Актуальность проблемы. Медицинская литература последних лет свидетельствует о возросшем интересе к проблеме микозов в целом и кандидоза слизистых оболочек в частности. Микозы - широко распространенная группа инфекций, вызванных большим числом (более 200) видов различных патогенных и условно-патогенных грибков [1,2,5]. Одной из наиболее частых причин обращения женщин к врачу являются генитальные поражения, обусловленные дрожжеподобными грибами. В США ежегодно регистрируется 13 млн. случаев этого заболевания [3,6,10]. За последние 10 лет частота вагинального кандидоза почти удвоилась и составляет 30–45% случаев среди инфекционных поражений вульвы и влагалища, закрепляя за кандидозным вульвовагинитом второе место среди всех инфекций данной локализации после бактериального вагиноза [4,7,11,]. Кроме того, кандидозный вульвовагинит часто приводит к снижению качества жизни, невротизации, способствует возникновению дизиммунных состояний, эндокринопатий и даже развитию неопластических процессов [8,9,12,14]. Внедрение современных технологий в клиническую микробиологию позволило расширить исследования и показать, что отрицательное воздействие факторов внешней среды на микрофлору макроорганизма ведет к разнообразной патологии как воспалительного, так и невоспалительного генеза [15, 19, 20].
Несмотря на значительные успехи, достигнутые в диагностике, терапии и профилактике дисбактериозов влагалища, их частота не имеет отчетливой тенденции к снижению [13,17,21]. Последнее связано также с ростом иммунодефицитных состояний на фоне ухудшения экологической обстановки, неправильного питания, частых стрессов, бесконтрольного применения лекарственных средств, в первую очередь, антибиотиков. Чаще всего половая инфекция бывает обусловлена несколькими патогенными факторами – вирусами, микробами, грибками, простейшими, которые вызывают похожие по клиническому течению, но различные по патогенезу и методам лечения заболевания [16,18,22]. Накопившиеся вопросы явились основанием для проведения исследований, посвященных изучению вопросов распространенности кандидозного вульвовагинита в подростково-юношеском возрасте среди населения г. Ташкента для принятия соответствующих лечебно-профилактических мероприятий.
Материал и методы. Обследовано 2107 девочек подросткового возраста учащихся школ, лицеев и колледжей г. Ташкента. В пубертатном возрасте согласно схеме, утвержденной на международном симпозиуме по возрастной периодизации, выделяли подростковый (от 12 до 15 лет) и юношеский период (от 16 до 20 лет). Средний возраст обследованных лиц пубертатного возраста составил 16,8 лет. Для выявления девочек-подростков с кандидозным вульвовагинитом проводилось поэтапное обследование, которое включало: опрос по специально подготовленной анкете, позволяющей судить о наличии или отсутствии кандидозной инфекции в нижних отделах гениталий и изучить факторы риска возникновения кандидозного вульвовагинита у девочек пубертатного периода; объективный осмотр детского гинеколога; лабораторное исследование на наличие вегетирующих форм Candida spp. (почкующихся дрожжевых клеток, псевдомицелия и/или мицелия) и облигатных анаэробов в окрашенных по Граму мазках со слизистых оболочек вульвы, уретры.
Полученные данные подвергали статистической обработке на персональном компьютере Pentium-IV по программам, разработанным в пакете Excel с использованием библиотеки статистических функций с вычислением среднеарифметической (М), стандартной ошибки (m), критерий Стьюдента (t) с вычислением вероятности ошибки (р).
Результаты исследования. Проведенное нами исследование по распространенности кандидозного вульвовагинита с помощью специально разработаного вопросника позволило выделить группу лиц, имеющих симптомы генитальной инфекции, возможно обусловленные Candida spp. На основании анализа анкетных данных, была сформирована группа лиц, у которых имелись симптомы вульвовагинита в течение последних 12 мес. Клинические признаки кандидозного вульвовагинита включали жалобы (выделения из половых путей различного характера и интенсивности, зуд, жжение наружных половых органов, болезненность мочеиспускания) и объективные признаки заболевания (выделения из половых путей различного характера, отечность и гиперемия слизистых оболочек вульвы, уретра, кожи перианальной области).
По нашим данным, таких лиц было 664, что составило 31,5% от всех анкетированных девочек подростково-юношеского возраста. Характерис-тика больных кандидозным вульвовагинитом в зависимости от возраста пубертатного периода представлена также в табл. 1. Девочки - подростки составили 70,5% (468), девушки-юноши 29,5% (196). Как видно из этой таблицы, кандидозным вульвовагинитом среди девочек-подростков проживающих в исследованном регионе встречался чаще, чем среди девушек-юношей.
Таблица 1. Выявленные лица с кандидозным вульвовагинитом в подростково-юношеском возрасте
Этап лабораторного обследования подтверждался наличием вегетирующих форм Candida spp. (почкующихся дрожжевых клеток, псевдомицелия и/или мицелия) и облигатных анаэробов в окрашенных по Граму мазках со слизистых оболочек вульвы, уретры. В зависимости от концентрации дрожжеподобных грибов рода Candida и характера сопутствующей микрофлоры выделяли две формы Candida-инфекции влагалища: истинный кандидоз или моноинфекция (высокая концентрация грибов сочеталась с высокой концентрацией лактобацилл), сочетанная форма бактериального вагиноза с кандидозным вульвовагинитом (грибы вегетировали с преобладанием облигатных анаэробов).
Приведенные в табл. 2 результаты исследования показывают, что среди девочек-подростков кандидозным вульвовагинитом с различной частотой встречался кандидозной вульвовагинит как моноинфекция и на фоне бактериального вагиноза.
Таблица 2. Характеристика форм кандидозного вульвовагинита в зависимости от возраста обследованных лиц
Так, кандидозный вульвовагинит как моноинфекция у обследованных девочек–подростков встречался в 182 случаях (75,5%), у девушек-юношей в 59 случаях (24,5%). Кандидозной вульвовагинит на фоне бактериального вагиноза наблюдался у 286 (67,7%) девочек-подростков и у 137 (32,3%) обследованных девушек-юношей. Интересно отметить, что анализ зарегистрированных данных указывает на то, что кандидозным вульвовагинитом больше поражены лица в возрастном диапазоне 12-15 лет, чем возрастная группа 16-20 лет. Проведенные исследования также показали, что в подростково-юношеском возрасте кандидозной вульвовагинит протекает в большинстве случаев на фоне бактериального вагиноза.
Выводы. Таким образом, в исследованном регионе распространенность кандидозного вульвовагинита в популяции подростков находится на высоком уровне, что требует проведения лечебных и профилактических мероприятий.