Вариант оценки влияния низкой физической активности на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у студентов

Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н.Бурденко

Многочисленные научные исследования свидетельствуют о пользе физической активности для здоровья. «Физическая активность содействует благополучию, сохранению физического и психического здоровья, предотвращает заболевания, улучшает социальное взаимодействие людей и качество жизни, обеспечивает экономический эффект и вносит свой вклад в устойчивое развитие окружающей среды». [1] Во всем мире наблюдается существенное снижение уровня физической активности в повседневной жизни как следствие развития технологий, урбанизации, увеличения доли «сидячего образа жизни», приверженности к передвижению на автомобилях. Напряженный стиль жизни, конкуренция, изменение семейного уклада и слабая социальная взаимосвязь также способствуют снижению физической активности. Необходимо отметить о сокращении возможностей для физически активного образа жизни и увеличения доли сидячего образа жизни во многих странах.

Низкая физическая активность является четвертой ведущей причиной смертности от хронических неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, инсульт, сахарный диабет и рак. Кроме того, недостаточная физическая активность способствует увеличению количества детей и взрослых, страдающих ожирением. Умеренная и интенсивная физическая активность обеспечивает нормальный рост и развитие детей, сокращает риск возникновения хронических заболеваний и улучшает психическое здоровье взрослых.

Низкая физическая активность является одним из самых распространенных поведенческих факторов риска у студентов [2-4,6].

Цель исследования: изучить взаимосвязь низкой физической активности и показателей дисперсионного картирования ЭКГ у студентов медицинского вуза.

Материалы и методы. В исследовании участвовало 72 студента лечебного и педиатрического факультета ВГМА им. Н.Н.Бурденко в возрасте 21–26 лет (средний возраст 22,3±0,3 года), среди них – 17 юношей и 49 девушек. Критерии включения в исследование: обучение в ВГМА им. Н. Н.Бурденко, личное согласие студентов на прохождение всех этапов исследования, случайный характер включения в исследование. При наличии на момент обследования острого или обострения хронического заболевания, студенты в исследование не включались.

Уровень физической активности определялся по результатам заполнения опросника для оценки уровня физической активности (Р.А. Потемкина) [7]. С учетом полученных результатов были сформированы две группы студентов: на момент обследования физически неактивных студентов и физически активных.

Обследование на приборе «Кардиовизор-6С» осуществляли в течение 60 сек. в покое, сразу после физической нагрузки, через 2 и 4 минуты, с оценкой показателей гемодинамики: артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), «портрета сердца», интегральных индикаторов (ИИ) «Миокард», «Ритм», «Код детализации». «Портрет сердца» в зеленом цвете или с незначительными оттенками желтого цвета, отражающий значения ИИ "Миокард" менее 15% в покое и менее 17% при физической нагрузке, «Код детализации» 0, интерпретировался, как норма. Показатель «Миокард» равный 0, трактуется, как полное отсутствие каких-либо значимых отклонений от модели идеального сердца. ИИ «Ритм» от 0 до 60% для городского жителя трактуется как отсутствие значимых отклонений от нормы и характеризует отсутствие вариабельности R-R интервалов.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы Statistica 6,0. Для выявления статистической взаимосвязи между изучаемыми данными рассчитывали коэффициент корреляции Спирмена. Различия считали достоверными при р<0,05.

Результаты. В группу № 1 физически активных студентов вошли 29 человек в возрасте 21,6±3,6 года, среди них 9 студентов мужского пола и 20 – женского. Пять респондентов этой группы занимались интенсивной физической активностью менее 3 раз в неделю (или) умеренной физической активностью менее 5 раз в неделю. Девять человек занимались умеренной физической активностью по 30 минут в день 5 дней в неделю в течение последних 1-5 месяцев. Пятнадцать респондентов первой группы занимались умеренной физической активностью по 30 минут в день 5 дней в неделю в течение последних 6 (или более) месяцев или интенсивной физической активностью 3 раза в неделю на протяжении последних 6 и более месяцев. Во вторую группу вошли студенты с низкой физической активностью в количестве 43 человек в возрасте 22,2 ± 0,2 лет, среди них 9 студентов и 34 студентки. Эти люди или не занимались интенсивной или умеренной физической активностью регулярно и не собирались начинать в ближайшие 6 месяцев, или не занимаясь интенсивной или умеренной физической активностью регулярно, думали о том, чтобы начать в ближайшие 6 месяцев или пытались начать занятия интенсивной или умеренной физической активностью, но не делали этого регулярно.

В табл. 1 представлены значения индикатора «Миокард» в покое и во время пробы с физической нагрузкой в исследуемых группах.

Таблица 1. Динамика ИИ «Миокард» в исследуемых группах во время пробы с физической нагрузкой

Таблица 1. Динамика ИИ «Миокард» в исследуемых группах во время пробы с физической нагрузкой

Как видно из табл. 1, у респондентов первой группы сразу после пробы с физической нагрузкой индекс «Миокард» повысился до 15,0±0,7%, достоверно не отличаясь от такового у студентов второй группы. В периоде восстановления индекс «Миокард» у респондентов первой группы составил 15,4±1,1% и 15,9±0,7%, через 2 и 4 минуты после нагрузки, соответственно. У респондентов второй группы, физически не активных, индикатор «Миокард» через 2 минуты после нагрузки снизился до 15,1±0,5%, а через 4 минуты – до 14,7±0,4%, приближаясь к исходному значению. Статистически достоверных отличий по значению индикатора «Миокард» на высоте физической нагрузки в исследуемых группах мы не получили.

В табл. 2 представлены значения индикатора «Ритм» в покое и во время пробы с физической нагрузкой в исследуемых группах.

Таблица 2. Динамика ИИ «Ритм» в исследуемых группах во время пробы с физической нагрузкой

Таблица 2. Динамика ИИ «Ритм» в исследуемых группах во время пробы с физической нагрузкой

Как видно из табл. 2, индикатор «Ритм» сразу после пробы с физической нагрузкой увеличился до 38,6±3,2% в группе физически активных студентов. У студентов второй группы, с низкой физической активностью ИИ «Ритм» достиг 36,5±2,2%, статистически достоверно не отличаясь от этого показателя у студентов первой группы. Через 2 и 4 минуты после пробы с физической нагрузкой ИИ «Ритм» у студентов первой группы снизился до 23,7±2,8% и 22,7±2,6%, соответственно. У обследуемых второй группы ИИ «Ритм» через 2 и 4 минуты после пробы с физической нагрузкой составил 19,5±1,7% и 19,6±2,1%, соответственно. Значения ИИ «Ритм» в исследуемых группах находились в пределах нормальных величин.

В табл. 3 представлены значения индикатора «Пульс» в покое и во время пробы с физической нагрузкой в исследуемых группах.

Таблица 3. Динамика индикатора «Пульс» в исследуемых группах во время пробы с физической нагрузкой

Таблица 3. Динамика индикатора «Пульс» в исследуемых группах во время пробы с физической нагрузкой

Величина пульса у студентов обеих групп в покое составила 71,8± 1,9 и 73,1±1,4 ударов в минуту, в первой и во второй группах, соответственно. Сразу после пробы с физической нагрузкой в первой группе студентов пульс достиг 84,3±2,0 ударов в минуту, во второй группе - 86,3±1,7 ударов в минуту. У студентов с низкой физической активностью пульс на высоте нагрузки был выше, однако, статистически недостоверно, находясь в пределах нормокардии.

Динамика индикатора «Код детализации» в группах с различным уровнем физической активности представлена в табл. 4.

Таблица 4. Динамика индикатора «Код детализации» в группах с различным уровнем физической активности

Таблица 4. Динамика индикатора «Код детализации» в группах с различным уровнем физической активности

Сначала оценивали динамику значения G9. В исследуемых группах индикатор G9 не превышал 2 как в покое, так и во время пробы с физической нагрузкой и трактовался, как умеренная асимметрия процесса возбуждения желудочков, которая может быть результатом повышения электрической активности левого желудочка. Данный индекс не колебался более 3 единиц, что оценивалось, как отсутствие изменений компенсаторных реакций миокарда. Затем оценивали динамику индексов G3, G4 и G7. Данные индикаторы также не превышали 2 единиц в исследуемых группах, что свидетельствовало об отсутствии признаков нарушения перфузии миокарда. Следующим этапом отслеживали динамику индикаторов G1 и G2. Их значения более 2, а колебания более 6 рассматривали как признак отклонений от нормы. Значения индикатора G1 в покое в первой и во второй группах составило 3,6±1,0 и 1,9±0,6, соответственно, что трактуется, как умеренные изменения процесса возбуждения предсердий в первом случае и неспецифические изменения, как вариант нормы во втором случае. Сразу после пробы с физической нагрузкой в группе физически активных студентов индикатор G1 достиг 3,0±0,8, а через 2 и 4 минуты 3,6±0,6 и 3,0±0,9 единиц, соответственно, статистически не отличаясь от значений этого индикатора в группе физически активных студентов. Индикатор G 2 в исследуемых группах в покое составил 1,5±0,4 и 1,2±0,3 единиц, соответственно, трактуясь, как неспецифические проявления, соответствующие варианту нормы. В течение пробы с физической нагрузкой достоверная динамика этого индикатора отсутствовала.

Обсуждение. В исследовании не получиено достоверных изменений индикатора «Миокард» на высоте физической нагрузки в исследуемых группах студентов, что можно объяснить недостатком анкетного метода, малым количеством выборки. Однако в обеих группах студентов изменения значения G9 сразу после пробы с физической нагрузкой трактовалось в пользу электрической гетерогенности миокарда левого желудочка, которую можно было объяснить гипоксией миокарда, более выраженной у студентов с низкой физической активностью. Данные многочисленных научных исследований доказывают влияние низкой физической активности на состояние сердечно-сосудистой системы студентов. У студентов с низкой физической активностью отмечена большая степень выраженности влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы и существенное повышение показателя двойного произведения, что отражает большее напряжение деятельности сердца. Эти данные подтверждаются выявлением в группах физически мало активных студентов гиперкинетического типа кровообращения, с частой регистрацией дезадаптивных реакций гемодинамики на функциональные пробы (около 40%) [8].

Изучение физической работоспособности у 142 мужчин-студентов с факторами риска атеросклероза, эндотелиальной дисфункцией (ЭД) и нарушенной вегетативной реактивностью (ВР) обнаружило высокие значения двойного произведения в покое и низкий уровень физической работоспособности, что косвенно указывало на снижение кислород-транспортной, «реципиентной» и максимальной аэробной возможности организма у молодых мужчин с факторами риска атеросклероза и ЭД. Выявлена связь низкой физической работоспособности с ЭД и нарушением вариабельности ритма (ВР). [9] Доказано, что ЭД у студентов с факторами риска атеросклероза лимитирует функциональный резерв энергообразования и физическую работоспособность, отражая низкий уровень их соматического здоровья.

Таким образом, требуется дальнейшее изучение влияния низкой физической активности на функциональное состояние миокарда у студентов. Необходимо проводить скрининг пациентов с оценкой уровня физической активности при каждой консультации в первичном звене здравоохранения и предоставление кратких структурированных рекомендаций с направлениями в общественные программы для пациентов с недостаточным уровнем физической активности.

Список использованных источников:

1. Комплексная программа профилактики неинфекционных заболеваний: планирование, реализация, оценка/ С.А. Бойцов, Р.Г. Оганов, Г.Я. Масленникова, А.М. Калинина, П.В. Ипатов// Профилактическая медицина, том 15, 1, 2012.

2. Кардангушева А.М., Эльдарова Л.В., Эльдаров А.А. Основные факторы риска хронических неинфекционных заболеваний у студентов; распространенность и многолетние тенденции// Клиническая медицина.-2013.-№ 2. – с. 25-28.

3. Маланюк Л.Б. Анализ факторов риска отдельных заболеваний и образа жизни мужчин 18-25 лет// Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Прикарпатский национальный университет им. В. Стефаника. – 2008. № 5. – С. 65-70.

4. Исхакова А.Т., Ситдиков Ф.Г., Кузнецова Р.Ф. Особенности функционального состояния организма юношей с различным уровнем двигательной активности// Фундаментальные исследования. 2013. № 10-3. С. 568-571.

5. Шарова Л.В., Абызова Т.В., Шаров А.В. Уровень здоровья студентов с различным режимом двигательной активности// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2010. № 6 (182). С. 127-131.

6. Петрухин И.С., Колбасников С.В., Родионов А.А., Лунина Е.Ю. Распространенность факторов риска неинфекционных заболеваний среди студентов Тверской медицинской академии// Верхневолжский медицинский журнал. 2012. Т. 10. № 3. С. 8-12.

7. Кривонос О.В., Бойцов С.А., Потемкина Р.А., Полев Б.А. Оказание медицинской помощи взрослому населению по оптимизации физической активности. Методические рекомендации. - М., 2012.

8. Усков Г.В. Анализ показателей гемодинамики у студентов с различным уровнем двигательной активности по данным импедансной реографии// Известия Челябинского научного центра УрО РАН. 2005. № 2. С. 134-138.

9. Ким В.Н., Карпов Р.С., Кривулина Г.Б., Шевелев В.М. Влияние доклинических нарушений сосудистой и вегетативной реактивности на показатели физической работоспособности у молодых мужчин с факторами риска развития атеросклероза// Российский кардиологический журнал. 2007. № 6. С. 63-67.