Персистенция условно-патогенной микрофлоры в полости матки как причина хронического эндометрита и несостоявшегося выкидыша

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Введение. Стабильно высокая частота несостоявшегося выкидыша (НВ) в популяции осложняется ухудшающимся не только репродуктивным, но и соматическим здоровьем женщин детородного возраста. Каждые 5 лет количество женщин, способных родить и выносить здорового ребенка, уменьшается на 20% [1]

У пациенток с отягощенным акушерским и гинекологическим анамнезом отмечается особенно высокая частота прерываний беременности по типу НБ. Вероятной причиной чего является структурно-функциональная неполноценность эндометрия в зоне имплантации в результате предшествующих выскабливаний слизистой оболочки полости матки, что способствует хронизации воспалительного процесса [2, 3, 4, 5, 6, 7].

В настоящее время существование хронического эндометрита (ХЭ) не оспоримо, в связи с чем, заболевание выделено как отдельная нозологическая единица. Распространенность ХЭ, по данным разных авторов, колеблется в очень широких пределах – от 0,2 до 66,3% [2, 6, 8, 9]. По данным В.М. Сидельниковой и соавт. морфологически верифицированный, бессимптомно протекающий ХЭ выявляется у 64% пациенток с привычным невынашиванием беременности [3].

Являясь причиной бесплодия, неудачных попыток экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), невынашивания беременности, НБ, осложненного течения беременности и родов, ХЭ приобретает не только медицинское, но и социальное значение [7, 10].

Существует мнение, что большинство ранних потерь беременности связаны с инфекционным фактором. Длительное персистирование инфекции в полости матки приводит к повреждениюрецепторного аппарата эндометрия, что в дальнейшем приводит к аномальной инвазии и повреждению трофобласта на ранних сроках гестации [4, 11].

С другой же стороны, часть зарубежных исследователей ставят под сомнение инфекционную теорию привычного невынашивания беременности, и утверждают, что воспалительная инфильтрация ворсин хориона при НВ в большинстве случаев имеет асептический̆ характер [12, 13] . В это связи анализ сопряженности количественного состава микробиоты и НВ представляет собой актуальную задачу.

Цель исследования: оценить сопряженность инфекционного фактора с НВ.

Дизайн исследования. Ретроспективное, одномоментное поперечное когортное исследование.

Материал. Проведен анализ 233 историй болезни женщин, поступивших в гинекологический стационар для оказания медицинской помощи с диагнозом О02.1. – Несостоявшийся выкидыш в сроке от 5 до 22 недель гестации.

Программа исследования включала клинико-анамнестическое, лабораторное, инструментальное обследование пациенток.

Критерии включения: возраст 18-49 лет; подтвержденный диагноз НВ; информированное добровольное согласие пациентки.

Критерии исключения: соматические заболевания тяжелой и средней степени тяжести в стадии декомпенсации; острые инфекционные заболевания любой локализации; выявленная алкогольная или наркотическая зависимость; умственная неполноценность или любые другие нарушения психического здоровья; языковый барьер, затрудняющий работу с пациенткой при проведении исследования.

Статистический анализ полученных данных осуществляли при помощи пакета программ «Statistica for Windows 6.0» Пользовались методами описательной статистики и рядом непараметрических критериев для проверки достоверности различий. Количественные показатели представляли в виде М±SD, где М – среднее значение, а SD – его среднее квадратичное отклонение. Распределение признаков оценивали при помощи критерия Колмогорова-Смирнова. Для показателей, характеризующих качественные признаки, указывали абсолютное число и относительную величину в процентах (%) [14].

Результаты исследования. Средний возраст женщин составил 32±5,7 года.

Подавляющее количество пациенток имели высшее образование (57,9%, 135/233) и работали (76%, 177/233). Больше половины из них на­ходились в зарегистрированном браке. Каждая десятая – курила до беременности, но бросила во время нее, а 7,7% (18/233) – продолжали курение табака и во время беременности.

Экстрагенитальными заболеваниями в анамнезе страдали 44,6% (104/233) пациенток, из них наиболее часто встречались хронические заболевания органов пищеварения.

Изучение акушерско-гинекологического анамнеза показало, что 76,4% (178/233) обследованных женщин имели в анамнезе гинекологические заболевания. Воспалительные заболевания придатков матки наблюдались в 6,9% (16/233) случаев, хронический эндометрит верифицирован и морфологически подтвержден у 9,4% (22/233). Данный факт является одним из специфических факторов в развитии НВ. У 40,3% (94/233) пациенток отмечалось 2 и более перенесенных гинекологических заболеваний. Среднее число нозологических форм в расчете на одну пациентку составило 1,4.

При анализе детородной функции установлено, что практически у каждой пятой (19,3%, 45/233) женщины это был уже второй случай НВ, а у 6,0% (14/233) пациенток было 3 и более НВ в анамнезе. У 12,2% (28/233) беременность наступила в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий.

Таблица 1. Акушерско-гинекологический анамнез пациенток с несостоявшимся выкидышем (n, %)

Таблица 1. Акушерско-гинекологический анамнез пациенток с несостоявшимся выкидышем (n, %)

Микробные ассоциации во влагалищной микробиоте были выявлены у каждой третьей женщины. У 6,9% (16/233) пациенток выявлен низкий титр обсемененности патологической микрофлорой. Образцы с отсутствием роста патогенной микрофлоры получены у 43,4% (101/233).

Обращает внимание высокая частота выявления Mycoplasma genitalium и микроорганизмов факультативной анаэробной группы (Gardnerella vaginalis), а также микробных ассоциаций, которые были выявлены у каждой третьей женщины.

При бактериологическом исследовании отделяемого цервикального канала, обсемененность возбудителями в 106 КОЕ/мл и более выявлена у 44,2% (103/233) женщин, причем, сочетание 2 и более возбудителей было диагностировано у 14,6% (34/233). Чаще всего состав флоры цервикального канала у пациенток носил полиморфный характер.

Таблица 2. Результаты лабораторных исследований отделяемого цервикального канала у пациенток с несостоявшимся выкидышем (n, %)

Таблица 2. Результаты лабораторных исследований отделяемого цервикального канала у пациенток с несостоявшимся выкидышем (n, %)

Результаты гистологического исследования соскоба из полости матки у 87,1% (203/233) женщин, которым было проведено опорожнение полости матки хирургическими методами (кюретаж, вакуум-аспирация) представлены в таблице 3.

Результаты гистологического исследования соскоба из полости матки у показали наличие нормальной морфологической картины у 15,3% (31/203) пациентки. Чаще всего в материале у пациенток была выявлена лейкоцитарная инфильтрация (40,9%, 83/203), реже – лимфоцитарная (5,9%, 12/203).

Таблица 3. Результаты гистологического исследования соскоба из полости матки, n/%

Таблица 3. Результаты гистологического исследования соскоба из полости матки, n/%

Изменения, характерные для хронического воспалительного процесса (лимфоцитарная инфильтрация, фиброз ворсин хориона, ворсины, замурованные в фиброид, дистрофические изменения ворсин хориона), были выявлены у 24,6% (50/203) женщин.

Изменения, характерные для острой стадии воспаления (лейкоцитарная инфильтрация, отек ворсин хориона, некроз ворсин хориона, фибриноидный некроз в зоне имплантации и наличие некротических тканей), были обнаружены у 84,7% (172/203) женщин.

Сосудистые нарушения (очаговый тромбоз сосудов, кровоизлияния различной степени давности, гиповаскуляризация ворсин хориона и неуточненные сосудистые нарушения) были выявлены у 13,8% (28/203) пациенток.

Обсуждение результатов. Был проведен факторный анализ, выделивший критерии, формирующие 3 латентных фактора, связанные с присутствием инфекций.

Первый латентный фактор описывал 20% информации, связанной с сопряженностью частных представителей микробиоты и НВ и характеризовался высокой корреляцией с внутриклеточными возбудителями.

Наиболее обсуждаемым вопросом в настоящее время является роль инфекций в генезе спонтанной потери беременности. Значимым фактором считается наличие бактериальноговагиноза (БВ). Присутствие БВ в последние 6 месяцев статистически значимо связано с самопроизвольным абортом (p<0,05), тогда как не отмечено существенной связи между БВ и повторными потерями беременности (p>0,05) [15]. Присутствие Gardnerella vaginalis выявлено лишь у 17% пациентов в настоящем исследовании, что не позволяет сделать однозначного вывода о его влиянии на НВ.

Роль других инфекций продолжает оставаться предметом дискуссий [16]. Факторный анализ позволил нам выявить сопряженность НВ с внутриклеточными возбудителями (Ureaplasma urealyticum / parvum и Mycoplasma genitalium), повышенным количеством Е. coli и E. Faecalis, а также бактерий рода Streprococcus spp.

Donders G.G.G. с соавт. утверждают, что Mycoplasma genitalium участвует в возникновении цервицита, воспалительных заболеваний органов малого таза у небеременных женщин и преждевременных родов и выкидышей у беременных, независимо от наличия одновременно других ИППП [17]. Однако Larsen B. с соавт. эту связь отрицают, в то же время, приводя несколько результатов, подчеркивающих очевидную бóльшую важность Ureaplasma urealyticum [13].

Второй – был сопряжен с повышенным количеством Е. coli и E. faecalis (описывал 19% информации). Третий латентный фактор обозначал сопряженность НВ с повышенным количеством бактерий рода Streprococcusspp. (давал описание 17% информации).

Роль Е.coli и E. Faecalis, равно как и Streprococcus spp. в генезе НВ не изучена, и работ с ними связанных, в доступных базах данных не найдено. Имеются лишь единичные сведения, свидетельствующие о возможной их роли в повышении риска преждевременных родов [18, 19].

Заключение. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о то, что присутствие условно-патогенной микрофлоры формирует латентные факторы, способствующие развитию хронического эндометрита и несостоявшегося выкидыша.

Список использованных источников:

  1. Агеева М.И. Аборт в I триместре беременности / Под ред. В.Н. Прилепской, А.А. Куземина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 224 с.
  2. Акушерство: национальное руководство / Под ред. Г.М. Савельевой, Г.Т. Сухих, В.Н. Серова, В.Е. Радзинского, И.Б. Манухина – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 1008 с. (Серия "Национальные руководства"). – ISBN 978-5-9704-4152-7.
  3. Невынашивание беременности: Руководство для практикующих врачей / В.М. Сидельникова, Г.Т. Сухих. – М.: МИА, 2011. – 534 с.
  4. Benner, M. How uterine microbiota might be responsible for a receptive, fertile endometrium. / M.Benner, G.Ferwerda, I.Joosten, R.G. van der Molen // Human Reproduction. – 2018. – Vol. 24. – №.4. – P. 393-415.
  5. Hooker, A.B. Systematic review and meta-analysis of intrauterine adhesions after miscarriage: prevalence, risk factors and long-term reproductive outcome / A.B. Hooker, M. Lemmers, A.L. Thurkow et al. // Human Reproduction. – 2014. – Vol. 20. – №2. – Р. 262–278.
  6. Marron, K. Detailed endometrial immune assessment of both normal and adverse reproductive outcome populations / K. Marron, D. Walsh, C. Harrity // Journal of Assisted Reproduction and Genetics. – 2018. [Электронныйресурс]. – URL: doi:10.1007/s10815-018-1300-8.
  7. McQueen, D.B. Pregnancy outcomes in women with chronic endometritis and recurrent pregnancy loss / D.B. McQueen, C.O.Perfetto, F.K.Hazard, R.B. Lathi // International journal of fertility & sterility. – 2015. – Vol. 104. – №4. – P. 927-931.
  8. Сухих Г.Т. Хронический эндометрит: Руководство / Г.Т. Сухих, А.В. Шуршалина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 64 с.
  9. Bouet, P.E. Chronic endometritis in women with recurrent pregnancy loss and recurrent implantation failure: prevalence and role of office hysteroscopy and immunohistochemistry in diagnosis / P.E.Bouet, H.ElHachem, E.Monceau et al. // International journal of fertility & sterility. – 2016. – Vol. 105. – №1. – P. 106-110.
  10. Тонкий эндометрий. Лечение бесплодия у женщин с гипоплазией эндометрия / К.В. Краснопольская, И.Ю. Ершова, А.А. Федорова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 112 с.
  11. Шатунова Е.П. Комплексный подход к реабилитации пациенток после прерывания беременности / Е.П. Шатунова, Д.М. Калиматова // Российский вестник акушера-гинеколога. – 2013. – №6. – С. 95-98.
  12. Rasmussen, I.S. The association between seasonal influenza-like illness cases and foetal death: a time series analysis / I.S. Rasmussen, L.H. Mortensen, T.G. Krause, A.M. Nybo Andersen // Epidemiology and Infection.– 2018. – Vol. 3. – №1. – P. 1-7.
  13. Larsen, B. Mycoplasma, Ureaplasma, and adverse pregnancy outcomes: a fresh look / B. Larsen, J. Hwang // Infectious Diseases in Obstetrics and Gynecology. – 2010. – P.1-7. Article ID: 521921. doi: 10.1155/2010/521921134
  14. Боровиков В.П. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows./ В.П. Боровиков, И.П. Боровиков // М.: Филинъ. – 1997. – С. 608.
  15. Işik, G. Bacterial vaginosis in association with spontaneous abortion and recurrent pregnancy losses./ G. Işik, Ş. Demirezen, H.G. Dönmez, M.S. Beksaç // Journal of Cytology. - 2016. – Vol. 33. – №3. – Р. 135-140.
  16. Giakoumelou, S. The role of infection in miscarriage./S.Giakoumelou, N.Wheelhouse, K. Cuschieri et al. // Human Reproduction Update. – 2015. – №22 (1). – Р. 116–133.
  17. Donders, G.G.G. Mycoplasma/Ureaplasma infection in pregnancy: to screen or not to screen / G.G.G. Donders, K. Ruban, G. Bellen, L. Petricevic // Journal of Perinatal Medicine. 2017. – Vol. 45. – №5. – Р. 505-515.
  18. Бебнева Т.Н. Риск невынашивания и недонашивания беременности у женщин с ВПЧ-инфекцией и рецидивирующими нарушениями биоценоза влагалища / Т.Н. Бебнева, Г.Б. Дикке // Акушерство и гинекология. – 2019. – №2. – С.135-142.
  19. Krzyściak, W. The pathogenicity of the Streptococcus genus /W.Krzyściak, K.K. Pluskwa, A. Jurczak, D. Kościelniak // European Journal of Clinical Microbiology & Infectious Diseases. - 2013. – Vol. 32. – №11. – Р. 1361–1376.