Обоснование программы здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения с авторскими педагогическими технологиями

Нижегородская государственная медицинская академия

Актуальность. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка школьного возраста этой средой является образовательное учреждение, с пребыванием в котором связана значительная часть его деятельности. При этом в школьном возрасте продолжается интенсивный рост и развитие, формирование потенциала здоровья на всю жизнь [1,2].

Внедрение инновационных форм обучения связано с требованиями времени, с потребностями российского общества в качественном образовании и его доступности, с необходимостью воспитания здорового подрастающего поколения. В ряду педагогических инноваций в первую очередь необходимо отметить отказ от унификации образовательных программ и методов обучения, приоритет вариативного образования, появление новых предметов и новых педагогических технологий [5].

Другая важная отличительная черта – интенсификация учебного процесса, которая выражается в увеличении объема учебного материала и величины учебной нагрузки. Существует противоречие между возросшими требованиями школы и ухудшением состояния здоровья детей. Поэтому актуальным вопросом становится применение в современных школах новых технологий здоровьесбережения [4].

Цель исследования: разработка эффективной здоровьесберегающей образовательной модели, обеспечивающей гармоничное развитие учащихся.

Материалы и методы. Проведено исследование состояния здоровья и условий обучения школьников в Нижегородской академической авторской школе (НААШ), использующей в учебно-воспитательном процессе инновационные педагогические технологии. Изучили состояние здоровья школьников с помощью метода углубленного медицинского осмотра по унифицированной методике единой бригадой специалистов: 776 школьников в 2002 г. и 473 школьников в 2012 г.

Проведена экспертиза санитарно-гигиенического обеспечения (СГО) по двум основным разделам: оценка условий обучения и воспитания и оценка организации учебно-воспитательного режима. Изучено 49 параметров внутришкольной среды НААШ, охватывающих весь перечень требований к условиям обучения (методические указания «Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений», 2001), которые сгруппировали в блоки – критерии СГО. По каждому блоку рассчитали интегральный показатель, величина которого зависит от оценок входящих в него параметров и находится в диапазоне от 0 до 1. На основе вычисленных индексов определили СГО учреждения, что позволило выделить «уязвимые» параметры СГО с целью разработки оздоровительных профилактических мероприятий. При значении индекса от 1 до 0,9 уровень обеспечения школы в целом или по критерию оценивают как «отличный», от 0,89 до 0,68 - «хороший», от 0,67 до 0,48 - «удовлетворительный», 0,47 и менее – «неудовлетворительный».

Метод хронометражных наблюдений был использован для оценки критериев рациональной организации уроков.

Результаты исследования. Комплексная оценка состояния здоровья школьников в 2002 г. и 2012 г. показала: количество детей, имеющих нормальное физическое развитие, возросло с 60,2 % в 2002 г. до 75,4% в 2012 г., с повышенной и высокой массой тела увеличилось с 9,6 % до 12,7 %. Количество школьников со сниженной и низкой массой тела уменьшилось в 4,5 раза. Число детей с низкой длиной тела не изменилось (1,1% в 2002 г., 1,0% в 2012 г.). Количество школьников с высокой длиной тела снизилось с 9,8 % в 2002 г. до 6,5% в 2012 г.

Биологический возраст соответствовал паспортному у 70,9 % школьников в 2012 г., в 2002 г. таких детей было 71,6 %. Возросла доля школьников с опережением паспортного возраста в 1,4 раза. Снизилось количество школьников с отставанием биологического развития (с 20,4% в 2002 г. до 17,9% в 2012 г.).

Уровень хронических заболеваний (ХЗ) составил 2312,9 на 1000. Заболевания костно-мышечной системы (КМС) заняли первое ранговое место в структуре ХЗ. На втором месте – заболевания нервной системы (НС), на третьем – кожи и подкожной клетчатки, на четвертом - органов пищеварения (ЖКТ), на пятом месте - органов дыхания (рис. 1). Уровень ХЗ в 2012 г. оказался в 2 раза выше, чем в 2002 г. (1129,99 на 1000).

 

Рис. 1. Уровень хронических заболеваний, ‰.

Рис. 1. Уровень хронических заболеваний, ‰.

Уровень морфофункциональных отклонений (МФО) по сравнению с 2002 г. увеличился в 2,6 раз и составил 5510,9 на 1000 в 2012 г. Первое ранговое место в структуре МФО занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы, второе ранговое место – морфофункциональные отклонения со стороны органов пищеварения, третье – со стороны эндокринной системы (рис. 2).

 

Рис. 2. Уровень морфофункциональных отклонений, ‰.

Рис. 2. Уровень морфофункциональных отклонений, ‰.

Анализ распределения школьников по группам здоровья показал увеличение количества детей с хронической патологией (III, IV и V группы здоровья) на 20, 39% по сравнению с 2002 г. Количество детей с морфофункциональными отклонениями (II группа здоровья) снизилось в 2 раза: с 32,46% в 2002 г. до 15,0% в 2012 г. Также в данном детском коллективе отмечено отсутствие детей с I группой здоровья в 2012 г., в 2002 г. их представительство составляло 3,93% (рис. 3).

 

Рис. 3. Распределение школьников по группам здоровья, %.

Рис. 3. Распределение школьников по группам здоровья, %.

Анализ состояния здоровья детей, обучающихся в данном образовательном учреждении, выявил положительную динамику показателей физического развития школьников. В то же время отметили возрастание нозологических форм, относящихся к школьно-обусловленным болезням (соматической патологии и соответствующих морфофункциональных отклонений). Поэтому особую важность приобретает создание единой профилактической среды образовательного учреждения путем коррекции факторов СГО.

Условия в школе должны не только способствовать формированию гармонично развитой личности ребенка, но и обеспечивать сохранение и укрепление здоровья в течение всего периода обучения. Поскольку в исследуемой школе учебно-воспитательный процесс характеризуется авторским подходом, включающим высокий уровень учебной нагрузки, роль внутришкольной среды в формировании здоровья приобретает особую значимость.

Уровень СГО НААШ характеризовался значением 0,86. Наполняемость в учреждении – оптимальная. Характеризуя земельный участок НААШ, отметили низкий процент соответствия его площади нормативу, наличия и оборудования функциональных зон нормативным требованиям, что обусловило неудовлетворительную оценку этого критерия (0,27). Площадь застройки земельного участка существенно превышает гигиенический норматив. Площадь озеленения резко снижена (менее 20% от норматива). На земельном участке не соблюдается принцип рационального зонирования, отсутствует физкультурно-спортивная зона, что не позволяет проводить занятия по физическому воспитанию на открытом воздухе.

Интегральная оценка школы по своим архитектурно-планировочным решениям характеризовалась величиной 0,8. Планировка школы нестандартна. Блочно-секционный принцип не соблюдается: помещения общешкольного назначения занимают центральное положение, а учебные помещения – вокруг по периферии. При таком расположении рекреации имеют двустороннюю застройку, что, во-первых, не обеспечивает оптимальный режим проветривания и инсоляции, а во-вторых, не позволяет создать благоприятные условия для отдыха учащихся во время перемен.

Критерий, обобщающий оценку воздушно-теплового режима, водоснабжения, канализации, светового режима, выявил соответствие их допустимым нормативам на 82%.

Физическое воспитание в исследуемом учреждении оценено лишь на 0,77. Необходимость оптимизации двигательной активности в образовательном учреждении и рационального использования физкультурно-оздоровительного компонента обусловлено распространенностью гипокинезии и её негативных последствий, в том числе в выявленном росте заболеваний костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Спортивный зал размещен на 2 этаже, в непосредственной близости к учебным помещениям, занятия проводятся при закрытых окнах, нет возможности проводить сквозное проветривание. Помещение требует капитального ремонта. Уникальной особенностью НААШ является функционирование физкультурно-оздоровительного центра (ФОЦ), расположенного в отдельном блоке. Занятия по физической культуре в ФОЦе проводятся как в спортивных залах, так и в 25-ти метровом бассейне, в которых могут быть созданы оптимальные условия для организации различных форм физического воспитания: основного и факультативного обучения. Факультативное обучение является необязательным с точки зрения его организации в образовательных учреждениях, но важным в плане повышения двигательной активности детей, коррекции нарушений в их здоровье, спортивной подготовке [3].

В системе физического воспитания физкультминутки и физкультпаузы на уроках проводятся только в начальной школе, утренняя гимнастика до уроков отсутствует. Уроки на открытом воздухе в течение учебного года не проводятся, что не позволяет восполнять адекватный объем нагрузки для растущего организма в режиме учебного дня. Структурные части урока, общая и моторная плотность, прирост пульса у школьников показали несоответствие их рекомендуемым гигиеническим требованиям и свидетельствовали об отсутствии тренирующего эффекта уроков физкультуры.

Медицинское обеспечение оценено на 0,86: среди помещений медицинского назначения отсутствует самостоятельный процедурный кабинет; укомплектованность медицинскими кадрами неполная (нет стоматолога, логопеда).

Организацию учебно-воспитательного процесса для каждой ступени обучения оценили следующим образом: в I и III ступени обучения – 0,82 и 0,84 соответственно; во II – 0,9. Для I и III ступени обучения недельные нагрузки превышали допустимые на 1 и 2 ч соответственно. Фактическое распределение учебной нагрузки в 90% не соответствовало недельной динамике работоспособности. Оценка критериев рациональной организации уроков показала: плотность изученных уроков составляла от 66 % до 97% (оптимальная плотность урока 60 – 80%), большинство уроков характеризовались благоприятным психологическим микроклиматом, наличием 1 – 3 эмоциональных разрядок. На уроках использовались технические средства обучения. Правильная поза учащихся в ходе урока не контролировалась. В результате большинство уроков можно оценить как недостаточно рациональные.

Таким образом, на фоне относительного благополучия условий внутришкольной среды выявлены неблагоприятные факторы учебно-воспитательного процесса, которые являются наиболее управляемыми. В частности, гигиенически оптимальная организация урока, не требующая материальных затрат и зависящая в основном от «человеческого фактора», является одной из реальных мер здоровьесберегающей деятельности учителя в процессе обучения школьников.

В результате экспертизы показателей системы «здоровье - внутришкольная среда обитания» разработали модульные программы по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья школьников: оздоровление внутришкольной среды, упорядочение учебной нагрузки, режима дня, расписания занятий соответственно морфофункциональным и психофизиологическим особенностям, внедрение инновационных школьных и внешкольных форм организации физического воспитания с целью наиболее эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта и оздоровительного эффекта. На рис. 4 представлен алгоритм организации здоровьесберегающей деятельности.

По каждому из направлений программы разработали мероприятия, обеспечивающие организацию системной работы с мониторингом здоровьесберегающей деятельности.

 

Рис. 4. Алгоритм организации здоровьесберегающей деятельности.

Рис. 4. Алгоритм организации здоровьесберегающей деятельности.

Анализ состояния здоровья включает в себя изучение показателей здоровья учащихся в динамике с целью разработки здоровьесберегающей деятельности школы и оценки ее эффективности. На основе полученных данных - формирование компьютерной программы «Мониторинг здоровья учащихся школы».

Экспертиза внутришкольной среды - оценка уровня санитарно-гигиенического благополучия школы как фактора риска развития МФО и заболеваний у учащихся с дальнейшей разработкой мероприятий по оптимизации условий обучения.

Анализ состояния медицинской помощи реализуется на основании проведения профилактических и углубленных медицинских осмотров детей. Профилактика инфекционных заболеваний является неотъемлемым компонентом данного раздела работы. Также необходимо внедрение оздоровительно-реабилитационных и профилактических программ в образовательный процесс по ведущим МФО и заболеваниям.

Организация двигательного режима обеспечивается оптимальными программами физического воспитания школьников на основе гигиенической оценки двигательной активности учащихся при постоянном врачебном контроле.

Организация учебного процесса и режима дня предусматривает: экспертизу программ, методов, режимов обучения, оценку здоровьесберегающего потенциала и реакции организма на учебную нагрузку с целью оптимизации образовательного процесса и профилактики воздействия высоких образовательных нагрузок, а также гигиенические рекомендации по коррекции режима дня.

Оптимизация питания учащихся – это экспертиза системы школьного питания, изучение состояния фактического питания и пищевого статуса детей с использованием методики биоэлектрического импеданса для оптимизации питания коллектива учащихся в условиях школы и индивидуального питания в домашних условиях.

Формирование ценностей здоровья осуществляется с помощью образовательных, профилактических программ для школьников, родителей, педагогов, в том числе в ходе работы «Школы первоклассника», которая также включает оценку медико-психолого-педагогической готовности детей к обучению, систему мероприятий по профилактике адаптационного синдрома. Целесообразна разработка и ведение электронного Дневника здоровья школьника.

Заключение. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков требуют новых подходов в гигиенической оптимизации обучения в общеобразовательном учреждении, обеспечивающих безопасность и комфортность школьного пространства. Создание единой профилактической среды образовательного учреждения, то есть его «сертификата безопасности», формирование у школьников и педагогов действенной мотивации на ведение здорового образа жизни - необходимые условия для реализации эффективной здоровьесберегающей образовательной модели, обеспечивающей гармоничное развитие учащихся. В соответствии с представленным алгоритмом нами разработана программа здоровьесберегающей деятельности, которую мы реализуем в общеобразовательном учреждении с авторскими педагогическими технологиями в настоящее время.

Список использованных источников:

  1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
  2. Внедрение здоровьесберегающей технологии в современной школе. Методические рекомендации/ М.А.Позднякова, Е.С.Богомолова, О.А. Курсеева, А.В. Леонов. - Нижний Новгород: 2007, 44 с.
  3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 480 с.
  4. Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе// Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С.19-22.
  5. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста// Народное образование. - 2006.-№1.-С.29-33.