Профилактика избыточной массы тела и ожирения у студентов

Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н.Бурденко

Избыточная масса тела и ожирение являются независимыми факторами риска (ФР) неинфекционных заболеваний и способствуют прогрессированию других ведущих ФР, таких как, артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, повышая риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), сахарного диабета (СД), заболеваний опорно-двигательного тракта, варикозной болезни нижних конечностей. Избыточная масса тела и ожирение встречается в студенческой среде почти в 20% случаев [7-9]. Однако, указанный поведенческий фактор риска не нарушает повседневную активность молодых людей, создавая впечатление мнимого благополучия и отсутствие или низкое стремление студентов, в том числе медицинского вуза, к своевременной его коррекции. В литературе мы не нашли информации о доклинических изменениях миокарда у студентов с избыточной массой тела и ожирением. В настоящее время в практике врача первичного звена появились новые приборы, позволяющие выявить доклинические изменения у молодых людей, считающих себя здоровыми, но имеющих такие факторы риска неинфекционных заболеваний, как избыточная масса тела и ожирение, курение, низкая физическая активность, повышенный уровень стресса, повышенная ЧСС, артериальная гипертензия [4,5]

Появление и использование в амбулаторной практике новой компьютерной системы ЭКГ-диагностики «Кардиовизор-6С» позволяет получить информацию, недоступную при традиционном визуальном анализе ЭКГ-сигнала и возможно выявить доклинические изменения в миокарде у студентов с избыточной массой тела и ожирением, что позволит повысить их настороженность в отношении своего здоровья [1, 2]

Цель исследования: выявить взаимосвязь избыточной массы тела и ожирения с показателями дисперсионного картирования ЭКГ у студентов.

Задачи исследования:

1.                             Распределить студентов на группы в зависимости от значения индекса массы тела (ИМТ).

2.                           Исследовать динамику интегральных индикаторов дисперсионного картирования ЭКГ в покое и при физической нагрузке

3.                           Определить взаимосвязь избыточной массы тела и ожирения с интегральными индикаторами дисперсионного картирования ЭКГ.

Материалы и методы: В исследовании приняло участие 72 студента лечебного и педиатрического факультета ВГМА им. Н.Н.Бурденко в возрасте 21 – 26 лет (средний возраст 21,9±0,1 лет), среди них – 18 юношей и 54 девушки. Критериями включения в исследование были: обучение в ВГМА им. Н.Н.Бурденко, личное согласие студентов на прохождение всех этапов исследования, случайный характер включения в исследование. Критерии исключения: наличие на момент обследования острого или обострения хронического заболевания. Обследование включало определение клинических данных, антропометрических и гемодинамических показателей (АД, ЧСС). Оценку «портрета сердца», интегральных показателей: «Миокард», «Ритм», «Код детализации» и изменений ЭКГ осуществляли на приборе «Кардиовизор-:6С» в покое и при физической нагрузке. Портрет сердца представляет собой «моментальный снимок», получаемый на экране дисплея как результат расчета средних дисперсионных характеристик низкоамплитудных колебаний за время ввода ЭКГ. Интегральный индикатор «Миокард» - это индекс электрофизиологических изменений миокарда, изменяющийся в относительном диапазоне от 0% до 100%. Интегральный индикатор «Ритм» отражает выраженность изменений вариабельности R-R интервалов в относительном диапазоне от 0% до 100%. Индексы «Кода детализации» дают исследователю информацию о сходстве данного портрета сердца с портретами типичных, часто встречающихся патологий. «Код детализации» включает следующие ИИ: G1 - деполяризация правого предсердия, G2 -деполяризация левого предсердия, G3 -деполяризация правого желудочка, G4 - деполяризация левого желудочка, G5 -реполяризация правого желудочка, G6 - реполяризация левого желудочка, G7 - симметрия деполяризации желудочков, G8 - внутрижелудочковые блокады, G9 - симметрия отведений (компенсаторная реакция левого желудочка).

Обследование студентов на приборе «Кардиовизор-:6С» проводили в течение 60 сек. в покое, сразу после физической нагрузки (20 приседаний), через 2 и 4 минуты, с оценкой клинической реакции респондента на физическую нагрузку, показателей гемодинамики (АД, ЧСС), «портрета сердца», интегральных показателей «Миокард», «Ритм», «Кода детализации» и изменений ЭКГ. «Портрет сердца» зеленого цвета или с незначительными оттенками желтого, отражающий значения индикаторов "Миокард" менее 15% в покое и менее 17% при физической нагрузке, «Ритм» от 0 до 60%, «Код детализации» 0, интерпретировался, как норма. За норму принимали достижение исходных значений индикатора «Миокард» через 4 минуты после нагрузки или отклонение не более 1 значения от исходного, но не выше 15%.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы Statistica 6,0. Для выявления статистической взаимосвязи между изучаемыми данными рассчитывали коэффициент корреляции Спирмена. Различия считали достоверными при р˂0,05.

Полученные результаты. В результате определения ИМТ все студенты были распределены на 3 группы. Состав групп студентов представлен в табл. 1.

Таблица 1. Состав групп студентов в зависимости от индекса массы тела

Таблица 1. Состав групп студентов в зависимости от индекса массы тела

Первая группа студентов состояла из 54 человек, средний возраст 21,9±0,1год, с нормальным ИМТ – 20,8±0,3 кг/м2. Во вторую группу вошли 14 респондентов мужского и женского пола в возрасте 22,2±0,4 лет с избыточной массой тела (ИМТ-27,0±0,4 кг/м2; р<0,05). Ожирение 1 и 2 степени было диагностировано у 4 студентов в возрасте 21,8±0,3 года. ИМТ у студентов 3 группы составил 35,3±0,6 кг/м2; р<0,05.

Несмотря на значительные различия по ИМТ, студенты второй и третьей групп, жалоб не предъявляли и чувствовали себя в повседневной жизни так же хорошо как респонденты первой группы, имеющие нормальную массу тела. Значения ИИ «Миокард» в исследуемых группах в покое не превышали нормального показателя и составили: 13,8±0,5%, 12,4±0,9% и 14,3±0,3%, в первой, второй и третьей группах респондентов соответственно. Значения ИИ «Ритм» в первой, второй и третьей группах до нагрузки составили 18,2±1,5%, 18,8±3,0%, 18,5±8,9% соответственно.

Проба с физической нагрузкой позволяет оценить вегетативное обеспечение физической нагрузки и охарактеризовать возможности гомеостаза и адаптационные резервы у обследуемых респондентов. В табл. 2 представлена динамика интегрального индикатора «Миокард» во время пробы с физической нагрузкой.

Таблица 2. Динамика интегрального индикатора «Миокард» во время пробы с физической нагрузкой

Таблица 2. Динамика интегрального индикатора «Миокард» во время пробы с физической нагрузкой

Примечание: здесь и далее * - р<0,05, ИИ – интегральный индикатор.

Интегральный индикатор «Миокард» в первой группе сразу после нагрузки достиг 14,8±0,6%, не превышая 17%. Во время периода восстановления, через 2 и 4 минуты после нагрузки, интегральный индикатор «Миокард» увеличился до 15,3±0,7% и 15,6±0,5% соответственно, отличаясь от исходного значения более чем на 1%. У студентов с избыточной массой тела интегральный индикатор «Миокард» на высоте нагрузки, через 2 и 4 минуты после нагрузки составил 14,7±1,0%, 13,7±0,6% и 13,8±0,7% соответственно, не отклоняясь от исходного значения более, чем на 1 %. Респонденты третьей группы, имеющие ожирение I и II степени продемонстрировали худшие показатели. В этой группе интегральный индикатор «Миокард» на высоте нагрузки имел значение 17,3±1,3% (р<0,05), через 2 минуты после нагрузки индекс электрофизиологических изменений миокарда увеличился до 18,0±2,5% (р<0,05), через 4 минуты достиг 15,0±0,4%, не отклоняясь от исходного показателя более чем на 1%. В табл. 3 представлена динамика интегрального индикатора «Ритм» во время пробы с физической нагрузкой.

Таблица 3. Динамика интегрального индикатора «Ритм» во время пробы с физической нагрузкой

Таблица 3. Динамика интегрального индикатора «Ритм» во время пробы с физической нагрузкой

Интегральный индикатор «Ритм», отражающий выраженность изменений вариабельности R-R интервалов, в исследуемых группах в покое и в течение пробы с физической нагрузкой колебался в пределах нормальных значений, однако, максимальный показатель на высоте нагрузки 46,5±5,5% (р<0,05) был зарегистрирован у студентов третьей группы.

В табл. 4 содержится динамика интегрального индикатора «Код детализации» во время пробы с физической нагрузкой в исследуемых группах.

Таблица 4. Динамика интегрального индикатора «Код детализации» во время пробы с физической нагрузкой в исследуемых группах

Таблица 4. Динамика интегрального индикатора «Код детализации» во время пробы с физической нагрузкой в исследуемых группах

Из табл. 4 видно, что статистически достоверные различия между первой и третьей группами были зарегистрированы по ИИ G3 сразу после нагрузки и через 2 минуты после нагрузки, по ИИ G4 сразу после нагрузки и по ИИ G6 через 2 минуты после нагрузки. ИИ G3 характеризует деполяризацию правого желудочка. У студентов с ожирением ИИ G3 сразу после нагрузки достиг значения 6,0±5,0% (р<0,05), которое отражает изменения процесса возбуждения правого желудочка с доминированием в правых отделах с признаками гипоксии и повышения электрической активности правого желудочка. Через 2 минуты после пробы с физической нагрузкой ИИ G3 в этой же группе студентов медицинского вуза достиг цифры 5,3±5,3% (р<0,05), которое трактуется как небольшая асинхронность в возбуждении желудочков: левый желудочек отстает по фазе деполяризации от правого. Статистически достоверные отличия у студентов 3 группы были зарегистрированы и по ИИ G6, который через 2 минуты после пробы с физической нагрузкой достиг значения 1,7±1,7% (р<0,05), отражающее изменения реполяризации отдельных участков миокарда левого желудочка с вероятными признаками гипоксии миокарда.

С учетом данных представленных в таблице 4 можно отметить, что у студентов первой группы отклонений от нормы по ИИ G3 и G6, характеризующим деполяризацию правого желудочка и реполяризацию левого желудочка соответственно выявлено не было.

У студентов первой группы в ходе пробы с физической нагрузкой ИИ «Миокард» на высоте нагрузки не превышал 17%, а через 4 минуты после пробы с физической нагрузкой в основном не превышал 15%, показатели дисперсионного картирования ЭКГ – «Ритм» и «Код детализации» значимых отклонений от нормы не имели. Следовательно, состояние группы студентов медицинского вуза с нормальным ИМТ, можно было расценить как хорошее. Проба с физической нагрузкой у студентов этой группы не выявила доклинических функциональных изменений миокарда. Во второй группе студентов ИИ «Миокард», «Ритм» и «Код детализации» как на высоте нагрузки, так и в периоде восстановления также не превышал 17%. По-видимому, можно думать о том, что у студентов с избыточной массой тела также не было зарегистрировано доклинических изменений миокарда в ходе нашего исследования.

У студентов с ожирением ИИ «Миокард» сразу после физической нагрузкой достигал и превышал 17%, статистически отличаясь от показателей студентов первых двух групп, а через 2 минуты после пробы с физической нагрузкой был на уровне 18%, превышая нормальные колебания этого показателя. В «Коде детализации» были отмечены значимые отклонения от нормы по уровню ИИ G3, G4, G6, отражающих деполяризацию правого желудочка, левого желудочка и реполяризацию левого желудочка соответственно. Следовательно, можно думать, что проба с физической нагрузкой у студентов третьей группы выявила доклинические изменения в работе миокарда в виде его электрической гетерогенности. Считается, что метод дисперсионного картирования ЭКГ чувствителен, но неспецифичен в отношении факторов воздействия на миокард и причин нарушений микроальтернационных характеристик [10]. Показатели дисперсионного картирования ЭКГ служат отражением, в первую очередь, метаболических нарушений, возникающих в результате изменения коронарной микроциркуляции, микрососудистой резистентности и коллатерального кровообращения. Следовательно, электрическая нестабильность миокарда у студентов связана с нарушением метаболизма сердечных клеток.

Полученные данные позволят повысить внимание студентов к своему здоровью, т.к. наглядно демонстрируют отрицательное влияние ожирения на функциональное состояние миокарда у студентов.

Выводы

1. У студентов медицинского вуза с избыточной массой тела проба с физической нагрузкой не выявила доклинических изменений миокарда.

2. У студентов медицинского вуза с ожирением во время пробы с физической нагрузкой была зарегистрирована электрическая гетерогенность миокарда левого и правого желудочков сердца.

Список использованных источников:

1.        Иванов Г.Г., Сулла А.С. Метод дисперсионного картирования ЭКГ в клинической практике. – М., 2008. – 42 с.

2.      Кардиоваскулярная профилактика. Национальные рекомендации Комитета экспертов Всероссийского научного общества кардиологов// Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2011; 10(6) (Приложение 2). 64 с.

3.      Комплексная программа профилактики неинфекционных заболеваний: планирование, реализация, оценка/ С.А. Бойцов, Р.Г. Оганов, Г.Я. Масленникова, А.М. Калинина, П.В. Ипатов// Профилактическая медицина, т. 15, 1, 2012; приложение.

4.     Кузнецова С.Ю., Ещерекоева Е.Б., Дворников В.Е., Александрова М.Р. и др. Дисперсионное картирование в донозологической диагностике// Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Медицина. – 2011. - № 1. – С. 159-161.

5.      Рябов А.А., Петренок М.И., Мартыненко Б.Б. Опыт применения компьютерного скрининг-анализатора Кардиовизор-06С в клинической практике// Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2008. – Т.11. - № 1. – С. 12-13.

6.      Рябыкина Г.В., Сула А.С. Использование прибора «Кардиовизор-06С» для скрининговых исследований. Метод дисперсионного картирования. Пособие для врачей. - М.: РКНП Минздрава РФ, 2008. – 81с.

7.      Камышанский О.А., Игнатова С.Т., Тренева Г.О., Щенятская И.В., Рябов А.А., Лазебник Л.Б. Распространенность некоторых факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний среди студентов в зависимости от пола и уровня артериального давления// Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2008. - Т.7.-№3. - С. 83-88.

8.      Алимбекова П.Р., Павленко О.А. Заболеваемость эндокринной патологией среди студенческой молодежи Томска по данным обращаемости// Сибирский медицинский журнал. - 2011. - Т.26.-№ 4-2. - С. 196-201.

9.      Palatini P., Julius S.Heart rate and cardiovascular risc// J Hypertens. – 1997. – Vol.15. – P.3-17.

10.   Иванов Г.Г., Сулла А.С. Возможности метода дисперсионного картирования в клинической практике (обзор литературы). – М., 2007.