкина-6 и фактора некроза опухоли при ишемической болезни сердца// Кардиология. 2003. № 8. С. 68 - 71.

8. Серов В.Н. Особенности инфекции в акушерстве, гинекологии и перинатологии// Русский медицинский журнал. - 2006. – Т. 14, № 1. - С. 2-5.

9. Серова О.Ф., Краснопольский В.И., Туманова В.А., Зароченцева Н.В. Современный подход к профилактике вагинального кандидоза на фоне антибактериальной терапии// Вестник дерматологии и венерологии. 2005. № 4. С. 47–49.

10. Титов В.Н. Роль макрофагов в становлении воспаления, действие интерлейкина-1, интерлейкина-6 и активность гипоталамо-гипофизарной системы (обзор литературы)// Kлиническая лабораторная диагностика. 2003, №12, с. 3-12.

11. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология. - М.: Медицина. - 2000. - 432 с.

12. Yang D., Biragyn A., Hoover D.M., Lubkowski J., Oppenheim J.J. Multiple roles of antimicrobal defensins, cathelicidins and eosinophil-derived in host defense// Annu. Rev. Immunol. 2004. 22: 181–215.

13. Lebedeva T.N., Ignatieva S.M., Minina S.B. et al. Peculiarities of humoral immunity in patients with candidosis// 8-th Congress of the European Confederation of Medical Mycology. - Budapest, 2002. - P. 34.

14. Lu A.Z., Wang L.B., Zhang M.Z., Zhang X.B. Association of interleukin 8 single nucleotide polymorphisms with the susceptibility to respiratory syncytial virus infection// Zhonghua Er Ke Za Zhi. 2007 Feb;45(2):100-4. Chinese.

15. Gil-Lamaignere C., Muller F. M. Differential effects of the combination of caspofungin and terbinafine against Candida albicans, Candida dubliniensis and Candida kefyr// Int J. Antimicrob. Agents. 2004; vol. 23; № 5: 520–523.

16. Puthothu B., Krueger M., Heinze J., Forster J., Heinzmann A. Impact of IL8 and IL8-receptor alpha polymorphisms on the genetics of bronchial asthma and severe RSV infections// Clin Mol Allergy. 2006 Feb 17;4:2.