Реабилитация пациенток с патологической асимметрией при сколиозе и гинекологических заболеваниях

Пятигорский государственный научно-исследовательский институт курортологии

Актуальность. При заболеваниях внутренних половых органов у женщин ряд гемодинамических нарушений и нарушений мышечно-связочного аппарата обуславливаются наличием искривлений позвоночника. Позвоночник как модель, по мнению A. White и M. Panjabi [13, 21], рассматривается как единая полужесткая стабильная конструкция. При наличии деформации позвоночника, на ее верхнее «колено» действуют сила тяжести, направленная вертикально вниз, и изгибающая сила, направленная в сторону вогнутости деформации. Суммарный вектор этих сил всегда направлен в сторону вогнутости деформации и книзу. Изгибающая сила, действующая на нижнюю точку опоры, также может быть разложена на составляющие, направленные вдоль вертикальной и горизонтальной оси. При условии, что система является стабильной, на вершину деформации должна действовать сила, направленная в сторону ее выпуклости. Конструкция является стабильной лишь в том случае, если сумма векторов сил, действующих вдоль горизонтальной оси, равна нулю. В том случае, если указанные условия не выполняются, деформация становится декомпенсированной, что ведет к смещению центра тяжести, «заваливанию» позвоночника и быстрому прогрессированию деформации.

A. White и M. Panjabi [13, 21] установили, что действующие на деформированный позвоночник сила тяжести и изгибающая сила имеют разные значения при разных по величине деформациях. При незначительных деформациях роль изгибающих сил значительно превышает роль гравитационных. По мере увеличения деформации значение гравитационного компонента начинает возрастать. Авторы также отметили, что являясь полужесткой, система при изгибе испытывает внутренне напряжение, действующее как сила сжатия на вогнутой стороне и как сила растяжения на выпуклой стороне деформации. Действие этих сил лежит в основе общебиологического принципа Heutera-Volkman'a: действующая на растущую кость ассиметричная нагрузка приводит к дистрофическим изменениям и задержке развития отделов, испытывающих избыточное давление.

По мнению других авторов на развитие деформации позвоночника оказывает влияние зависимость структуры и формы позвоночника от кровоснабжения и нагрузок [3]. Эти же авторы отмечают патологическую асимметрию в кровоснабжении позвонков при сколиозе.

Ишемия поясничного утолщения изменяет тонус тазового пояса и живота. Даже незначительная асимметрия тонуса правой и левой половины туловища и таза влечет за собой косое расположение туловища, перекос и ротацию таза. Ротационный механизм данной патологии носит системный характер, как на фоне первичного поражения центральной нервной системы в процесс вовлекаются периферические нервы, мышечная, сосудистая и костная системы [11, 16, 17].

Подвижность искривленного сегмента позвоночника крайне мала даже в молодом возрасте, а при образовании синостоза практически отсутствует, что влечет смещение внутренних органов [2, 10, 13-15].

Локомоционный акт ходьбы взаимосвязан с построением опорно-двигательного аппарата [1, 5, 8, 9, 18, 19, 20].

Другие авторы, изучая деформации, т.е. отклонения центров суставов нижних конечностей от биомеханической оси говорят о патологических условиях для функционирования суставов [18].

В настоящее время остается малоизученной проблема о взаимосвязях и взаимовлиянии асимметричной патологии позвоночника, нижних конечностей и гинекологических заболеваний [4, 6, 7, 12, 14, 20].

Цель. Определить роль патологической асимметрии при сколиозе и патологии нижних конечностей и её влияние на гинекологические органы.

Материалы и методы. Наблюдались 78 женщин со сколиозом в сочетании с гинекологическими заболеваниями, в возрасте от 19 до 40 лет. Всем больным проводилось клиническое, бимануальное гинекологическое исследование, нейро-ортопедическое обследование, магнитно-резонансная томография (МРТ) пояснично-крестцового отдела позвоночника, компьютерно-оптическая диагностика, обследование на компьютерном подоскане, рентгенологическое исследование, ультразвуковое исследование (УЗИ) гениталий, электронейромиография (ЭНМГ) в виде F-волны с нижних конечностей, допплерография сосудов малого таза.

Радонотерапию получили 78 человек, у которых наблюдались гормонозависимые заболевания и нейроэндокринные синдромы.

Пациентки первой контрольной группы (36 чел.) получали санаторно-курортное лечение: радоновые процедуры в виде ванн, гинекологических орошений и микроклизм температурой 36ºС, с экспозицией каждой процедуры 15 минут, 40-180 нКи/л, на курс 10-12 процедур. Пациентам второй основной группы (42 чел.) помимо радоновых процедур проводился комплекс лечебной физкультуры (ЛФК) по разработанной нами методике.

Для статистической обработки полученных материалов использовался пакет статистических программ для персонального компьютера «Statland». Результаты исследований вносились в базы данных, проводился математический анализ: рассчитывались критерии параметрической статистики (Стьюдента), при оценке достоверности исследований пользовались общепринятыми критериями достоверности * - р˂0,05.

Результаты исследований. Состояние наблюдаемых больных оценивалось до и после комплексного лечения (рентгенологическое исследование и МРТ после курса лечения не проводилось в связи с малым временным промежутком.

Сколиоз I степени имели 42 (53,8%) больных, сколиозом II степени страдало 31 (39,7%) женщин, у 4 (5,1%) пациенток имелся сколиоз III степени.

После курса лечения все пациентки отмечали полное исчезновение болевого синдрома в позвоночнике как вне двигательной активности, так и при движениях. Исчезли признаки утомляемости в позвоночнике, нарушений чувствительности в нижних конечностях. Отмечалось увеличение подвижности позвоночнике. При клиническом нейроортопедическом обследовании показатели улучшились: исчезла пальпаторно паравертебральная болезненность в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, увеличилась подвижность в позвоночных двигательных сегментах, увеличилась экскурсия грудной клетки при функциональных пробах.

Таблица 1. Динамика движений в позвоночнике и реберно-позвоночных сочленениях у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Таблица 1. Динамика движений в позвоночнике и реберно-позвоночных сочленениях у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Различия по группам у женщин отмечены в динамике увеличения объема движений в суставах нижних конечностей.

У женщин после проведённого лечения увеличился объём движений в тазобедренных суставах, в плоскости сгибание-разгибание на 1,0º одна конечность, на 1,47º другая конечность в контрольной группе; в основной группе пациенток увеличение составило 19,17º (р<0,05) на одной конечности и 25,01º (р<0,05) другой конечности.

Ротационные движения у взрослых больных увеличились в контрольной группе на 5,14º одна конечность, 4,84º – другая конечность; в основной группе наблюдаемых женщин увеличение ротационных движений составило 15,47º (р<0,05) одна конечность, 20,24º (р<0,05) – другая конечность.

Движения на отведение увеличились у женщин в контрольной группе на 8,89º одна конечность, на 8,43º – другая конечность; в основной группе пациенток увеличение составило 9,64º (р<0,05) на одной и 12,5º (р<0,05) на другой конечности.

Таблица 2. Динамика асимметрии объёма движений в тазобедренных суставах у взрослых больных под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Таблица 2. Динамика асимметрии объёма движений в тазобедренных суставах у взрослых больных под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Достоверно уменьшилась асимметрия между конечностями показателей объёма движений в тазобедренном суставе у женщин после курортной терапии.

Положительная динамика в увеличении объёма движений в коленных суставах отмечена в обеих группах больных, но имелись различия. После лечения у взрослых пациенток достоверно увеличился объём движений в коленном суставе только в основной группе.

Таблица 3. Динамика асимметрии объёма движений в коленных суставах у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Таблица 3. Динамика асимметрии объёма движений в коленных суставах у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

После лечения достоверно уменьшалась асимметрия между конечностями показателей объёма движений в коленных суставах только в основной группе женщин.

У женщин увеличился объём движений в голеностопном суставе и составил в контрольной группе 0º одна конечность, 7,04º – другая конечность; в основной группе увеличение составило 20,59º (р<0,05) одна конечность и 28,71º (р<0,05) другая конечность.

Таблица 4. Динамика асимметрии объёма движений в голеностопном суставе у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Таблица 4. Динамика асимметрии объёма движений в голеностопном суставе у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

У взрослых пациенток асимметрия объёма движений в голеностопном суставе после курортного лечения достоверно уменьшилась только в основной группе.

Таблица 5. Динамика локомоционного акта ходьбы у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Таблица 5. Динамика локомоционного акта ходьбы у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Патологический локомоционный акт ходьбы, выявленный у больных и связанный с патологической установкой бедра в тазобедренных суставах, деформациями, контрактурами в суставах нижних конечностей, после курса лечения улучшался только в основной группе.

При наличии у взрослых больных многокомпонентного патологического акта ходьбы после восстановительного лечения исчезал один из компонентов, а при наличии одного компонента, в частности – шаркающая походка, - эта патология нормализовалась за счет увеличения объёма движений в голеностопных суставах.

За счёт уменьшения асимметрии между конечностями, функциональное укорочение длины одной из нижних конечностей достоверно уменьшалось только в основной группе.

Таблица 6. Динамика укорочения нижней конечности у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Таблица 6. Динамика укорочения нижней конечности у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Достоверно изменились объемы мягких тканей у взрослых пациенток только в основной группе, т.е. атрофия одной из конечностей уменьшилась или исчезла.

Таблица 7. Динамика атрофии мягких тканей одной из нижних конечностях у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Таблица 7. Динамика атрофии мягких тканей одной из нижних конечностях у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Анализируя показатели F-волны с нижних конечностей у взрослых пациенток улучшение показателей отмечено в обеих группах, но достоверная положительная динамика отмечена только в основной группе больных.

Таблица 8. Динамика асимметрии показателей ЭНМГ (F-волны) с нижних конечностей у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

Таблица 8. Динамика асимметрии показателей ЭНМГ (F-волны) с нижних конечностей у женщин под влиянием радонотерапии и радонотерапии с ЛФК

При оценке динамики асимметрии показателей F-волны у женщин с нижних конечностей в сравнении, отмечено достоверное уменьшение асимметрии показателей латентности, скорости, блокировки только в основной группе больных.

Практически у всех наблюдаемых женщин исходно имело место смещение матки от средней линии. У 38 (48,7%) женщин имелся сдвиг вправо, у 21 (26,9%) пациентки – сдвиг влево, 19 (24,4%) – загиб кзади.

После лечения в контрольной группе сохранилось смещение внутренних половых органов. В основной группе больных, получавших лечебную физкультуру, нормализовалось положение матки по средней линии.

По данным допплерографии сосудов малого таза асимметрия уменьшилась также только в основной группе; в контрольной асимметрия показателей допплерометрии сосудов малого таза осталась прежней.

После санаторно-курортного лечения во всех группах отмечалось значительное уменьшение болей внизу живота, уменьшение размеров очагов поражений при бимануальном, пальпаторном и ультразвуковом исследованиях у всех наблюдаемых пациенток. Размеры матки уменьшились во всех 2-х группах при ультразвуковом исследовании улучшилась структура, подвижность матки и придатков во всех группах больных.

Выявленные нами признаки патологической асимметрии у женщин со сколиозом и гинекологическими заболеваниями систематизированы следующим образом:

- Асимметричные изменения в позвоночнике, в суставах и сегментах нижних конечностей представлены в виде деформаций, контрактур, укорочений.

- Асимметрично видоизменяется локомоционный акт ходьбы.

- Проявления дегенеративно-дистрофических изменений в позвоночнике, суставах нижних конечностей имеют асимметричный характер.

- Происходит смещение органов малого таза.

- Отмечается атрофия мягких тканей одной из нижних конечностей.

- Происходит асимметричное снижение чувствительности и рефлексов одной из нижних конечностей.

- Имеет место достоверная асимметрия показателей допплерографии сосудов малого таза.

- Отмечается достоверная асимметрия показателей F-волны с нижних конечностей.

- Создаются неблагоприятные условия для функционирования внутренних гениталий и, как следствие, усугубляется течение гинекологических заболеваний.

Заключение. У пациенток, имеющих сколиоз в сочетании с гинекологическими заболеваниями, нами выявлены признаки патологической асимметрии в позвоночнике и нижних конечностях. Патологические асимметричные изменения проявлялись в виде деформаций, контрактур, укорочений, односторонней атрофии мягких тканей нижних конечностей, асимметрии показателей F-волны, допплерографии малого таза, асимметричном проявлении дегенеративно-дистрофических изменений в позвоночнике, суставах. Патологическое асимметричное изменение локомоционного акта ходьбы и неблагоприятное перераспределение нагрузок в самом позвоночнике и конечностях, вызывало смещение органов малого таза, а также нарушало функцию внутренних гениталий и усугубляло гинекологические заболевания.

Таким образом, комплексное лечение пациенток было направлено не только на основное заболевание, но и на коррекцию патологической асимметрии опорно-двигательного аппарата и включало бальнеотерапию радоновыми ваннами с лечебной физкультурой.

Список использованных источников:

1. К биомеханическому анализу движений таза, позвоночника и работы мышц туловища при ходьбе в норме / А.С. Витензон, В.Е. Беленький. – В кн.: Протезирование и протезостроение. – Сб. тр. – М., 1972. – В.XXIV. – С.36-47.

2. Закономерности морфогенеза опорных структур позвоночника и конечностей на различных этапах онтогенеза: Межвуз. темат. сб. – Ярославль, 1983. – 142 с.

3. Кровоснабжение позвоночника и влияние на его форму изменений трофики и нагрузки: Клиническое и анатомо-инструментальное исследование / Г. А. Илизаров, А. М. Маршахов. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1981. – 224 с.

4. Функциональное тестирование в процессе физической реабилитации больных, оперированных по поводу генитального пролапса / Л.Б. Илюгина и др. // Журнал Российской ассоциации по спорт, медицине и реабилитации больных и инвалидов. - 2006. - №3 (20). - С. 38-42.

5. Клиническая биомеханика / Под ред. В.И.Филатова. – Л.: Медицина, 1980. – 200 с.

6. Патологическая биомеханика опорно-двигательного аппарата у пациенток со сколиозом и гинекологической патологией / М.М. Корянова, А.Б. Овсиенко // Врач-аспирант. – 2013. - №2.1 (57). – С.170-176.

7. Стандарты обследования больных с опущением и выпадением внутренних половых органов, осложненными недержанием / В.И.Краснопольский и др. Методические указания. - №97/144. – М/, 1998. - 18 с.

8. Менделевич И.А. Биомеханические закономерности строения и функции стопы // Биомеханика. Тр. РНИИТО. – Рига, 1975. – В.XIII. – С.414-417.

9. О некоторых рентгенологических показателях формирования тазобедренного сустава в норме и при врожденном вывихе бедра / И.И. Мирзоева, Е.С. Тихоненков // Ортопедия и травматология. – 1968. - №5. – С.10-15.

10. Мовшович И.А. Сколиоз – хирургическая анатомия и патогенез. – М.: Медицина, 1964. – 255 с.

11. Мусатова Н.М. Влияние родовой травмы нервной системы на формирование опорно-двигательного аппарата у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Саратов, 1998. – 24 с.

12. Взаимосвязь выпадения половых органов у женщин с синдромом гипермобильности суставов при дисплазии соединительной ткани / Т. Ю. Смольнова и др. // Терапевтический архив. - 2004. - Т. 76. - №11. - С. 83.

13. Вертебрология в терминах, цифрах, рисунках / Э.В. Ульрих, А.Ю. Мушкин. – СПб.: ЭЛБИ, 2006. – 186 с.

14. Влияние аномалий развития поясничного отдела позвоночника и поясничного остеохондроза на состояние тазового дна и пролапс гениталий у женщин / А.Т. Худяев, Ф.В.Нестеров, Е.Н. Щурова, З.М.Кривоногова // Гений ортопедии. - 2007. - №3. - С. 89-93.

15. Сколиоз и кифозы / В.Д. Чаклин, Е.А. Абальмасова. - М.:Медицина, 1973. – 255 с.

16. К патогенезу ротационного нарушения осанки / Т. Н. Чернова, Н. М. Мусатова, В. В. Савченко // Вертебрология – проблемы, поиски, решения. – М., 1998. – С. 70–71.

17. Нейро-ортопедические параллели у детей с родовой травмой нервной системы и ротационными нарушениями осанки / Т.Н. Чернова, Н.М. Мусатова, В.В. Савченко // Вертебрология – проблемы, поиски, решения. – М., 1998. – С. 68-69.

18. Янсон Х.А. Биомеханика нижней конечности человека. – Рига: Зинатне, 1975. – 324 с.

19. McSweeny A. A study of Femoral Torsion in Children // J.Bone Joint. Surg. – 1971. – V.53-B. – P. 90-95.

20. The Major Determinants in Normal and Pathological Gait / J.B. Saunders, V.T. Inman, H.D. Eberhart // J.Bone Joint. Surg. – 1953. – V.35-A, N 3. – P. 543-558.

21. Clinical Biomechanics of the Spine / A. A. White III, Panjabi M.M. - Phaladelphia: JB Lippincott Company. – 1978. – 350 p.