Клинико-статистическая взаимосвязь неврологической патологии и функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта в неонатальном периоде

Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко

Введение. Патологическая гастроэзофагеальная регургитация с кислотно-пептическим повреждением слизистой оболочки пищевода, развитием рефлюкс-эзофагита и возможной аспирацией желудочного содержимого формируется у детей с задержкой внутриутробного развития, рожденных преждевременно, перенесших хроническую антенатальную или острую интранатальную гипоксию с развитием церебральной ишемии и геморрагического поражения головного мозга, при наличии натальной травмы шейного отдела позвоночника (ШОП), лактазной недостаточности и генетической предрасположенности к несостоятельности антирефлюксного механизма [1-5].

Основополагающим фактором в развитии гастроинтестинальных дисфункций и микроаспирации желудочного содержимого является патология центральной нервной системы (ЦНС), сопровождающаяся вегетативной дисрегуляцией активности желудочно-кишечного тракта и органическим или функциональным поражением рефлекторной дуги, ответственной за защитные реакции верхних и нижних дыхательных путей, препятствующих микроаспирации [6, 7].

Натальная травма ШОП с компрессией позвоночных артерий и патологическими изменениями гемодинамики в вертербробазилярном бассейне приводит к циркуляторной гипоксии в области ядер блуждающего нерва, иннервирующего пищевод, что вызывает нарушение его моторики. В клинической картине помимо гастроэзофагеального рефлюкса (ГЭР) присутствует вертебральная цервикальная симптоматика, такая как болевой синдром, сопровождающий пассивные движения в ШОП, кривошея и др., а при проведении рентгенологического исследования выявляется спондилолистез, подвывих в суставе Крювелье. На фоне церебральной дисциркуляции, обусловленной натальной травмой ШОП, развивается дисфункция вегетативной нервной системы (ВНС), с нарушением моторно-секреторных процессов на всем протяжении желудочно-кишечного тракта и развитием как дискинезии пищевода и снижения сократительной активности нижнего пищеводного сфинктера, приводящих к ГЭР, так и кардио-, пилоро-, дуоденоспазма, дуоденогастрального рефлюкса, нарушения перистальтики кишечника, гипо- или гиперацидности желудочного содержимого [8].

Характер влияния церебральной ишемии, геморрагического, инфекционно-токсического, травматического поражения ЦНС на функциональную активность желудочно-кишечного тракта широко обсуждается в современной отечественной и зарубежной литературе. Установлено, что более 50% детей с перинатальной патологией ЦНС имеют различные нарушения со стороны пищеварительной системы, представленные, главным образом, дискинезиями моторно-сфинктерного аппарата и клинически проявляющимися упорными срыгиваниями и рвотой [1, 9, 10]. Ведущую патогенетическую роль во взаимосвязи перинатальной патологии ЦНС и дисфункции системы органов пищеварения, а иногда и развитии органической патологии гастродуоденальной зоны, играет вегетативный дисбаланс. В связи с диффузным характером поражения нейрональных структур при действии данных факторов, на фоне нарушения корково-подкорковых взаимодействий, развивается системный дисбаланс в деятельности вегетативных центров. Дисфункции ВНС способствует также геморрагическое поражение головного мозга, так внутрижелудочковые кровоизлияния (ВЖК) приводят к ликвородинамическим нарушениям и, в последующем, к формированию гипертензионно-гидроцефального синдрома с компрессионным воздействием на церебральные структуры [11, 12].

Материалы и методы. В исследование было включено 276 детей в возрасте от 1 дня до 4 месяцев жизни, находившихся на искусственной вентиляции легких в неонатальном периоде.

В исследуемой совокупности детей проводилась верификация микроаспирации желудочного содержимого посредством выделения пепсина в трахеобронхиальном аспирате (ТБА) методом гель-фильтрации на сефадексах, с определением активности пепсина по Ансону и Мирскому в модификации М.П. Черникова по величине экстинкции (десятичный логарифм отношения интенсивности световых потоков до и после прохождения ими светопоглощающего слоя, прямо пропорциональна активности пепсина) – патент № 2480753 [13].

В зависимости от уровня активности пепсина все пациенты были подразделены на следующие группы.

Первую группу составили 44 ребенка с экстинкцией в ТБА от 0,3 до 0,8: 23 доношенных ребенка (подгруппа 1А) и 21 ребенок, рожденный преждевременно (подгруппа 1В) в 35-37 недель гестации.

Вторая группа включала 185 детей с экстинкцией в ТБА от 0,8 до 1,2: 77 доношенных детей (подгруппа 2А) и 108 недоношенных (подгруппа 2В) со сроками гестации при рождении 34-32 недели (56 детей) и 31-29 недель (52 ребенка).

В третью группу вошли 47 младенцев с экстинкцией в ТБА от 1,2 до 1,7, родившихся преждевременно со сроком гестации менее 29 недель.

В структуру ежедневного клинического наблюдения входила оценка общего состояния, функциональной активности всех систем органов, в том числе желудочно-кишечного тракта, определение динамики неврологического статуса.

Нейросонографическое исследование проводилось аппаратом Voluson 730 General Electric с использованием датчиков с частотой 3,5-5,5 МГц.

Помимо лабораторной верификации микроаспирации желудочного содержимого, на фоне энтерального вскармливания или с момента начала энтерального питания (у детей, получавших парентеральное введение нутриентов) проводилась интструментальная диагностика гастроинтестинальных моторно-эвакуаторных нарушений, представленная ультразвуковым исследованием (УЗИ) желудка с оценкой функционального состояния его кардиального и пилорического отделов. Наличие гастроэзофагеальной и/или дуоденогастральной регургитации получало ультразвуковое подтверждение при проведении соответствующего исследования в момент кормления.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы «Statistica 6» (USA, 2001).

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный корреляционный анализ выявил наличие взаимосвязи различной степени выраженности между характером функциональных нарушений гастроинтестинальной системы и неврологической семиотикой в исследуемой совокупности детей. Так, в 1 группе имели место следующие коэффициенты корреляции, отражающие меру зависимости и направление взаимосвязи между вышеуказанными группами нозологических форм (табл. 1).

Таблица 1. Корреляция (r) функциональных нарушений гастроинтестинального тракта и неврологической патологии в 1 группе (n=44), р<0,003

Таблица 1. Корреляция (r) функциональных нарушений гастроинтестинального тракта и неврологической патологии в 1 группе (n=44), р<0,003

Примечание: здесь и далее ЦИ – церебральная ишемия, СУ – синдром угнетения, СГ – синдром гипервозбудимости, СВЧГ – синдром внутричерепной гипертензии, ПВЛ – перивентрикулярная лейкомаляция.

Гастроэзофагеальная регургитация характеризовалась сильной прямой взаимосвязью с церебральной ишемией в обеих подгруппах, причем в подгруппе 1А была выявлена наибольшая зависимость гастроэзофагеальной и дуоденогастральной регургитации от наличия такого клинического проявления гипоксического поражения ЦНС как синдром гипервозбудимости, тогда как в подгруппе 1В более значимым явился синдром угнетения. Геморрагическое поражение головного мозга и гипертензионный синдром также имели сильную прямую зависимость с моторными нарушениями верхних отделов гастроинтестинального тракта, наиболее выраженную в подгруппе 1В.

В обеих подгруппах 2 группы имела место сильная прямая корреляция моторно-эвакуаторных дисфункций верхних отделов желудочно-кишечного тракта и церебральной ишемии, сопровождающейся синдромом угнетения ЦНС, при этом в подгруппе 2А отмечено снижение выраженности взаимосвязи синдрома гипервозбудимости ЦНС (отличавшегося высокими коэффициентами корреляции с гастроэзофагеальной и дуоденогастральной регургитацией в подгруппе 1А) и функциональной патологии гастроинтестинальной системы. В целом, 2 группа характеризовалась нарастанием интенсивности взаимосвязи неврологической патологии и дисфункций желудочно-кишечного тракта, что обусловлено увеличением тяжести гипоксического, ишемического, геморрагического поражения ЦНС с более выраженными дисрегуляторными влияниями на функциональную активность гастроинтестинального тракта (табл. 2).

Таблица 2. Корреляция (r) функциональной патологии гастроинтестинального тракта и характера неврологической патологии во 2 группе (n=185), р<0,002

Таблица 2. Корреляция (r) функциональной патологии гастроинтестинального тракта и характера неврологической патологии во 2 группе (n=185), р<0,002

Таблица 3. Корреляция (r) функциональной патологии гастроинтестинального тракта и характера неврологической патологии в 3 группе (n=47), р<0,002

Таблица 3. Корреляция (r) функциональной патологии гастроинтестинального тракта и характера неврологической патологии в 3 группе (n=47), р<0,002

Согласно результатам статистического анализа, представленного в табл. 3, в 3 группе имела место сильная прямая корреляция между функциональной патологией верхних отделов желудочно-кишечного тракта и неврологической патологией, представленной церебральной ишемией с синдромом угнетения и геморрагическим поражением ЦНС с последующим развитием гипертензионного синдрома. Нарушение перистальтической активности нижних отделов гастроинтестинальной системы характеризовались наиболее сильной корреляцией с церебральной ишемией и синдромом угнетения ЦНС, сопровождающимся, в основном проценте случаев, вегето-висцеральными дисфункциями с нарушением сократительной активности кишечника по гипомоторному типу. Сопоставляя полученные данные с результатами в 1 и 2 группах, следует отметить, что у детей, рожденных в сроке гестации менее 29 недель, сила корреляционной зависимости неврологической и гастроинтестинальной патологии была максимальной.

Выводы

1. Гастроэзофагеальная регургитация характеризовалась сильной прямой взаимосвязью с церебральной ишемией у всех пациентов.

2. Доношенные дети подгруппы 1А имели наибольшую зависимость гастроэзофагеальной и дуоденогастральной регургитации от наличия такого клинического проявления гипоксического поражения ЦНС как синдром гипервозбудимости, тогда как для доношенных детей подгруппы 2В и пациентов, рожденных преждевременно, более значимым явился синдром угнетения.

3. Отмечено нарастание силы корреляционной зависимости всех видов гастроинтастинальных дисфункций и неврологической патологии по мере снижения срока гестации.

4. У детей, рожденных в сроке гестации менее 29 недель, сила корреляционной зависимости неврологической и гастроинтестинальной патологии была максимальной.

Список использованных источников:

1. Нарушения моторной функции пищеварительного тракта у детей с отягощенным перинатальным анамнезом и их коррекция / И.В. Лежнина, И.Л. Гайворонская, П.Д. Кайсин // Современные проблемы профилактической педиатрии: матер. VIII конгр. педиатров России. - М., 2003. - С. 198.

2. Gastroesophageal reflux in infants < 32 weeks gestational age at birth: lack of relationship to chronic lung disease / E. Akinola, T.S. Rosenkrantz, M. Pappagallo, K. McKay, N. Hussain // Am J. Perinatol. – 2004. – V. 21 (2). – P. 57-62.

3. Persistent wheezing and gastroesophageal reflux in infants / N.S. Eid, R.W. Shepherd, M.A. Thomson // Pediatr. Pulmonol. - 1994. - V. 18. - №1. - P. 3944.

4. Gastric emptying and gastroesophageal reflux in preterm infants / A.K. Ewer, G.M. Durbin, M.E. Morgan, I.W. Booth // Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed. – 1996. – V. 75(2). – P. 117–121.

5. Gastroesophageal reflux in very low birth weight infants: association with chronic lung disease and outcomes through 1 year of age / M. Fuloria, D. Hiatt, R.G. Dillard, T.M. O'Shea // J. Perinatol. – 2000. – V. 20 (4). – P. 235-239.

6. Патогенетическое и клиническое обоснование эффективности Кортексина в составе комплексной терапии дисфункций желудочно-кишечного тракта у недоношенных детей / Е.Ю. Брыксина, В.С. Брыксин // Научные ведомости Белгородского университета. – № 25(168). – Вып. 24. - С.105-113.

7. Брыксина Е.Ю. Частота развития и особенности течения бронхолегочной дисплазии у детей с микроаспирацией желудочного содержимого// Матер. Междунар. НПК «Актуальные вопросы медицины XXI века». – Уфа, 2014. – С.6-8.

8. Ратнер А.Ю. Родовые повреждения нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1985. - 326 с.

9. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, проявляющиеся синдромом рвоты и срыгиваний у детей грудного возраста / Ю.Г. Мухина, А.И. Чубарова, С.Г. Грибакин и др. // Вопр. совр. педиатрии. - 2003. - Т.2. - №1. - С. 62-66.

10. Яцык Г.В., Беляева И.А. Патогенез желудочно-кишечных расстройств у новорожденных// Современные проблемы профилактической педиатрии: Матер. YIII конгр. педиатров России. — М., 2003.-С. 440.

11. Катехоламины при вегетативной дисфункции у детей с дуоденогастральным рефлюксом / О.В. Николаева, М.Н. Ермолаев // Детская гастроэнтерология: настоящее и будущее: Матер. YII конгр. педиатров России. - М., 2002. - С. 197.

12. Хавкин А.И. Клинико-инструментальная характеристика гастро- эзофагального и дуодено-гастрального рефлюксов у детей и их связь с функциональным состоянием вегетативной нервной системы: автореф. дис. … канд. мед. наук. - М., 1989. – 26 с.

13. Почивалов А.В., Брыксина Е.Ю., Брыксин В.С., Василенко Д.Ю. Способ прогнозирования тяжести течения бронхолегочной патологии на фоне гастроэзофагеального рефлюкса у детей, находящихся на искуственной вентиляции легких. Патент на изобретение №2480753 по заявке №2012112393/15 от 02.04.2012, приоритет от 02.04.2012, МПК G 01 N 33/483. – 11с.