Динамика уровня физической подготовленности студентов в процессе обучения

Казанский государственный медицинский университет

Студенты - это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптирующаяся к комплексу факторов социального и природного окружения и вместе с тем, в силу ряда причин, подверженная высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Проблема здоровья студентов становится все более актуальной в связи с трудностями социально-экономического характера, переживаемыми в настоящее время Россией. Социальная защищенность студентов невелика, между тем как специфика возраста и учебного труда требует наличия адекватных социальных гарантий (медицинского обслуживания, полноценного питания, материального, спортивно-оздоровительного обеспечения и др.). Ослабленное чаще всего еще до вуза состояние организма и психики, экологические проблемы, недостаточное питание, невысокий в целом уровень валеологической культуры обусловливает то, что более половины студентов нездоровы, многие из них находятся в преморбидных (предболезненных) состояниях [6]. Рост заболеваемости студентов происходит на фоне снижения общего уровня их физического развития [15]. Исследования многих авторов свидетельствуют о закономерной тенденции к снижению состояния здоровья студенческой молодежи [1,6,11,10,13,15]. Одной из важных причин такого положения является недостаточная двигательная активность студентов [3,17]. Во время обучения в вузе, с переходом с курса на курс число здоровых студентов снижается в 2-3 раза, и к концу обучения в вузе многие студенты имеют те или иные хронические заболевания [8]. Это происходит в связи с резко сокращающимся временем для активного отдыха, в силу большой загруженности учебной деятельностью. В свою очередь данный факт приводит к значительному снижению физической работоспособности [5]. А это снижает эффективность учебного процесса в вузе [2,9,14], а в будущем и профессиональных функций.

Забота о здоровье студентов - приоритетная задача вузовского образования. Как заинтересованная сторона, вуз должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенческого контингента. Однако в настоящее время чаще всего эта работа носит бессистемный характер, слабо используются новые технологии оздоровления, диагностики, лечения и реабилитации, низок уровень материально-технической базы вузов [7].

Принимая во внимание вышесказанное и действуя в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи" на базе спортивно-оздоровительного комплекса Казанского государственного медицинского университета было проведено обследование студентов 1 и 4 курса.

Целью настоящего исследования явилась комплексная оценка состояния физического здоровья студентов медицинского вуза. В обследовании принимали участие студенты 1и 4 курсов, юноши и девушки от 17 до 22 лет (средний возраст составил 19,1 ±1,83), что позволило в динамике оценить изменения состояния здоровья и влияние физической культуры и спорта. Основными задачами при проведении тестирования являлось определение функционального состояния здоровья студентов, определение толерантности к физическим нагрузкам, влияние физической работоспособности на систему внешнего дыхания, состав тела.

Всем студентам проводилось исследование физической работоспособности по тесту PWC170 (PWC170- от англ. - physical work capacity, перевод символа как «физическая работоспособность».) с применением комплекса «КETTLER», определение функции внешнего дыхания (аппарат «Spiro USB», Англия), определение состава тела (импедансный анализатор состава тела «ДИАМАНТ-АИСТ», г. Санкт-Петербург).

Результаты исследования. В результате исследования физической работоспособности было выявлено заметное снижение переносимости физических нагрузок среди студентов. Тревожит тот факт, что у подавляющего большинства старшекурсников - 75,0% – 77,8%, а у девушек первого курса до 89,8% физическая работоспособность была оценена как низкая, что свидетельствует о детренированности организма. Необходимо отметить, что количество юношей первого курса с низкой физической работоспособностью достоверно ниже, чем в других исследуемых группах. Средняя физическая работоспособность выявлена среди 6,2% студентов младших курсов и лишь у 2,2% старшекурсников. Отдельно следует отметить, что от 6,8% до 25% студентов разных курсов тест с дозированной физической нагрузкой выполнить не смогли, вследствие наличия противопоказаний или же вследствие появления жалоб, ухудшения самочувствия во время прохождения теста (табл. 1).

Проведение спирографии позволило определить функциональные возможности дыхательной системы, а также выявить обструктивные и рестриктивные нарушения. Показатели жизненной емкости легких среди студентов младших и старших курсов, в основном, находились в пределах физиологической нормы и составили 93% и 95% соответственно. Однако среди студентов первого курса умеренные рестриктивные изменения были выявлены у 13,2% обследованных, а среди старшекурсников этот показатель составил 6,9%. Нарушение вентиляции по обструктивному типу у студентов младших курсов равнялся 1,06%, старшекурсников - 2,97%, причем у 1,98% обследуемых была выявлена значительная степень обструкции. Кроме того, у юношей 4 курса корреляционный анализ выявил статистическую достоверность связи между физической работоспособностью и жизненной емкостью легких (r=-0,5367, Р˂0,001).

При анализе состава тела использовался биоимпедансный метод. По измеренному электрическому сопротивлению - биоимпедансу - количественно оценивались различные составляющие тела: количество жировой и безжировой массы, количество общей жидкости, общей воды и содержание активной клеточной массы, вычислялся индекс массы тела, основной обмен веществ. Было отмечено, что большинство обследованных имело нормальный индекс массы тела. Низкий индекс массы тела встречался чаще среди студентов младших курсов.

Выявлено, что у лиц с повышенным содержанием жирового компонента наблюдалось снижение активной клеточной массы, данная особенность прослеживалась среди студентов первого курса, что согласуется с литературными данными [4]. Средний фактический показатель жирового компонента студентов первого курса составил 12,7 кг, активной клеточной массы – 34,1 кг и 15,1 кг и 37,2 кг у студентов четвёртого курса соответственно, что свидетельствует об увеличении показателей жирового компонента тела и активной клеточной массы у старшекурсников. У девушек старших курсов 75% исследуемых имели показатель жирового компонента тела выше нормы, в отличие от первокурсниц, среди которых только 50% имели избыток жирового компонента (табл. 2).

Полученные данные требуют не просто внедрения диетического питания, создания диетических залов в столовой, но и разработки концепции здорового питания [4]. Распределение индекса массы тела (ИМТ) показывает, что студент, пришедший в вузовскую столовую, должен получить сбалансированное питание с учетом нутритивного статуса – меню столовых должно учитывать студентов с избыточной массой тела и ее дефицитом, что позволит существенно повлиять на изменение ситуации в лучшую сторону.

Обнаружена корреляционная связь между физической работоспособностью и составом тела (табл. 3). Так, у юношей 4 курса, физическая работоспособность имеет высокий коэффициент корреляции (Р ˂0,001) сразу с тремя показателями – основным обменом веществ, жировой массой, активной клеточной массой. Кроме того, корреляционный анализ выявил статистическую достоверность связи с вышеназванными показателями среди девушек 1 и 4 курсов (Р˂0,001, Р˂0,05).

Таблица 1. Показатели физической работоспособности у студентов разных курсов

Таблица 1. Показатели физической работоспособности у студентов разных курсов

Таблица 2. Показатели массы тела у студентов разных курсов

Таблица 2. Показатели массы тела у студентов разных курсов

Примечание: ИМТ – индекс массы тела.

Таблица 3. Влияние компонентного состава тела на физическую работоспособность

Таблица 3. Влияние компонентного состава тела на физическую работоспособность

Примечания: *достоверность различий при Р˂0,05; ** достоверность различий при Р˂0,01; *** достоверность различий при Р ˂0,001.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Уровень физической работоспособности снижен у студентов обоего пола на 1 курсе обучения и продолжает снижаться к 4 курсу. При этом увеличивается количество студентов, не выполнивших тест, вследствие наличия противопоказаний или же вследствие появления жалоб, ухудшения самочувствия во время его прохождения.

2. Показатели жизненной емкости легких у студентов 1 и 4 курса в основном находятся в пределах физиологической нормы, однако к 4 курсу увеличивается доля студентов, имеющих обструктивные изменения.

3. У девушек, в том числе имеющих нормальный индекс массы тела, показатель жирового компонента тела выше нормы. Отмечается рост данного показателя к старшим курсам.

4. Необходимо проведение комплексного обследования студентов на всех этапах обучения и своевременная коррекция уровня физической подготовленности и функционального состояния.

Список использованных источников:

1. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физического здоровья студентов/ Д.М. Гилязитдинов, Б.Г. Акчурин// Теория и практика физической культуры . - 1996. - №1. - С. 12 - 13.

2. Горшков, А.Г. Физическое воспитание в процессе адаптации студентов первого курса: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1986. – 21 с.

3. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие/Д.Н. Давиденко, П.В. Половников, Ю.Ю. Глушков. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 32с.

4. Доклад Лечебного отдела РГМУ на Ученом Совете 12.01.09. Анализ состояния здоровья студентов и преподавателей РГМУ. - http://rsmu.ru/5173.html.

5. Дуруда А.Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток с дисфункцией системы кровообращения: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1997. – 18 с.

6. Применение проблемно - модульной технологии обучения в учебном процессе физвоспитания/ Т.Г. Коваленко, А.И. Родионов, И.В. Шаркевич// Теория и практика физ. культуры. - 1999. - №9. - С. 47-49.

7. Косолапов А.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья. - Владивосток, 2003.

8. Контроль уровня здоровья студенток специальной медицинской группы педагогического университета/ С.В. Лемаев, Л.В. Лаврова// VII Межуниверситетская науч.-метод. конф. «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». - М.: Изд-во МГУ, 2002. - С. 59-61.

9. Исследование влияния циклических упражнений аэробной производительности на развитие общей выносливости у студентов специальной медицинской группы/ А.Н. Макаров, М.Н. Алиев// ТиПФК. - №7, 1993. - С.36-38.

10. Прошляков В.Д. Физические, функциональные и психологические особенности состояния студентов специальной медицинской группы// Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2004. №4(8). - С. 32-35.

11. Сауткин М.Ф. «Здоровье» и «Физическое состояние» человека, как проблемные понятия// Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — 2005. - №1. - С. 64 - 65.

12. Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую соматическую патологию// Гигиена и санитария. - 2001. - №4. - С. 46-49.

13. Уваров, В.А. Проект «Физический статус студента России — состояние и перспективы развития»// VII Межуниверситетская науч.-метод. конф. «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». - М.: Изд-во МГУ, 2002. - С. 169 - 173.

14. Хлупина, Л.И. Роль физического воспитания в адаптации студентов к условиям вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1980. – 149 с.

15. Двигательная активность и состояние здоровья/ А.В. Чоговадзе, Г.Е Иванова// Физическая культура личности студента: сб. статей. - М.: МГУ, 1991.-С.54 — 56.

16. Шелкова, Л.Н. Адаптивное физическое воспитание студентов с последствием детского церебрального паралича на основе развития моторно-психических реакций: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - СПб., 2000-18с.4.

17. Двигательная активность студентов специальной медицинской группы/ Н.А. Шилов, А.В. Домничев// Здоровье молодежи - будущее России: матер. XI НПК, посв. 65-летию Петрозавод. гос. ун-та. - Петрозаводск, 2005.-С. 58.