Анализ влияния антропогенных факторов риска на респираторное здоровье населения молодого возраста г. Челябинска

Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

Челябинск является промышленным городом, в черте Челябинской области располагается почти 400 предприятий, среди которых 30 крупнейших производств черных и цветных металлов, десятки теплоэлектростанций. [1]. Органы дыхания, как наиболее открытая система организма, испытывают значительное влияние комплекса неблагоприятных факторов внешней среды, что может приводить к их структурным и функциональным повреждениям [2]. Ухудшение экологической ситуации и техногенная нагрузка, климатические условия играют заметную роль в увеличении распространенности хронических заболеваний органов дыхания. В 2003 году было показано, что мировое сообщество в настоящее время имеет наибольшую генерацию молодых людей, известную с момента существования человека [3]. Около двух третей случаев преждевременной смерти и одна треть общего бремени болезней у взрослых людей связаны с условиями и формами поведения, которые берут начало в молодом возрасте [4]. Таким образом, тенденция к увеличению распространенности болезней органов дыхания среди населения, особенно молодого, поздняя их диагностика, а также отсутствие эффективной общепринятой системы профилактики обусловливают актуальность проблемы их раннего выявления и всестороннего совершенствования профилактики [5].

Материалы и методы. Проведено комплексное одномоментное клинико-функциональное обследование 1454 человек молодого возраста (согласно современной классификации ВОЗ – от 18 до 44 лет) на базе областного пульмонологического центра ГБУЗ ОКБ №4 г. Челябинска. Респонденты из прикрепленного населения поликлиники методом случайного отбора приглашались в пульмонологический центр, где проводился запланированный объем исследования. Респондентам предлагалось заполнение анкеты, которая включала в себя паспортную часть, демографические данные, сведения об образовании, специальности. Неблагоприятными производственными факторами считалось воздействие запыленности, загазованности помещений, химических ирритантов и переохлаждение. Также анкетирование предполагало ответы на наличие респираторных симптомов – кашля, экспекторации мокроты и одышки. Все респонденты проходили двухэтапное углубленное функциональное обследование. Для исследования функции внешнего дыхания использовался спирограф Microlab (Англия). Оценка параметров объема форсированного выдоха за 1-ю секунду (ОФВ1), и отношения ОФВ1/ФЖЕЛ проводилась после теста с сальбутамолом в дозе 400 мкг. С целью более углубленного обследования проводилась бодиплетизмография на аппарате «Master Screen Body», Jaeger (Германия), анализировались показатели внутригрудного давления (ВГД), общей емкости легких (ОЕЛ) и остаточного объема легких (ООЛ). Статистическая обработка полученного материала осуществлялась с использованием пакета статистических программ – Statistica 10. Использовались методы вариационной статистики: определялись критерий Стьюдента, Манна-Уитни и точный критерий Фишера при различных уровнях значимости (р). Достоверными считались результаты при р ≤ 0,05.

Результаты и обсуждение. В соответствии с целью работы проведен анализ распространенности факторов риска на рабочем месте. Все опрошенные лица были разделены на группы в зависимости от половой принадлежности и наличию воздействия производственных неблагоприятных агентов (рис. 1). Так, в первую группу (34,8% от общего числа обследованных) вошли мужчины, отметившие в анкете наличие того или иного промышленного фактора (n=507), группу 2 (13,8%) составили мужчины, не имеющие данного риска (n =201), группа 3 (19,3%) – женщины с производственными вредностями (n =201) и четвертая группа (32,1%) – женщины без патогенных воздействий на рабочем месте

Рис. 1. Частота встречаемости факторов риска на рабочем месте (n=279).

Рис. 1. Частота встречаемости факторов риска на рабочем месте (n=279).

Все лица в сформированных группах были сопоставимы по возрасту. При анализе частоты курения выявлено, что распространенность употребления табака не имела достоверных различий внутри групп мужчин и женщин соответственно (62,5% в группе 1, 57,3% в группе 2 и 21,9% в группе 3 и 20,1% в группе 4), что исключает дополнительное влияние на респираторную систему обследованных лиц.

В табл. 1 представлена распространенность основных респираторных жалоб, сопровождающих заболевания легких. Так, оказалось, что мужчины группы 1 чаще жаловались на наличие мокротовыделения (24,2%) и одышку (12,0%), чем лица из группы 2, в которой экспекторацию мокроты отметили 16,4%, а одышку – 6,9%. Кашель встречался в обеих группах без статистически значимых различий. Среди женщин, имеющих контакт с аэрополлютантами, достоверно чаще встречался кашель (в 15,8% против 10,1% в группе 4) и продукция мокроты (12,5% против 6,6%), тогда как одышка отмечалась в обеих группах одинаково часто.

Таблица 1. Частота респираторных симптомов в исследуемых группах

Таблица 1. Частота респираторных симптомов в исследуемых группах

Примечание: * - ƿ≤0,002 – при сравнении показателей внутри гендерных групп.

При проведении спирометрии в целом во всех группах, суммарные показатели оказались в пределах референсных значений, без статистически значимых различий между группами. Так, уровень ОФВ1 в группе 1 составил 95,9±15,1%, в группе 2 – 97,4±15,3%, среди женщин – 99,7±13,9% и 100,9±13,9% соответственно в 3 и 4 группах. На рисунке 2 представлены результаты анализа частоты встречаемости обструктивных нарушений, выявленных методом спирометрии, в исследуемых группах. Снижение объема форсированного вдоха за первую секунду ниже 80% зарегистрировано у 11,6% мужчин, имеющих на работе те или иные факторы риска, тогда как среди мужчин 2 группы данное отклонение зафиксировано лишь у 6,9% (ƿ≤0,05). Также статистически значимо чаще отмечались обструктивные нарушения при сравнении лиц мужского и женского пола из групп с неблагоприятными воздействиями на рабочем месте. При сравнении процентного соотношения снижения ОФВ1 среди респондентов групп 2 и 4 выявлены достоверные различия, что, возможно, обусловлено большей частотой курения у мужчин.

Что касается второго показателя, характеризующего наличие обструктивных нарушений – ОФВ1/ФЖЕЛ – как среди мужчин, так и среди женщин снижение данного показателя встречалось в сопоставимом проценте случаев – 8,3% и 9,4% соответственно в первой и второй группах и 2,9% и 2,4% у респондентов женского пола. Статистически значимые различия были получены при сравнении исследуемых групп по полу – среди мужчин снижение отношения ОФВ1/ФЖЕЛ встречалось чаще, что, аналогично параметру ОФВ1, может быть обусловлено большей частотой курения среди мужской популяции.

Рис. 2. Частота снижения спирометрических показателей в исследуемых группах: * - ƿ≤0,001 – при сравнении показателей групп 1 и 2; ** - ƿ≤0,001 – при сравнении показателей групп 1 и 3; *** - ƿ≤0,005 – при сравнении показателей 2 и 4 .

Рис. 2. Частота снижения спирометрических показателей в исследуемых группах: * - ƿ≤0,001 – при сравнении показателей групп 1 и 2; ** - ƿ≤0,001 – при сравнении показателей групп 1 и 3; *** - ƿ≤0,005 – при сравнении показателей 2 и 4 .

С целью углубленной диагностики проведено бодиплетизмографическое исследование. Показатели внутригрудного давления и общей емкости легких соответствовали нормальным значениям и статистически значимо не отличались между собой в исследуемых группах. Так, в группе мужчин с факторами риска ВГД составил 107, 2±27,4%, а ОЕЛ – 101,5±12,2%, в группе мужчин без факторов риска – 98,9±25,5%, ОЕЛ – 96,1±13,8%. Среди женщин данные показатели также не имели достоверных различий – ВГД – 105,6±24,3%, ОЕЛ – 106,4±13,6% в группе 3 и ВГД – 98,8±25,4% и ОЕЛ 100,8±15,5% соответственно в группе женщин без факторов риска. Однако, при анализе остаточного объема легких получено статистически значимое повышение ООЛ до 117,1±12,2% у мужчин первой группы относительно 82,9±9,8% в группе мужчин без факторов риска и 107,8±13,7% против 86,6±9,9% соответственно у женщин. Хотя, аналогично с показателями, полученными при проведении спирографии, ООЛ находится в пределах референсных значений в обеих группах, выявленная достоверная разница в сторону увеличения данного критерия у респондентов обоего пола с факторами риска может свидетельствовать о формировании патологического процесса в мелких дыхательных путях. Частота выявления повышения показателей выше референсного уровня представлена на рис. 3.

Рис. 3. Частота снижения бодиплетизмографических показателей в исследуемых группах: * - ƿ≤0,001 – при сравнении показателей групп 1 и 2; ** - ƿ≤0,001 – при сравнении показателей групп 3 и 4.

Рис. 3. Частота снижения бодиплетизмографических показателей в исследуемых группах: * - ƿ≤0,001 – при сравнении показателей групп 1 и 2; ** - ƿ≤0,001 – при сравнении показателей групп 3 и 4.

Учитывая значительно более высокие показатели патологических изменений остаточного объема легких при проведении бодиплетизмографии в сравнении со спирометрическими показателями, был проведен анализ выявления отклонения показателей от референсных значений различными методами (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительный анализ выявления отклонения показателей от референсных значений методами спирографии и бодиплетизмографии

Таблица 2. Сравнительный анализ выявления отклонения показателей от референсных значений методами спирографии и бодиплетизмографии

Примечание: * - ƿ≤0,001 – при сравнении показателей внутри групп получены в группах обоего пола, работающих в контакте с производственными аэрополлютантами и в группе женщин без факторов риска на рабочем месте.

Самое высокое расхождение в выявлении нарушений функции внешнего дыхания отмечено среди женщин 3 группы, среди которых частота превышения ООЛ нормальных значений оказалась в 6,4 раза больше, чем зарегистрированное снижение ОФВ1. Также аналогичная зависимость показана для групп 1 и 4 – в 4,0 и 4,6 раз соответственно (ƿ≤0,05). Среди мужчин без профессионального контакта частота отклонений спирографических и бодиплетизмографических показателей от нормальных значений оказалась сопоставима и не имела достоверных различий.

Заключение

1. Среди населения молодого возраста крупного промышленного города 34,8% мужчин и 19,3% женщин испытывают воздействие неблагоприятных факторов риска развития заболеваний органов дыхания на рабочем месте.

2. Лица, подвергающиеся контакту с аэрополлютантами, чаще имеют респираторные жалобы вне зависимости от половой принадлежности.

3. Бодиплетизмография является более чувствительным методом для выявления обструктивных нарушений среди населения молодого возраста, имеющих факторы риска бронхолегочной патологии.

Список использованных источников:

1. Концептуальные основы региональной политики в сфере охраны окружающей среды / С.М. Абдуллаев, О.А. Магазов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – №6. – С.21-31.

2. Медицинская социология / М.Т. Луценко, В.А. Труфакин. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2006. – 346 с.

3. Гасанова, Б.М. Результаты исследования параметров внешнего дыхания у девушек-подростков с хроническим бронхитом и бронхиальной астмой // Вестник новых медицинских технологий. – 2009. – Т. XVI, №1. – С.62-63.

4. Проблемы хронических бронхолегочных заболеваний у подростков / Е.С. Трунцова, Г.Р. Сагитова, Э.А. Хасьянов // Вестник современной клинической медицины. – 2009. – Т. 2, вып. 3. – С.37-39.

5. Second-hand smoke and chronic bronchitis in Taiwanese women: a health-care based study / C.-F. Wu, N.-H. Feng, I.-W. Chong et al. // BMC Public Health. – 2010. – Vol. 10, №44. – P. 1-10.