Возрастные и половые различия эритроцитарных, лейкоцитарных и тромбоцитарных параметров крови

Чеченский государственный университет

Актуальность. С появлением автоматических анализаторов крови актуальной стала проблема нормативных показателей крови. Референсные значения эритроцитарных, лейкоцитарных и тромбоцитарных параметров крови по данным автоматизированного анализа крови имеют широкий разброс [1-6]. Кроме того, в отличие от ручных методов гематологический анализатор рассчитывает дополнительные параметры. В некоторых случаях возможны расхождения между ручными и автоматизированными анализами [2, 7]. Поэтому для разных лабораторий важно проведение исследований крови с целью установления средних значений параметров крови, характерных для их лабораторий и региона при использовании гематологических анализаторов.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования являлось изучение эритроцитарных, лейкоцитарных и тромбоцитарных параметров у доноров крови г. Грозного в зависимости от возраста и пола с помощью гематологического анализатора.

Материалы и методы исследования. В работе были исследованы две группы из доноров крови г. Грозного, Чеченская Республика: младшая возрастная группа - 21-35 лет (зрелый возраст, первый период). В группу вошли по 5 здоровых мужчин и женщин; старшая возрастная группа - 35-60 лет (зрелый возраст, второй период). В нее также входили по 5 здоровых мужчин и женщин. Возрастные группы были сформированы согласно возрастной периодизации [1]. Средний возраст доноров: доноры младшей возрастной группы - 27±1,16, доноры старшей возрастной группы - 45±2,72. Возраст мужчин и женщин в группах: младшая возрастная группа - мужчины - 27±1,70, женщины - 26,8±1,77; старшая возрастная группа - мужчины - 44,6±4,11, женщины - 45,4±4,01.

Доноры крови относятся к заведомо здоровым испытуемым и их, как правило, привлекают для исследования нормальных показателей крови [2].

Доноры, результаты анализа которых использованы в данной работе, состояли на учете «Центральной станции переливания крови» г. Грозного и неоднократно сдавали донорскую кровь.

Гематологический анализ крови у обследуемых доноров проводили на гематологическом анализаторе Sysmex XS-1000i, производство Япония.

Количественные показатели крови у доноров обрабатывали, используя параметрический критерий Стьюдента. Определяли среднее арифметическое и среднюю ошибку - M±m.

Результаты исследования. Статистически значимые различия между возрастными группами обнаружены по количеству эритроцитов, содержанию гемоглобина и показателю гематокрита (табл. 1). Среди эритроцитарных параметров достоверные различия обнаружены по ширине распределения эритроцитов (RDW-SD). Он был выше у старшей возрастной группы (табл. 1). Этот параметр характеризует анизоцитоз эритроцитов. Следовательно, с возрастом нарастает анизоцитоз эритроцитов.

Таблица 1. Эритроцитные параметры в группах, M±m

Таблица 1. Эритроцитные параметры в группах, M±m

Примечание: здесь и далее * - статистически значимые различия по t-критерию Стьюдента.

При сравнении женщин двух возрастных групп достоверно менялся параметр RDW-CV, который характеризует анизоцитоз [7]. У мужчин двух групп достоверно изменилась только ширина распределения эритроцитов по объему (RDW-SD) (табл. 3).

Таким образом, эритроцитарные параметры в возрасте от 21 до 60 лет не имели статистически значимых различий при сравнении общих групп. По одним данным литературы в возрасте 20-49 лет гематологические показатели отличаются стабильностью [9], а по другим [3] в возрасте от 18 до 60 лет они меняются. Однако при раздельном сравнении мужчин и женщин двух возрастных периодов отдельные эритроцитарные параметры имели достоверные различия. Причем у женщин и мужчин эти параметры были разными: у мужчин достоверно увеличивается RDW-SD, а у женщин - RBC и RDW-CV. Возрастное изменение эритроцитарных параметров отмечена в работе Казаковой с соавторами [3, с. 45].

При исследовании половых различий выявлено, что общее количество эритроцитов, гематокрит и содержание гемоглобина у мужчин и женщин первого и второго периодов зрелого возраста, имели статистически значимые различия (табл. 2). Остальные эритроцитарные параметры у мужчин и женщин двух возрастных периодов не имели статистически значимых различий (табл. 2).

Таблица 2. Половые различия эритроцитарных параметров в разных группах, M±m

Таблица 2. Половые различия эритроцитарных параметров в разных группах, M±m

Все исследованные параметры красной крови при сравнении с литературными данными находились в пределах референсных границ [5, 3].

Исследования лейкоцитов. При исследовании общего количества лейкоцитов и абсолютного содержания отдельных форм лейкоцитов в крови у доноров зрелого возраста первого и второго периодов, были выявлены статистически значимые различия (табл.3). Такие параметры как WBC, LYM и EOS были достоверно выше у доноров второй возрастной группы.

Таблица 3. Общее количество лейкоцитов и абсолютное содержание разных лейкоцитов в разных возрастных группах, M±m

Таблица 3. Общее количество лейкоцитов и абсолютное содержание разных лейкоцитов в разных возрастных группах, M±m

При сравнении отдельно лиц мужского и женского пола двух возрастных групп также отмечались возрастные изменения общего количества лейкоцитов и отдельных форм лейкоцитов. Однако у лиц женского пола двух возрастных периодов общее количество лейкоцитов достоверно не отличалось, в то время как у мужчин двух групп были выявлены статистически значимые различия. Среди разных форм лейкоцитов отмечены следующие различия: у мужчин второго периода было выше абсолютное содержание лимфоцитов (табл. 7), а у женщин (табл. 3) возрастные различия отмечены по абсолютному содержанию моноцитов. Их содержание было выше во втором возрастном периоде.

Таким образом, при исследовании возрастных различий общего количества лейкоцитов и абсолютного содержания отдельных форм лейкоцитов существуют статистически значимые различия (табл. 3). При раздельном сравнении этих параметров у мужчин и женщин двух возрастных периодов также отмечаются возрастные различия (табл. 3). Причем у мужчин и женщин двух возрастных периодов различия отмечаются по разным формам лейкоцитов.

При исследовании процентного содержания отдельных форм лейкоцитов возрастных различий не выявлено как при сравнении общих групп (табл. 4), так и при раздельном сравнении мужчин (табл. 4) и женщин (табл. 4) двух возрастных периодов.

Таблица 4. Процентное содержание разных лейкоцитов у доноров в разных возрастных группах, M±m

Таблица 4. Процентное содержание разных лейкоцитов у доноров в разных возрастных группах, M±m

Таким образом, данные о достоверных возрастных различиях при сравнении абсолютного и процентного содержания отдельных форм лейкоцитов у доноров не совпадают.

При исследовании половых различий белой крови установлено, что общее содержание лейкоцитов в крови у мужчин и женщин не имело статистически значимых различий как в младшей, так и старшей возрастной группах.

При исследовании половых различий абсолютного содержания отдельных форм лейкоцитов установлено, что только в младшей группе абсолютное содержание эозинофилов было выше у мужчин, чем у женщин. Остальные формы лейкоцитов в обеих возрастных группах не имели различий.

Таблица 5. Половые различия общего количества лейкоцитов и абсолютного содержания разных лейкоцитов в разных группах, M±m

Таблица 5. Половые различия общего количества лейкоцитов и абсолютного содержания разных лейкоцитов в разных группах, M±m

Процентное содержание моноцитов и эозинофилов у мужчин было достоверно выше, чем у женщин в младшей возрастной группе, в то время как в старшей - половые различия в процентном содержании разных форм лейкоцитов отсутствовали (табл. 6).

Таблица 6. Половые различия процентного содержания разных лейкоцитов в младшей возрастной группе, M±m

Таблица 6. Половые различия процентного содержания разных лейкоцитов в младшей возрастной группе, M±m

Таким образом, отдельные лейкоцитарные параметры в двух возрастных периодах имеют достоверные возрастные различия в общих группах. У мужчин и женщин двух возрастных периодов достоверные различия отмечаются лишь по нескольким лейкоцитарным параметрам.

Количество лейкоцитарных параметров, по которым имелись статистически значимые различия, при сравнении возрастных и половых различий по абсолютному и процентному содержанию, отличается. При исследовании абсолютного содержания различия наблюдались по большему числу разных форм лейкоцитов.

Исследование тромбоцитов. При исследовании тромбоцитарных параметров в двух возрастных группах статистически значимых различий не выявлено (табл. 7).

Однако при сопоставлении мужчин первого и второго периодов зрелого возраста были выявлены статистически значимые различия. У мужчин первого периода зрелого возраста общее количество тромбоцитов и показатель тромбокрита были достоверно ниже, чем у мужчин второго периода зрелого возраста (табл. 6).

У женщин двух возрастных групп отсутствовали достоверные различия тромбоцитарных параметров (табл. 6).

Таблица 7. Показатели тромбоцитарных параметров, M±m

Таблица 7. Показатели тромбоцитарных параметров, M±m

Таким образом, в общих группах достоверные возрастные изменения тромбоцитарных параметров не выявлены. Однако между мужчинами двух возрастных периодов имеются возрастные различия, а у женщин - нет.

Общее количество тромбоцитов и показатель тромбоцитокрита у женщин и мужчин первого периода зрелого возраста имели статистически значимые половые различия. У мужчин оба показателя оказались ниже, чем у женщин. По данным работы Маянского [4] в возрасте от 18 до 60 лет средние значения общего количества тромбоцитов были выше у женщин.

По остальным исследованным тромбоцитарным параметрам достоверных половых различий не выявлено (табл. 6).

Однако иная ситуация наблюдалась у мужчин и женщин второго периода зрелого возраста (табл. 6). Ни один из исследованных тромбоцитарных параметров у женщин и мужчин не имел достоверных половых различий.

Таким образом, существуют половые различия по некоторым тромбоцитарным параметрам в возрастные периоды 21-35 лет и 35-60 лет.

Все исследованные в данной работе тромбоцитарные параметры находились в пределах нормы при сопоставлении их с референсными значениями [3, 5]. Исследованные параметры у доноров говорят о нормальном состоянии тромбоцитопоэза и системы свертывания крови у них.

Заключение. Достоверные половые различия между мужчинами и женщинами двух возрастных групп были выявлены только по общему количеству эритроцитов, гематокриту и содержанию гемоглобина. Также были получены результаты эритроцитарных параметров, которые показали, что при раздельном сравнении мужчин и женщин двух возрастных периодов имели достоверные различия. Причем у женщин и мужчин эти параметры были разными: у мужчин достоверно увеличивается RDW-SD, а у женщин - RBC и RDW-CV.

В зрелом возрасте между первым (21-35 лет) и вторым (35-60 лет) периодами по данным автоматизированного анализа крови имеют место статистически значимые возрастные и половые различия некоторых эритроцитарных, лейкоцитарных и тромбоцитарных параметров. Количество параметров крови, по которым имеются статистически значимые возрастные и половые различия, при раздельном сравнении мужчин и женщин двух возрастных периодов, может отличаться от того, которое наблюдаются при сравнении общих групп. Число разных форм лейкоцитов, по которым выявляются возрастные и половые различия при сравнении абсолютного и процентного содержания, также может различаться. Все исследованные параметры у доноров крови г. Грозного находились в пределах референсных границ. Получены средние значения показателей крови для доноров ЧР зрелого возраста первого и второго периодов для автоматического анализатора Sysmex XS-1000i. Они могут быть использованы при анализе крови у жителей Чеченской Республики указанных возрастов при работе с аналогичным гематологическим анализатором.

Список использованных источников:

  1. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. С. 520.
  2. Антонов В.С., Волков А.С. Автоматизация гематологического анализа. Интерпретация показателей гемограммы. Часть 3 // Лабораторная служба 2014. № 2. С. 6-28.
  3. Казакова М.С., Луговская С.А., Долгов В.В. Референсные значения показателей общего анализа крови взрослого работающего населения // Клиническая лабораторная диагностика. 2012. №6. С. 43-49.
  4. Маянский Н.А., Боровков, Т.В. Егорова и др. Показатели гемограммы у взрослого работающего населения // Гематология и трансфузиология. 2008. № 1. С. 21-27.
  5. Мингачева А.А., Гергель Н.И., Косов А.И. Гематологические показатели клинически здоровых лиц // Медицинский альманах. 2011. № 3 (16). С. 175-176.
  6. Овсянникова О.А., Карпеева Д.В., Осипенко М.Д. Влияние препарата «этоксидол» на количество эритробластических островков в условиях воздействия серосодержащего газа на разных этапах постнатального онтогенеза // Кубанский научный медицинский вестник. 2017. № 1. С. 99-103.
  7. Сидельникова В.И. Автоматизированные анализы крови и мочи. Москва: Триада-Х, 2008. 56с.
  8. Шур В.Ю., Овсянникова О.А., Беднов И.А., Шур Ю.В., Применение серотонина в клинической практике// Фармацевтические науки: от теории к практике Заочн. НПК с междунар. участием. 2016. С. 91-93.
  9. Щерба М.М. Физиология эритропоэза. Физиология системы крови. СПб.: Наука, 1968. С. 52-92.